Логотип ГостАссистент
Безлимитный доступ к 65.000 нормативам от 550 ₽ в месяц
Безлимитный доступ к 65.000 нормативам от 550 ₽ в месяцПодробнее
Главная/Нормы и стандарты/ГОСТ Р ИСО 22301-2014 Системы менеджмента непрерывности бизнеса. Общие требования.

ГОСТ Р ИСО 22301-2014 Системы менеджмента непрерывности бизнеса. Общие требования.

        ГОСТ Р ИСО 22301-2014

 

 

       

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

 СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА НЕПРЕРЫВНОСТИ БИЗНЕСА

 

 Общие требования

 

 Business continuity management systems. Requirements

     

     

ОКС 03.100.01*

________________

     * Поправка (ИУС N 12-2020)

 

Дата введения 2015-12-01

 

      

     

 

 Предисловие

1 ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем" (АО "НИЦ КД") на основе собственного перевода англоязычной версии стандарта, указанного в разделе 4

 

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 10 "Менеджмент риска"

 

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 октября 2014 г. N 1351-ст

 

4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 22301:2012* "Социальная безопасность Системы менеджмента непрерывности бизнеса. Требования" (ISO 22301:2012 "Societal security - Business continuity management systems - Requirements", IDT).

 

 

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2012 (пункт 3.5).

 

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов, указанных в библиографии настоящего стандарта, соответствующие им национальные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

 

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

 

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Апрель 2020 г.

 

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

 

ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 12, 2020 год

 

 

 

 Введение

0.1 Общие положения

 

Настоящий стандарт устанавливает требования к созданию и управлению эффективной системой менеджмента непрерывности бизнеса (СМНБ).

 

СМНБ подчеркивает важность

 

- понимания потребностей организации и необходимости установления политики и целей в области непрерывности бизнеса,

 

- внедрения средств и показателей управления общей способностью организации противостоять разрушительным инцидентам,

 

- анализа и мониторинга выполнения и результативности СМНБ,

 

- непрерывного совершенствования, основанного на объективных измерениях.

 

Ключевыми элементами СМНБ, как и любой другой системы менеджмента, являются:

 

а) политика;

 

b) люди с установленными обязанностями;

 

c) процессы управления, относящиеся к:

 

1) политике;

 

2) планированию;

 

3) внедрению и функционированию;

 

4) оценке выполнения;

 

5) анализу со стороны руководства;

 

6) совершенствованию;

 

d) документация, обеспечивающая доказательства соответствия;

 

e) все процессы управления непрерывностью бизнеса в организации.

 

Непрерывность бизнеса способствует устойчивости общества. В процесс восстановления организации после разрушительных инцидентов может быть вовлечено общество и другие организации.

 

0.2 Модель "Планирование - Выполнение - Проверка - Действие" (PDCA)

 

Настоящий стандарт использует модель PDCA для планирования, установления, внедрения, функционирования, мониторинга, поддержки и непрерывного совершенствования результативности СМНБ организации.

 

Стандарт обеспечивает определенную степень соответствия другим стандартам в области систем менеджмента, таким как ИСО 9001:2008 "Система менеджмента качества. Требования", ИСО 14001:2004 "Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению", ИСО/МЭК 27001:2013 "Информационная технология. Методы обеспечения безопасности. Системы менеджмента информационной безопасности. Требования", ИСО/МЭК 20000-1:2011 "Информационные технологии. Менеджмент услуг. Часть 1. Требования к системе менеджмента услуг", и ИСО 28000:2007 "Системы менеджмента безопасности цепи поставок. Технические условия".

 

На рисунке 1 показано, как СМНБ, используя на входе заинтересованные стороны и требования к управлению непрерывностью бизнеса и, посредством необходимых действий и процессов, получает результаты (то есть управляемую непрерывность бизнеса), отвечающие этим требованиям.

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 - Модель PDCA, примененная к процессам СМНБ

   

     

Таблица 1 - Объяснение модели PDCA

 

 

 

Планирование

(Установление)

Установление политики в области непрерывности бизнеса, целей, задач, элементов управления, процессов и процедур, важных для совершенствования непрерывности бизнеса. Результаты должны поддерживать общую политику и задачи организации.

Выполнение

(Внедрение и работа)

Внедрение и работа политики непрерывности бизнеса, средств управления, процессов и процедур.

Проверка

(Наблюдение и контроль)

Отслеживание и анализ выполнения СМНБ с учетом политики и целей, сообщение результатов руководству, определение и санкционирование действий для исправления и совершенствования.

Действие

(Поддержка и совершенствование)

Поддержка и совершенствование СМНБ с помощью принятия корректирующих действий, основанных на результатах анализа менеджмента и пересмотре области применения СМНБ, а также политики и целей непрерывности бизнеса.

 

0.3 Компоненты PDCA в настоящем стандарте

 

Разделы 4-10 настоящего стандарта посвящены следующим элементам модели "Планирование-Выполнение-Проверка-Действие".

 

- В разделе 4 (Планирование) приведены требования, необходимые для установления условий СМНБ в организации, а также к ее потребностям, требованиям и области применения.

 

- В разделе 5 (Планирование) приведены требования к функциям высшего руководства в СМНБ, и описано, как высшее руководство выражает свои ожидания в отношении организации посредством установления политики в области непрерывности бизнеса.

 

- В разделе 6 (Планирование) приведены требования, относящиеся к установлению стратегических целей и руководящих принципов СМНБ в целом. Содержание раздела 6 отличается от установления возможных вариантов обработки риска, выявляемых при оценке риска, так же как и целей восстановления, выявляемых во время анализа воздействия на бизнес (BIA).

