ГОСТ 28133-89 Батареи аккумуляторные свинцовые тяговые. Технические требования и методы испытаний.
ГОСТ 28133-89
(СТ СЭВ 1796-88)
(СТ МЭК 254-1-83)
Группа Е52
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
БАТАРЕИ АККУМУЛЯТОРНЫЕ
СВИНЦОВЫЕ ТЯГОВЫЕ
Технические требования и методы испытаний
Lead-acid storage traction batteries.
Technical requirements and test methods
ОКП 34 8100
Срок действия с 01.01.90
до 01.01.95*
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. ВНЕСЕН Министерством электротехнической промышленности СССР
2. Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 27.04.89 N 1153 стандарт Совета Экономической Взаимопомощи СТ СЭВ 1796-88 "Батареи аккумуляторные свинцовые тяговые. Классификация, технические требования и методы испытаний" введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта СССР с 01.01.90
3. Срок первой проверки - 1993 г.
Периодичность проверки - 5 лет
4. В стандарт введен СТ МЭК 254-1-83
5. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на который дана ссылка | Номер пункта |
ГОСТ 2.601-68 | 1.5; 2.2; 2.8.3 |
ГОСТ 28132-89 | Вводная часть |
Настоящий стандарт распространяется на свинцовые тяговые аккумуляторные батареи (далее - батареи), комплектуемые из аккумуляторов класса А и В по ГОСТ 28132, применяемые в качестве источников электрической энергии для питания электродвигателей машин напольного безрельсового электрифицированного транспорта и других транспортных средств и предназначенные для работы при температуре окружающей среды от минус 20 до плюс 45 °С, и устанавливает технические требования и методы испытаний аккумуляторных батарей.
Стандарт не распространяется на батареи, разработанные до введения в действие настоящего стандарта.
1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
Значение номинальной емкости задается изготовителем.
1.3. Снижение емкости батарей после хранения (саморазряд) в течение 28 сут при температуре электролита (20±5) °С должно быть не более 15%.
1.4. Наработка батарей должна быть не менее:
1.6. Батареи маркируют и на видном месте наносят следующие данные:
наименование и (или) товарный знак завода-изготовителя;
обозначение батареи;
номинальную емкость, А·ч;
номинальное напряжение, В;
обозначение (+) и (-) ("плюс" и "минус") на выводах;
дату изготовления (год и месяц или год и квартал) и заводской номер.
2. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ
2.1. Испытаниям подвергают свежеизготовленные батареи, хранящиеся без электролита, со времени изготовления которых прошло не более 60 сут.
2.2. До проведения испытаний батареи должны быть приведены в рабочее состояние в соответствии с эксплуатационными документами по ГОСТ 2.601. Количество тренировочных циклов для батарей класса А не должно превышать 3 цикла, класса В - 5 циклов.
Уровень электролита устанавливают в соответствии с эксплуатационными документами по ГОСТ 2.601.
2.3. Батарея считается полностью заряженной, если напряжение и плотность электролита во всех ее аккумуляторах остаются неизменными в течение последних 2 ч заряда, с учетом изменения температуры электролита.
2.4. Аппаратура и приборы
Используемые при испытаниях приборы и аппаратура:
Вольтметры класса точности не ниже 0,5 с внутренним сопротивлением не менее 1000 Ом/В.
Амперметры класса точности не ниже 0,5. Совокупность амперметра, шунта и выводов должна иметь класс точности не ниже 0,5.
Для автоматических установок допускается применять амперметры класса точности 1,5.
Термометры с ценой деления 1 °С при точности градуировки 0,5 °С.
Ареометры с ценой деления 0,01 единицы плотности при точности градуировки не ниже 0,005.
Приборы измерения времени с погрешностью не более 1%.
2.5. Определение емкости батарей
Затем батареи подвергают зарядам и разрядам.
Корректировку повторяют до достижения необходимой плотности электролита.
Затем устанавливают уровень электролита по п.2.2.
Во время разряда проверяют и записывают:
напряжение на выводах каждого аккумулятора;
температуру электролита каждого аккумулятора.
До достижения напряжения 1,85 В на аккумулятор проверку напряжения проводят через каждые 30 мин. При напряжении менее 1,85 В проверку проводят через каждые 5 мин.
Разряд прекращают тогда, когда напряжение достигнет 1,70 В на аккумулятор.
Температуру электролита во время разряда поддерживают от 22 до 34 °С. Испытание продолжают до получения емкости, указанной в п.1.2.
0,006 - температурный коэффициент изменения емкости в интервале температур от 22 до 34 °С.
2.6. Испытание на наработку
2.6.1. Испытание проводят не менее чем на четырех аккумуляторах одного типа, прошедших испытание по п.2.5.
2.6.2. Аккумуляторы устанавливают способом, подобным способу крепления их в батарейном ящике, чтобы избежать деформаций и изменения размеров.
2.6.3. Аккумуляторы заряжаются в соответствии с п.2.5.2. Уровень и плотность электролита должны быть в соответствии с п.2.2. Затем аккумуляторы подвергают циклическим испытаниям по следующему режиму:
Заряд должен проводиться непосредственно после разряда так, чтобы за 1 сут можно было провести 2 цикла.
2.6.4. Через каждые (50±5) циклов, проведенных по п.2.6.3, определяют емкость аккумуляторов по п.2.5.
После окончания испытаний по определению емкости аккумуляторы полностью заряжают согласно п.2.5.2, корректируют плотность и уровень электролита и продолжают испытания по п.2.6.3.
2.6.5. При проведении испытаний температуру электролита поддерживают от 33 до 43 °С. Для поддержания температуры в указанных пределах аккумуляторы погружают в ванну с водой так, чтобы верхняя часть корпуса выступала на 25 мм над уровнем воды. Расстояние между аккумуляторами, укрепленными согласно п.2.6.2, и стенками ванны должно быть не менее 25 мм.
2.7. Испытание батарей на снижение емкости после хранения в заряженном состоянии (саморазряд)
2.7.1. Испытанию подвергают батарею, прошедшую испытания по п.2.5.
2.7.2. Перед испытанием батарею полностью заряжают по п.2.5.2, корректируют плотность и уровень электролита по п.2.2.
2.7.3. После определения емкости батарею полностью заряжают по п.2.5.2. Корректируют плотность и уровень электролита по п.2.2, протирают досуха вентильные пробки.
Батарею отключают от внешней цепи и оставляют на хранение в течение 28 сут. Во время хранения температуру электролита необходимо поддерживать (20±5) °С.
2.8. Испытание батарей коротким режимом разряда
2.8.1. Испытанию подвергают аккумуляторные батареи класса А, емкость которых составляет 100% от номинальной, и батареи класса В, выдержавшие испытания по п.1.2.
2.8.2. Батареи до испытания должны соответствовать требованиям п.2.3.
2.8.4. Разряд батарей должны проводить при температуре окружающей среды от 15 до 35 °С, при этом температура электролита должна быть от 22 до 34 °С.
2.8.5. Напряжение каждой батареи во время разряда измеряют и записывают автоматически или вручную.