РД 31.60.28-86
ТРЕБОВАНИЯ К ОПЕРАТИВНОЙ ИНФОРМАЦИИ
О НЕПОТОПЛЯЕМОСТИ МОРСКИХ ПАССАЖИРСКИХ СУДОВ
Дата введения 1987-07-01
РАЗРАБОТАНЫ Черноморским центральным проектно-конструкторским бюро
Директор, канд. техн. наук, доцент С.М.Нунупаров
Руководитель темы и ответственный исполнитель, канд. техн. наук Я.М.Элис
Исполнители: инженеры Н.В.Ледникова, Е.П.Лисовая
СОГЛАСОВАНЫ Регистром СССР
Директор Р.А.Белик
ЦНИИ морского флота
Директор В.И.Пересыпкин
Отделом АСУ ЧМП
Начальник И.А.Гайдученко
ВНЕСЕНЫ В/О "Мореплавание"
Зам. председателя А.О.Сухов
ВВОДИТСЯ ВПЕРВЫЕ
Руководящий документ устанавливает требования к Оперативной информации о непотопляемости морских судов пассажирского флота и распространяется на суда, строящиеся и находящиеся в эксплуатации.
1. ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПОЯСНЕНИЯ
Аварийная плавучесть - способность судна оставаться на плаву при затоплении одного или нескольких отсеков.
Аварийная остойчивость - способность судна сохранять свою остойчивость в тех же условиях.
Характеристика запаса аварийной плавучести (ЗП) - в метрах. Это минимальное расстояние от аварийной ВЛ до палубы переборок при условном отсутствии крена или до опасного отверстия в зависимости от того, что меньше.
Запас аварийной остойчивости (ЗО) - величина в метрах, на которую можно уменьшить метацентрическую высоту судна в неповрежденном состоянии так, чтобы после аварии остойчивость судна была бы предельно допустимой в соответствии с п.3.1.
Фактор балластировки (ФБ) - поправка к метацентрической высоте при приеме балласта с учетом влияния свободной поверхности жидкости, если отсек не запрессован. При полной откачке балласта фактор балластировки равен фактору балластировки запрессованного отсека со знаком минус.
Фильтрационная вода - забортная вода, проникающая в отсеки судна, расположенные вне района повреждения. Забортная вода считается фильтрационной, если удается ограничить ее уровень.
2. НАЗНАЧЕНИЕ ОПЕРАТИВНОЙ ИНФОРМАЦИИ
2.1. Оперативная информация о непотопляемости судов (ОИ) предназначена для оценки состояния аварийного судна в отношении его плавучести и остойчивости при фактическом распределении груза, запасов и балласта и предполагаемом расположении пробоины.
ОИ должна помочь капитану судна принять необходимые меры по борьбе за спасение пассажиров и экипажа, и по борьбе за живучесть и сохранение поврежденного судна.
2.2. Оценку непотопляемости производит капитан судна на основании данных альбома характерных случаев затопления судна (АХС) или самостоятельно выполняемых расчетов, которые производятся на судовой ЭВМ, снабженной программой расчета непотопляемости, одобренной Регистром Союза ССР.
2.3. Время для производства расчетов по всем необходимым вариантам затопления судна, оценки непотопляемости и заполнения планшета не должно превышать 2-х часов. Время для расчета с помощью судовой ЭВМ аварийной посадки и остойчивости после определения места расположения пробоины не должно превышать 2-х минут при выводе результатов на дисплей и 3-х минут при выводе результатов на печатающее устройство.
2.4. Оценки и выводы ОИ действительны только при хорошем техническом состоянии водонепроницаемых переборок, скользящих дверей, секущих клинкетов трубопроводов управляемых и неуправляемых перетоков и т.п. Любое переоборудование, затрагивающее эти конструкции, должно быть отражено в ОИ.
Разработке ОИ для эксплуатируемого судна должно предшествовать обследование судна.
Ответственность за техническое состояние элементов, связанных с обеспечением непотопляемости судна, и их соответствие ОИ лежит на судовой администрации.
3. НОРМАТИВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ АВАРИЙНОЙ ПЛАВУЧЕСТИ И АВАРИЙНОЙ ОСТОЙЧИВОСТИ
3.1. Нормативы обеспечения аварийной плавучести и аварийной остойчивости для любых повреждений должны соответствовать действующим (в момент разработки ОИ) Правилам Регистра СССР по обеспечению непотопляемости пассажирских судов. Эти нормативы должны быть описаны в Инструкции (см. ниже), а случаи затопления, не регламентируемые Правилами Регистра, для которых эти нормативы не удовлетворяются, должны быть специально помечены в АХС и распечатке, выдаваемой судовой ЭВМ.
