ОДМ 218.011-98
Отраслевая дорожная методика
АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЗЕЛЕНЕНИЮ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
УТВЕРЖДЕНО Приказом ФДС России N 421 от 5.11.98 г.
ВВЕДЕНИЕ
Настоящие методические рекомендации по озеленению автомобильных дорог разработаны впервые и включают классификацию видов озеленения, общие требования к каждому виду, основные требования к созданию, формированию и содержанию дорожного озеленения, а также основные положения по организации работы при создании и содержании озеленения автомобильных дорог. В документе рассмотрены также способы борьбы с нежелательной растительностью.
Документ предназначен в качестве руководства для дорожных органов федерального и территориального уровней, а также для дорожных организаций, занятых ремонтом и содержанием автомобильных дорог. Им рекомендуется пользоваться и проектным организациям при разработке соответствующей проектно-сметной документации.
Документ разработан специалистами "РОСДОРНИИ" (к.т.н. Эрастовым А.Я. и инж. Розовым Ю.Н.), Свердловского центра "РОСДОРНИИ" (инж. Малиновской Е.В.), РОСГИПРОЛЕС (инж. Никитиным В.П., инж. Полосиной Л.И. и к.с-х.н. Никитиным А.П.), НПФ "Российские семена" (к.с-х.н. Шадуро С.И.).
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящий документ определяет требования по озеленению вновь строящихся и эксплуатируемых автомобильных дорог общего пользования Российской Федерации.
1.2. Требования относятся ко всем видам озеленения, используемых в практике строительства и эксплуатации дорог, и включают вопросы создания и содержания озеленения, а также способы борьбы с нежелательной растительностью на существующих дорогах.
1.3. Основными задачами озеленения являются защита дорог и их конструктивных элементов от воздействия неблагоприятных погодно-климатических факторов, защита прилегающих к дороге территорий от транспортных загрязнений, создание элементов благоустройства и архитектурно-художественного оформления дороги, а также обеспечения зрительного ориентирования водителей. Все эти три задачи служат единой цели - создание и поддержание благоприятных и комфортных условий для пользователей автомобильных дорог и жителей, прилегающих к дороге территорий.
1.4. Размещение всех видов озеленения на вновь строящихся (реконструируемых) федеральных автомобильных дорогах общего пользования может осуществляться в пределах придорожной полосы шириной не менее 50 метров от границы полосы отвода.
2. КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ОЗЕЛЕНЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
2.1. Озеленение автомобильных дорог разделяют на два основных вида: защитное озеленение и декоративное озеленение.
К защитному озеленению относят:
- противоэрозионное озеленение;
- снегозащитное озеленение;
- пескозащитное озеленение;
- шумо-газо-пылезащитное озеленение.
К декоративному относят озеленение, используемое для архитектурно-художественного оформления автомобильных дорог.
2.2. Противоэрозионное озеленение применяют для защиты дорог от разрушительного воздействия стока атмосферных осадков и дефляционных ветров. Эрозии подвержены в основном незащищенные грунтовые поверхности обочин, откосов и водоотводных канав. Особенно низкая противоэрозионная устойчивость характерна для таких грунтов как: мелкозернистые пылеватые пески, пылеватые суглинки и глины, лессы и лессовидные суглинки, мергелистые грунты с большим содержанием глинистых частиц.
Прилегающие к дорогам дефлируемые участки песков без предупредительных мероприятий могут привести к заносам проезжей части.
Одной из эффективных мер противоэрозионной защиты грунтовых поверхностей является создание на них растительного покрова из трав с развитой корневой системой, которая проникает на глубину 20 см и более и в результате образует плотный и прочный дерновой слой.
Создаваемый травяной покров помимо защитных функций является элементом эстетического оформления дороги.
К противоэрозионному относят также озеленение, используемое для защиты дорог от разрушительного действия растущих оврагов, размыва и разрушения селевыми потоками, а также с целью борьбы с оползнями. Такие насаждения создают в каждом случае по специально разработанному проекту.
2.3. Снегозащитное озеленение создают для защиты дорожного полотна от снежных заносов. Этот вид озеленения применяют в виде одной или нескольких полос, а при небольших объемах снегоприноса - в виде живых изгородей из ели или кустарников.
