Логотип ГостАссистент
Безлимитный доступ к 65.000 нормативам от 550 ₽ в месяц
Безлимитный доступ к 65.000 нормативам от 550 ₽ в месяцПодробнее
Главная/Нормы и стандарты/ГОСТ Р 22.8.01-96 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Ликвидация чрезвычайных ситуаций. Общие требования.

ГОСТ Р 22.8.01-96 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Ликвидация чрезвычайных ситуаций. Общие требования.

        ГОСТ Р 22.8.01-96

 

Группа Т58

 

 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

      

     

Безопасность в чрезвычайных ситуациях

 

      

ЛИКВИДАЦИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

 

 Общие требования

 

 Safety in emergencies. Elimination оf emergencies. General requirements

ОКС 13.020*

ОКСТУ 0022

 

Дата введения 1998-01-01

 Предисловие

           

1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом по проблемам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ВНИИ ГОЧС) при участии группы специалистов Технического комитета по стандартизации ТК 71 "Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций"

 

ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 71 "Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций"

 

2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 28 ноября 1996 г. N 654

          

3 Стандарт разработан в обеспечение реализации Законов Российской Федерации "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", "О пожарной безопасности"

 

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

 

5 ИЗДАНИЕ (ноябрь 2000 г.) с Изменением N 1, принятым в мае 2000 г. (ИУС 8-2000)

 

 

      1 Область применения

           

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к ликвидации природных, техногенных, биолого-социальных и военных чрезвычайных ситуаций (ЧС).

 

Положения настоящего стандарта применяются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от ЧС.

Настоящий стандарт применяется совместно с ГОСТ 22.2.04/ГОСТ Р 22.2.04,  ГОСТ 22.2.05/ГОСТ Р 22.2.05,  ГОСТ 22.3.01/ГОСТ Р 22.3.01, ГОСТ Р 22.3.02, ГОСТ 22.3.03/ГОСТ Р 22.3.03, ГОСТ 22.6.01/ГОСТ Р 22.6.01,  ГОСТ 22.9.02/ГОСТ Р 22.9.02,  ГОСТ 22.9.04/ГОСТ Р 22.9.04.

 

 

      2 Нормативные ссылки

           

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

 

ГОСТ Р 22.0.02-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий

 

ГОСТ 22.0.03-97/ГОСТ Р 22.0.03-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения

 

ГОСТ 22.0.04-97/ГОСТ Р 22.0.04-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Биолого-социальные чрезвычайные ситуации. Термины и определения

 

ГОСТ 22.0.05-97/ГОСТ Р 22.0.05-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения

 

ГОСТ 22.2.04-97/ГОСТ Р 22.2.04-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные аварии и катастрофы. Метрологическое обеспечение контроля состояния сложных технических систем. Основные положения и правила

 

ГОСТ 22.2.05-97/ГОСТ Р 22.2.05-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные аварии и катастрофы. Нормируемые метрологические и точностные характеристики средств контроля и испытаний в составе сложных технических систем. Формы и процедуры их метрологического обслуживания. Основные положения и правила

 

ГОСТ 22.3.01-97/ГОСТ Р 22.3.01-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях. Общие требования

ГОСТ Р 22.3.02-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Лечебно-эвакуационное обеспечение населения. Общие требования

 

ГОСТ 22.3.03-97/ГОСТ Р 22.3.03-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Защита населения. Основные положения

 

ГОСТ 22.6.01-97/ГОСТ Р 22.6.01-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Защита систем хозяйственно-питьевого водоснабжения. Общие требования

 

ГОСТ 22.9.02-97/ГОСТ Р 22.9.02-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Режимы деятельности спасателей, использующих средства индивидуальной защиты при ликвидации последствий аварий на химически опасных объектах. Общие требования

 

ГОСТ 22.9.04-97/ГОСТ Р 22.9.04-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Средства поиска людей в завалах. Общие технические требования

 

 

      3 Определения

           

3.1 В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями.

 

3.1.1 биологическая разведка в зоне ЧС: Сбор и передача данных о биологической обстановке в зоне ЧС.

 

3.1.2 инженерная разведка в зоне ЧС: Сбор и передача данных об инженерной обстановке в зоне ЧС.

 

3.1.3 медицинская разведка в зоне ЧС: Сбор и передача данных о медицинской обстановке в зоне ЧС.

3.1.4 радиационная разведка в зоне ЧС: Сбор и передача данных о радиационной обстановке в зоне ЧС.

 

3.1.5 химическая разведка в зоне ЧС: Сбор и передача данных о химической обстановке в зоне ЧС.

 

3.1.6 санитарно-эпидемиологическая разведка в зоне ЧС: Сбор и передача данных о санитарно-эпидемиологической обстановке в зоне ЧС.

