ГОСТ Р 59328-2021
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АЭРОФОТОСЪЕМКА ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ
Технические требования
Aerial photography for mapping. Technical requirements
ОКС 07.040
Дата введения 2021-06-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия" (ФГУП "СТАНДАРТИНФОРМ"), Федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральный научно-технический центр геодезии, картографии и инфраструктуры пространственных данных" (ФГБУ "Центр геодезии, картографии и ИПД") и Обществом с ограниченной ответственностью "Геоскан"
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 404 "Геодезия и картография"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19 февраля 2021 г. N 85-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Введение
Материалы аэрофотосъемки являются одним из основных источников информации о местности при решении задач создания и обновления топографических карт и планов, получения других пространственных данных.
Характеристики и качество материалов аэрофотосъемки определяют качество конечной продукции в виде цифровых топографических карт и планов, ортофотопланов, единой электронной картографической основы, цифровых моделей рельефа и местности, ориентированных аэроснимков.
Целью разработки настоящего стандарта является техническое регулирование технологических процессов проектирования и выполнения топографической аэрофотосъемки, установление технических требований к аэрофотосъемочному оборудованию, фотограмметрическому и фотографическому качеству получаемых материалов аэрофотосъемки, их комплектности и оформлению, контролю и порядку приемки.
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает требования к комплексу работ по цифровой аэрофотосъемке, выполняемой для создания и обновления топографических карт и планов, получения других пространственных данных, к качеству, оформлению и сдаче получаемых материалов аэрофотосъемки.
Требования распространяются на исполнителей и заказчиков цифровой аэрофотосъемки, выполняемой в целях топографического картографирования, обеспечения кадастровых работ, и используются при приемке материалов аэрофотосъемки.
Стандарт предназначен для применения организациями, независимо от форм собственности и подчинения, выполняющими аэрофотосъемочные работы в целях создания и обновления топографических карт и планов, получения другой пространственной информации о местности.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 51833 Фотограмметрия. Термины и определения
ГОСТ Р 52369 Фототопография. Термины и определения
ГОСТ Р 57258 Системы беспилотные авиационные. Термины и определения
ГОСТ Р 58854 Фотограмметрия. Требования к созданию ориентированных аэроснимков для построения стереомоделей застроенных территорий
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины, определения и сокращения
3.1 В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 51833, ГОСТ Р 52369, ГОСТ Р 57258, ГОСТ Р 58854, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.1 аэрофотосъемочная система; АС: Комплекс интегрированных технических и программных средств, используемый на борту воздушного судна для выполнения топографической аэрофотосъемки.
3.1.2 аэрофотокамера: Устройство, предназначенное для фотографирования земной поверхности с борта воздушного судна.
3.1.3 аэрофотоустановка: Устройство, предназначенное для крепления, амортизации и автоматического разворота аэрофотокамеры на угол сноса.
3.1.4 блок определения положения и ориентации: Комплекс технических и программных средств, предназначенный для определения линейных и угловых элементов внешнего ориентирования аэрофотоснимков в результате совместной обработки бортовых инерциальных измерений и спутниковых измерений.
3.1.5 внешний центр проекции: Точка пересечения проектирующих лучей (точка фотографирования), совпадающая с передней узловой точкой объектива.
3.1.6 высота фотографирования: Высота полета воздушного судна при выполнении аэрофотосъемки относительно среднего уровня земной поверхности съемочного участка.
3.1.7 гиростабилизированная платформа (гироплатформа): Аэрофотоустановка, снабженная гироскопами, позволяющая сохранять требуемое направление оптической оси аэрофотокамеры и разворачивать ее на угол сноса.
3.1.8 инерциальное измерительное устройство: Жестко связанное с аэрофотокамерой или воздушным лазерным сканером (лидаром) устройство, основанное на сочетании акселерометров и гироскопов, предназначенное для определения углов ориентации фотокамеры или лидара во время выполнения аэрофотосъемки.
3.1.9 лидар: Система воздушного лазерного сканирования местности, в результате которого определяются пространственные координаты точек отражения лазерного луча от поверхностей объектов местности.
3.1.10 материалы аэрофотосъемки: Отвечающие установленным требованиям аэрофотоснимки паспорт аэрофотосъемки и иные данные и документы, предусмотренные настоящими требованиями и техническим заданием, представляемые исполнителем аэрофотосъемки как результат аэрофотосъемочных работ.