Снегозащитная лесная полоса состоит из нескольких рядов деревьев и кустарниковой опушки, расположенной с полевой стороны. Живая изгородь представляет собой густую двухрядную посадку деревьев или кустарников, которой путем систематической стрижки придают определенную высоту, плотность и форму.
По своему действию снегозащитные посадки представляют собой объемную преграду, внутри и вблизи которой снижается скорость ветра и происходит отложение снега.
2.4. Пескозащитное озеленение служит для защиты автомобильных дорог от песчаных заносов и включает создание древесно-кустарниковых насаждений (по схемам, аналогичным снегозащитным), а также закрепление прилегающих к дороге песков посевом трав.
Пески закрепляют растительностью: по обе стороны дороги, если ось совпадает с направлением движения песков или составляет с ним угол меньше 30°; только с наветренной стороны дороги, если пески имеют явно выраженное наступательное движение, направленное под углом большем 30° к оси дороги, и заносы с противоположной стороны невозможны.
При закреплении песков растительностью вспомогательными средствами, приостанавливающими движение песков на период прорастания семян и укрепления корневой системы растений, служат механические защиты, розлив вяжущих материалов или другие способы фиксации поверхности песков.
2.5. Шумо-газо-пылезащитное озеленение создают на участках дорог, проходящих через населенные пункты или вблизи них, рядом с территориями курортных зон, лечебных заведений, заповедников, заказников, национальных парков, а также через угодья, предназначенные для выращивания ценных сельскохозяйственных культур и др. Такой вид озеленения представляет собой плотную многорядную посадку специально-подобранных древесно-кустарниковых пород и является эффективным препятствием на пути распространения шума, выхлопных газов и скапливающейся на дорожном покрытии пыли.
2.6. Декоративное озеленение преследует цель усиления связи автомобильной дороги с окружающей природой. Оно включает в себя не только посадку новых деревьев и кустарников, но и сохранение на придорожной полосе существующей растительности, дополнение ее новыми посадками, органически в соответствующее окружающему ландшафту или маскирующие непривлекательные места.
Вместе с тем декоративные посадки применяют и для обеспечения безопасности движения: обозначение трассы дороги на большом расстоянии, особенно за пределами фактической видимости поверхности проезжей части; предупреждение водителей о примыканиях и перекрестках; защита от бокового ветра и др.
По выполняемой роли и расположению декоративные посадки разделяют на основные посадки вдоль дороги (аллейные или рядовые), групповые посадки и смешанные (т.е. сочетающие основные и групповые посадки).
3. ТРЕБОВАНИЯ К ОЗЕЛЕНЕНИЮ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
3.1. Требования к защитному озеленению.
3.1.1. Противоэрозионное озеленение.
3.1.1.1. При создании противоэрозионного озеленения в виде плотного и прочного дернового слоя на прибровочной полосе обочин (0,5 м), на откосах и в полосе отвода автомобильных дорог руководствуются следующими требованиями:
- для образования устойчивых дерновых покрытий следует использовать наиболее перспективные виды трав, эколого-биологические свойства которых соответствуют почвенно-климатическим условиям местности (агроклиматическое районирование территории Российской Федерации приведено в Приложении 1, а рекомендуемый перечень основных типов травосмесей для создания дернового покрытия - в Приложении 2);
- используемые травосмеси должны обеспечивать полное покрытие поверхности почвы, стойкость к биологическому старению даже в позднем возрасте, устойчивость к болезням и вредителям, достаточную зимо- и морозоустойчивость, способность самовозобновляться без помощи или с минимальным участием человека, минимальные требования к уходу;
- прибровочные полосы обочин, откосы насыпей и выемок, а также другие места в придорожной полосе, где предусматривают создание травянистого покрова, должны быть соответствующим образом подготовлены: очищены от посторонних предметов, строительного мусора, металлолома и др., нежелательной растительности (должны быть также выкорчеваны пни); однако во всех случаях необходимо предусматривать сохранение существующего плодородного слоя почв (в случае, если верхний растительный слой почв отсутствует, его завозят с других мест и укладывают слоем толщиной 15-20 см с последующей планировкой);