3.2. В отдельных обоснованных случаях допускается отступление от указанных нормативов; объем этих отступлений находится в компетенции судовладельца, разработчика ОИ и Регистра СССР.
3.3. В качестве расчетного критерия, характеризующего гибель судна, когда при аварии капитану рекомендуется принять решение о немедленном спасении людей, принимается одно из следующих состояний:
безусловное затопление одного из открытых опасных отверстий, через которое вода может распространиться по судну за пределами района повреждений и привести к потери запаса плавучести и (или) остойчивости;
протяженность положительной части диаграммы статической остойчивости аварийного судна менее 7°;
наибольшее плечо диаграммы остойчивости менее 0,05 м;
угол крена аварийного судна больше 40° (исходя из невозможности работы аварийной партии);
площадь диаграммы статической остойчивости менее 0,18 м·градус.
4. ОЦЕНКА АВАРИЙНОЙ ПЛАВУЧЕСТИ И АВАРИЙНОЙ ОСТОЙЧИВОСТИ
4.1. В качестве основных оценок плавучести и остойчивости аварийного судна приняты:
характеристика запаса аварийной плавучести (ЗП) в метрах;
запас аварийной остойчивости (ЗО) в метрах.
4.2. В дополнении к указанным в 4.1 оценкам при использовании судовой ЭВМ необходимо получить метацентрическую высоту, угол крена, посадку и диаграмму статической остойчивости аварийного судна.
4.3. В АХС должны быть приведены сведения, позволяющие оценить значения метацентрической высоты, угла крена, посадки судна, максимума и протяженности диаграммы аварийной остойчивости.
4.4. Как при использовании судовой ЭВМ, так и при использовании АХС должна быть возможность оценки спрямления судна.
4.5. Увеличение крена судна за счет вываленных за борт шлюпок и скопления пассажиров на том же борту должно учитываться для тех вариантов затопления, где это может привести к опасным последствиям.
4.6. При наличии на пассажирском судне грузового помещения следует учитывать его проницаемость в зависимости от рода и количества перевозимого груза; при этом допускается использование рабочих графиков, по типу применяемых для сухогрузных судов (РД 31.60.27-85). Если объем газовых помещений невелик, оценку непотопляемости судна следует производить исходя из условия, что эти помещения не загружены.
5. СОСТАВ ОПЕРАТИВНОЙ ИНФОРМАЦИИ О НЕПОТОПЛЯЕМОСТИ
Оперативная информация о непотопляемости пассажирского судна состоит из оперативного планшета контроля остойчивости и непотопляемости судна, инструкции по оценке непотопляемости, альбома характерных случаев затопления судна, а для судов, снабженных ЭВМ, рабочей программой расчета непотопляемости.
Для пассажирских судов длиной менее 45 метров разрешается ограничиться выпуском АХС, при этом в состав альбома должна быть включена и вся информация, которая должна находиться на оперативном планшете.
5.1. Оперативный планшет
5.1.1. Оперативный планшет (ОП) - это чертеж, который должен висеть на переборке штурманской рубки. ОП должен удовлетворять основным требованиям НБЖС и использоваться для решения эксплуатационных и аварийных задач. Он должен удовлетворять также и требованиям, предъявляемым к схеме контроля при аварии согласно Конвенции СОЛАС-74, и содержать указания разработчика ОИ.
5.1.2. На планшете, размеры которого не должны превышать 1200х800 мм, схематически показывается продольный разрез судна, разрезы по высоте судна, расположение отверстий (с указанием их закрытий и мест управления закрытиями) и секущих клинкетов трубопроводов с указанием их штоковыводов в соответствии с Правилом 23 Конвенции СОЛАС-74. На схеме разрешается применять разные масштабы по длине, ширине и высоте судна. На схематических чертежах приводится обозначение принятого деления судна на водонепроницаемые отсеки. Данные по объемам и положению центров объемов всех помещений и цистерн помещаются в таблице, расположенной в правой части планшета.
5.1.3. В левой колонке таблицы должен располагаться код помещения, под которым оно записано на судовой и береговой ЭВМ. При наличии судовой ЭВМ этот код используется для задания поврежденных цистерн, кроме того, он может быть использован в случае, если какой-либо вариант затопления необходимо уточнить с помощью береговой ЭВМ, результаты расчетов на которой использовались для составления АХС и рабочей программы судовой ЭВМ.