 

Примечание - Требования к процессу анализа воздействия на бизнес и оценке риска приведены в разделе 8.

 

- Раздел 7 (Планирование) посвящен функционированию СМНБ в части установления компетентности и обмена информацией с заинтересованными сторонами и включает рекомендации по управлению, поддержке и сохранению требуемой документации.

 

- В разделе 8 (Выполнение) установлены требования к обеспечению непрерывности бизнеса, порядок разработки процедур управления в условиях инцидента.

 

- В разделе 9 (Проверка) приведены требования, необходимые для выполнения измерений в области менеджмента непрерывности бизнеса, соответствия СМНБ требованиям настоящего стандарта и ожиданиями руководства, и обратной связи с руководством относительно его ожиданий.

 

- В разделе 10 (Действие) идентифицированы корректирующие действия по устранению несоответствий СМНБ.

 

 

      1 Область применения

В настоящем стандарте установлены требования к планированию, созданию, внедрению, функционированию, мониторингу, поддержке в рабочем состоянии и постоянному улучшению документированной системы менеджмента для защиты от инцидентов, снижения вероятности их реализации, подготовки ответных действий и восстановления после инцидентов при их возникновении.

 

Требования, установленные в настоящем стандарте, являются универсальными и применимы ко всем организациям независимо от типа, размера и других особенностей. Применимость этих требований зависит от производственной среды, структуры и других особенностей организации.

 

Настоящий стандарт не устанавливает единообразную структуру системы менеджмента непрерывности бизнеса (СМНБ). Стандарт помогает организовать проектирование СМНБ, соответствующей потребностям организации и требованиям заинтересованных сторон. Эти требования формируются в зависимости от юридических, нормативных, организационных и производственных требований, особенностей продукции и услуг, используемых процессов, размера и структуры организации, а также требований заинтересованных сторон.

 

Настоящий стандарт применим к организациям всех типов и размеров, которые имеют намерения:

 

а) установить, внедрить, поддерживать и улучшать СМНБ;

 

b) обеспечить соответствие деятельности организации установленной политике в области непрерывности бизнеса;

 

c) демонстрировать это соответствие другим сторонам;

 

d) провести сертификацию/регистрацию своей СМНБ независимым аккредитованным органом по сертификации;

 

e) самостоятельно проверять и декларировать соответствие СМНБ требованиям настоящего стандарта.

 

Настоящий стандарт может быть использован для оценки способности организации удовлетворять ее потребностям и обязательствам в области непрерывности бизнеса.

 

 

      2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте нет ссылок на нормативные документы.

 

 

      3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.

 

3.1 деятельность (activity): Процесс или система процессов, осуществляемых организацией с целью производства одного или более видов продукции, оказания услуг или их поддержки.

 

Пример - Примером подобных процессов являются бухгалтерский учет, обеспечение информационных (ИТ) и телекоммуникационных технологий, производство, сбыт.

 

3.2 аудит (audit): Систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельств аудита и их объективной сравнительной оценки с целью установления степени выполнения согласованных критериев аудита.

 

Примечание 1 - Термин "независимый" не обязательно означает "сторонний по отношению к организации". В большинстве случаев, особенно в небольших организациях, независимость может означать, что аудитор не отвечает за выполнение той деятельности, которая является предметом аудита.

 

Примечание 2 - Дополнительные справочные материалы по фактическим данным и критериям аудита см. в ИСО 19011 [3].

 

3.3 непрерывность бизнеса (business continuity): Стратегическая и тактическая способность организации планировать свою работу в случае инцидента и нарушения ее деятельности, направленная на обеспечение непрерывности деловых операций на установленном приемлемом уровне.

 

[ИСО 22300]

 

3.4 менеджмент непрерывности бизнеса (business continuity management): Полный процесс управления, предусматривающий идентификацию потенциальных угроз и их воздействия на деятельность организации, который создает основу для повышения устойчивости организации к инцидентам и направлен на реализацию эффективных ответных мер против, что обеспечивает защиту интересов ключевых причастных сторон, репутации организации, ее бренда и деятельности, добавляющей ценность.

 

3.5 система менеджмента непрерывности бизнеса (business continuity management system, BCMS) СМНБ: Часть общей системы менеджмента, которая направлена на установление, внедрение, осуществление, управление, мониторинг, анализ, поддержку и постоянное улучшение непрерывности бизнеса.

 

Примечание - Система менеджмента включает в себя организационную структуру, политики, планирование деятельности, распределение ответственности, процедуры, процессы и ресурсы.

 

3.6 план непрерывности бизнеса (business continuity plan) ПНБ: Набор документированных процедур и информации, которые разработаны, обобщены и актуализированы с целью их использования в случае возникновения инцидента, и направлены на обеспечение возможности продолжения выполнения организацией критически важных для нее видов деятельности на установленном приемлемом уровне.

 

3.7 программа непрерывности бизнеса (business continuity programme): Программа действий, направленных на осуществление и поддержку менеджмента непрерывности бизнеса, поддерживаемая и обеспечиваемая высшим руководством и необходимыми ресурсами.

 

3.8 анализ воздействия на бизнес (business impact analysis): Процесс исследования функционирования бизнеса и последствий воздействия на него разрушающих факторов.

 

[ИСО 22300]

 

3.9 компетентность (competence): Способность применять знания и навыки для достижения намеченных результатов.

 

3.10 соответствие (conformity): Выполнение требований.

 

[ИСО 22300]

 

3.11 постоянное улучшение (continual improvement): Непрерывный процесс совершенствования системы менеджмента с целью повышения ее общей эффективности в соответствии с политикой организации в области менеджмента.

