ГОСТ Р ИСО 14004-2007
Группа Т58
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Общее руководство по принципам, системам и методам обеспечения функционирования
Environmental management systems. General guidelines on principles, systems and support techniques
ОКС 13.020
ОКСТУ 0017
Дата введения 2009-01-01
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом "Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации" (ОАО "ВНИИС") на основе собственного аутентичного перевода международного стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Управлением технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 г. N 425-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 14004:2004 "Системы экологического менеджмента. Общее руководство по принципам, системам и методам обеспечения функционирования" (ISO 14004:2004 "Environmental management systems - General guidelines on principles, systems and support techniques")
5 ВЗАМЕН ГОСТ Р ИСО 14004-98
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация уведомления и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
Введение
По мере того, как растет озабоченность сохранением и улучшением качества окружающей среды, организации всех типов и масштабов все большее внимание обращают на уровень влияния своей деятельности, продукции или услуг на окружающую среду. Экологическая результативность организации приобретает все большее значение для внутренних и внешних заинтересованных сторон. Для достижения высокой экологической результативности организация должна реализовывать (обеспечивать) системный подход к своей деятельности и постоянно улучшать систему экологического менеджмента (далее - СЭМ).
Основная цель настоящего стандарта - оказать помощь организациям, которые намерены внедрить или улучшить СЭМ, тем самым повышая свою экологическую результативность. Положения настоящего стандарта совместимы с концепцией устойчивого развития, культурными, социальными и организационными аспектами и другими системами менеджмента.
Настоящий стандарт может быть использован организацией любого типа, масштаба и уровня зрелости, действующей в различных секторах экономики в любой стране земного шара. В стандарте также учтены особые потребности и стремление малых и средних предприятий использовать системы экологического менеджмента.
Настоящий стандарт входит в серию стандартов по экологическому менеджменту, созданных на основе соответствующих международных стандартов, разработанных ИСО/ТК 207. В этой серии только ГОСТ Р ИСО 14001-2007 содержит требования, которые могут быть объективно проверены для целей сертификации/регистрации или для целей самодекларации. Настоящий стандарт содержит примеры, описания и варианты, которые помогут как при внедрении системы экологического менеджмента, так и в усилении позиций этой системы в системе общего менеджмента организации. Хотя руководящие указания, приведенные в настоящем стандарте, соответствуют модели системы экологического менеджмента, установленной в ГОСТ Р ИСО 14001, их не следует рассматривать как интерпретацию требований ГОСТ Р ИСО 14001. Для упрощения использования подразделы раздела 4 ГОСТ Р ИСО 14001 имеют нумерацию, аналогичную ГОСТ Р ИСО 14001. Однако в случаях, когда необходимы более подробные или дополнительные указания для эффективного внедрения системы экологического менеджмента, оказалось полезным ввести дополнительные подпункты (например, 4.3.1.1 или 4.3.3.3). Кроме настоящего стандарта и ГОСТ Р ИСО 14001, в серию стандартов по экологическому менеджменту входят другие стандарты, реализующие прямое применение соответствующих международных стандартов, разработанных ИСО/ТК 207. Описания и справочную информацию о международных стандартах серии 14000 можно найти в публикации ИСО "Международные стандарты ИСО серии 14000".
В настоящем стандарте описаны элементы системы экологического менеджмента и приведены практические рекомендации по разработке, внедрению и поддерживанию функционирования или улучшению СЭМ. Такая система может существенно повысить возможности организации прогнозировать, идентифицировать и управлять влиянием на окружающую среду, достигать экологических целей и обеспечить соответствие применимым законодательным и другим требованиям, которые организация обязалась выполнять.
Примеры и подходы, приведенные в настоящем стандарте, носят иллюстративный характер. Их не следует считать единственно возможными, но они могут оказаться полезными для любой организации. При проектировании, внедрении или улучшении системы экологического менеджмента организациям следует выбирать подходы, которые соответствуют возможностям самой организации. Экологический менеджмент является составной частью общего менеджмента организации. Проектирование системы экологического менеджмента - последовательный и интерактивный процесс. Структура, ответственность, практические методы, процедуры, процессы и ресурсы для внедрения экологической политики, целей и задач могут быть скоординированы с усилиями, реализуемыми в других областях (например, технологические операции, финансы, качество, здоровье и безопасность персонала).
Для упрощения понимания настоящий стандарт содержит параграфы, обозначенные как "практический совет" и "общие указания", приводимые отдельно и заключенные в рамки.
Ключевыми задачами для руководящего состава (менеджеров) при разработке, внедрении, поддерживании функционирования или улучшении системы экологического менеджмента являются следующие:
- признание факта, что экологический менеджмент является одним из главных приоритетов организации;
- разработка и поддерживание обмена информацией и конструктивное сотрудничество с внутренними и внешними заинтересованными сторонами;
- идентификация экологических аспектов деятельности, продукции и услуг организации;
- идентификация законодательных и других требований, относящихся к экологическим аспектам организации, которые организация обязалась выполнять;
- обеспечение согласия со стороны руководства и всех лиц, работающих для организации или по ее поручению, в отношении охраны окружающей среды, с четким установлением, а также выполнением ими требований отчетности и ответственности;
- поощрение экологического планирования на протяжении всего жизненного цикла продукции или услуг;
- разработка процесса достижения экологических целей и выполнения экологических задач;
- обеспечение необходимыми и достаточными ресурсами, в том числе с целью обучения, для обеспечения соответствия законодательным и другим требованиям, которые организация обязалась выполнять, для достижения экологических целей и выполнения экологических задач на постоянной основе;
- оценка экологической результативности, исходя из экологической политики организации, ее целей и задач и, где это применимо, поиск возможности улучшения;
- разработка процесса менеджмента, включая проведение аудита и анализа системы экологического менеджмента, а также идентификация возможности улучшения системы и, соответственно, повышения экологической результативности, а также
- поощрение подрядчиков и поставщиков при разработке ими собственных систем экологического менеджмента.