3.1.11 номинальное пространственное разрешение цифрового аэрофотоснимка: Разрешение цифрового аэрофотоснимка, характеризуемое размером проекции пикселя на среднюю плоскость земной поверхности съемочного участка.
3.1.12 объект аэрофотосъемки: Территория площадного характера с заданными в техническом задании границами, например населенный пункт, район или совокупность территорий с определенными границами, например конкретные населенные пункты района либо субъекта Российской Федерации, или линейно протяженный объект (трасса, граница, береговая линия и проч.), для которых проектируется и выполняется аэрофотосъемка в рамках одного технического проекта.
3.1.13 параллактический угол (для цифровой АС сканерного типа): Разность постоянных для данной АС углов отклонения плоскости сканирования от вертикали.
3.1.14 пиксель (цифрового аэрофотоснимка): Элемент дискретизации изображения, построенного объективом фотокамеры в плоскости светочувствительной матрицы, и соответствующий ему элемент матрицы цифрового изображения.
3.1.15 плоскость сканирования (для цифровой АС сканерного типа): Плоскость, проходящая через центр проекции и линейку светочувствительных элементов.
Примечание - Угол отклонения вперед по ходу движения воздушного судна - положительный, угол отклонения назад от направления движения - отрицательный.
3.1.16 пограничная кривая: Кривая пространственного распределения значений пикселей цифрового изображения по нормали к границе различно экспонированных его участков.
3.1.17 разрядность (цифрового фотоизображения): Количество бит, которым представляется значение пикселя одного цветового компонента.
3.1.18 резкость (фотографического изображения): Степень размытости границы между двумя участками фотографического изображения, которым были сообщены разные экспозиции.
3.1.19 спутниковые определения: Определения пространственных координат точек или приращений координат между точками, включающие процессы спутниковых наблюдений (измерений) и обработки измерительной информации, поступающей с навигационных спутников.
3.1.20 средняя плоскость съемочного участка: Плоскость (поверхность), абсолютная высота которой в принятой системе отсчета высот при проектировании аэрофотосъемки равна среднему значению высоты поверхности земли для данного участка.
3.1.21 съемочный участок: Часть объекта аэрофотосъемки, съемка которого проектируется отдельной совокупностью параллельных перекрывающихся маршрутов (для объектов площадного характера) или совокупностью частично перекрывающихся маршрутов (для объектов линейного характера) с постоянными значениями параметров аэрофотосъемки.
3.1.22 сырой аэрофотоснимок: Непосредственно полученный аэрофотокамерой в полете файл цифрового изображения.
3.1.23 сырые данные: Непосредственно полученные (необработанные) данные результатов наблюдений или измерений.
3.1.24 топографическая аэрофотокамера: Аэрофотокамера, предназначенная для фотографирования земной поверхности с борта воздушного судна в топографических целях.
3.1.25 угловая калибровка аэрофотокамеры: Совокупность процессов и операций по определению углов выставки системы координат аэрофотокамеры относительно системы координат инерциального измерительного устройства.
3.1.26 угловая калибровка лидара: Совокупность процессов и операций по определению углов выставки системы координат системы воздушного лазерного сканирования относительно системы координат инерциального измерительного устройства, а также других параметров в зависимости от типа воздушного лазерного сканера.
3.1.27 углы выставки (аэрофотокамеры, лидара): Углы ориентации системы координат аэрофотокамеры или лидара относительно системы координат инерциального измерительного устройства, жестко связанного с аэрофотокамерой или лидаром.
3.1.28 физический размер пикселя: Размер элемента дискретизации изображения, построенного объективом фотокамеры на светочувствительной матрице или линейке, выраженный отношением размера (длины или ширины) светочувствительной матрицы или линейки в метрической системе к соответствующему размеру в пикселях.
3.1.29 эффективный поперечный угол захвата: Часть поперечного угла захвата, ограниченная направлениями из центра фотографирования к серединам зон поперечного перекрытия, соответствующая номинально используемой при монтаже ортофотоплана части аэрофотоснимка.
