РД 31.60.29-87
ТРЕБОВАНИЯ К ОПЕРАТИВНОЙ ИНФОРМАЦИИ О НЕПОТОПЛЯЕМОСТИ МОРСКИХ НЕФТЕНАЛИВНЫХ СУДОВ
Дата введения 1988-01-01
РАЗРАБОТАНЫ Южным научно-исследовательским проектно-конструкторским институтом морского флота
Директор, к.т.н. С.М.Нунупаров
Руководитель темы и ответственный исполнитель к.т.н. Я.М.Элис
Исполнители: Н.В.Ефремова, Н.В.Ледникова, Е.П.Лисовая
СОГЛАСОВАНЫ Регистром СССР
Директор Р.А.Белик
Центральным научно-исследовательским проектно-конструкторским институтом морского флота
Директор д.т.н. В.И.Пересыпкин
Отделом АСУ ЧМП
Начальник И.А.Гайдученко
ВНЕСЕНЫ В/О "Мореплавание"
Председатель В.М.Нехорошев
ВВОДЯТСЯ ВПЕРВЫЕ
Руководящий документ устанавливает требования к оперативной информации о непотопляемости морских судов нефтеналивного флота и распространяется на суда, строящиеся и находящиеся в эксплуатации.
1. ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПОЯСНЕНИЯ
Аварийная плавучесть - способность судна оставаться на плаву при затоплении одного или нескольких отсеков.
Аварийная остойчивость - способность судна сохранять свою остойчивость в тех же условиях.
Запас аварийной плавучести (ЗП) - в метрах. Это минимальное расстояние от аварийной ВЛ до палубы переборок при отсутствии крена или до опасного отверстия (вне района затопления) в зависимости от того, что меньше.
Запас аварийной остойчивости (ЗО) - величина в метрах, на которую можно уменьшить метацентрическую высоту судна в неповрежденном состоянии так, чтобы после аварии остойчивость судна была бы предельно допустимой в соответствии с п.3.1.
Фактор балластировки (ФБ) в тм - поправка к вертикальному моменту масс судна при приеме балласта с учетом влияния свободной поверхности жидкости, если отсек не запрессован. При полной откачке балласта фактор балластировки равен фактору балластировки запрессованного отсека со знаком минус. Величина изменения метацентрической высоты поврежденного судна при приеме балласта в ранее пустую цистерну получается делением фактора балластировки на водоизмещение судна.
Фильтрационная вода - забортная вода, проникающая в отсеки судна, расположенные вне района повреждения. Забортная вода считается фильтрационной, если удается ограничить ее уровень. Влияние проникшей в пустые танки фильтрационной воды на остойчивость судна учитывается с помощью ФБ.
2. НАЗНАЧЕНИЕ ОПЕРАТИВНОЙ ИНФОРМАЦИИ
2.1. Оперативная информация о непотопляемости судов (ОИ) предназначена для оценки состояния аварийного судна при фактическом распределении груза, запасов и балласта и предполагаемом расположении пробоины.
ОИ должна помочь капитану судна принять необходимые меры для спасения команды и по борьбе за живучесть и сохранение поврежденного судна.
2.2. Оценку непотопляемости производит капитан судна на основании самостоятельно выполняемых расчетов, которые производятся до выхода судна в рейс с помощью рабочих графиков, либо с помощью судовой ЭВМ*, снабженной программой расчета непотопляемости, одобренной Регистром Союза ССР.
________________
* При наличии судовой ЭВМ на судне должен быть и набор рабочих графиков, используемых как резервное средство.
2.3. Время для производства расчетов по всем необходимым вариантам затопления судна, оценки непотопляемости (за исключением построения аварийной диаграммы остойчивости) и заполнения планшета не должно превышать 2 часов. Время для расчета с помощью судовой ЭВМ аварийной посадки и остойчивости после определения места расположения пробоины не должно превышать 2 минут при выводе результатов на дисплей и 3 минут при выводе результатов на печатающее устройство.