В таблице записываются распределение груза, данные о массе запасов и балласта, водоизмещение, средняя осадка, дифферент и метацентрическая высота судна по состоянию на отход и приход судна, а в процессе рейса в самой правой колонке проставляются те же данные по действительному состоянию на день заполнения (имеется в виду, что ежедневно на планшете и в памяти судовой ЭВМ производится корректировка нагрузки судна). По этим данным решается вопрос, есть ли необходимость корректировать нанесенные на планшет значения ЗП и ЗО.
5.1.5. На чертеже продольного разреза судна имеются прямоугольники с горизонтальными линиями, ограниченные стрелками, протягиваемыми до границ, соответствующих предполагаемому затоплению. В эти прямоугольники заносятся рассчитанные на судовой ЭВМ или полученные по АХС значения ЗП и ЗО (зеленым цветом при положительных значениях, красным - при отрицательных). У концов горизонтальных линий, у стенок, располагаются прямоугольники с надписью "... м над ...". Эта надпись указывает опасный уровень фильтрационной воды в соседнем отсеке, считая, что в отсеке с противоположной стороны нет фильтрационной воды.
5.1.6. Под чертежом продольного разреза судна размещены овалы с горизонтальными линиями, ограниченные стрелками, и надпись "Предупреждение об опасности". Цифры внутри овалов указывают номера страниц АХС, где рассмотрены варианты затопления соответствующих отсеков. Если при данном повреждении судно остается на плаву и заведомо выполняются нормативы, указанные в п.3.1, соответствующий овал закрашивается капитаном в зеленый цвет, в случае, если при указанном повреждении судно согласно нормативам п.3.3 считается гибнущим, соответствующий овал закрашивается красным.
В первом случае капитан, оставив пассажиров на борту, должен рассчитать и при необходимости произвести спрямление судна, во втором случае - принять решение о мерах для немедленной эвакуации всех людей, находящихся на судне. В промежуточных случаях, основываясь на указаниях ЭВМ или АХС о том, какой из критериев является опасным, в зависимости от действительного состояния судна с учетом внешних условий капитан принимает решение эвакуировать ли пассажиров и до каких пор вести борьбу за живучесть судна.
Если аварийные плавучесть и остойчивость для заданного варианта затопления удовлетворяются при любой загрузке судна (в пределах грузовой марки и допускаемой остойчивости в неповрежденном состоянии), соответствующий овал должен быть закрашен разработчиком в зеленый цвет, если же при данном варианте затопления судно гибнет независимо от его загрузки, разработчик ОИ обязан закрасить соответствующий овал в красвый цвет. В промежуточных случаях овал остается не закрашенным.
5.1.7. При заполнении планшета рекомендуется указывать (возле прямоугольников) опасный критерий, лимитирующий аварийную плавучесть и остойчивость: УК - угол крена, МД - максимум диаграммы, ПД - протяженность диаграммы, MB - метацентрическая высота в равновесном состоянии до спрямления, ОО - расстояние до опасного отверстия.
На планшете должна быть приведена таблица, где указываются все отверстия и секущие клинкеты, которые должны быть закрыты немедленно после аварии. Там же должны быть описаны управляемые и неуправляемые перетоки и указаны действия, которые необходимо произвести с ними после аварии. На ОП должно быть отмечено, что судовая администрация несет ответственность за исправное состояние закрытий и перетоков, а также за их закрытие после аварии.
В случае большого количества отверстий и перетоков указанную таблицу разрешается помещать в инструкции, но при этом на планшете должна быть приведена ссылка на соответствующую страницу инструкции. Общий вид планшета для одного из пассажирских судов приведен в приложении 5 (вкладка).
5.1.8. Общая компоновка и содержание ОП может, из-за конструктивных особенностей конкретного судна, быть изменена разработчиком ОИ.
5.1.9. Оперативный планшет выполняется в виде чертежа, нанесенного на жесткую плиту, поверхность которой в необходимых местах допускает многократное вытирание или смывание надписей, наносимых обычными и цветными карандашами. К месту расположения ОП должно быть подведено освещение от обычной и аварийной сетей.
На существующих судах разрешается изготовление планшета в виде чертежа, покрытого оргстеклом. При этом правая часть планшета, где помещена заполняемая таблица, должна быть съемной.
5.2. Инструкция
5.2.1. Инструкция должна содержать краткое описание принципов, принятых при составлении ОИ, включая описание нормативов обеспечения непотопляемости, и содержать данные о коэффициентах проницаемости грузов, если необходимо учитывать эти коэффициенты (см. п.4.6). В инструкции следует описать процесс работы с ОИ, включая работу с ЭВМ и АХС. Там же должны быть приведены основные положения по борьбе за живучесть судна.
Для получения доступа к полной версии без ограничений вы можете выбрать подходящий тариф или активировать демо-доступ.