 

[ИСО 22300]

 

3.12 коррекция (correction): Действие по устранению обнаруженного несоответствия.

 

[ИСО 22300]

 

3.13 корректирующее действие (corrective action): Действие по устранению причины обнаруженного несоответствия и предотвращения его повторного возникновения.

 

Примечание - В настоящем стандарте действия по минимизации и устранению других нежелательных последствий не подпадают под определение "корректирующее действие".

 

[ИСО 22300]

 

3.14 документ (document): Информация и ее носитель.

 

Примечание 1 - В качестве носителя может выступать бумага, магнитные, электронные или оптические компьютерные диски, фотографии или их сочетание.

 

Примечание 2 - Набор документов, например, спецификации и отчеты, часто называют "документацией".

 

3.15 документированная информация (documented information): Информация, которую организация должна контролировать и хранить.

 

Примечание 1 - Документированная информация может иметь любой формат и любой носитель.

 

Примечание 2 - Документированная информация может относиться к:

 

- системе менеджмента, включая соответствующие процессы;

 

- информации, необходимой для работы организации (документация);

 

- подтверждению достигнутых результатов (отчеты).

 

3.16 результативность (effectiveness): Степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов.

 

[ИСО 22300]

 

3.17 событие (event): Возникновение или изменение специфического набора условий.

 

Примечание 1 - Событие может быть единичным или кратным, и может иметь несколько причин.

 

Примечание 2 - Событие может быть определенным или неопределенным.

 

Примечание 3 - Событие может быть названо терминами "инцидент", "опасное событие" или "несчастный случай".

 

Примечание 4 - Событие без последствий (см. Руководство ИСО 73, 3.6.1.3) может также быть названо терминами "угроза возникновения опасного события", "угроза инцидента", "угроза поражения" или "угроза возникновения аварийной ситуации".

 

[Руководство ИСО 73]

 

3.18 учение (exercise): Запланированная репетиция возможного инцидента, разработанная для оценки способности организации справляться с инцидентом, совершенствования ответных мер организации и повышения компетентности вовлеченных сторон.

 

Примечание 1 - Учения могут быть использованы для валидации политики, планов, процедур, подготовки, оснащения и соглашений между организациями; обучения персонала функциям и обязанностям; улучшения координации действий и обмена информацией; повышения производительности; и идентификации возможностей улучшения.

 

Примечание 2 - Проверка - это особый тип учения, который направлен на выявление пригодности/непригодности элемента в пределах цели или задач планируемого учения.

 

[ИСО 22300]

 

3.19 инцидент (incident): Ситуация, которая может произойти и привести к нарушению деятельности организации, разрушениям, потерям, чрезвычайной ситуации или кризису в бизнесе.

 

[ИСО 22300]

 

3.20 инфраструктура (infrastructure): Система средств, оборудования и услуг, необходимая для функционирования организации.

 

3.21 заинтересованная сторона, причастная сторона (interested party, stakeholder): Лицо или организация, которые могут влиять на решения или деятельность, а также быть затронуты или ощущать себя затронутыми ими.

 

Примечание - Это может быть человек или группа, которые заинтересованы в определенном решении или виде деятельности организации.

 

3.22 внутренний аудит (internal audit): Аудит, выполняемый самой организацией или от ее имени для анализа менеджмента и других внутренних целей, который может служить основанием для декларации о соответствии.

 

Примечание - Во многих случаях, особенно на малых предприятиях, независимость при аудите обеспечивают отсутствием ответственности за деятельность, подвергаемую аудиту.

 

3.23 активация плана (invocation): Объявление о том, что план обеспечения непрерывности бизнеса организации должен быть введен в действие для продолжения предоставления ключевых услуг или продукции.

 

3.24 система менеджмента (management system): Система для разработки политики, целей и достижения этих целей.

 

Примечание 1 - Система менеджмента может иметь отношение к единственному или нескольким направлениям деятельности.

 

Примечание 2 - Элементами системы являются структура организации, функции и обязанности персонала, планирование, процедуры и т.д.

 

Примечание 3 - Областью применения системы менеджмента может быть вся организация, установленные и идентифицированные функции организации, установленные и идентифицированные части организации или одна или несколько функций в группе организаций.

 

3.25 максимально приемлемый простой (maximum acceptable outage, МАО) МПП: Время, по истечении которого неблагоприятные последствия, возникшие в результате необеспечения поставок продукции/услуг или невыполнения деятельности, становятся неприемлемыми.

 

Примечание - См. также максимально приемлемый период нарушения.

 

3.26 максимально приемлемый период нарушения (maximum tolerable period of disruption, MTPD) МППН: Время, по истечении которого неблагоприятные последствия, возникшие в результате необеспечения поставок продукции/услуг или невыполнения деятельности, становятся неприемлемыми.

 

Примечание - См. также максимально приемлемый простой.

 

3.27 измерение (measurement): Определение значения величины.

 

3.28 минимальная цель непрерывности бизнеса (minimum business continuity objective, MBCO) МЦНБ: Минимальный уровень услуг и/или поставок продукции, приемлемый для достижения деловых целей организации во время нарушения ее деятельности.

 

3.29 мониторинг (monitoring): Определение состояния системы, процесса или деятельности.

 

Примечание - Для определения состояния может возникнуть необходимость проведения проверки, наблюдения или критического отслеживания.

 

3.30 соглашение о взаимопомощи (mutual aid agreement): Заранее подготовленное обязательство между двумя или более юридическими лицами об оказании помощи друг другу.