2.4. Оценки и выводы ОИ действительны только при удовлетворительном техническом состоянии водонепроницаемых переборок, скользящих и других водонепроницаемых дверей, секущих клинкетов трубопроводов, управляемых и неуправляемых перетоков, находящихся в надлежащем положении и т.п. Любое переоборудование, затрагивающее эти конструкции и влияющее на обеспечение непотопляемости судна, должно быть отражено в ОИ. Ответственность за техническое состояние элементов, связанных с обеспечением непотопляемости судна, и их соответствие ОИ лежит на судовой администрации.
2.5. Оперативная информация является дополнением к документации Регистра СССР по непотопляемости судна. Допускается совмещение ОИ и документации Регистра СССР по непотопляемости, но при этом должен быть выделен отдельный раздел, удовлетворяющий требованиям п.1.4.7 ч.V Правил Регистра СССР.
3. НОРМАТИВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ АВАРИЙНОЙ ПЛАВУЧЕСТИ И АВАРИЙНОЙ ОСТОЙЧИВОСТИ
3.1. Нормативы обеспечения аварийной плавучести и аварийной остойчивости для любых повреждений должны соответствовать действующим (в момент разработки ОИ) Правилам Регистра СССР и Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов по обеспечению непотопляемости нефтеналивных судов. Эти нормативы должны быть описаны в инструкции (см. ниже), а случаи затопления, не регламентируемые Правилами Регистра, для которых эти нормативы не удовлетворяются, должны быть специально помечены в распечатке, выдаваемой судовой ЭВМ.
3.2. В отдельных обоснованных случаях только для вариантов затопления, не регламентируемых Правилами Регистра СССР и Конвенции МАРПОЛ, допускается отступление от указанных нормативов; объем этих отступлений находится в компетенции судовладельца, разработчика ОИ и Регистра СССР.
3.3. В качестве расчетного критерия, характеризующего возможную гибель судна, когда капитану рекомендуется принять решение о немедленном спасении людей, принимается одно из следующих состояний:
затопление одного из опасных отверстий, через которое вода может распространяться по судну за пределами района повреждений и привести к потере запаса плавучести и остойчивости;
протяженность положительной части диаграммы статической остойчивости аварийного судна менее 7 градусов;
наибольшее плечо диаграммы остойчивости менее 0,05 м;
угол крена аварийного судна больше 40 градусов;
площадь диаграммы статической остойчивости менее 0,18 м·градус.
4. ОЦЕНКА АВАРИЙНОЙ ПЛАВУЧЕСТИ И АВАРИЙНОЙ ОСТОЙЧИВОСТИ
4.1. В качестве основных оценок плавучести и остойчивости аварийного судна приняты:
запас аварийной плавучести (ЗП) в метрах;
запас аварийной остойчивости (ЗО) в метрах.
4.2. В дополнение к указанным в п.4.1 оценкам при использовании судовой ЭВМ необходимо получить метацентрическую высоту, угол крена, посадку и диаграмму статической остойчивости аварийного судна и, при необходимости, расчет спрямления судна.
4.3. Указанные выше оценки плавучести и остойчивости определяются с учетом возможных погрешностей. Наиболее существенным источником погрешности при определении непотопляемости нефтеналивного судна являются неточности в определении коэффициента проницаемости загруженного грузового помещения, так как нельзя заранее определить какое количество груза будет замещено забортной водой. Если весь груз замещается забортной водой, коэффициент проницаемости грузового танка определяется по формуле
а если не замещается забортной водой (груз не выливается, а поднимается кверху)
При затоплении двух помещений общий коэффициент проницаемости определяется по формуле:
Указанные формулы или соответствующие графики должны быть приведены в инструкции к ОИ. Расчеты аварийной плавучести и остойчивости следует производить для крайних случаев замещения груза забортной водой.
