ГОСТ 11030-88 Автогрейдеры. Приемка и методы испытаний.
ГОСТ 11030-88
Группа Г49
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
АВТОГРЕЙДЕРЫ
Приемка и методы испытаний
Motor graders. Acceptance and test methods
ОКП 48 1410
Дата введения 1989-07-01
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством строительного, дорожного и коммунального машиностроения СССР
ИСПОЛНИТЕЛИ
В.Н.Архангельский, канд. техн. наук (руководитель темы); Л.К.Войнич, канд. техн. наук; А.Я.Ландсман, канд. техн. наук; А.В.Жаворонков, канд. техн. наук; В.И.Фарафонов, канд. техн. наук; Е.А.Востокова
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 30.05.88 N 1502
3. Срок проверки - IV квартал 1992 г.; периодичность проверки - 5 лет.
4. Стандарт полностью соответствует международным стандартам ИСО 3450-85*; ИСО 6014-86*; ИСО 6016-86*.
5. Взамен ГОСТ 11030-74
6. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на который дана ссылка | Номер пункта, таблицы |
ГОСТ 2.601-68* | Таблица 2 |
| |
| 2.1.3 |
2.1.3 | |
ГОСТ 15.001-73* | 3.1 |
| |
1.3.1 | |
2.3.2.10 | |
2.3.2.16 | |
| |
ГОСТ 19618-85 | 2.3.2.6 |
2.1.2 | |
2.3.2.1 | |
Нормы 8-72* | 2.3.2.16 |
|
Настоящий стандарт распространяется на автогрейдеры и устанавливает правила приемки и методы испытаний серийной продукции.
Стандарт не распространяется на планировщики и автогрейдеры специального назначения (многодвигательные, четырехосные, с активными рабочими органами и другие).
1. ПРИЕМКА
1.1. Для проверки качества изготовления автогрейдеров проводят приемо-сдаточные и периодические испытания.
1.2. Приемо-сдаточным испытаниям подвергают каждый автогрейдер с основным видом рабочего оборудования.
Приемо-сдаточные испытания включают этапы, указанные в табл.1.
Таблица 1
Наименование этапа испытаний | Проведение этапов испытаний по видам испытаний | Номер пункта методов испытаний | |
| Приемо- сдаточные | Перио-дические |
|
Визуальный контроль | + | + | 2.3.1.1 |
Проверка работы автогрейдера на холостом ходу | + | + | 2.3.1.2 |
Проверка работы автогрейдера под нагрузкой | + | + | 2.3.1.3 |
Проверка геометрических показателей | - | + | 2.3.2.1 |
Проверка массы и распределения массы по осям | - | + | 2.3.2.2 |
Проверка транспортных скоростей движения | - | + | 2.3.2.3 |
Проверка тормозных свойств автогрейдера | + | + | 2.3.1.3, 2.3.2.4 |
Проверка работоспособности автогрейдера на основных видах работ | - | + | 2.3.2.5 |
Проверка технической производительности | - | + | 2.3.2.6 |
Проверка рабочей скорости движения | - | + | 2.3.2.6 |
Проверка расхода топлива | - | + | 2.3.2.7 |
Определение времени работы без дозаправки топливом | - | + | 2.3.2.8 |
Определение потери рабочей жидкости | - | + | 2.3.2.9 |
Определение чистоты рабочей жидкости и состояния фильтроэлементов | - | + | 2.3.2.10 |
Определение расхода смазочных материалов | - | + | 2.3.2.11 |
Проверка выполнения требований безопасности и эргономических показателей | - | + | 2.3.2.12 |
Определение средней оперативной трудоемкости ежесменного технического обслуживания и оперативной трудоемкости технических обслуживаний (ТО-1, ТО-2) | - | + | 2.3.2.13, 2.3.2.14 |
Определение коэффициента технического использования | - | + | 2.3.2.15 |
Проверка уровня радиопомех при работе* | - | + | 2.3.2.16 |
________________
Примечание. Знак "+" означает проведение этапа испытания, знак "-" - испытание этапа не проводят.
При приемо-сдаточных испытаниях проводят проверку качества сборки, сварки и окраски сменного рабочего оборудования, входящего в комплект автогрейдера или направляемого отдельно.
1.2.1. Приемо-сдаточные испытания автогрейдеров проводят по техническим условиям, разрабатываемым с учетом требований настоящего стандарта.
1.3. Периодическим испытаниям подвергают один автогрейдер из числа прошедших приемо-сдаточные испытания не реже одного раза в три года.