 

[ИСО 22300]

 

3.31 несоответствие (nonconformity): Невыполнение требования.

 

[ИСО 22300]

 

3.32 цель (objective): Результат, который должен быть достигнут.

 

Примечание 1 - Цель может быть стратегической, тактической или операционной.

 

Примечание 2 - Цели могут относиться к различным областям (таким как финансы, здоровье и безопасность, экология) и уровням (например, стратегическому, организации, проекта, продукции и процесса).

 

Примечание 3 - Цель может быть выражена другими способами, например, в виде ожидаемого результата, замысла или критерия, или при помощи других аналогичных понятий (например, выполнения задачи).

 

Примечание 4 - В области систем менеджмента социальной безопасности, цели социальной безопасности организация устанавливает в соответствии с политикой социальной безопасности для достижения установленных результатов.

 

3.33 организация (organization): Группа работников и необходимых средств с распределением ответственности, полномочий и взаимоотношений.

 

Примечание 1 - Понятие организации охватывает компании, корпорации, фирмы, предприятия, учреждения, благотворительные организации, предприятия розничной торговли, ассоциации, а также их подразделения или комбинации из них.

 

Примечание 2 - Организация может иметь несколько структурных единиц, при этом отдельная структурная единица может быть рассмотрена как организация.

 

3.34 аутсорсинг (outsource (verb)): Передача организацией определенных бизнес-процессов или производственных функций для выполнения другой организацией.

 

Примечание - Сторонняя организация находится вне области применения системы менеджмента, хотя произведенная на стороне функция, продукция или процесс находятся в пределах области применения системы менеджмента организации.

 

3.35 выполнение (performance): Получение измеримого результата.

 

Примечание 1 - Выполнение может относиться как к количественным, так и к качественным результатам.

 

Примечание 2 - Выполнение может относиться к управлению действиями, процессами, продукцией (включая услуги), системами или организациями.

 

3.36 оценка выполнения (performance evaluation): Процесс определения измеримых результатов.

 

3.37 персонал (personnel): Люди, работающие в организации и находящиеся под ее управлением.

 

Примечание - Понятие персонала включает, но не ограничено, постоянный персонал, частично занятый персонал и персонал вспомогательных организаций.

 

3.38 политика (policy): Намерения и направления деятельности организации, официально сформулированные высшим руководством.

 

3.39 процедура (procedure): Совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы.

 

3.40 процесс (process): Набор действий, направленных на достижение результата.

 

3.41 продукция и услуги (products and services): Результаты деятельности организации, которые она поставляет своим потребителям, получателям и причастным сторонам, например, промышленные товары, автострахование или медицинское обслуживание.

 

3.42 приоритетные виды деятельности (prioritized activities): Виды деятельности, которым должно быть отдано предпочтение после инцидента в целях смягчения его последствий.

 

Примечание - Для описания деятельности в пределах этой группы обычно используют следующие термины: критическая, важная, жизненно важная, срочная и ключевая.

 

[ИСО 22300]

 

3.43 запись (record): Документ, содержащий достигнутые результаты или свидетельства осуществленной деятельности.

 

3.44 целевая точка восстановления данных (recovery point objective; RPO) ЦТВД: Состояние, до которого необходимо восстановить данные, используемые в определенной деятельности, для обеспечения возобновления этой деятельности.

 

Примечание - Иногда употребляют термин "максимальная потеря данных".

 

3.45 целевое время восстановления (recovery time objective, RTO) ЦВВ: Период времени, установленный для возобновления поставок продукции или услуг, возобновления деятельности или восполнения ресурсов после инцидента.

 

Примечание - Для продукции, услуг и деятельности целевое время восстановления должно быть меньше времени, в течение которого неблагоприятные воздействия, возникшие в результате необеспечения поставок продукции/услуг или невыполнения деятельности, станут неприемлемыми.

 

3.46 требование (requirement): Установленные потребность или ожидание, подразумеваемое или обязательное.

 

Примечание 1 - "Подразумеваемое" означает, что это требование является общепринятым или обычным для организации и заинтересованных сторон.

 

Примечание 2 - Установленное требование - это требование, установленное в документации.

 

3.47 ресурсы (resources): Все активы, персонал, навыки, технологии (включая технологические процессы и оборудование), производственные площади, запасы и информация (на электронном или бумажном носителе), которые должны быть, при необходимости, доступны для использования организацией в текущей деятельности и для достижения поставленных целей.

 

3.48
риск
(risk): Следствие влияния неопределенности на достижение поставленных целей
.
 

___________________

В соответствие с ФЗ "О техническом регулировании" от 27.12.2002 N 184-ФЗ "риск - это вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда".
 

Примечание 1 - Под следствием влияния неопределенности необходимо понимать отклонение от ожидаемого результата или события (положительного и/или отрицательного).

 

Примечание 2 - Цели могут быть различными по содержанию (в области экономики, здоровья, экологии и т.п.) и назначению (стратегические, общеорганизационные, относящиеся к разработке проекта, конкретной продукции и процессу).

 

Примечание 3 - Риск часто характеризуют с помощью возможных событий (Руководство ИСО 73, 3.5.1.3) и последствий (Руководство ИСО 73, 3.6.1.3), или их сочетания.

 

Примечание 4 - Риск часто выражают в виде сочетания последствий события (включая изменения в обстоятельствах) и вероятности их возникновения (Руководство ИСО 73, 3.6.1.1).

 

Примечание 5 - Неопределенность - это состояние дефицита информации о событии, его последствиях или вероятности возникновения.