Организации могут использовать настоящий стандарт или другие соответствующие документы ИСО различным образом, например:
- как руководство по разработке, внедрению, поддерживанию или улучшению системы экологического менеджмента с учетом того, что настоящий стандарт не может быть использован в целях самодекларации или других целях в области оценки соответствия, а также
- для помощи при внедрении или улучшении системы экологического менеджмента.
Выбор способа использования зависит от таких факторов, как:
- цели организации;
- уровень готовности систем менеджмента организации (т.е. имеет ли организация систему менеджмента, способную поддержать включение в нее экологической составляющей);
- возможные преимущества и недостатки, определяемые такими факторами, как существующее и ожидаемое положение организации на рынке, репутация, внешние связи и мнения заинтересованных сторон, а также
- размеры организации.
Внедрение эффективной системы экологического менеджмента поможет организации избежать, снизить или контролировать негативные воздействия на окружающую среду ее деятельности, продукции и услуг, достичь соответствия применимым законодательным и другим требованиям, которые организация обязалась выполнять, а также постоянно улучшать экологическую результативность.
Наличие системы экологического менеджмента может помочь организации убедить заинтересованные стороны в том, что:
- руководство организации выполняет обязательства по реализации экологической политики, достижению поставленных экологических целей и выполнению экологических задач;
- особая значимость придается предотвращению загрязнений окружающей среды;
- данная система является свидетельством оправданной заботы об обеспечении соответствия принятым обязательствам;
- в проект системы заложен процесс последовательного улучшения.
Внедрение системы экологического менеджмента может принести также экономические выгоды. Организация, включившая в систему общего менеджмента систему экологического менеджмента, имеет возможность сбалансировать экономические и экологические интересы. Экономические выгоды могут быть также обусловлены тем, что организация получает возможность демонстрировать заинтересованным сторонам свою деятельность в области экологического менеджмента. Это также позволяет организации связать экологические цели и задачи с конкретными финансовыми результатами своей деятельности и тем самым подтвердить, что если одновременно учитывать финансовые и экологические вопросы, то предоставляемые ресурсы принесут наибольшую выгоду. Организация, внедрившая систему экологического менеджмента, может получить важные конкурентные преимущества.
В дополнение к потенциальным выгодам, связанным с внедрением эффективной системы экологического менеджмента, помимо повышения экологической результативности можно отнести:
- предоставление потребителям свидетельства о реализации системы экологического менеджмента;
- поддерживание хороших взаимоотношений с общественностью;
- соответствие критериям инвесторов и повышение возможностей кредитования;
- заключение договоров страхования при разумном уровне затрат;
- улучшение репутации и позиции на рынке;
- усиление контроля за издержками;
- уменьшение вероятности несчастных случаев, приводящих к судебной ответственности;
- снижение потребления материалов и энергии;
- облегчение получения разрешений от уполномоченных органов при обеспечении соответствия их требованиям;
- содействие распространению экологических знаний среди поставщиков, подрядчиков и всех лиц, работающих для организации или по ее поручению;
- стимулирование разработок и поиска решений экологических проблем и
- улучшение отношения между промышленностью и правительством.
1 Область применения
Настоящий стандарт представляет собой руководство по разработке, внедрению, обеспечению функционирования и улучшению систем экологического менеджмента при координации этой деятельности с другими системами менеджмента.
Примечание - Хотя данная система не распространяется на менеджмент охраны здоровья и безопасности труда, руководство может быть использовано, если организация намерена внедрить систему менеджмента, объединяющую вопросы экологии, охраны здоровья и безопасности труда.
Руководящие указания, изложенные в настоящем стандарте, могут быть использованы организациями любого типа, масштаба, местоположения или уровня зрелости.
Хотя руководящие указания, изложенные в настоящем стандарте, согласуются с моделью системы экологического менеджмента, приведенной в ГОСТ Р ИСО 14001, их не предполагается использовать как интерпретацию требований этого стандарта.
2 Нормативные ссылки
Нормативные ссылки отсутствуют. Настоящий раздел включен с целью сохранения нумерации пунктов предыдущего издания стандарта (ИСО 14004:1996).
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины и определения:
3.1 аудитор (auditor): Лицо, обладающее компетентностью для проведения аудита (проверки).
[ИСО 9000:2000, 3.9.9]
3.2 постоянное улучшение (continual improvement): Повторяющийся процесс совершенствования системы экологического менеджмента (3.9), с целью улучшения общей экологической результативности (3.11) в соответствии с экологической политикой (3.20) организации (3.13).
Примечание - Этот процесс не обязательно проходит одновременно во всех сферах деятельности.
[ИСО 14001:2004, 3.2]
3.3 коррекция (correction): Действие, предпринятое для устранения обнаруженного несоответствия (3.18).