3.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
АФС - аэрофотосъемка;
АФК - аэрофотокамера;
БВС - беспилотное воздушное судно;
ВЛС - воздушное лазерное сканирование;
ВС - воздушное судно;
ГНСС - глобальная навигационная спутниковая система;
ИИУ - инерциальное измерительное устройство;
КСИ - компенсация сдвига изображения;
НСУ - наземная станция управления;
СКП - среднеквадратическая погрешность;
ТЗ - техническое задание;
ТП - технический проект;
ФФПД - федеральный фонд пространственных данных;
ЦМР - цифровая модель рельефа;
ЭВО - элементы внешнего ориентирования;
ITRF - Международная земная (геодезическая) отсчетная основа (International Terrestrial Reference Frame) - реализация Международной земной системы координат ITRS (International Terrestrial Reference System) сетью опорных пунктов на Земле;
JPEG - распространенный формат сжатия цифровых изображений (Joint Photographic Experts Group);
PPK - метод точного определения координат относительно базовой станции в режиме постобработки фазовых измерений;
PDOP - коэффициент потери точности совокупного определения местоположения;
PPP - метод точного абсолютного спутникового определения местоположения (Precise Point Positioning);
RGB - обозначение цветного цифрового изображения, представленного аддитивной цветовой моделью (Red, Green, Blue);
RINEX - формат обмена данными для файлов исходных данных спутниковых навигационных приемников (Receiver Independent Exchange Format);
RTK - метод точного определения координат относительно базовой станции в режиме реального времени с использованием дифференциальных поправок (Real-Time Kinematic);
TIFF - файловый формат цифровых изображений с тегами (Tagged Image File Format).
4 Общие положения
4.1 Комплекс работ по аэрофотосъемке (АФС) включает в себя следующие процессы:
- проектирование аэрофотосъемки;
- выполнение аэрофотосъемки (летно-съемочные работы);
- послеполетную обработку материалов аэрофотосъемки;
- контроль качества аэрофотосъемки;
- оформление материалов аэрофотосъемки;
- сдачу материалов заказчику.
4.2 При необходимости в особых случаях в техническом задании на выполнение аэрофотосъемки могут быть указаны дополнительные или особые требования, не противоречащие настоящему стандарту.
5 Требования к аэрофотосъемочной системе
5.1 Требования к составу аэрофотосъемочной системы
5.1.1 Аэрофотосъемочная система в общем случае должна включать следующие компоненты:
1) цифровую аэрофотокамеру, в том числе средства (блок, плату) управления аэрофотокамерой;
2) гироплатформу или аэрофотоустановку;
3) аппаратно-программные средства навигации, обеспечивающие ведение воздушного судна по запроектированным аэрофотосъемочным маршрутам;
4) бортовой ГНСС-приемник, спутниковую антенну.
5.1.2 В состав топографической аэрофотосъемочной системы или комплекса бортового оборудования аэросъемки могут входить дополнительные (необязательные) компоненты, в частности, ИИУ; если в комплексе программно-аппаратных средств используется топографическая аэрофотокамера, ИИУ может входить в состав блока определения положения и ориентации, включающего в себя ИУУ и ГНСС-приемник.
Если технические возможности воздушного судна позволяют, то при необходимости одновременно с указанным оборудованием на борту могут также эксплуатироваться другие средства дистанционного зондирования (например, лидар).
В исключительных случаях при съемке среднеформатной топографической аэрофотокамерой, а также когда аэрофотосъемочная система используется на борту БВС, гироплатформа или иная стабилизирующая платформа могут отсутствовать.
Цифровая аэрофотосъемочная камера сканерного типа должна иметь в своем составе блок определения положения и ориентации, основанный на использовании ГНСС-приемника и инерциального измерительного устройства, удовлетворяющий требованиям, изложенным в 5.5.
5.2 Требования к аэрофотокамере
5.2.1 В составе аэрофотосъемочной системы могут использоваться аэрофотокамеры следующего типа:
1) кадровые, основанные на использовании матриц светочувствительных элементов;
2) сканерного типа, основанные на использовании линеек светочувствительных элементов;
3) гибридные, сочетающие в себе принципы сканирования и использование матриц светочувствительных элементов.
5.2.2 Аэрофотокамера, независимо от типа, должна удовлетворять следующим требованиям:
1) наличие центрального (междулинзового) затвора или иного способа одновременного экспонирования всех элементов матрицы либо линейки светочувствительных элементов;
Примечание - Для компактных аэрофотокамер, применяемых на борту БВС, допускается превышение указанного допустимого значения при условии применения аэрофотокамеры в составе программно-аппаратного комплекса, включающего помимо аэрофотокамеры БВС конкретного типа и программное средство фотограмметрической обработки с возможностью самокалибровки перечисленных в 5.2.3 параметров.