- при подготовке участка к посеву трав на распланированный ровным слоем растительный грунт (в осенний период) вносят необходимое количество органических и минеральных удобрений и вспахивают на полную глубину, благодаря чему создаются условия, способствующие уничтожению сорных растений и сохранению влаги в растительном слое; на завершающем этапе подготовительных работ необходимо подготовить "семенное ложе", т.е. поверхность, куда попадают семена при посеве (семена должны попасть на плотное ложе, прикрытое тонким слоем рыхлой почвы);
- посев семян должен выполняться в оптимальные сроки, которыми для большинства районов России является ранняя весна и ранняя осень (оптимальные осенние сроки обычно совпадают с принятыми в данном районе сроками посева озимых зерновых, в районах центра европейской части - это 10-25 августа);
- семена следует высевать только в безветренную погоду, обеспечивая равномерность рассева с помощью специальных разбросных сеялок, в т.ч. и ручных, целесообразно использовать метод гидропосева (Приложение 3), при котором распределение семян осуществляется струей специальной эмульсионной смеси;
- после посева разбросными сеялками семена должны быть заделаны с помощью грабель с заостренными зубьями, а еще лучше - проволочными граблями, затем рекомендуется покрыть засеянные участки тонким слоем (0,5-1,0 см) перегноя или торфа, не содержащих сорняков (на тяжелых почвах целесообразно добавлять песок); покрытые участки должны быть обязательно прикатаны легким ручным катком;
- при использовании травосмесей соблюдают тот же порядок с той лишь разницей, что сначала высевают смесь крупных семян, а после их заделки граблями - смесь мелких семян, которые заделывают на меньшую глубину;
- при посеве семян на откосах в целях предохранения их от смыва засеянные и прикатанные участки следует покрывать рогожами или мешковиной, что способствует также ускорению появления всходов (при использовании метода гидропосева эта операция не требуется);
- при необходимости создания травяного покрова на небольших площадях (например, на откосах у оголовков труб и др.) можно использовать метод одерновки, при котором получают защитно-декоративное покрытие в более короткие сроки по сравнению с посевом семян, однако этот способ отличается более высокой трудоемкостью и стоимостью;
3.1.2. Снегозащитное озеленение.
3.1.2.1. К снегозащитному озеленению предъявляют требования: по подбору древесных и кустарниковых пород; по конструкции снегозащитной полосы; по расположению полосы относительно дороги; по технологии закладки и ухода за насаждениями.
3.1.2.2. Подбор древесных и кустарниковых пород осуществляют с учетом их снегозащитных свойств, биологических особенностей, а также лесорастительных условий местности. Из этих свойств наиболее важными являются густое ветвление и плотность крон в зимнее время, неподверженность снеголому, интенсивное возобновление побегов после рубки и обрезки, хорошее порослевое возобновление, быстрый рост в первые годы после посадки. Вместе с тем следует учитывать солевыносливость и газоустойчивость подбираемых пород.
Рекомендуемый ассортимент основных пород и область их применения приведены в Приложении 4, характеристики основных древесных пород и кустарников по степени солевыносливости и газоустойчивости в Приложениях 5 и 6.
3.1.2.3. Снегозащитная полоса должна иметь плотную (не продуваемую) конструкцию. Обязательным элементом каждой полосы должна быть густая двухрядная кустарниковая опушка.
Конструкция полосы определяется типовой схемой снегозащитных насаждений (см. Рис.3.1.), на основе которой выбирается рабочая схема полосы для каждого конкретного случая. Рабочую схему составляет проектная организация. Она определяет состав древесных и кустарниковых пород, их размещение по рядам, а также количество рядов, ширину междурядий и размещение растений в рядах.
Рис.3.1. Типовые схемы снегозащитных лесных насаждений вдоль автомобильных дорог
а - до 25: б - до 50; в - до 75; г - до 100;
д - до 125; е - до 150; ж - до 200; з - до 250.
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ
В Приложении 7 в качестве справочного материала приведено районирование территории России по трудности снегоборьбы на автомобильных дорогах, в котором представлены объемы снегопереноса, характерные для той или иной территории субъектов РФ, что является полезным ориентиром для проектировщиков.