Примечание - Определение соответствует приведенному в ИСО 9000:2000, 3.6.6
3.4 корректирующее действие (corrective action): Действие, устраняющее причины выявленного несоответствия (3.18)
[ИСО 14001:2004, 3.3]
3.5 документ (document): Информация, приведенная на соответствующем носителе.
Примечание 1 - Носитель может быть бумажным, магнитным, электронным или оптическим компьютерным диском, фотографией или эталонным образцом, или их комбинацией.
Примечание 2 - Определение соответствует приведенному в ИСО 9000:2000, 3.7.2.
[ИСО 14001:2004, 3.4]
3.6 окружающая среда (environment): Окружение в котором функционирует организация (3.20), включая воздух, воду, землю, природные ресурсы, флору, фауну, людей в их взаимодействии.
Примечание - Понятие окружение в данном контексте распространяется на среду в пределах от организации (3.20) до глобальной системы.
[ИСО 14001:2004, 3.5]
3.7 экологический аспект (environmental aspect): Элемент деятельности организации (3.20), ее продукции или услуг, который может взаимодействовать с окружающей средой (3.6).
Примечание - Значимый экологический аспект оказывает или может оказать значительное воздействие на окружающую среду (3.8).
[ИСО 14001:2004, 3.6]
3.8 воздействие на окружающую среду (environmental impact): Любое изменение в окружающей среде (3.6) отрицательного или положительного характера, полностью или частично являющееся результатом экологических аспектов (3.7) организации (3.20).
[ИСО 14001:2004, 3.7]
3.9 система экологического менеджмента (environmental management system)
СЭМ (EMS): Часть системы менеджмента организации (3.20), используемая для разработки и внедрения экологической политики (3.13) и управления ее экологическими аспектами (3.7)
Примечание 1 - Система менеджмента представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, используемых для установления политики и целей и достижения этих целей.
Примечание 2 - Система менеджмента включает в себя организационную структуру, деятельность по планированию, распределение ответственности, практики, процедуры (3.23), процессы и ресурсы.
[ИСО 14001:2004, 3.8]
3.10 экологическая цель (environmental objective): Общая экологическая установка к действию, согласующаяся с экологической политикой (3.13), которую организация (3.20) решила достигнуть.
[ИСО 14001:2004, 3.9]
3.11 экологическая результативность (environmental performance): Измеряемые организацией (3.20) результаты управления своими экологическими аспектами (3.7)
Примечание - В контексте систем экологического менеджмента (3.9) результаты могут быть измерены в отношении реализации экологической политики (3.13) организации (3.20), достижения экологических целей (3.10), выполнения экологических задач (3.14) и других требований к экологической результативности.
[ИСО 14001:2004, 3.10]
3.12 показатель экологической результативности (environmental performance indicator): Конкретное выражение, содержащее информацию об экологической результативности (3.11) организации (3.20)
[ИСО 14031:1999, 2.10]
3.13 экологическая политика (environmental policy): Официальное заявление высшего руководства организации (3.20) об основных намерениях и направлениях деятельности в отношении экологической результативности (3.11).
Примечание - Экологическая политика определяет рамки для действий и служит основой для постановки экологических целей (3.10) и экологических задач (3.14).
[ИСО 14001:2004, 3.11]
3.14 экологическая задача (environmental target): Детализированное требование к результативности, применимое к организации (3.20) или ее частям, вытекающее из экологических целей (3.10), которое следует установить и выполнить для достижения этих целей.
[ИСО 14001:2004, 3.12]
3.15 заинтересованная сторона (interested party): Лицо или группа лиц, заинтересованные в экологической результативности (3.11), или на которых может влиять экологическая результативность организации (3.20).
[ИСО 14001:2004, 3.13]
3.16 внутренний аудит (internal audit): Систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельств аудита, а также его объективной оценки для определения степени, в которой выполняются критерии аудита системы экологического менеджмента, установленные организацией (3.20).
Примечание - Во многих случаях, в частности в малых организациях, независимость аудита может быть продемонстрирована отсутствием ответственности за проверяемую деятельность.
[ИСО 14001:2004, 3.14]
3.17 показатель результативности менеджмента; ПРМ (management performance indicator) (MPI): Показатель экологической результативности (3.12), содержащий информацию о результатах работы менеджмента (руководства организации) в отношении его влияния на экологическую результативность (3.11) организации (3.20).
[ИСО 14031-2000, 2.10.1]
3.18 несоответствие (nonconformity): Невыполнение установленного требования
[ИСО 9000:2001, 3.6.2]
3.19 показатель результативности функционирования; ПРФ (operational performance indicator)(OPI): Показатель экологической результативности (3.12), содержащий в себе информацию об экологической результативности (3.11) функционирования организации (3.20).
[ИСО 14031-2000, 2.10.2]
3.20 организация (organization): Компания, корпорация, фирма, предприятие, орган власти, учреждение либо их часть, либо комбинация частей, официально учрежденные или нет, государственные или частные, выполняющие собственные функции и имеющие свой административный аппарат.
Примечание - Для организаций, состоящих из нескольких подразделений, каждое подразделение может быть определено как организация.
[ИСО 14001:2004, 3.16]
3.21 предупреждающее действие (preventive action): Действие, устраняющее причины потенциально возможного несоответствия (3.18).