3) жесткое крепление объектива к корпусу камеры;
4) жесткая фиксация фокусировки на бесконечность;
5) обеспечение автоматической установки или определения экспозиции;
6) наличие компенсации продольного сдвига изображения или возможности использования экспозиции, при которой значение линейного элемента разрешения изображения с учетом продольного сдвига изображения не превосходит 1,25 пикселя;
7) обеспечение возможности регистрации момента экспонирования как середины отрезка времени срабатывания затвора;
8) наличие возможности получения по снимкам одного маршрута стереоскопических изображений, пригодных для обработки (визуализации и измерений) с помощью программных средств фотограмметрической обработки;
9) возможность получения сырых панхроматических и цветных (RGB) изображений с разрядностью не менее 12 бит по каждому из цветовых компонентов и получения в результате первичной обработки изображений в формате TIFF с разрядностью 8 бит; для компактных аэрофотокамер, применяемых на борту БВС, допускается разрядность сырых изображений 8 бит с представлением первично обработанных изображений в формате TIFF и в исключительных случаях в формате JPEG с минимальным сжатием (максимальным качеством) изображения;
10) формирование цветного изображения с использованием отдельных светочувствительных матриц (линеек) для каждого цветового компонента или структуры Байера.
5.2.3 Цифровая топографическая аэрофотокамера должна иметь паспорт или сертификат, протокол, отчет о фотограмметрической калибровке, в котором указаны полученные в результате фотограмметрической калибровки значения следующих параметров - элементов внутреннего ориентирования:
1) фотограмметрического фокусного расстояния аэрофотокамеры (f);
3) значений коэффициентов степенного полинома радиальной дисторсии, а также коэффициентов тангенциальной дисторсии при ее наличии;
4) остаточных расхождений на изобразившихся точках использованного для калибровки тест-объекта, если фотограмметрическая калибровка выполнялась в лабораторных условиях по отдельным снимкам тест-объекта.
Указанные параметры дисторсии должны сопровождаться формулами, однозначно раскрывающими их физический смысл. Помимо указанных параметров внутреннего ориентирования, никакие дополнительные или иные не свойственные центральной проекции параметры не допускаются.
В паспорте или сертификате должны быть приведены оценки точности параметров фотограмметрической калибровки, полученные в результате уравнивания соответствующих фотограмметрических измерений, в виде стандартных отклонений или доверительных интервалов.
5.2.4 Фотограмметрическая калибровка кадровых топографических цифровых аэрофотокамер должна выполняться с периодичностью, рекомендуемой изготовителем или указанной в технической документации, а также во всех случаях после разъема компонентов объектива, замены фотоприемника (части аэрофотокамеры, содержащей блок светочувствительных элементов) и возникновения обоснованной необходимости проверки неизменности значений параметров фотограмметрической калибровки. В случае отсутствия рекомендаций по периодичности фотограмметрической калибровки в технической документации, периодичность калибровки определяется владельцем (эксплуатантом) аэрофотокамеры. Ответственность за достоверность параметров калибровки несет владелец (эксплуатант) аэрофотокамеры.
5.2.5 Фотограмметрическая калибровка топографических цифровых аэрофотокамер сканерного и гибридного типов выполняется изготовителем, а затем в соответствии с требованиями эксплуатационной документации. При этом использование таких камер допускается в случае, когда они являются частью аппаратно-программного комплекса, обеспечивающего полный цикл работ от аэрофотосъемки до создания продукции фотограмметрической обработки, а в ТЗ в качестве конечного результата работ указываются не аэрофотоснимки, а эта продукция.
5.2.6 Для компактных аэрофотокамер, эксплуатируемых на борту БВС, при отсутствии данных заводской фотограмметрической калибровки и/или данных о постоянстве значений элементов внутреннего ориентирования в пределах установленного в 5.2.2 требования допускается использование самокалибровки аэрофотокамеры, в результате которой определяются перечисленные в 5.2.3 параметры с учетом изложенных требований, при наличии результатов исследовательских или сертификационных испытаний конкретного типа программно-аппаратного комплекса беспилотной аэрофотосъемки, отраженных в акте или сертификате испытаний и содержащих метрологические характеристики программно-аппаратного комплекса беспилотной аэрофотосъемки для конкретных условий эксплуатации с использованием самокалибровки.