3.1.2.4. Расстояние между соседними рядами деревьев и кустарников в лесной полосе должно быть одинаковым и в благоприятных лесорастительных условиях принимается 2,5 м, а в тяжелых условиях 3-3,5 м. Расстояние между растениями в ряду допускается в пределах 0,5-1 м.
Таблица 3.1
Размещение лесных полос в зависимости от объема снегоприноса
Расчетный объем снегоприноса, м /м | Расстояние от бровки земляного полотна до лесонасаждений, м | Ширина разрыва между лесонасаждениями, м | Ширина полос отвода земель для лесонасаждений, м |
10-25 | 15-25 | - | 4 |
50 | 30 | - | 9 |
75 | 40 | - | 12 |
100 | 50 | - | 14 |
125 | 60 | - | 17 |
150 | 65 | - | 19 |
200 | 70 | - | 22 |
250 | 50 | 50 | 2х14 |
3.1.2.7. Для обеспечения видимости на пересечениях и примыканиях автомобильных дорог в одном уровне снегозащитные полосы размещают в соответствии с рис.3.2. Расчетные расстояния видимости поверхности дороги (La, Lв) должны соответствовать расчетным скоростям движения на пересекающихся дорогах и принимаются по таблице 3.2., а ширина примыкающей к дороге полосы, обеспечивающая боковую видимость (Lб), должна составлять 25 м (от кромки проезжей части) для дорог I-III категорий и 15 м для дорог IV и V категорий.
Рис.3.2. Схема расположения лесных полос для обеспечения видимости на пересечениях автомобильных дорог.
Таблица 3.2.
Расчетные расстояния видимости поверхности дороги (La, Lв), м
Расчетная скорость движения, км/ч | Расчетные расстояния видимости, м |
150 | 250 |
120 | 175 |
100 | 140 |
80 | 100 |
60 | 75 |
50 | 60 |
40 | 50 |
30 | 40 |
3.1.2.8. При большой длине снегозащитной полосы, создаваемой на сельскохозяйственных угодьях, необходимо предусматривать технологические разрывы по 10-15 м через каждые 800-1000 м для прохода сельскохозяйственных машин.
Рис.3.3. Типовые схемы усиления существующих снегозащитных лесных насаждений
а - до 25; б - до 50; в - до 100; г - до 150; д - до 250.
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ
- низкие кустарники | - низкокронные деревья |
- высокие кустарники |
|
- лесная полоса, требующая усиления | - высококронные деревья |
3.1.2.10. Ассортимент древесных и кустарниковых пород и их размещение в дополнительных лесных полосах и при уширении существующих насаждений принимают в соответствии с изложенными выше требованиями по созданию новых снегозащитных полос.
3.1.2.11. Технология создания новых и усиления существующих снегозащитных насаждений включает обработку почвы с учетом региональных агротехнических требований, собственно посадку (посев) растений, дополнение культур и агротехнический уход за насаждениями. Посадку (посев) осуществляют, как правило, весной, но при наличии местного положительного опыта эти работы могут выполняться и в осенний период.
Лесокультурные работы выполняют в соответствии с действующими нормативно-техническими документами. При этом необходимо учесть, что посадку большинства древесных пород и кустарников целесообразно производить одно-, двухлетними сеянцами. Ель лучше высаживать саженцами. Тополя, иву и тамарикс - однолетними окорененными черенками, дуб высеивают желудями.
3.1.2.12. Число уходов за почвой в молодых полосах (рыхление, культивация, прополка и др.) устанавливают в зависимости от природной зоны по таблице 3.3.
Таблица 3.3.
Число уходов за почвой в молодых лесных полосах.