В тех случаях, когда предусматривается выпуск базовой модели и нескольких ее модификаций, испытаниям подвергают базовую модель. Автогрейдеры других модификаций периодическим испытаниям подвергают по мере необходимости.
Периодические испытания включают этапы, указанные в табл.1.
1.3.1. К моменту проведения периодических испытаний должны быть представлены данные, подтверждающие выполнение требований по надежности в соответствии с ГОСТ 27.410-87 и отраслевой нормативно-технической документацией.
1.3.2. Периодические испытания автогрейдеров проводят по программе и методике, разрабатываемой с учетом требований настоящего стандарта и утвержденной в установленном порядке.
2. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ
2.1. Требования к средствам испытаний
2.1.1. Перечень средств измерений, испытательного оборудования и материалов, необходимых для проведения испытаний, должен быть приведен в программе и методике испытаний.
2.1.2. Применяемые при испытаниях оборудование и площадки должны быть аттестованы в соответствии с требованиями ГОСТ 24555-81.
2.1.3. Стандартизованные средства измерений должны быть проверены в соответствии с требованиями ГОСТ 8.513-84, нестандартизованные - аттестованы по ГОСТ 8.326-78.
2.1.4. При выборе средств измерений ожидаемое значение измеряемой величины должно находиться в верхней половине шкалы.
2.1.5. Погрешности средств регистрации и измерений не должны быть более:
для определения линейных размеров до 1 м - ±1 мм; от 1 до 10 м - ±3 мм;
для определения угловых величин ±3%;
" | " | масс ±2%; |
" | " | времени ±0,2 с; |
" | " | температуры ±1 °С; |
" | " | частоты вращения ±1%; |
" | " | освещенности ±5%; |
" | " | эргономических показателей ±5%. |
2.2. Подготовка к испытаниям
С автогрейдером, предъявляемым к испытаниям, представляется комплект документации в соответствии с табл.2.
Таблица 2
Вид документации | Представление документации по видам испытаний | |
| Приемо- сдаточные | Перио-дические |
Программа и методика испытаний | + | + |
Инструкция по эксплуатации и формуляр по ГОСТ 2.601-68 | + | + |
Нормативно-техническая документация на серийно-выпускаемые автогрейдеры | + | + |
Акт приемо-сдаточных испытаний | - | + |
Материалы предшествующих периодических испытаний | - | + |
Комплект сборочных чертежей серийного производства | - | + |
Сборочные чертежи основных узлов | + | - |
Материалы основных конструкторских и технологических изменений, внесенных в документацию в период между предшествующими и настоящими периодическими испытаниями | - | + |
Данные испытаний на надежность | - | + |
Примечание. Знак "+" означает представление документации, знак "-" - документацию не представляют.
2.3. Проведение испытаний
2.3.1. Проведение приемо-сдаточных испытаний
2.3.1.1. Визуальный контроль автогрейдеров и их составных частей проводят без снятия и разборки агрегатов, он включает проверку:
комплектности автогрейдера;
наличия и полноты сопроводительной документации;
отсутствия видимых повреждений агрегатов и деталей или некачественного выполнения покрытий, сварных швов и крепежных соединений;
состояния уплотнений, отсутствия течей масла и других жидкостей;
заправки автогрейдера топливом, рабочими и охлаждающими жидкостями, смазочными материалами в необходимых количествах;
качества сборки и монтажа узлов и агрегатов, наличия пломб и маркировки.
2.3.1.2. Проверку работы автогрейдера на холостом ходу проводят путем предварительного перемещения рабочих органов в крайние положения с выдержкой в каждом положении не менее 30 с.
При этом проверяют: отсутствие утечек рабочей жидкости в гидрораспределителях, уплотнениях гидроцилиндров, резьбовых соединениях; настройку предохранительного клапана.
2.3.1.3. Проверку работы автогрейдера под нагрузкой проводят путем транспортного пробега продолжительностью не менее 30 мин и упором отвала в непреодолимое препятствие (не менее трех раз) с буксованием ведущих колес при коэффициенте сцепления не менее 0,5 и продолжительностью не менее 30 с.
Допускается проверка работы автогрейдера под нагрузкой путем перемещения грунта (в зимнее время - снега) отвалом или рыхление кирковщиком продолжительностью не менее 2 ч.
При этом проверяют работу трансмиссии, рулевой системы, тормозных свойств (без измерения количественных параметров)*, работу систем управления рабочим оборудованием, приборов контроля и т.д. при их включении.