5.3 Требования к гироплатформе
Используемая в составе аэрофотосъемочной системы гироплатформа должна удовлетворять следующим требованиям:
1) иметь систему защиты от вибраций двигателей воздушного судна;
2) обеспечивать компенсацию углов наклона воздушного судна по крену и тангажу с коррекцией горизонта в процессе полета;
3) обеспечивать автоматический разворот на угол сноса;
4) обладать возможностью работы в автоматическом режиме от управляющих сигналов автопилота;
5) скорость компенсации углов крена и тангажа должна быть не менее скорости компенсации этих углов автопилотом носителя.
В исключительных случаях при использовании среднеформатной топографической аэрофотокамеры, а также при установке аэрофотосъемочной системы на борту беспилотного воздушного судна гироплатформа может быть заменена упрощенной платформой иного типа или отсутствовать.
5.4 Требования к воздушному судну
Для топографической аэрофотосъемки могут использоваться как пилотируемые, так и беспилотные воздушные суда, которые должны удовлетворять следующим требованиям:
1) иметь конструктивное дополнение фотолюками или устройством внешнего крепления аэрофотокамеры к корпусу ВС;
2) бортовая сеть электропитания должна соответствовать потребляемой электроэнергии аэрофотосъемочного оборудования или иметь автономный источник электропитания;
3) в состав БВС должны входить: НСУ, программное средство проектирования аэрофотосъемки (подготовки полетного задания) и программно-аппаратные средства управления БВС, включая автопилот, и комплект эксплуатационной документации;
4) программное средство проектирования АФС (подготовки полетного задания) должно обеспечивать проектирование аэрофотосъемочных маршрутов и положений точек фотографирования с учетом характеристик аэрофотокамеры и ВС, параметров АФС, рельефа местности и системы координат, используемой для навигации ВС, границ объекта съемки, оси или коридора трассы в случае линейной съемки; результаты проектирования должны загружаться в автопилот БВС и использоваться непосредственно в процессе аэрофотосъемочного полета;
5) во время выполнения аэрофотосъемочного полета должны обеспечиваться выполнение аэрофотосъемки по загруженному в автопилот БВС полетному заданию и управление автопилотом с НСУ, отображение на экране НСУ хода выполнения задания (положение БВС) и запись результатов бортовых ГНСС-измерений на энергонезависимый накопитель;
6) при наличии гироплатформы или аэрофотоустановки средства навигации автопилота должны обеспечивать управление разворотом аэрофотоустановки (гироплатформы) на угол сноса;
7) в процессе аэрофотосъемки должно обеспечиваться автоматическое срабатывание затвора АФК при достижении воздушным судном запроектированных точек фотографирования в пределах заданной точности;
8) при совершении посадки должна быть обеспечена защита объектива АФК от пыли и грязи;
9) для беспилотного воздушного судна должна быть обеспечена возможность управления автопилотом с НСУ в течение всего времени полета.
5.5 Требования к бортовым средствам определения элементов внешнего ориентирования аэрофотоснимков
5.5.1 В качестве бортового ГНСС-приемника, используемого для определения координат центров проекции снимков, должен использоваться многочастотный, многосистемный ГНСС-приемник, удовлетворяющий следующим требованиям:
1) частота измерений для пилотируемых ВС - до 5 Гц, для беспилотных воздушных судов - до 10 Гц; при наличии ИИУ, удовлетворяющей требованиям 5.5.2, допускается использовать ГНСС-приемник с частотой 2 Гц;
2) должна быть обеспечена возможность проводить кодовые и фазовые измерения псевдодальностей;
3) обладать возможностью представления сырых данных спутниковых наблюдений, а также преобразования исходных данных спутниковых наблюдений из формата производителя ГНСС-приемника в обменный формат RINEX;
4) в случае использования метода RTK для бортовых спутниковых определений координат центров фотографирования должна обеспечиваться бесперебойная связь от корректирующей станции с латентностью не более 5 с;
5) должна обеспечиваться возможность регистрации меток времени для моментов экспонирования (середины отрезка времени срабатывания затвора); для БВС, имеющих на борту помимо геодезического ГНСС-приемника навигационный приемник, допускается регистрация меток времени навигационным приемником БВС.