 

3.1.7 пожарная разведка в зоне ЧС: Сбор и передача данных о пожарной обстановке в зоне ЧС.

 

3.1.8 санитарно-эпидемиологические мероприятия в зоне ЧС: поддержание санитарного состояния в зоне ЧС, проведение контроля за состоянием территории, в том числе систем водоснабжения, канализации, запасов продовольствия, канализирования объектов с применением средств экстренной профилактики, а также проведение в зоне ЧС работ по дезинфекции, детоксикации, дератизации и дезинсекции с целью предупреждения или ограничения возможности появления и распространения эпидемий и эпизоотий.

 

3.1.9 дезинфекция: Процесс уничтожения или удаления возбудителей инфекционных болезней человека и животных во внешней среде физическими, химическими и биологическими методами.

 

3.1.10 детоксикация: Разрушение во внешней среде токсинов, представляющих собой соединения бактериального, растительного и животного происхождения.

 

3.1.11 дератизация: Профилактические и истребительные мероприятия по уничтожению грызунов с целью предотвращения разноса инфекционных заболеваний или экономического ущерба от них.

 

3.1.12 дезинсекция: Процесс уничтожения вредных насекомых, сельскохозяйственных вредителей, осуществляемый физическими, химическими и биологическими методами.

 

3.1.13 Остальные термины - по ГОСТ Р 22.0.02, ГОСТ 22.0.03/ГОСТ Р 22.0.03,  ГОСТ 22.0.04/ГОСТ Р 22.0.04, ГОСТ 22.0.05/ГОСТ Р 22.0.05.

 

      4 Общие положения

           

4.1 Ликвидацию ЧС проводят с целью спасения жизни и сохранения жизни и здоровья людей, снижения размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также локализации зоны ЧС, прекращения действия характерных для них опасных факторов.

 

4.2 Ликвидация ЧС включает следующие основные мероприятия:

 

- разведку с целью выявления вида ЧС, обнаружения источников опасности, определения масштаба и границы зоны ЧС, непрерывное наблюдение и контроль за изменением обстановки в зоне ЧС;

 

- анализ данных разведки, наблюдение, контроль и оценку обстановки в зоне ЧС;

 

- принятие решения на проведение аварийно-спасательных работ и других неотложных работ;

 

- проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;

 

- обеспечение процесса ликвидации ЧС;

 

- жизнеобеспечение населения и сил ликвидации ЧС.

 

(Измененная редакция, Изм. N 1).

 

      5 Общие требования

           

5.1 Разведка в зоне ЧС

 

5.1.1 Основными видами разведки являются:

 

- биологическая;

 

- инженерная;

 

- медицинская;

 

- радиационная;

 

- санитарно-эпидемиологическая;

 

- химическая;

 

- пожарная.

 

5.1.2 Общие требования к разведке, наблюдению и контролю:

 

- непрерывность;

 

- своевременность;

 

- полнота и достоверность данных.

 

5.1.3 Биологическая разведка должна:

 

- определить масштабы и границы зон заражения;

 

- выявить источники, определить вид и характер заражения;

 

- вести постоянное наблюдение и контроль за изменением обстановки.

 

5.1.4 Инженерная разведка должна:

 

- определить состояние наземных транспортных систем, проходимость местности на маршрутах движения сил ликвидации ЧС;

 

- определить места, границы и характер разрушений, завалов, затоплений, образовавшихся в зоне ЧС;

- определить состояние коммунально-энергетических систем в зоне ЧС;

 

- установить наличие потенциальных источников вторичных поражающих факторов в зоне ЧС;

 

- установить нахождение пострадавших.

 

5.1.5 Медицинская разведка должна:

 

- выявить пораженных, их численность и состояние;

 

- наметить пути выноса пораженных и маршруты их эвакуации;

 

- определить районы развертывания медицинских пунктов, места для сбора и погрузки пораженных на транспорт для эвакуации в лечебные учреждения вне зоны ЧС.

 

5.1.6 Радиационная разведка должна:

 

- выявить источники радиоактивного загрязнения;

 

- определить характер, степень и масштабы радиоактивного загрязнения местности, воды, воздуха, объектов, техники и людей в зоне ЧС;

 

- определить направления и районы с наименьшими уровнями радиации;

 

- вести постоянное наблюдение и контроль за изменением радиационной обстановки;

 

- предоставить необходимые данные для введения режимов радиационной защиты населения и сил ликвидации ЧС.

 

5.1.7 Санитарно-эпидемиологическая разведка должна:

 

- определить санитарно-эпидемиологическое состояние зоны ЧС, в том числе районов эвакуированного населения и расположения сил ликвидации ЧС;

 

- предоставить необходимые данные для введения системы режимно-ограничительных мероприятий (обсервации и карантина);

 

- вести постоянное наблюдение и контроль за изменением санитарно-эпидемиологической обстановки в зоне ЧС.