________________
* В процессе монтажа на автогрейдере элементов тормозной системы проводят пооперационный контроль качества изготовления и сборки деталей и сборочных единиц этой системы.
2.3.2. Проведение периодических испытаний
2.3.2.1. Геометрические размеры автогрейдера следует проверять в соответствии с требованиями ГОСТ 27256-87.
При определении геометрических показателей измеряют:
2.3.2.2. Распределение масс по осям и эксплуатационную массу определяют на автогрейдере с расторможенными колесами, окончательно укомплектованном и готовом к отправке потребителю, с добавлением условной массы водителя 75 кг.
Распределение масс по осям проверяют измерением при помощи весов опорных реакций, действующих на машину в местах опирания ее мостов. За результат принимают среднее арифметическое трех измерений.
Для проверки эксплуатационной массы применяют методы простого или комплексного измерения.
Метод простого измерения заключается в определении с помощью весов или динамометра опорных реакций, одновременно действующих на машину. За результат принимают среднее арифметическое трех измерений.
В случае расхождения между общей массой автогрейдера, определяемой этим методом, с суммой масс, приходящихся на переднюю и заднюю оси, за основу принимают общую массу, а погрешность распределяют пропорционально массам, приходящимся на переднюю и заднюю оси.
Метод комплексного измерения заключается в проведении последовательных измерений с помощью весов опорных реакций, действующих на машину в местах опирания ее мостов или левосторонних и правосторонних колес и их суммировании. За результат принимают среднее арифметическое трех измерений.
Конструктивную массу автогрейдера определяют как разность между эксплуатационной массой и массами заправки топливом, смазкой, тормозной и охлаждающей жидкостями, массами ЗИП, дополнительного рабочего оборудования, условной массы водителя.
2.3.2.3. Значения фактических транспортных скоростей движения автогрейдера проверяют на всех передачах переднего и заднего хода на горизонтальном ровном участке дороги длиной не менее 200 м с твердым сухим покрытием (асфальт, бетон) при скорости ветра не более 6 м/с. Перепад высот по длине участка между любыми двумя точками, находящимися на расстоянии не более 25 м друг от друга, не должен превышать 100 мм. Поперечный уклон не должен превышать 1:40.
Регистратор времени должен быть установлен на мерном участке таким образом, чтобы обеспечить испытуемой машине достаточно длинный подъездной путь для достижения необходимой скорости и достаточное пространство для торможения и выполнения разворота в обратном направлении.
Испытания следует проводить при эксплуатационной массе автогрейдера и давлении в шинах в соответствии с инструкцией по эксплуатации путем прохождения автогрейдером мерного участка в прямом и обратном направлениях при полной подаче топлива.
Перед началом прохождения мерного участка автогрейдер должен достичь устойчивой скорости и должен быть проведен по мерному участку без каких-либо изменений положения органа управления подачей топлива и переключения передач.
Длина мерного участка должна быть не менее 100 м.
Скорость вычисляют как среднее арифметическое значение скоростей не менее чем при шести заездах.
2.3.2.4. Тормозные свойства автогрейдера проверяют испытанием рабочей, резервной и стояночной тормозных систем. Испытания проводят при эксплуатационной массе автогрейдера, с новыми шинами и при давлении в шинах в соответствии с инструкцией по эксплуатации.
Испытания рабочей и резервной систем проводят на участке дороги с твердым сухим покрытием (асфальт, бетон) с продольным уклоном не более 1% и поперечным - не более 3% при движении автогрейдера с установившейся начальной скоростью (32±3) км/ч или при максимальной скорости движения, если она меньше указанной, путем резкого нажатия на тормозную педаль. Торможения проводят при движении в прямом и обратном направлениях; для холодных тормозов - не менее двух торможений при движении машины передним ходом с интервалами между торможениями не менее 10 мин; для нагретых тормозов - не менее пяти последовательных торможений машины передним ходом до полной остановки машины без блокировки колес.
________________
Тормозные системы проверяют также на способность удерживать машину в положении переднего и заднего хода на участке дороги с твердым сухим покрытием (асфальт, бетон) с поперечным уклоном не более 3% и с продольным уклоном:
25% - для рабочей и резервной систем в течение 3 мин;
18% - для стояночной системы в течение 30 мин при отключенной силовой передаче.