 

Примечание 6 - Организация устанавливает цели непрерывности бизнеса в соответствии с политикой непрерывности бизнеса.

 

[Руководство ИСО 73]

 

3.49 аппетит риска, предпочтительный риск (risk appetite): Общая величина риска, который организация готова принять, перенести или действию которого готова подвергнуться в любой момент времени, и тип риска, предпочтительный для организации.

 

3.50 оценка риска (risk assessment): Процесс, охватывающий идентификацию риска, анализ риска и сравнительную оценку риска.

 

3.51 менеджмент риска (risk management): Скоординированные действия по руководству и управлению организацией в области риска.

 

3.52 тестирование (testing): Процедура оценки; способ определения наличия, качества или достоверности чего-либо.

 

Примечание 1 - Тестирование иногда называют "испытанием".

 

Примечание 2 - Тестирование часто применяют в отношении планов поддержки.

 

[ИСО 22300]

 

3.53 высшее руководство (top management): Лицо или группа работников, осуществляющих направление деятельности и управление организацией на высшем уровне.

 

Примечание 1 - Высшее руководство может делегировать полномочия и распределять ресурсы в пределах организации.

 

Примечание 2 - Если область применения системы менеджмента охватывает только часть организации, то высшим руководством являются ответственные лица, осуществляющие управление и контроль в этой части организации.

 

3.54 верификация (verification): Подтверждение, посредством предоставления доказательств, что указанные требования были выполнены.

 

3.55 производственная среда, рабочая среда (work environment): Совокупность условий, в которых выполняют работу.

 

Примечание - Условия включают физические, социальные, психологические и экологические факторы (такие как температура, системы поощрения, эргономика и состав атмосферы).

 

[ИСО 22300]

 

 

      4 Условия организации

4.1 Понимание организации и ее условий

 

Организация должна определить внешние и внутренние факторы, влияющие на выполнение организацией поставленных целей и достижение результатов ее СМНБ.

 

Эти факторы необходимо учитывать при установлении, внедрении и поддержании СМНБ организации.

 

Организация должна идентифицировать и документировать следующее:

 

а) виды деятельности, функции, услуги, продукцию, сотрудничество, цепочки поставок, взаимодействия с заинтересованными сторонами, потенциально уязвимые по отношению к разрушительному инциденту;

 

b) взаимосвязь политики в области непрерывности бизнеса с целями и другими политиками организации, включая стратегию управления совокупным риском;

 

c) аппетит риска организации.

 

При установлении условий организация должна:

 

1) ясно сформулировать свои цели, включая цели, связанные с непрерывностью бизнеса;

 

2) определить внешние и внутренние факторы, которые создают неопределенность, вызывающую риск;

 

3) установить критерии риска с учетом аппетита риска;

 

4) определить цели в области СМНБ.

 

4.2 Понимание потребностей и ожиданий заинтересованных сторон

 

4.2.1 Общие положения

 

Устанавливая СМНБ, организация должна определить:

 

a) заинтересованные стороны, которые важны для СМНБ;

 

b) требования этих заинтересованных сторон (т.е. их потребности и ожидания, установленные, подразумеваемые или обязательные).

 

4.2.2 Законодательные и нормативные требования

 

Организация должна установить, осуществить и поддерживать процедуру(ы), позволяющие идентифицировать, иметь доступ, оценивать применимые законодательные и нормативные требования, относящиеся к непрерывности ее деятельности, поставок продукции и услуг, а также затрагивающие интересы важных заинтересованных сторон.

 

Организация должна гарантировать, что применимые юридические, нормативные и другие требования приняты во внимание при установлении, внедрении и поддержании ее СМНБ.

 

Организация должна зарегистрировать эту информацию и сохранять ее актуальной. Новые требования или изменения правовых, нормативных и других требований должны быть доведены до сведения соответствующих работников и других заинтересованных сторон.

 

4.3 Определение области применения СМНБ

 

4.3.1 Общие положения

 

Для установления области применения СМНБ организация должна определить ее границы и применимость.

 

При определении области применения, организация должна рассмотреть:

 

- внешние и внутренние факторы, упомянутые в 4.1;

 

- требования, упомянутые в 4.2.

 

Должна быть доступна документированная информация по области применения СМНБ.

 

4.3.2 Область применения СМНБ

 

Организация должна:

 

a) установить части организации, включенные в СМНБ;

 

b) установить требования СМНБ с учетом предназначения организации, ее целей, внутренних и внешних обязательств (включая связанные с заинтересованными сторонами), а также юридических и нормативных обязанностей;

 

c) идентифицировать продукцию и услуги и все связанные с ними действия в рамках СМНБ;

 

d) принять во внимание потребности, интересы и ожидания заинтересованных сторон, таких как клиенты, инвесторы, акционеры, участники цепочки поставок, а также ожидания и интересы общественности и/или сообщества;

 

e) определить область применения СМНБ в соответствии с размером, характером и структурой организации.

 

При определении области применения организация должна документировать и обосновать все исключения; такие исключения не должны затрагивать способность и обязанность организации обеспечивать непрерывность бизнеса и выполнение операций в соответствии с требованиями СМНБ, определенными с помощью анализа воздействия на бизнес или оценки риска, и применимых юридических и нормативных требований.

 

4.4 Система менеджмента непрерывности бизнеса

 

Организация должна установить, внедрить, поддерживать и постоянно улучшать СМНБ, включая необходимые процессы и их взаимодействия, в соответствии с требованиями настоящего стандарта.

 

 

      5 Лидерство

5.1 Лидерство и заинтересованность

 

Высшее руководство и руководители на разных уровнях организации должны продемонстрировать свое лидерство по отношению к СМНБ.