[ИСО 14001:2004, 3.17]
3.22 предотвращение загрязнения (prevention of pollution): Использование процессов, практических методов, технических решений, материалов, продукции, услуг или энергии с целью избежать, уменьшить или контролировать (отдельно или в комбинации) образование, выброс или сброс любого типа загрязняющего вещества или отходов уменьшения негативных воздействий на окружающую среду (3.8).
Примечание - Предотвращение загрязнения может включать в себя устранение или уменьшение источника (загрязнения), изменение процесса, продукции или услуг, эффективное использование ресурсов, замену используемых материалов и видов энергии, повторное использование, восстановление, вторичную переработку, утилизацию и очистку.
[ИСО 14001:2004, 3.18]
3.23 процедура (procedure): Установленный способ выполнения какой-либо деятельности или процесса.
Примечание 1 - Процедура может быть документированной и не документированной.
Примечание 2 - Соответствует определению ИСО 9000:2000, пункт 3.4.5.
[ИСО 14001:2004, 3.19]
3.24 запись (record): Документ (3.5), в котором зафиксированы полученные результаты или содержащий свидетельство выполнения какой-либо деятельности.
Примечание - Соответствует определению ИСО 9000:2000, пункт 3.7.6.
[ИСО 14001:2004, 3.20]
4 Элементы системы экологического менеджмента
4.1 Общие положения
4.1.1 Модель системы экологического менеджмента
Система экологического менеджмента, детально рассматриваемая в настоящем стандарте, использует модель менеджмента "Планирование - Выполнение - Контроль - Действие" (Plan-Do-Check-Act; PDCA). Модель системы экологического менеджмента и осуществляемый процесс ее постоянного улучшения изображены на рисунке 1. Более детальная информация о модели PDCA приведена далее в практическом совете - Модель системы экологического менеджмента.
Рисунок 1 - Модель системы экологического менеджмента
Систему экологического менеджмента лучше всего рассматривать как организационную структуру, которую следует непрерывно подвергать мониторингу и периодически анализировать для определения эффективных направлений совершенствования с учетом изменения внешних и внутренних факторов. Персонал всех уровней (управления) организации следует в соответствии с занимаемой должностью принять на себя ответственность за работу по улучшению экологического состояния. Если система экологического менеджмента создается впервые, организации следует начать внедрение с той части, где она получит очевидные выгоды от этого, например сосредоточиться на непосредственном снижении затрат или обеспечении выполнения требований законодательных и нормативных актов, связанных со значимыми экологическими аспектами. После того как система экологического менеджмента приобретет законченную форму, ее процедуры, программы и технологии могут использоваться для дальнейшего повышения экологической результативности организации. Как только система экологического менеджмента достигнет достаточно высокого уровня, рассмотрение экологических аспектов может быть интегрировано с решением любых хозяйственных вопросов.
|
Практический совет - Модель системы экологического менеджмента
PDCA - это постоянно выполняемый итеративный процесс, позволяющий организации создать, внедрить и поддерживать экологическую политику (см. 4.2), основанную на лидерстве высшего руководства и его обязательствах в отношении системы экологического менеджмента (см. 4.1.2). После того как организация оценит свою позицию в отношении охраны окружающей среды (см. 4.1.4), предпринимают следующие шаги:
а) Планирование: внедрить постоянно действующий процесс планирования (см. 4.3), позволяющего организации:
1) идентифицировать экологические аспекты и связанные с ними воздействия на окружающую среду (см. 4.3.1);
2) идентифицировать и осуществлять мониторинг выполнения применяемых законодательных и других требований, которые организация обязалась выполнять; сформировать, по возможности, внутренние критерии результативности (см. 4.3.2);
3) установить экологические цели и задачи, а также разработать программу(ы) по их достижению и выполнению (см. 4.3.3.1 и 4.3.3.2) и
4) разработать и использовать показатели результативности (см. 4.3.3.3);
b) Выполнение: внедрить и обеспечить функционирование системы экологического менеджмента (см. 4.4):
1) создать структуру менеджмента (управления), распределить обязанности, установить ответственность и наделить достаточными полномочиями;
2) предусмотреть необходимые ресурсы (см. 4.4.1);
3) обучить (подготовить) персонал, работающий для организации или по ее поручению, и обеспечить его осведомленность и компетентность (см. 4.4.2);
4) разработать процессы внутреннего и внешнего обмена информацией (см. 4.4.3);
5) разработать и поддерживать ведение документов (см. 4.4.4);
6) создать и внедрить управление документами (см. 4.4.5);
7) создать и внедрить управление операциями (см. 4.4.6);
8) обеспечить подготовленность персонала к возможности возникновения нештатных ситуаций и аварий и к выполнению соответствующих ответных действий (см. 4.4.7);
с) Контроль: оценивать процессы системы экологического менеджмента (см. 4.5):
1) проводить текущий мониторинг и измерения (см. 4.5.1);
2) оценивать ситуацию с обеспечением соответствия (см. 4.5.2);
3) идентифицировать несоответствия, выполнять необходимые корректирующие и предупреждающие действия (см. 4.5.3);
4) управлять записями (см. 4.5.4);
5) периодически проводить внутренние аудиты (см. 4.5.5).
d) Действие: анализировать положение и предпринимать действия по совершенствованию системы экологического менеджмента (см. 4.6):
1) проводить анализ системы экологического менеджмента со стороны руководства через определенные промежутки времени (см. 4.6.1);
2) идентифицировать возможные области улучшения (см. 4.6.2).