 

5.1.8 Химическая разведка должна:

 

- выявить источники химического загрязнения;

 

- определить вид опасного химического вещества, характер и масштабы заражения местности, воды, воздуха, объектов, техники и людей в зоне ЧС;

 

- определить обходы участков химического заражения;

- предоставить необходимые данные для обеспечения мер химической безопасности;

 

- вести постоянное наблюдение и контроль за изменением химической обстановки в зоне ЧС.

 

5.1.9 Пожарная разведка должна:

 

- определить виды, параметры и границы очагов пожара, скорость и направление распространения огня в очагах пожаров;

 

- оценить степень загазованности и задымления в очагах пожаров;

 

- определить пожарную обстановку на маршрутах движения сил ликвидации ЧС;

 

- выявить потенциально-опасные объекты, находящиеся под угрозой взрыва в связи с близостью к очагам пожаров;

 

- определить состояние систем противопожарного водоснабжения.

 

5.2 Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в зоне ЧС

 

5.2.1 Аварийно-спасательные работы в зоне ЧС проводят с целью спасения людей и устранения угрозы их жизни и здоровью.

 

К аварийно-спасательным работам относят:

 

- поисково-спасательные работы;

 

- горно-спасательные работы;

 

- противофонтанные работы;

 

- работы, связанные с тушением пожаров;

 

     - работы по ликвидации медико-санитарных последствий возникновения источников ЧС.

5.2.2 Неотложные работы при ликвидации ЧС проводят с целью всестороннего обеспечения аварийно-спасательных работ, оказания населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.

 

5.2.3 Аварийно-восстановительные работы в зоне ЧС проводят с целью локализации отдельных очагов повышенной опасности, устранения аварий и повреждений на сетях и линиях коммунальных и производственных коммуникаций, созданию минимально необходимых условий для жизнеобеспечения населения, а также по санитарной очистке и обеззараживанию территории.

 

5.2, 5.2.1-5.2.3 (Измененная редакция, Изм. N 1).

                      

5.2.4 Аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные работы в зоне ЧС предусматривают:

 

- разведку в интересах проведения указанных работ;

 

- инженерное обеспечение ввода и движения сил ликвидации в зоне ЧС;

 

- локализацию и ликвидацию различных очагов повышенной опасности;

 

- поиск, спасание, оказание первой медицинской помощи и эвакуацию пострадавших;

 

- создание минимально необходимых условий для жизнеобеспечения населения в соответствии с ГОСТ 22.3.01/ГОСТ Р 22.3.01;

 

- обеспечение безопасности населения и сил ликвидации в зоне ЧС;

 

- мероприятия по охране окружающей среды при ликвидации ЧС.

 

5.2.5 Экстренную медицинскую помощь в зоне ЧС проводят с целью сохранения жизни и здоровья пораженных и предупреждения различных осложнений их состояния.

 

Экстренная медицинская помощь включает в себя комплекс лечебно-диагностических, лечебных, лечебно-эвакуационных и санитарно-эпидемиологических мероприятий.

 

Лечебно-диагностические и лечебные мероприятия предусматривают:

 

- проведение биологической и медицинской разведок;

 

- определение состояния пораженных, их диагностирование и сортировку;

- оказание пораженным первой медицинской помощи;

 

- оказание пораженным первой врачебной помощи;

 

- оказание пораженным квалифицированной и специализированной медицинской помощи;

 

- создание условий для последующего успешного лечения и реабилитации пораженных и больных в зоне ЧС или в стационарных лечебных учреждениях вне ее;

 

- лечебно-эвакуационные мероприятия - по ГОСТ Р 22.3.02.

 

5.2.6 Санитарно-эпидемиологические мероприятия предусматривают:

 

- проведение санитарно-эпидемиологической разведки;

 

- установление характера инфекционной патологии;

 

- активное раннее выявление инфекционных больных, их изоляцию и эвакуацию в инфекционные больницы из зоны ЧС;

 

- предупреждение заноса инфекционных заболеваний в зону ЧС;

 

- выявление лиц, подвергшихся риску заражения, медицинское наблюдение за ними;

 

- соблюдение мер, снижающих возможность рассеивания инфекции, предупреждения выноса инфекционных болезней из зоны ЧС;

 

- введение, при необходимости, системы режимно-ограничительных мероприятий (обсервации, карантина);

 

- проведение дезинфекции, дезинсекции, дератизации, детоксикации в зоне ЧС;

 

- осуществление экстренной неспецифической и специфической профилактики инфекционных заболеваний по эпидемиологическим показаниям;

 

- проведение санитарно-разъяснительной работы среди населения в зоне ЧС по предупреждению инфекционных заболеваний.

 

5.2.7 Охрана общественного порядка в зоне ЧС.