5. СОСТАВ ОПЕРАТИВНОЙ ИНФОРМАЦИИ О НЕПОТОПЛЯЕМОСТИ
Оперативная информация о непотопляемости нефтеналивного судна состоит из оперативного планшета контроля остойчивости и непотопляемости судна, инструкции, набора рабочих графиков, набора универсальных диаграмм аварийной остойчивости, а для судов, снабженных ЭВМ, - рабочей программой расчета непотопляемости.
Универсальные диаграммы аварийной остойчивости (УД) предназначены для получения приближенной диаграммы остойчивости аварийного судна для уточнения остойчивости судна при отрицательном значении ЗО, норматива, вызывающего отрицательное значение ЗО, и расчета спрямления в процессе борьбы за живучесть судна. Построение диаграмм аварийной остойчивости не требуется как в порту отправления, так и во время рейса - она строится капитаном судна после аварии, если нет необходимости в немедленном спасении экипажа.
5.1. Оперативный планшет
5.1.1. Оперативный планшет (ОП) используется для решения эксплуатационных и аварийных задач. Это чертеж, который должен висеть на переборке штурманской рубки. ОП должен удовлетворять основным требованиям НБЖС. Он должен удовлетворять также и требованиям, предъявляемым к схеме контроля при аварии согласно конвенции СОЛАС-74 и содержать указания разработчика (ОИ).
5.1.2. На планшете, размеры которого не должны превышать 1200х800 мм схематически показывается продольный разрез судна, разрезы по высоте судна, расположение отверстий (с указанием их закрытий и мест управления закрытиями) и секущих клинкетов трубопроводов с указанием их штоковыводов в соответствии с Правилом 23 конвенции СОЛАС-74. На схеме разрешается применять разные масштабы по длине, ширине и высоте судна. На схематических чертежах приводится обозначение принятого деления судна на водонепроницаемые отсеки. Данные по объемам и положению центров объемов всех помещений и цистерн помещаются в соответствующих таблицах.
5.1.3. В левых колонках таблиц должны располагаться коды помещений, по которым они записаны на судовой и береговой ЭВМ. При наличии судовой ЭВМ этот код используется для задания поврежденных цистерн, кроме того, он может быть использован в случае, если какой-либо вариант затопления необходимо уточнить с помощью береговой ЭВМ, результаты расчетов на которой использовались для составления рабочей программы судовой ЭВМ.
В таблице записываются распределение груза, данные о массе запасов и балласта, водоизмещение, средняя осадка, дифферент и метацентрическая высота судна по состоянию на отход и приход судна, а в процессе рейса в самой правой колонке проставляются те же данные по действительному состоянию на день заполнения (имеется в виду, что ежедневно на планшете и в памяти судовой ЭВМ производится корректировка нагрузки судна). По этим данным решается вопрос, есть ли необходимость корректировать нанесенные на планшет значения ЗП и ЗО.
5.1.4. В таблице судовых запасов приводятся значения фактора балластировки - ФБ (в числителе при 50% заполнении, в знаменателе - 100%) цистерн, которые могут быть использованы для спрямления судна. Фактор балластировки грузовых танков, пустых до аварии судна и используемых после аварии для его спрямления, определяется по кривым, приводимым в инструкции (см. рис.3).
5.1.5. На чертеже продольного разреза судна имеются прямоугольники с горизонтальными линиями, ограниченными стрелками, протягиваемыми до границ, соответствующих предполагаемому затоплению.
В эти прямоугольники заносятся рассчитанные на судовой ЭВМ или полученные в результате расчетов по графикам значения ЗП и ЗО (зеленым цветом при положительных значениях, красным - при отрицательных).