Реализация этого процесса позволит организации последовательно улучшать систему экологического менеджмента и общую экологическую результативность. |
4.1.2 Обязательства и лидерство высшего руководства
Для успешного внедрения системы экологического менеджмента на ранней стадии ее разработки или совершенствования необходимо, чтобы высшее руководство организации приняло на себя обязательство по улучшению экологического менеджмента деятельности организации, ее продукции и услуг. Постоянное выполнение этого обязательства и лидерство высшего руководства являются главным условием успешной работы системы экологического менеджмента. Идентификация выгод, которые может принести система экологического менеджмента, а также определение того, каким образом и чего при создании системы экологического менеджмента можно избежать, могут помочь высшему руководству в решении о принятии на себя обязательств и функций лидерства в предпринимаемых им действиях.
4.1.3 Область применения системы экологического менеджмента
Высшему руководству следует определить область применения системы экологического менеджмента в организации. Это означает, что высшему руководству необходимо определить границы области деятельности организации, в которых будет использоваться система экологического менеджмента. После того как будет определена область применения системы экологического менеджмента, всю деятельность, продукцию и услуги, входящие в эту область, следует включить в систему экологического менеджмента организации.
4.1.4 Анализ исходного экологического состояния
Организации, еще не внедрившей систему экологического менеджмента, следует оценить и проанализировать свою деятельность в отношении окружающей среды. Целью такого анализа является рассмотрение экологических аспектов деятельности организации, продукции и услуг как основы для создания системы экологического менеджмента.
Организация, уже внедрившая систему экологического менеджмента, такой анализ должна проводить в случае, если она намерена улучшить имеющуюся систему экологического менеджмента.
В анализ исходного экологического состояния следует включать следующие четыре ключевые области:
a) идентификацию экологических аспектов, включая аспекты, связанные с нормальными и аномальными условиями функционирования организации, включая процессы запуска и останова оборудования, нештатные ситуации и аварии;
b) идентификацию применимых законодательных и других требований, которые организация обязалась выполнять;
c) изучение существующей практики работ и процедур экологического менеджмента, включая те, которые связаны с деятельностью по закупкам и контрактам;
d) оценку случившихся ранее нештатных ситуаций и аварий.
Данный анализ может включать в себя также рассмотрение дополнительных вопросов, таких как:
- оценка результативности путем сравнения с применяемыми внутренними критериями, внешними стандартами, регламентами, кодексами установившейся практики, принципами и руководящими указаниями;
- оценка возможности получения конкурентных преимуществ, включая возможности сокращения затрат;
- мнения заинтересованных сторон;
- оценка работы других систем организации, которые могут ускорить или затормозить повышение экологической результативности.
Результаты анализа могут быть использованы организацией при определении области применения системы экологического менеджмента, в разработке или уточнении экологической политики, постановке экологических целей и задач, а также для определения результативности поддерживания соответствия применимым законодательным и другим требованиям, которые организация обязалась выполнять.
|
Практический совет - Анализ исходного экологического состояния
Методы, используемые при анализе существующей практики и процедур экологического менеджмента, включают в себя:
а) опросы лиц, ранее работавших или работающих для организации или по ее поручению с целью определения области деятельности организации, ее продукции, услуг в прошлом и настоящем;
b) оценку внешнего и внутреннего обмена информацией с заинтересованными сторонами, включая жалобы, а также других действий, связанных с выполнением применимых законодательных или других требований, которые организация обязалась выполнять, предшествующих инцидентам и авариям, прямо или косвенно связанным с воздействием на окружающую среду. |
с) сбор информации в отношении:
1) процессов контроля закупаемых опасных химических веществ;
2) хранения и обращения с химическими веществами (например, повторное использование, сохранение, хранение несовместимых химических веществ);
3) контроля случайных выбросов;
4) способов размещения отходов;
5) подготовленности персонала к нештатным ситуациям и средствам защиты;
6) использования ресурсов (например, использование освещения в офисах после окончания рабочего дня);
7) защиты растений и животных во время строительства;
8) изменений процессов во времени (например, изменения в модели севооборота, влияющие на попадание удобрений в водоемы);
9) программ экологического обучения;
10) анализа и утверждения процессов для процедур управления операциями;
11) полноты записей при мониторинге и/или возможности доступа к старым записям.
Анализ может быть проведен с помощью контрольных листков, карт процессов, опросов, непосредственного наблюдения, результатов прошлых и текущих измерений, а также предыдущих аудитов или других анализов в зависимости от области деятельности организации, ее продукции, услуг. Результаты анализа, включая ее экологическую политику, следует документировать так, чтобы их можно было использовать при установлении области применения системы в процессе разработки или совершенствования системы экологического менеджмента организации.
4.2 Экологическая политика
Экологическая политика устанавливает принципы работы организации в части ее взаимодействия с окружающей средой. Она устанавливает уровень экологической ответственности и результативности, требуемой от организации; по этому уровню будут оцениваться все последующие действия организации. В экологическую политику должна входить связь с воздействиями на окружающую среду деятельности организации, ее продукции и услуг (в рамках определенной области применения системы экологического менеджмента). Экологическую политику следует применять как руководство в процессе постановки экологических целей и задач.