При невозможности проведения испытаний на уклоне допускается проводить испытание на дороге с твердым сухим покрытием (асфальт, бетон) с продольным уклоном не более 1% и поперечным - не более 3%. При этом к неподвижной машине с включенным тормозом и установленной в нейтральное положение трансмиссией прикладывают тяговое усилие, равное:
0,174 массы машины - для проверки стояночной системы;
0,238 массы машины - для проверки рабочей и резервной систем.
При данном тяговом усилии тормоза должны удерживать машину не менее 3 мин.
2.3.2.5. Проверка работоспособности автогрейдера на основных видах работ (резание и перемещение грунта, планирование и профилирование, ремонт и восстановление дорог, сооружение дорожного полотна, киркование и т.д.) должна составлять не менее 300 моточасов.
Общая продолжительность испытаний по видам работ должна распределяться следующим образом:
35% времени - строительство стандартных профилированных дорог в грунтах I-III категорий;
25% времени - ремонт и профилирование грунтовых, щебеночных и гравийных дорог (для автогрейдеров класса 100 это время должно быть увеличено до 45%);
20% времени - прокладка пионерных дорог (для автогрейдеров класса 160 и 250);
10% времени - очистка дорог и площадей от снега (в летний период допускается заменять планировочными работами);
10% времени - транспортные пробеги.
При этом проверяют характер неисправностей машины и их причины.
2.3.2.6. Техническую производительность автогрейдера определяют на операции вырезания кювета.
Участок для определения производительности должен быть длиной не менее 100 м и предварительно разравнен без отсыпок грунта, чтобы уклон в любом направлении был не более 1%.
Рекомендуемый грунт:
влажность - 10-15%;
плотность - 9-15 ударов по ударнику ДорНИИ по ГОСТ 19618-85.
Углы установки отвала по отношению к поверхности копания должны составлять:
угол захвата - 35°-40°;
угол резания - 30°-35°;
угол зарезания - 12°-15°.
Копание выполняют круговыми проходами при полной подаче топлива. После каждого рабочего прохода грунт перемещают в сторону от кювета так, чтобы он не мешал последующему проходу. Копание осуществляют в одном направлении с максимальной глубиной стружки и постоянной скоростью движения. Рекомендуемая глубина кювета должна быть не менее:
для машин класса 100 и 160 - 0,5 м;
для машин класса 250 - 0,8 м.
Длина кювета при одном проходе должна составлять не менее 80 м, а количество единичных проходов не менее 10.
2.3.2.8. Проверку наработки без дозаправки топливом проводят при землеройных работах и транспортном пробеге с коэффициентом технического использования не менее 0,85.
2.3.2.9. Потери рабочей жидкости определяют за время наработки автогрейдера не менее 200 моточасов методом долива.
2.3.2.10. Чистоту рабочей жидкости определяют по ГОСТ 12275-66. Состояние фильтроэлементов после 50 и 150 ч работы проверяют в соответствии с указаниями инструкции по эксплуатации.
2.3.2.11. Расход смазочных материалов определяют в процессе проведения технического обслуживания автогрейдера за период проведения периодических испытаний.
Расход масел, заливаемых в картер двигателя, в редукторы, мосты определяют мерной тарой при доливке или замене масла.
2.3.2.12. Методы определения эргономических показателей и требований безопасности - по отраслевой нормативно-технической документации.
Повторность хронометражных измерений - не менее трех по каждой операции, проведение которой предусмотрено инструкцией по эксплуатации.
Оперативные затраты времени на выполнение ежесменного технического обслуживания включают в себя затраты, обусловленные конструкцией и техническим состоянием экскаватора и не включают затраты, обусловленные организацией, материально-техническим обеспечением, квалификацией персонала, условиями окружающей среды.
2.3.2.14. Оперативную трудоемкость технических обслуживаний (ТО-1, ТО-2) контролируют на основании данных хронометража при имитации выполнения каждой операции всех видов технического обслуживания, проведение которых предусмотрено инструкцией по эксплуатации машины. Повторность хронометражных измерений не менее трех по каждой операции.
2.3.2.16. Проверку уровня радиопомех проводят по ГОСТ 16842-82 и "Общесоюзным нормам допускаемых индустриальных радиопомех" (Нормы 8-72).
3. ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИСПЫТАНИЙ
3.1. Результаты приемо-сдаточных и периодических испытаний оформляют протоколом в соответствии с ГОСТ 15.001-73.
3.2. Формы представления результатов измерений - по отраслевой нормативно-технической документации.