5.1.6. Под чертежом продольного разреза судна размещены овалы с горизонтальными линиями, ограниченные стрелками, и надпись "Предупреждение об опасности" (под предупреждением об опасности понимается оценка аварийного состояния судна). Если при данном повреждении судно остается на плаву и заведомо выполняются нормативы, указанные в п.3.1, соответствующий овал закрашивается капитаном в зеленый цвет. В случае, если при указанном повреждении судно по нормативам п.3.3 считается гибнущим, соответствующий овал закрашивается красным цветом. В первом случае капитан должен рассчитать и при необходимости произвести спрямление судна, во втором случае - принять меры для немедленной эвакуации всех людей, находящихся на судне. В промежуточных случаях, основываясь на указаниях ЭВМ или рабочих графиков о том, какой из критериев является опасным, в зависимости от действительного состояния судна с учетом внешних условий капитан принимает решение, до каких пор вести борьбу за живучесть судна.
Если аварийные плавучесть и остойчивость для заданного варианта затопления удовлетворяются при любой загрузке судна (в пределах грузовой марки и допускаемой остойчивости в неповрежденном состоянии) соответствующий овал должен быть закрашен разработчиком в зеленый цвет, если же при данном варианте затопления судно гибнет независимо от его загрузки, разработчик ОИ обязан закрасить соответствующий овал в красный цвет.
5.1.7. При заполнении планшета рекомендуется по возможности указывать (возле прямоугольников) опасный критерий, лимитирующий аварийную плавучесть и остойчивость: УК - угол крена, МД - максимум диаграммы, ПД - протяженность диаграммы, MB - метацентрическая высота в равновесном состоянии до спрямления, ОО - расстояние до опасного отверстия.
На планшете при необходимости должна быть приведена таблица, где указываются все отверстия, которые должны быть закрыты немедленно после аварии. На ОП должно быть отмечено, что судовая администрация несет ответственность за исправное состояние закрытий, а также за их закрытие после аварии. Общий вид планшета для одного из танкеров современной постройки приведен в приложении 6 (вкладка).
5.1.8. Общая компоновка и содержание ОП могут, из-за конструктивных особенностей конкретного судна, быть изменены разработчиком ОИ.
5.1.9. Оперативный планшет выполняется в виде чертежа, нанесенного на жесткую плиту, поверхность которой в необходимых местах допускает многократное вытирание или смывание надписей, наносимых обычными и цветными карандашами. К месту расположения ОП должно быть подведено освещение от обычной и аварийной сетей.
На эксплуатирующихся судах разрешается изготовление планшета в виде чертежа, покрытого оргстеклом. При этом правая часть планшета, где помещена заполняемая таблица, должна быть съемной.
5.2. Инструкция
5.2.1. Инструкция должна содержать краткое описание принципов, принятых при составлении ОИ, включая описание нормативов обеспечения непотопляемости, и содержать данные для расчета коэффициентов проницаемости грузовых помещений (см. п.4.3). В инструкции следует описать процесс работы с ОИ, включая работу с ЭВМ и рабочими графиками. Там же должны быть приведены основные положения по борьбе за живучесть судна, в частности, расчеты его спрямления.
5.2.2. Допускается оформление инструкции в виде нескольких документов с тем, чтобы отделить расчеты на ЭВМ от расчетов по рабочим графикам.
5.2.3. В инструкции следует привести конкретный пример с пояснениями, а также указать, что ОИ не заменяет информацию, требуемую ч.V Правил Регистра СССР, а является дополнением к ней.
5.2.4. Все обозначения в ОИ должны соответствовать обозначениям имеющейся (или выпускаемой) на судне информации об остойчивости. Фрагменты инструкции приведены в приложении 1.
5.3. Требования к судовой ЭВМ и рабочей программе
5.3.1. Судовая ЭВМ, имеющая допуск Регистра СССР, должна иметь память, быстродействие и язык программирования, обеспечивающие выполнение всех требований, изложенных в настоящем документе.
5.3.2. Должен быть предусмотрен автоматический переход питания ЭВМ от аварийной сети без потери информации в момент перехода.
5.3.3. Рабочая программа для судовой ЭВМ должна быть одобрена Регистром СССР.