Увеличивается число международных организаций, включая правительственные организации, промышленные ассоциации и общественные группы, разработавших руководящие принципы своей деятельности. Такие руководящие принципы помогают организациям определить масштабы своих обязательств в отношении окружающей среды. Они также содействуют тому, что различные организации используют общие для всех ценности. Подобные руководящие принципы помогают организации разработать такую экологическую политику, которая будет индивидуальной для любой организации. Ответственность за установление экологической политики несет высшее руководство организации. Экологическая политика может быть включена или объединена с другими политическими документами организации. Руководство (менеджмент) организации отвечает за внедрение экологической политики, а также за подготовку исходной информации для формулирования ее изменений. С экологической политикой следует ознакомить всех лиц, работающих в организации или по ее поручению. Кроме того, экологическая политика организации должна быть доступна общественности (см. 4.4.3.2).
При разработке экологической политики организации следует рассмотреть:
a) миссию организации, видение перспектив, основные ценности и убеждения;
b) координацию с другими политиками организации (например, в области качества, охраны здоровья и безопасности труда);
c) требования заинтересованных сторон и обмен информацией с ними;
d) руководящие принципы;
e) специфические местные или региональные условия;
f) обязательства в отношении предотвращения загрязнений и последовательного улучшения системы экологического менеджмента;
g) обязательства в отношении соблюдения законодательных и других требований, которые организация обязалась выполнять.
|
Практический совет - Экологическая политика
В экологической политике следует исходить из того факта, что вся деятельность, продукция и услуги в определенной области применения системы экологического менеджмента организации могут оказывать воздействия на окружающую среду.
Поэтому основные положения экологической политики зависят от области деятельности организации. В экологической политике, помимо прочего, следует также установить обязательства организации в отношении:
а) соблюдения применимых к ее экологическим аспектам законодательных и других требований, которые организация обязалась выполнять, или достижения лучших результатов по сравнению с предъявляемыми требованиями;
b) предотвращения загрязнения (см. Практический совет - Предотвращение загрязнения);
с) постоянного улучшения экологической деятельности путем разработки процедур и соответствующих показателей экологической результативности.
Экологическая политика может также включать в себя другие обязательства в отношении:
d) минимизации любых значимых негативных воздействий на окружающую среду в результате внедрения новых разработок путем использования интегрированных процедур и планирования системы экологического менеджмента;
е) проектирования продукции с учетом ее экологических аспектов и
f) стремления к лидирующему положению организации в области экологического менеджмента.
Практический совет - Предотвращение загрязнения
Вопрос о предотвращении загрязнений может рассматриваться как на стадии проектирования и разработки новой продукции и услуг, так и при разработке соответствующих процессов. Такая стратегия помогает организации экономить ресурсы, сокращать количество получаемых отходов, выбросов, сбросов, связанных с продукцией и услугами (Руководство по проектированию продукции и соответствующие методы приведены в ИСО/ТО 14062 [19]).
Сокращение числа источников выбросов, сбросов может стать наиболее эффективным методом, позволяющим получить двойную выгоду: исключить получение отходов, выбросов и сбросов и одновременно сократить потребление ресурсов. Однако по различным причинам некоторые организации не могут реализовать предотвращение загрязнений путем сокращения числа источников. В подобных случаях организации следует рассмотреть возможность использования иерархического подхода к предотвращению загрязнения. При использовании такого подхода предпочтение следует отдать предотвращению загрязнения непосредственно на уровне самого источника, что может быть выражено в виде:
а) сокращения числа источников или их исключения (путем использования экологически благоприятного проектирования и разработок, замены материалов, внесения изменений в процесс, продукцию или технологию и эффективного использования и сбережения энергии и материальных ресурсов);
b) внутреннего повторного использования или рециклинга (повторного использования или рециклинга материалов внутри процесса или установки);
с) внешнего повторного использования или рециклинга (путем передачи материалов за пределы производственной площадки для их повторного использования или рециклинга);
d) восстановления и очистки (путем переработки отходов на производственной площадке или за ее пределами, очистки выбросов и сбросов на производственной площадке или за ее пределами для снижения их негативного воздействия на окружающую среду);
е) использования таких механизмов регулирования, как сжигание или контролируемое размещение отходов (на свалке), если это допустимо. Однако организация может использовать такие методы только после того, как были рассмотрены другие методы. |
4.3 Планирование
|
Общие указания - Планирование
Планирование является самым важным фактором реализации организацией своей экологической политики, а также создания, внедрения и поддерживания функционирования системы экологического менеджмента. Процесс планирования должен включать в себя следующие элементы:
а) идентификацию экологических аспектов и определение самых значимых из них;
b) идентификацию применимых законодательных требований и других требований, которые организация обязалась выполнять;
с) установление внутренних критериев результативности, если это необходимо;
d) постановку экологических целей и задач и разработку программы (программ) по достижению этих целей и выполнению задач.
Таким образом, процесс планирования может помочь организации сосредоточить основные ресурсы в тех областях, которые наиболее важны для достижения поставленных целей. Данные, полученные в процессе планирования, могут быть также использованы при разработке или совершенствовании других элементов системы экологического менеджмента, таких, как подготовка (обучение) кадров, управление операциями, мониторинг и измерения.
Планирование - постоянный процесс, который реализуется при разработке и внедрении элементов системы экологического менеджмента для их поддерживания и улучшения с учетом изменяющихся обстоятельств, а также "входов" и "выходов", системы экологического менеджмента. В процессе планирования организации следует рассмотреть вопрос о том, каким образом следует измерять и оценивать результативность в отношении выполнения обязательств, определенных экологической политикой, достижения целей и выполнения задач, а также соблюдения других критериев результативности. Один из подходов, который может оказаться полезным, заключается в установлении показателей результативности в процессе планирования.