 

Пример - Лидерство и заинтересованность могут быть продемонстрированы с помощью мотивирования людей содействовать результативности СМНБ и предоставления им необходимых полномочий.

 

5.2 Заинтересованность руководства

 

Высшее руководство должно продемонстрировать свое лидерство и заинтересованность по отношению к СМНБ посредством:

 

- установления политики и целей системы менеджмента непрерывности бизнеса и обеспечения их совместимости со стратегическим направлением организации;

 

- обеспечения интеграции требований системы менеджмента непрерывности бизнеса в бизнес-процессы организации;

 

- обеспечения доступности ресурсов, необходимых для системы менеджмента непрерывности бизнеса;

 

- объяснения важности наличия результативной системы менеджмента непрерывности бизнеса и соответствия требованиям СМНБ;

 

- обеспечения достижения СМНБ ожидаемого результата(ов);

 

- направления и поддержки людей, способствующих результативности СМНБ;

 

- содействия непрерывному совершенствованию;

 

- поддержки других важных руководителей для демонстрации их лидерства и заинтересованности в областях их ответственности.

 

Примечание 1 - Ссылки на "бизнес" в настоящем стандарте следует широко интерпретировать, так как они обозначают виды деятельности, которые являются ключевыми для существования организации.

 

Высшее руководство должно представить свидетельства своей заинтересованности в создании, внедрении, эксплуатации, мониторинге, анализе, поддержке и совершенствовании СМНБ посредством:

 

- установления политики в области непрерывности бизнеса;

 

- обеспечения установления целей и планов СМНБ;

 

- установления функций, ответственности и полномочий для управления непрерывностью бизнеса;

 

- назначение одного или большего количества людей с соответствующим авторитетом и компетентностью, ответственных за внедрение и поддержку СМНБ.

 

Примечание 2 - Эти люди могут иметь и другие обязанности в организации.

 

Высшее руководство должно обеспечить распределение обязанностей и полномочий для выполнения важных функций и осведомленность о них в организации посредством:

 

- определения критериев принятия риска и допустимых уровней риска;

 

- активного участия в учениях и тестировании;

 

- обеспечения проведения внутренних аудитов СМНБ;

 

- проведения анализа СМНБ;

 

- демонстрации заинтересованности в постоянном улучшении.

 

5.3 Политика

 

Высшее руководство должно установить политику непрерывности бизнеса, которая:

 

a) соответствует целям организации;

 

b) обеспечивает основу для установления целей непрерывности бизнеса;

 

c) включает обязательства по выполнению применимых требований;

 

d) включает обязательства по постоянному улучшению СМНБ.

 

Политика СМНБ должна быть:

 

- доступна в форме документированной информации;

 

- доведена до сведения персонала организации;

 

- при необходимости, доведена до сведения заинтересованных сторон;

 

- актуализирована через установленные промежутки времени и при значительных изменениях в организации.

 

Организация должна сохранять документированную политику в области непрерывности бизнеса.

 

5.4 Функции, обязанности и полномочия в организации

 

Высшее руководство должно обеспечить распределение ответственности и полномочий для выполнения важных функций и довести их до сведения персонала организации.

 

Высшее руководство должно распределить ответственность и полномочия для:

 

a) обеспечения соответствия СМНБ требованиям настоящего стандарта;

 

b) создания отчетов о работе СМНБ для высшего руководства.

 

 

      6 Планирование

6.1 Анализ риска и благоприятных возможностей

 

При планировании СМНБ организация должна рассмотреть вопросы, упомянутые в 4.1 и 4.2 и определить риски и благоприятные возможности для:

 

- обеспечения уверенности в том, что СМНБ может достигнуть ожидаемых результатов;

 

- предотвращения или уменьшения нежелательных последствий;

 

- обеспечения постоянного улучшения.

 

Организация должна запланировать:

 

a) действия по анализу риска и благоприятных возможностей,

 

b) действия по

 

1) их объединению и внедрению в процессы СМНБ (см. 8.1),

 

2) оценке их результативности (см. 9.1).

 

6.2 Цели в области непрерывности бизнеса и планы их достижения

 

Высшее руководство должно обеспечить установление целей в области непрерывности бизнеса и информирование о них на соответствующих уровнях организации.

 

Цели непрерывности бизнеса должны:

 

a) быть совместимы с политикой непрерывности бизнеса;

 

b) учитывать минимальный уровень продукции и услуг, который является приемлемым для достижения целей организации;

 

c) быть измеримы;

 

d) соответствовать установленным требованиям;

 

e) контролироваться и обновляться по необходимости.

 

Организация должна сохранять документированные цели в области непрерывности бизнеса.

 

Для достижения целей в области непрерывности бизнеса, организация должна:

 

- назначить ответственных;

 

- определить необходимые действия;

 

- определить необходимые ресурсы;

 

- назначить сроки выполнения;

 

- определить метод оценки результатов.

 

 

      7 Поддержка

7.1 Ресурсы

 

Организация должна определить и выделить ресурсы, необходимые для создания, внедрения, обслуживания и постоянного улучшения СМНБ.

 

7.2 Компетентность

 

Организация должна:

 

a) определить необходимую компетентность сотрудников, выполняющих работу, которая влияет на функционирование СМНБ;

 

b) обеспечить компетентность людей посредством обучения, проведения учений и обмена опытом;

 

c) оценивать результативность предпринятых мер;

 

d) сохранять документы, подтверждающие компетентность.

 

Примечание - Применимые меры могут включать, например: предоставление обучения, наставничество или перевод сотрудников по службе; наем или заключение контракта с компетентными людьми.