 

Охрану общественного порядка в зоне ЧС проводят с целью организации и регулирования движения транспортных средств, соблюдения установленного режима, а также воспрещения противоправных действий в зоне ЧС.

 

Мероприятия по охране общественного порядка предусматривают:

 

- организацию регулирования, обеспечение безопасности дорожного движения всех видов транспорта и техники в зоне ЧС, контроль за ее использованием;

 

- контроль за соблюдением установленного режима в зоне ЧС;

- пресечение массовых беспорядков, воровства и мародерства, распространения ложных слухов;

 

- охрану материальных ценностей любых форм собственности и личного имущества населения;

 

- учет и передачу в соответствующие органы обнаруженных в зоне ЧС материальных ценностей;

 

- учет эвакуированного населения, пострадавших, погибших, опознание трупов.

 

5.3 Жизнеобеспечение населения в ЧС - по ГОСТ 22.3.01/ГОСТ Р 22.3.01.

           

5.4 Обеспечение процесса ликвидации ЧС

 

5.4.1 Обеспечение процесса ликвидации ЧС проводится с целью бесперебойного удовлетворения потребностей сил и населения при ликвидации ЧС, создания благоприятных условий для успешного выполнения мероприятий по ликвидации ЧС.

 

5.4.2 Основными видами обеспечения являются:

 

- инженерное;

 

- медицинское;

 

- противопожарное;

 

- радиационное и химическое;

 

- транспортное;

 

- дорожное;

 

- материальное;

 

- техническое;

 

- финансовое;

 

- метрологическое;

 

- гидрометеорологическое.

 

5.4.3 Требования к обеспечению:

 

- высокая готовность;

- надежность;

 

- гибкость.

 

5.4.4 Инженерное обеспечение организуется в целях создания благоприятной инженерной обстановки для проведения мероприятий по защите населения и ликвидации ЧС.

 

5.4.5 Медицинское обеспечение организуется в целях своевременного оказания медико-санитарной помощи пострадавшим, эвакуации, лечения их и восстановления работоспособности и здоровья личного состава сил ликвидации ЧС, проведения комплекса медицинских мероприятий по ликвидации ЧС.

 

5.4.6 Противопожарное обеспечение организуется в целях создания условий для выполнения задач по ликвидации ЧС, сопровождающихся пожарами.

 

5.4.7 Радиационное и химическое обеспечение организуется в целях создания условий для выполнения задач по ликвидации ЧС, с радиационным и химическим заражением и заражением объектов внешней среды, снижения его воздействия на личный состав сил и население.

 

5.4.8 Транспортное обеспечение организуется в целях обеспечения беспрепятственного маневра силами и средствами ликвидации ЧС, своевременного подвоза необходимых материально-технических средств, эвакуации пострадавших и населения.

 

5.4.9 Материальное обеспечение организуется в целях снабжения материальными средствами, необходимыми для ликвидации ЧС, жизнеобеспечения сил и населения.

 

5.4.10 Техническое обеспечение организуется в целях поддержания в работоспособном состоянии всех видов транспорта, инженерной и другой специальной техники, используемой при ликвидации ЧС.

 

5.4.11 Финансовое обеспечение организуется в целях рационального и целенаправленного распределения финансовых средств для оплаты расходов на мероприятия по ликвидации ЧС.

 

5.4.12 Метрологическое обеспечение организуется в целях поддержания в постоянной готовности техники, различных видов аппаратуры и приборов, используемых при ликвидации ЧС.

 

5.4.13 Гидрометеорологическое обеспечение организуется в целях всесторонней оценки элементов погоды, своевременного выявления опасных метеорологических и гидрологических процессов, оценки их возможного влияния на действия сил и проведение мероприятий по защите населения при ликвидации ЧС.

 

5.5 Организация и руководство ликвидацией ЧС

 

5.5.1 Привлечение аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к ликвидации ЧС осуществляется:

 

- в соответствии с планом предупреждения и ликвидации ЧС на обслуживаемых ими объектах и территориях;

 

- в соответствии с планом взаимодействия при ликвидации ЧС на других объектах и территориях;

 

- установленным порядком действий при возникновении и развитии ЧС;

 

- по решению уполномоченных на то должностных лиц в соответствии с законодательными актами и субъектов Российской Федерации.

 

5.5.2 Руководство всеми силами и средствами, привлекаемыми к ликвидации ЧС, и организацию их взаимодействия осуществляют руководители работ. Их решения, направленные на ликвидацию ЧС, являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зоне ЧС, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

 

5.5.3 Руководители работ по ликвидации ЧС вправе самостоятельно принимать решения:

 

- о проведении эвакуационных мероприятий;

- об остановке деятельности организаций, находящихся в зоне ЧС;

 

- о проведении аварийно-спасательных работ на объектах и территориях организаций, находящихся в зоне ЧС;

 

- об ограничении доступа людей в зону ЧС.