Возраст полос, годы | Лесная зона и лесостепь | Степь | Сухая степь | |||
| Уходы | |||||
| в междурядьях и закрайках | в рядах
| в междурядьях и закрайках | в рядах
| в междурядьях и закрайках | в рядах
|
1 | 4 | 3-4 | 4-5 | 3-4 | 4-5 | 4-5 |
2 | 4 | 3-4 | 4-5 | 3-4 | 4-5 | 3-4 |
3 | 3-4 | 2-3 | 3-4 | 2-3 | 3-4 | 2-3 |
4 | 2-3 | 1-2 | 2-3 | 1-2 | 2-3 | 1-2 |
5 | 2 | - | 2 | 1 | 2 | 1 |
6 | - | - | 2 | - | 2 | - |
7 | - | - | 2 | - | 2 | - |
8 | - | - | 2 | - | 2 | - |
9 | - | - | - | - | 2 | - |
10 | - | - | - | - | 2 | - |
Всего | 15-17 | 9-13 | 21-25 | 10-14 | 25-29 | 11-15 |
Примечания. 1. В отдельных случаях при имеющемся положительном местном опыте число уходов может быть уменьшено.
2. К числу уходов в междурядьях относится ежегодное осеннее рыхление почвы на глубину до 16 см.
3.1.2.13. В процессе роста и развития насаждений осуществляют лесовоздейственный уход - за древостоем и кустарниками рубками ухода, благодаря которым поддерживается или усиливается защитная функция насаждений их биологическая устойчивость и долговечность. Рубки ухода заключаются в периодической срезке (спиливании) стволов отдельных деревьев и стволиков кустарников с целью получения порослевого возобновления или для удаления из состава насаждений деревьев, мешающих росту основных пород, а также сухостойных, снеголомных и пораженных вредителями и болезнями.
В зависимости от возраста, защитных свойств, санитарного состояния и пространственного размещения деревьев и кустарников проводят следующие виды рубок.
Рубки текущего ухода: прочистки; рубки омоложения кустарников; рубки освобождения ценных пород; санитарные рубки; стрижка живых изгородей.
Конструктивные рубки: конструктивные рубки "на штамб", конструктивные рубки "на пень".
Рубки специального назначения: рубки под линиями связи и электропередач; декоративные рубки и восстанавливающие рубки.
Те или иные виды рубок назначают и выполняют, руководствуясь действующими нормативно-техническими документами.
В Приложении 8 в качестве справочного материала приведены нормы затрат основных машин и механизмов, рабочей силы и основных материалов на создание и уход за снегозащитными насаждениями.
3.1.2.14. Создание, содержание, а также усиление в необходимых случаях снегозащитных насаждений целесообразно осуществлять на подрядной основе с привлечением специализированных организаций (предприятий) лесного хозяйства.
3.1.3. Пескозащитное озеленение.
3.1.3.1. Пескозащитные насаждения создают в полупустынном и пустынном (пустыня северного типа) лесомелиоративных районах с годовой суммой осадков меньше 300 мм. В остальных районах снегозащитные насаждения обеспечивают защиту дорог от песчаных заносов.
3.1.3.2. Массивы песков (песчаных земель), где создается пескозащитное озеленение показаны на рис.3.4.:
Рис.3.4. Схема основных песчаных массивов на территории Российской Федерации.
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ
1 - Терско-Кумский массив 2 - Волжско-Кумский массив 3 - Волжско-Уральский массив
- Терско-Кумский прикаспийский древнедельтовый массив (Ставропольский край, Республики Дагестан, Ингушетия), площадь 800 тыс.га, преобладают пески заросшие бугристые; подвижных барханных - 10-15%;
- Волжско-Кумский прикаспийский массив сложен морскими, частично переработанными, прикрытыми древним аллювием, песками (Астраханская область, Республика Калмыкия), площадь 300 тыс.га; преобладают пески равнинно-волнистые и заросшие бугристые; подвижных барханных - 5-10%:
- Волжско-Уральский прикаспийский массив сложен морскими песками, перекрытыми древнеаллювиальными дельтовыми отложения, песками (Астраханская область), площадь около 4 млн.га; преобладают пески заросшие, бугристые, распространены равнинно-волнистые и грядовые; подвижных барханных - 10-15%.
3.1.3.1*. Требования к пескозащитному озеленению предъявляют в части выбора древесно-кустарниковых пород для создания защитной полосы, в отношении выбора соответствующего вида трав для закрепления песков, в отношении техники посадки и ухода за почвой и растительностью.