 

7.3 Осведомленность

 

Персонал, осуществляющий работу под контролем организации, должен знать:

 

a) политику в области непрерывности бизнеса;

 

b) свой вклад в результативность СМНБ, включая выгоды от постоянного улучшения менеджмента непрерывности бизнеса;

 

c) последствия, которые могут возникнуть в случае несоответствия требованиям СМНБ;

 

d) свои функции в случае разрушительных инцидентов.

 

7.4 Обмен информацией

 

Организация должна определить потребность во внутреннем и внешнем обмене информацией, относящемся к СМНБ, включая:

 

a) вопросы для обмена информацией;

 

b) ситуации, в которых производится обмен информацией;

 

c) причастные стороны, с которыми производится обмен информацией.

 

Организация должна установить, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии процедуру(ы):

 

- внутреннего обмена информацией между заинтересованными сторонами и сотрудниками организации;

 

- внешнего обмена информацией с клиентами, партнерскими организациями, местным сообществом, и другими заинтересованными сторонами, включая СМИ;

 

- приема, документирования и реагирования на сообщения заинтересованных сторон;

 

- использования национальной и региональной систем предупреждения об угрозах (или аналогичных систем), при необходимости;

 

- обеспечения доступности средств обмена информацией в условиях разрушительного инцидента;

 

- связи с властями и обеспечения функциональной совместимости с другими организациями, участвующими в ответных мерах на инцидент и их персоналом, при необходимости;

 

- тестирования и обеспечения работы резервных средств связи в случае отказа основных средств связи.

 

Примечание - Дальнейшие требования для обмена информацией в условиях инцидента установлены в 8.4.3.

 

7.5 Документированная информация

 

7.5.1 Общие положения

 

Документация СМНБ организации должна включать в себя:

 

- документацию в соответствии с требованиями настоящего стандарта;

 

- документацию, которую организация определила, как необходимую для оценки результативности СМНБ.

 

Примечание - Степень документирования информации СМНБ может отличаться в разных организациях и зависит от:

 

- размера организации, видов ее деятельности, процессов, продукции и услуг;

 

- сложности процессов и их взаимодействий;

 

- компетентности сотрудников.

 

7.5.2 Создание и обновление

 

При создании и обновлении документации, организация должна обеспечить:

 

a) идентификацию и описание документов (например, наименование, дата, автор или номер ссылки);

 

b) формат (например, язык, версию программного обеспечения, графику) и носитель информации (например, бумага, электронный формат), а также способ ее проверки и подтверждения пригодности и достаточности.

 

7.5.3 Управление документацией

 

Документация, требуемая СМНБ и настоящим стандартом, должна быть управляемой для обеспечения:

 

a) доступности и пригодности для использования, при необходимости;

 

b) защищенности (например, от потери конфиденциальности, неправильного использования или потери целостности).

 

Для управления документацией организация должна определить следующие действия с документацией:

 

- распределение и доступ;

 

- обеспечение сохранности;

 

- управление изменениями (например, контроль версий программного обеспечения);

 

- хранение и распоряжение;

 

- поиск и использование;

 

- обеспечение четкости текста (т.е. обеспечение возможности разборчивости текста при чтении);

 

- предотвращение непреднамеренного использования устаревшей документации.

 

Документация внешнего происхождения, определенная организацией как необходимая для планирования и работы СМНБ, должна быть идентифицированной и управляемой.

 

При установлении управления документацией организация должна обеспечить для нее подходящую защиту (например, защиту от компрометации, несанкционированного изменения или удаления).

 

Примечание - Доступ подразумевает принятие решений о разрешении на просмотр или разрешение на просмотр и изменение документации и т.д.

 

 

      8 Деятельность

8.1 Планирование и контроль

 

Организация должна планировать, внедрять и контролировать процессы, необходимые в соответствии с требованиями СМНБ и выполнять действия, определенные в 6.1, в том числе:

 

а) установить необходимые критерии для процессов;

 

b) осуществлять контроль над процессами в соответствии с критериями;

 

с) хранить документацию, подтверждающую, что процессы выполнены в соответствии с запланированными действиями.

 

Организация должна контролировать изменение запланированных действий и анализировать последствия непреднамеренных изменений, принимая меры по смягчению неблагоприятных воздействий.

 

Организация должна обеспечить контроль процессов аутсорсинга.

 

8.2 Анализ воздействия на бизнес и оценка риска

 

8.2.1 Общие положения

 

Организация должна установить, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии формальный документированный процесс анализа воздействий на бизнес и оценки риска, в котором должны быть:

 

a) установлена область применения оценки риска, определены критерии и способы оценки возможных воздействий инцидента;

 

b) учтены юридические и другие требования, которые должна соблюдать организация;

 

c) предусмотрен систематический анализ, установлены приоритетность обработки риска и необходимые для этого затраты;

 

d) определены выходные данные анализа воздействия на бизнес и оценки риска;

 

e) установлены требования к актуализации и конфиденциальности этой информации.

 

Примечание - Существуют различные методологии анализа воздействия на бизнес и оценки риска.

 

8.2.2 Анализ воздействия на бизнес

 

Организация должна установить, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии формальный и документированный процесс определения приоритетов, целей и задач непрерывности бизнеса. Этот процесс должен включать оценку последствий нарушения видов деятельности, которые поддерживают поставку продукции и услуг.

