Руководящий документ РД 34.10.563-94 Нормы расхода моторных масел на эксплуатационные нужды стационарных дизельных электростанций.
РД 34.10.563-94
НОРМЫ РАСХОДА МОТОРНЫХ МАСЕЛ НА ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ НУЖДЫ СТАЦИОНАРНЫХ ДИЗЕЛЬНЫХ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ
Срок действия с 01.01.95
Разработано Акционерным обществом "Фирма по наладке, совершенствованию технологии и эксплуатации электростанций и сетей ОРГРЭС"
Исполнитель Д.В.Шуварин (Водно-химический цех)
Утверждено Департаментом науки и техники РАО "ЕЭС России" 25.01.94 г.
Начальник Департамента А.П.Берсенев
Настоящие Нормы распространяются на отечественные нефтяные моторные масла, применяемые в маслосистемах стационарных дизельных электростанций (СДЭ).
В настоящих Нормах приведены рекомендации по расчету годовой потребности стационарных дизельных электростанций в моторных маслах.
Нормы предназначены для инженерно-технического персонала предприятий, обслуживающего стационарные дизельные электростанции.
С выходом настоящих Норм утрачивают силу "Нормы расхода моторных масел на эксплуатационные нужды для стационарных дизельных электростанций: HP 34-70-81-85" (М.: СПО Союзтехэнерго, 1986).
1. НАЗНАЧЕНИЕ МОТОРНЫХ МАСЕЛ И ПЛАНИРОВАНИЕ ИХ ГОДОВОЙ ПОТРЕБНОСТИ
1.1. Для смазывания узлов дизелей стационарных дизельных электростанций применяются нефтяные моторные масла различных марок. Взаимное соответствие конструктивных особенностей дизелей и эксплуатационных свойств применяемых масел - важнейшее условие высокой надежности и экономичности работы дизельных электростанций.
Марки моторных масел, рекомендованные к применению в СДЭ, приведены в таблице. Использование моторных масел других марок возможно только при условии согласования их применения с заводами-изготовителями СДЭ.
Нормы часового расхода моторных масел для дизелей СДЭ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тип дизеля и его завод-изготовитель | Мощ- ность, кВт | Вмести- мость масло- системы, кг | Марка применяемого масла | Устано- вленный срок службы масла | Расход масла, кг/ч | Примечание | |||||||
|
|
|
|
| на долив | на замену | всего |
| |||||
Г-78 завод "Русский дизель" (Санкт-Петербург) | 5600 | 9050 | М-20-Г | 4000 | 13,0 | 2,30 | 15,30 | Основное | |||||
6 ЧН-2 "Русский дизель" (Санкт-Петербург) | 3650 | 5000 | М-20-Г | 1000 | 13,5 | 5,00 | 18,50 | Основное | |||||
15 Д-100 ПО им.Малышева (г.Харьков) | 1800 | 2000 | М-14-В | 250 | 8,0 | 8,00 | 16,00 | Основное | |||||
|
|
| 250 | 8,0 | 8,00 | 16,00 | Основное | ||||||
12 ЧН-26/26 | 1200 | 800 | 1500 | 3,0 | 0,55 | 3,55 | Основное | ||||||
|
|
| М-14-В | 1000 | 3,0 | 0,80 | 3,80 | Заменитель | |||||
|
|
| М-12-В (ТУ 38.001.248-76*) | 500 | 3,0 | 1,60 | 4,60 | Заменитель | |||||
| |||||||||||||
2Д-100 Коломенский тепловозостроительный завод (г.Коломна) | 1050 | 1200 | М-12-В (ТУ 38.001.248-76) | 1000 | 2,0 | 1,20 | 3,20 | Основное | |||||
|
|
| М-12-Б (ТУ 38.101.264-72) | 500 | 2,0 | 2,40 | 4,40 | Заменитель | |||||
11Д-100 ПО им.Малышева (г.Харьков) | 1000 | 1500 | М-12-В (ТУ 38.001.248-76) | 1000 | 1,8 | 1,50 | 3,30 | Основное | |||||
|
|
| М-12-Б (ТУ 38.101.264-72) | 600 | 1,8 | 2,50 | 4,30 | Заменитель | |||||