5.3.4. Допускается определение параметров посадки и остойчивости аварийного судна путем интерполяции результатов массового счета непотопляемости, произведенного заранее на мощной береговой ЭВМ по программе, имеющей допуск Регистра СССР. В случае, если на судовой ЭВМ производится прямой расчет непотопляемости, программа должна исключать зацикливание или потерю точности в связи с ограничением числа циклов. Для случаев явной гибели судна судовая ЭВМ должна выдать сообщения, не производя расчеты непотопляемости, чтобы не терять времени на производство расчетов.
5.3.5. Рабочая программа должна работать в диалоговом режиме при минимуме вводимой информации. Вопросы и ответы должны быть стандартизированы. Например, вопрос о поврежденном борте нужно формулировать "Какой борт поврежден" (П, Л)" и на ответ "Л" ЭВМ на дисплее должна сама дополнить символ "Л" до слова "Левый". Пример диалога судоводителя с ЭВМ для режима одиночного расчета непотопляемости приведен в справочном приложении 2.
5.3.6. Предусмотрены следующие три режима работы программы расчета непотопляемости:
а) режим загрузки и расчета посадки и остойчивости неповрежденного судна предназначен для ввода в ЭВМ данных о нагрузке судна. Ввод исходной информации должен проходить в режиме редактирования - на дисплей ЭВМ выводится, например, код, наименование, вместимость данной цистерны и введенное ранее количество запасов - судоводитель корректирует число и переходит к следующей цистерне. А после ввода всей нагрузки ЭВМ выдает суммарное количество запасов, водоизмещение неповрежденного судна, его посадку, метацентрическую высоту, диаграмму статической остойчивости, сравнение с допускаемыми величинами и, по команде судоводителя, заносит эти данные в качестве текущих в память ЭВМ и выдает соответствующую распечатку;
б) режим автоматического расчета непотопляемости. ЭВМ производит расчеты всех заранее предусмотренных случаев затопления и выдает на печать сводку полученных результатов (см. 5.3.7);
в) режим одиночного расчета непотопляемости. ЭВМ производит расчет одного случая затопления, рекомендует и рассчитывает рациональный вариант спрямления судна, выдавая при этом характеристики посадки и остойчивости судна до и после спрямления, и минимальное время, необходимое для спрямления.
5.3.7. В результате расчетов непотопляемости на дисплей и печать должны быть выданы ЗО и ЗП, диаграмма статической остойчивости поврежденного судна, осадка носом и кормой и угол крена. Для состояния судна после спрямления должны быть выданы те же величины и данные о том, как спрямлять судно.
5.3.8. Как указывалось выше, работа программы проверяется путем сравнения результатов с результатами расчетов на береговой ЭВМ. При этом расхождения в величинах ЗП, ЗО, максимального плеча остойчивости и метацентрических высот для экстремальных случаев затопления не должны превышать 1-2 см, значения осадок - 3-5 см. В то же время для случаев, далеких от экстремальных (при значениях ЗП и ЗО, больших 1 метра), можно допустить расхождения в указанных величинах порядка 10-15 см, если при этом существенно упрощается интерполяция или аппроксимация и резко уменьшается время счета. При использовании аппроксимационных или интерполяционных формул следует, по возможности, избегать применения показателей степеней выше третьей.
5.4. Рабочие графики
Набор рабочих графиков состоит из графиков аварийной плавучести одиночных отсеков, пар и троек смежных отсеков, у которых аварийная плавучесть может оказаться лимитирующей при удовлетворении требований по аварийной остойчивости, графиков аварийной остойчивости одиночных отсеков, пар и троек отсеков. Допускается совмещение нескольких графиков на одном чертеже. Кроме того, строятся графики достаточной аварийной плавучести и достаточной аварийной остойчивости, которые размещаются на ОП.
Для получения доступа к полной версии без ограничений вы можете выбрать подходящий тариф или активировать демо-доступ.