3.1.3.2. Для защитных насаждений на песках используют следующие породы:
а) в лесостепной зоне - сосну обыкновенную, березу, тополь, ветлу, клен татарский, шелюгу красную, бузину красную, жимолость татарскую;
б) в степной зоне - сосну обыкновенную, акацию белую, тополь, вяз приземистый, шелюгу красную, бузину красную, акацию желтую, жимолость татарскую, лох узколистный;
в) полупустынной и пустынной зоне - акацию белую, вяз приземистый, тополь, клен татарский, тамарикс, лох узколистный, скумпию, айву обыкновенную, джузгун, иву каспийскую, шелюгу красную, терескен серый.
3.1.3.3. Для закрепления песков применяют посев песчаного овса, кумарчина, селина, джузгуна, а на засоленных песках - различных видов солянок. Во всех случаях целесообразно использовать местные виды растений, развивающиеся лучше других. При этом семена собирают с хорошо развитых, обильно плодоносящих растений, не пораженных болезнями или вредителями. Участки для заготовки семян выбирают по согласованию с органами лесного хозяйства.
3.1.3.4. Обработка почвы для создания пескозащитных насаждений на заросших (задернованных) песках производится, как правило, по системе зяблевой вспашки. На голых песках почву обрабатывают непосредственно перед посадкой или не обрабатывают.
3.1.3.5. Уход за почвой в пескозащитных посадках на голых и слабозаросших песках не производится. На песках, сильно зарастающих травами, за почвой ухаживают по мере надобности. После песчаных бурь молодые посадки оправляют.
3.1.3.6. Размещение и ширина пескозакрепительных насаждений зависят от рельефа песков и направления активных дефляционных ветров. На барханных песках при направлении дефляционных ветров к оси дороги более 30° насаждений шириной 100-150 м создают с наветренной стороны полотна. При направлении дефляционных ветров к оси дороги менее 30° насаждения шириной 50 м создают по обе стороны от полотна.
На бугристых, равнинно-волнистых и грядовых песках насаждения создают с наветренной стороны полотна дороги шириной 30 м, а на участках со средневыраженным переносом частиц - 50 м.
3.1.3.7. Создание пескозащитных посадок, а также закрепление песков травяным покровом осуществляют в каждом случае по специально разработанному проекту.
3.1.4. Шумо-газо-пылезащитное озеленение.
3.1.4.1. В соответствии с требованиями комплексной защиты соответствующих придорожных территорий установлены следующие основные параметры защитных зеленых насаждений:
- ширина полосы не мене 10 м;
- высота деревьев должна составлять не мене 7-8 м;
- высота кустарников - не менее 1,5-2 м.
Форма поперечного профиля защитной полосы должна иметь форму треугольника с более пологой стороной, обращенной к источнику загрязнения (т.е. к проезжей части дороги).
Схема размещения деревьев и кустарников в полосе показана на рис.3.5.
Рис.3.5. Схема шумо-газо-пылезащитных насаждений.
1 ряд от дороги - низкий кустарник
2 ряд от дороги - высокий кустарник
3 ряд от дороги - сопутствующая древесная порода
4 ряд от дороги - главная древесная порода
5 ряд от дороги - сопутствующая древесная порода
6 ряд от дороги - высокий кустарник
3.1.4.2. При подборе пород деревьев для создания шумо-газо-пылезащитной зеленой полосы необходимо учитывать их устойчивость к действию выхлопных газов автомобилей (см. Приложение 6). Наибольшей устойчивостью обладают:
- хвойные породы: лиственница сибирская;
- лиственные породы: дуб, ясень ланцетный, липа, тополь, граб, шелковица, гледичия;
- кустарники: бирючина, гордовина, акация желтая, спирея, жимолость, шиповник.
3.1.4.3. Посадку целесообразно осуществлять крупномерными саженцами. Для улучшения условий выращивания насаждений предварительно производят обработку почвы, которая предусматривает:
- создание благоприятного водно-воздушного и теплового режимов почвы путем измельчения верхнего слоя и изменения его структурного состояния;
- улучшение питательного режима почвы;
- борьба с засоренностью почвы.