5.5.2 Инерциальное измерительное устройство, используемое на борту пилотируемого воздушного судна в комплексе с топографической аэрофотокамерой в составе блока определения положения и ориентации или отдельно для определения координат центров проекции снимков, должно удовлетворять следующим требованиям:
- среднеквадратические погрешности по крену и тангажу не должны превышать 0,005°, по курсу - не более 0,01°;
- частота измерений - не менее 100 Гц;
- наличие возможности предоставления данных наблюдений ИИУ для постобработки в составе сырых данных бортового комплекса определения положения и ориентации или в виде отельного файла.
5.5.3 Во всех случаях определения элементов внешнего ориентирования при помощи бортовых комплексов определения положения и ориентации должна быть реализована возможность получения оценки точности линейных и угловых параметров ЭВО каждого снимка при постобработке данных бортовых наблюдений.
6 Требования к проектированию аэрофотосъемки и ее параметрам
6.1 Требования к содержанию технического задания
6.1.1 Требования к топографической аэрофотосъемке должны быть изложены в ТЗ на аэрофотосъемку или аэрофототопографическую съемку объекта и содержать следующее:
1) описание объекта или объектов аэрофотосъемки (площадь объекта, информация о его границах в виде схем, выполненных на картографической основе, координат поворотных точек);
2) назначение аэрофотосъемки (создание или обновление топографической карты или плана, стереотопографическая съемка рельефа и контуров, получение ориентированных аэроснимков, создание ортофотоплана или иное);
3) масштаб картографирования, высота сечения рельефа, способ создания или обновления топографической карты (плана); требования к точности съемки рельефа и к другим пространственным данным, получаемым по материалам АФС;
4) требования к параметрам аэрофотосъемки;
5) особые требования к условиям съемки;
6) требования к формату представления графических материалов в цифровой форме;
7) дополнительные и/или специфические требования.
6.1.2 Объектом аэрофотосъемки могут быть:
- территория площадного характера с определенными (заданными) границами (например, населенный пункт, район) или совокупность территорий с определенными границами;
- линейно-протяженные объекты (например, трасса, граница или береговая линия).
6.1.3 Требования к параметрам аэрофотосъемки должны включать следующее:
1) допустимое номинальное пространственное разрешение цифрового аэрофотоснимка (максимальный допустимый размер проекции пикселя на местности);
2) требования к продольному и поперечному перекрытиям (в соответствии с 6.2.4) и допустимый максимальный эффективный поперечный угол захвата (если материалы АФС предполагается использовать для создания ортофотоплана по цифровой модели рельефа с конкретным ограничением данного параметра);
3) состав оборудования (указывается, если помимо указанного в 5.1.1 требуется дополнительное оборудование, например лидар);
4) спектральная характеристика аэрофотосъемки (панхроматическая, цветная, спектрозональная);
5) допустимые среднеквадратические погрешности координат центров проекции, полученных с помощью бортового ГНСС-приемника или блока определения положения и ориентации;
6) система координат и система высот, в которой представляются результаты определения элементов внешнего ориентирования аэрофотоснимков, полученные с помощью блока определения положения и ориентации или бортового ГНСС-приемника;
7) плотность точек лазерных отражений и требования к точности их пространственных координат, если в соответствии с требованиями ТЗ предполагается использование воздушного лазерного сканирования для топографической съемки рельефа;
8) условия выполнения аэрофотосъемки: допустимые календарные периоды - число и месяц начала и конца, состояние растительности, уровень воды в реках и водоемах, наличие или отсутствие сплошной верхней облачности;
9) направление аэросъемочных маршрутов: запад-восток, север-юг или другое, позволяющее оптимально (с наименьшими затратами) выполнять АФС съемочных участков;
10) специфические требования к выполнению аэрофотосъемки, к составу и качеству предъявляемых материалов, если они по обоснованным причинам отличаются от установленных в настоящем документе с кратким обоснованием требований.
6.2 Требования к проектированию АФС
6.2.2 Проектируемая высота фотографирования должна обеспечивать получение аэрофотоснимков с требуемым номинальным пространственным разрешением для используемой аэрофотокамеры. Если аэрофотосъемка проектируется в том числе для стереотопографической съемки рельефа, высота фотографирования должна быть не более заданной требованием пункта 6.1.3. Допустимая максимальная высота фотографирования определяется в этом случае исполнителем АФС по формулам таблицы А.1 приложения А применительно к используемой АФК. В качестве проектируемого значения высоты фотографирования выбирается меньшее из удовлетворяющих указанным условиям.
Для получения доступа к полной версии без ограничений вы можете выбрать подходящий тариф или активировать демо-доступ.