ДГ-99 "Двигатель революции" (г.Нижний Новгород) | 1000 | 1000 | М-10-В (С) | 3500 | 2,0 | 0,30 | 2,30 | Основное | |||||
|
|
| М-10-В | 3000 | 2,0 | 0,35 | 2,35 | Заменитель | |||||
ДГ-72М "Двигатель революции" (г.Нижний Новгород) | 800 | 1000 | М-10-В (С) | 3000 | 1,65 | 0,35 | 2,00 | Основное | |||||
|
|
| М-10-В | 2000 | 1,65 | 0,50 | 2,15 | Заменитель | |||||
ДГ-66 "Двигатель революции" (г.Нижний Новгород) | 660 | 1000 | М-10-В | 1500 | 1,35 | 0,65 | 2,00 | Основное | |||||
|
|
| М-12-В (ТУ 38.001.248-76) | 500 | 1,35 | 2,00 | 3,35 | Заменитель | |||||
|
|
| М-12-Б (ТУ 38.101.264-72) | 500 | 1,35 | 2,00 | 3,35 | Заменитель | |||||
ДГ-73 "Двигатель революции" (г.Нижний Новгород) | 630 | 1000 | М-10-В (С) | 3500 | 1,50 | 0,30 | 1,80 | Основное | |||||
|
|
| М-10-В | 1500 | 1,50 | 0,75 | 2,25 | Основное | |||||
ДГА-315 | 340 | 200 | 2000 | 0,80 | 0,10 | 0,9 | Основное | ||||||
|
|
| М-10-В | 1500 | 0,80 | 0,15 | 0,95 | Основное | |||||
ДГА-300 | 330 | 350 | 2000 | 0,80 | 0,15 | 0,95 | Основное | ||||||
|
|
| М-10-В | 1500 | 0,80 | 0,20 | 1,00 | Основное | |||||
Примечание. Обозначение марок моторных масел дано по ГОСТ 17479.1-85 |
1.2. Годовая потребность моторного масла для дизелей слагается из его расхода на долив, на замену и на восполнение потерь при проведении капитального ремонта.
1.2.1. Расход масла на долив возмещает его потери вследствие угара при эксплуатации дизеля.
1.2.2. Расход масла на замену осуществляется по истечении установленного срока службы масла в дизеле, определенного инструкциями завода-изготовителя по эксплуатации СДЭ, или при отбраковке масла по результатам анализа его показателей качества (основные причины отбраковки - попадание в систему смазки дизельного топлива, воды и других загрязнений).
1.2.3. Расход масла при капитальном ремонте дизеля обусловлен необходимостью промывки маслосистемы.
1.3. Нормы часового расхода моторного масла для дизелей приведены в таблице.
1.4. Годовая потребность в свежем моторном масле определенной марки в целом по ДЭС для всех установленных дизелей одного типа определяется по формуле
1.5. Пример расчета
Исходные данные
2,00х3000х2+1,80х5000х6=66000 кг.
2. КОРРЕКТИРУЮЩИЕ ДЕЙСТВИЯ
2.1. После наработки дизелем каждые 10 тыс.ч норма расхода масла на долив (см. таблицу) увеличивается на 5%.
2.2. При эксплуатации СДЭ в условиях высокогорья или в других районах с низким давлением воздуха норма масла на долив (см.таблицу) увеличивается на 50%.
2.3. При планировании капитального ремонта дизеля СДЭ расход масла на промывку маслосистемы учитывается при расчете годовой потребности как дополнительное количество масла, равное вместимости маслосистемы СДЭ.
2.4. При определении расхода масла на другие типы дизелей, не вошедших в таблицу, допускается принимать нормы расхода дизелей, указанных в настоящих Нормах, наиболее близких по мощности.
2.6. Помимо приведенных в таблице марок моторных масел, рекомендованных к применению в дизелях, выпускаемых заводом "Двигатель революции" (АО "РУМО"), возможно использовать в качестве заменителей масла следующих марок:
2.7. Фактический расход масла на эксплуатационные нужды СДЭ может быть снижен за счет стабилизации работающих масел специальными присадками.