Примечание - Руководство по показателям результативности и их оценке приведено в 4.3.3.3 и 4.5.1 настоящего стандарта и ИСО 14031 [10]. |
4.3.1 Экологические аспекты
4.3.1.1 Общее представление
Эффективная система экологического менеджмента начинается с понимания того, как организация может взаимодействовать с окружающей средой (см. 4.3.1.2). Элементы деятельности организации, продукции и услуг, которые могут взаимодействовать с окружающей средой, называют экологическими аспектами. Примерами являются сбросы, выбросы в атмосферу, расходование или повторное использование материалов, а также шумовое воздействие. При внедрении системы экологического менеджмента организации следует идентифицировать экологические аспекты, которые она может контролировать и на которые она может влиять (см. 4.3.1.3).
Изменения окружающей среды отрицательного или положительного характера, полностью или частично являющиеся следствием экологических аспектов, называют воздействиями на окружающую среду. Примерами негативных воздействий являются загрязнение воздуха и истощение природных ресурсов. Примерами положительных воздействий являются улучшение качества воды или почвы. Взаимосвязь между экологическими аспектами и связанными с ними воздействиями носит причинно-следственный характер. Организации следует знать и понимать те аспекты, которые оказывают или могут оказать значимое воздействие на окружающую среду, т.е. значимые экологические аспекты (см. 4.3.1.4).
Так как организация может иметь множество экологических аспектов и связанных с ними воздействий, то следует разработать критерии и методы определения тех из них, которые можно рассматривать как значимые (см. 4.3.1.5). При разработке критериев следует рассмотреть такие факторы, как характеристики окружающей среды, информацию о законодательных и других требованиях, которые организация обязалась выполнять, а также мнения заинтересованных сторон (внешних и внутренних). Некоторые из этих критериев могут быть применены непосредственно к экологическим аспектам организации, а другие - к связанным с ними воздействиями на окружающую среду.
Идентификация значимых экологических аспектов и связанных с ними воздействий необходима для определения тех областей, которые необходимо контролировать или улучшить, а также для установления приоритетов в действиях руководства (см. 4.3.1.5). Политика организации, ее цели и задачи, а также обучение (подготовка) персонала, обмен информацией, управление операциями и программы мониторинга следует, прежде всего, основывать на знании значимых экологических аспектов, но при этом также необходимо учитывать такие вопросы, как применимые законодательные и другие требования, которые организация обязалась выполнять, а также мнения заинтересованных сторон. Идентификация значимых экологических аспектов - постоянный процесс, позволяющий организации лучше понимать свое взаимодействие с окружающей средой и свой вклад в постоянное улучшение экологических характеристик путем совершенствования системы экологического менеджмента.
Поскольку не существует единого подхода к идентификации экологических аспектов, связанных с ними воздействий на окружающую среду и определению их значимости, который был бы приемлем для любой организации, то настоящие указания должны помочь определить основные особенности этих действий организациям, внедряющим или совершенствующим системы экологического менеджмента. Каждой организации следует выбрать подход, который будет соответствовать области применения экологической системы, характеру деятельности, размерам организации, а также ее потребностям в отношении степени детализации, комплексности, сроков, затрат и доступности достоверных данных. Использование процедуры (процедур), реализующей выбранный подход, может помочь достижению соответствия требованиям.
Более подробные и дополнительные примеры приведены в следующих пунктах и приложении А, таблице А. 1.
4.3.1.2 Понимание видов деятельности, продукции и услуг
Почти все виды деятельности, продукции и услуг оказывают воздействие на окружающую среду, которое может происходить на различных этапах деятельности или стадиях жизненного цикла продукции или услуг, начиная с добычи сырья и его распределения до использования и последующего размещения отходов. Такие воздействия могут быть локальными, региональными или глобальными, краткосрочными или долгосрочными, с изменением уровня значимости. Организации следует понимать виды своей деятельности, продукции и услуг, которые входят в область применения системы экологического менеджмента и которые с целью принесения большей пользы могут быть сгруппированы, что упрощает идентификацию и оценку значимости экологических аспектов. Группирование или классификация по категориям видов деятельности, продукции и услуг может помочь организации идентифицировать продукцию или услуги по общим или схожим экологическим аспектам. Группы или категории могут быть основаны на общих показателях, таких как подразделения организации, географическое местоположение, технологические процессы, материалы или энергия, используемые на разных стадиях жизненного цикла групп однородной продукции, компоненты окружающей среды, на которые осуществляются воздействия (например, воздух, вода, почва). Чтобы быть полезным, размерность такой категории показателей следует выбирать достаточно большой - для усреднения результатов исследования, но одновременно и достаточно узкой, чтобы производимые действия было легко понять.
Примечание - Примеры категорий (видов) деятельности, продукции и услуг приведены ИСО 14031 [10].
4.3.1.3 Идентификация экологических аспектов
Организации следует идентифицировать экологические аспекты в области применения системы экологического менеджмента, которые связаны с ее прошлой, текущей и планируемой деятельностью, выпускаемой ею продукцией и предоставляемыми услугами. Во всех случаях организации следует рассматривать нормальные и аномальные условия работы, включая запуски, остановы, техническое обслуживание, нештатные ситуации и аварии.