3.1.4.4. Сроки проведения посадочных работ зависят от климатических и погодных условий, возраста и состояния посадочного материала. Оптимальные сроки посадок: весной - до распускания листьев и осенью - в период листопада.
3.1.4.5. Созданная в соответствии с действующими требованиями защитная лесная полоса характеризуется следующими показателями (таблица 3.4.):
Таблица 3.4.
Типы защитной полосы | Снижение уровня шума, дБА, при интенсивности движения, авт/час | Снижение концентрацииотработавших газов, % | |||
| 200 | 600 | 1200 | > 1600 |
|
|
|
|
|
|
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Трехрядная полоса лиственных деревьев в рядовой конструкции с кустарником шириной 10 м | 7 | 8 | 8 | 8 | 40-50 |
Четырехрядная посадка лиственных деревьев в рядовой конструкции с кустарником шириной 15 м | 8 | 9 | 9 | 9 | 50-60 |
Четырехрядная посадка хвойных деревьев в шахматной конструкции с кустарником шириной 20 м | 15 | 17 | 17 | 18 | 50-60 |
Пятирядная посадка лиственных деревьев в шахматной конструкции с кустарником шириной 20 м | 16 | 18 | 18 | 19 | 60-70 |
3.1.4.6. Шумо-газо-пылезащитные насаждения могут быть использованы в сочетании с земляными валами и экранами.
3.2. Требования к декоративному озеленению.
3.2.1. Декоративные древесные и кустарниковые посадки, являясь одним из лучших средств архитектурно-художественного оформления придорожной полосы, размещаются в каждом случае с учетом того, подвержен или не подвержен снежным заносам данный участок дороги. При этом необходимо предусматривать следующие случаи:
1) участок дороги заносимый, защищаемый искусственными устройствами (планочные щиты, заборы);
2) участок дороги незаносимый и защищенный посадками;
3) участок дороги незаносимый, расположенный на насыпи, превышающей расчетную высоту снежного покрова не менее чем на 1,2 м для дорог I категории, 0,7 м - II категории, 0,6 м - III категории, 0,5 м - IV и 0,4 для дорог V категорий или в глубокой выемке;
4) участок дороги незаносимый в связи с характером окружающих условий (близко расположен лес, постройки, другие преграды):
5) дороги, расположенные в климатической зоне, где весьма редки или вообще отсутствуют снегопады.
3.2.2. В первом случае при размещении декоративных посадок необходимо учитывать возможную закладку в будущем снегозащитных полос со стороны поля. Таким образом, декоративные посадки должны быть размешены так, чтобы в процессе своей работы не вызывали снежных заносов.
В третьем случае незаносимые участки дороги могут стать заносимыми, если густые и сплошные декоративные древесно-кустарниковые насаждения расположить на расстоянии ближе 20 м от земляного полотна.
3.2.3. При наличии работающих снегозащитных посадок (второй случай по п.3.2.1.) декоративные насаждения можно размещать на свободной полосе, начиная от рядов живой защиты и кончая линией, проходящей на расстоянии 2,5 м от кювета.
3.2.4. В соответствии с существующими садово-парковыми стилями и местными условиями при декоративном озеленении применяют три основных приема: регулярный (аллейные или рядовые посадки), ландшафтно-групповой (или свободный) и смешанный.
3.2.5. Регулярный прием предусматривает строго определенное размещение деревьев, кустарников или групп однообразного построения по прямым или правильным кривым линиям. Расстояние в рядах между отдельными растениями или их группами остается постоянным на протяжении данного участка оформления. Этот прием применяют на участках дорог, проходящих в равнинной местности, или при оформлении особо ответственных участков дорог, подъездов к городам и населенным пунктам, в самих населенных пунктах. Примеры использования регулярного приема декоративного озеленения дорог показаны на рис.3.6. и 3.7.
Рис.3.6. Примеры декоративного озеленения автомобильных дорог
(регулярный способ)
а) - лиственные породы; б) - смешанные породы.
Рис.3.7. Пример регулярного размещения декоративных деревьев на фоне монотонных снегозащитных лесных полос:
Для получения доступа к полной версии без ограничений вы можете выбрать подходящий тариф или активировать демо-доступ.