В дополнение к тем экологическим аспектам, которые организация может непосредственно контролировать, следует также определить аспекты, на которые она может оказывать влияние, например экологические аспекты продукции и услуг, которые она использует, и той продукции и услуг, которые она планирует поставлять. При оценке возможности влиять на экологические аспекты, связанные с деятельностью, продукцией или услугами, организации следует определить ответственных за выполнение требований законодательства или контрактов, проанализировать свою политику, локальные или региональные вопросы и обязательства, а также ответственность перед заинтересованными сторонами. Организации следует также определить последствия собственной деятельности, которые могут ухудшить экологическую результативность, например приобретение продукции, содержащей опасные материалы. Примерами ситуаций, в которых могут быть применены эти положения, могут быть действия, выполняемые подрядчиками или субподрядчиками, процесс проектирования продукции и услуг, поставляемые и используемые материалы, товары или услуги, а также процессы транспортирования, использования, повторного использования или рециклинга продукции, поставленной на рынок.
Для идентификации и понимания экологических аспектов организации следует использовать качественные и/или количественные данные о характеристиках ее деятельности, продукции и услуг, такие, как входные и выходные потоки материалов и энергии, используемые процессы и технологии, оборудование и его размещение, способы транспортирования и человеческий фактор (например, плохое зрение или слух работников). Помимо этого полезно собирать и анализировать (проводить сбор и анализ информации) информации относительно:
a) причинно-следственной связи между элементами деятельности, продукции и услуг организации и возможными или фактическими изменениями окружающей среды;
b) экологических взглядов заинтересованных сторон, а также
c) возможных экологических аспектов, идентифицированных в правительственных постановлениях, регламентах и разрешениях, в других стандартах или документах промышленных ассоциаций, академических учреждений и т.п.
Процесс идентификации экологических аспектов будет более точным, если будут привлечены специалисты, хорошо знающие деятельность организации, ее продукцию и услуги. Хотя не существует единого подхода к идентификации экологических аспектов, выбранный подход может включать в себя, например, рассмотрение следующих аспектов:
- выбросы в атмосферу;
- сбросы в воду;
- сбросы на землю (почву);
- использование сырьевых материалов и природных ресурсов (например, использование земли, воды);
- экологические заботы местного сообщества;
- использование энергии;
- потери энергии (например, тепла, радиации, вибрации);
- отходы и побочная продукция;
- физические характеристики объектов (например, размеры, форма, цвет, внешний вид).
Также следует рассмотреть аспекты, касающиеся видов деятельности организации, выпуска ею продукции и предоставления услуг, например:
- проектирование и разработка;
- процессы изготовления;
- упаковка и транспортирование;
- экологическая результативность и практика работы с поставщиками и подрядчиками;
- управление отходами;
- добыча и распределение сырьевых материалов и природных ресурсов;
- распределение, использование и утилизация;
- жизнь дикой природы и биоразнообразие.
Примечание - Руководящие указания по учету экологических аспектов при проектировании продукции приведены в ИСО/ТО 14062 [19].
4.3.1.4 Понимание воздействий на окружающую среду
Понимание воздействий организации на окружающую среду необходимо для идентификации экологических аспектов и определения их значимости. В этой области существует много подходов. Для некоторых организаций адекватной может оказаться уже имеющаяся информация о видах воздействий на окружающую среду, ассоциируемых с экологическими аспектами. Другие организации могут использовать причинно-следственные диаграммы или технологические схемы, иллюстрирующие входные и выходные потоки, балансы массы/энергии, либо применять другие методы, например оценку воздействий на окружающую среду или оценку жизненного цикла.
Примечание - Руководства по оценке жизненного цикла приведены в ИСО 14040 [12], ИСО 14041 [13], ИСО 14042 [14] и ИСО 14043 [15].
Выбранный метод должен помочь выявить:
a) как положительные (благоприятные), так и негативные (неблагоприятные) воздействия на окружающую среду;
b) фактические и потенциально возможные воздействия на окружающую среду;
c) компоненты окружающей среды, на которые будет оказываться воздействие, такие, как воздух, вода, почва, флора, фауна, объекты культурного наследия и др.;
d) характеристики окружения, которые могут влиять на воздействие, например, местные погодные условия, уровень подземных вод, типы почв и т.п.;
e) характер изменений окружающей среды (такие, как глобальные или локальные экологические проблемы, продолжительность оказываемого воздействия на окружающую среду, потенциал аккумулирования воздействия и его изменение во времени).
4.3.1.5 Определение значимых экологических аспектов
Значимость является относительным понятием, ее невозможно определить в абсолютных величинах. То, что важно для одной организации, может быть несущественным для другой. Оценка значимости требует применения как технического анализа, так и определения отношения организации к конкретному факту. Использование критериев должно помочь организации определить, какие экологические аспекты и связанные с ними воздействия следует считать значимыми. Разработка и применение таких критериев позволит организации обеспечить согласованность и воспроизводимость оценок значимости.
При установлении критериев значимости организации следует рассмотреть следующие вопросы:
a) экологические критерии (такие, как масштаб, серьезность (жесткость) и продолжительность воздействия или тип, величину и частоту проявления экологического аспекта);
b) применимые законодательные требования (такие, как предельно допустимые значения выбросов и сбросов, установленные в разрешениях или регламентах и т.п.);
Для получения доступа к полной версии без ограничений вы можете выбрать подходящий тариф или активировать демо-доступ.