 

Анализ воздействия на бизнес должен включать:

 

a) идентификацию видов деятельности, которые поддерживают поставку продукции и услуг;

 

b) оценку последствий невыполнения этих видов деятельности;

 

c) установление приоритетных сроков возобновления деятельности на установленном минимальном приемлемом уровне с учетом времени, в течение которого неблагоприятные воздействия, возникшие в результате необеспечения поставок продукции/услуг или невыполнения деятельности, приводят к неприемлемым результатам;

 

d) идентификацию зависимостей и ресурсов для поддержания этих видов деятельности, включая поставщиков, партнеров по аутсортингу и других важных заинтересованных сторон.

 

8.2.3 Оценка риска

 

Организация должна установить, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии формальный документированный процесс оценки риска для систематической идентификации, анализа и оценки риска разрушительных инцидентов для организации.

 

Примечание - Этот процесс может быть разработан в соответствии с ИСО 31000.

 

Организация должна:

 

a) идентифицировать риск нарушений в приоритетных видах деятельности организации, а также процессах, системах, информации, человеческих активах, аутсорсинге и ресурсах, которые их поддерживают;

 

b) систематически анализировать риск;

 

c) оценивать необходимость обработки;

 

d) определить методы обработки, соответствующие целям в области непрерывности бизнеса и аппетиту риска организации.

 

Примечание - Организация должна быть осведомлена, что определенные финансовые или установленные государством обязательства требуют предоставления отчета о таких видах риска с разной степенью детализации. Кроме того, некоторые потребности общества также могут служить основанием для предоставления отчета с соответствующей степенью детализации.

 

8.3 Стратегия непрерывности бизнеса

 

8.3.1 Определение и выбор

 

Определение и выбор стратегии должны быть основаны на результатах анализа воздействия на бизнес и оценки риска.

 

Организация должна определить подходящую стратегию непрерывности бизнеса для:

 

a) защиты приоритетных видов деятельности;

 

b) стабилизации, продолжения, возобновления и восстановления приоритетных видов деятельности и их обеспечения ресурсами;

 

c) смягчения последствий, разработки ответных мер и управления ими.

 

Определение стратегии должно включать в себя установление приоритетных сроков возобновления действий. Организация должна провести оценку способности к обеспечению непрерывности бизнеса своих поставщиков.

 

8.3.2 Установление требований к ресурсам

 

Организация должна определить требования к ресурсам для выполнения выбранных стратегий. Рассматриваемые ресурсы должны включать в себя, но не ограничиваться, следующими:

 

а) персонал;

 

b) информация и данные;

 

c) здания, рабочая среда и связанные с ними коммуникации;

 

d) оборудование и расходные материалы;

 

e) системы информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);

 

f) транспорт;

 

g) финансы;

 

h) партнеры и поставщики.

 

8.3.3 Защита и снижение риска

 

Для идентифицированных рисков, требующих обработки, организация должна разработать меры, обеспечивающие:

 

a) снижение вероятности разрушений (нарушений);

 

b) сокращение продолжительности разрушений (нарушений);

 

c) снижение последствий разрушений (нарушений) для ключевой продукции и услуг организации.

 

Организация должна выбрать и провести необходимую обработку риска в соответствии с аппетитом риска.

 

8.4 Установление и внедрение процедур непрерывности бизнеса

 

8.4.1 Общие положения

 

Организация должна установить, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии процедуры управления и продолжения своей деятельности в условиях действия инцидента на основе целей восстановления, идентифицированных в ходе анализа воздействия на бизнес.

 

Организация должна документировать процедуры (включая необходимые ответные меры) для обеспечения непрерывности деятельности и управления в условиях инцидента.

 

Процедуры должны:

 

a) устанавливать соответствующий порядок внутреннего и внешнего обмена информацией;

 

b) быть конкретными в отношении неотложных действий, которые должны быть выполнены в условиях разрушения (нарушения) деятельности;

 

c) быть гибкими для реагирования на непредвиденные угрозы и меняющиеся внутренние и внешние условия;

 

d) быть сфокусированы на последствиях событий, которые могут нарушить работу;

 

e) быть разработаны на основе установленных предположений и анализа взаимозависимостей;

 

f) результативно минимизировать последствия путем осуществления стратегий смягчения последствий инцидента.

 

8.4.2 Структура ответных мер на инцидент

 

Организация должна установить, документировать и внедрить процедуры и структуру управления действиями при возникновении разрушительного инцидента с использованием персонала, обладающего необходимой ответственностью, полномочиями и компетентностью.

 

Структура ответных мер должна:

 

a) определять пороги воздействия, за пределами которых инициируют выполнение ответных мер;

 

b) оценивать характер и степень разрушительного инцидента и его возможных последствий;

 

c) приводить в действие соответствующие ответные меры, предусмотренные СМНБ;

 

d) иметь в наличии процессы и процедуры активации, функционирования, координации ответных мер и информирования о них;

 

e) иметь в наличии ресурсы для поддержки процессов и процедур управления в условиях разрушительного инцидента для минимизации его последствий;

 

f) активизировать связь с заинтересованными сторонами и властями, а также средствами массовой информации.

 

Организация должна определить, руководствуясь безопасностью жизни как важнейшим приоритетом, после консультаций с важными заинтересованными сторонами, необходимость сообщения внешним сторонам о наличии существенного риска и его последствиях для организации и документировать это сообщение. Если принято решение о направлении такого сообщения, то организация должна установить и внедрить процедуры обмена информацией с внешними сторонами, объявления тревоги и предупреждений, включая сообщения в СМИ.

 

8.4.3 Предупреждение и коммуникации

 

Организация должна установить, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии процедуры для:

 

a) обнаружения инцидента;

 

b) мониторинга инцидента;

 

c) обмена информацией в пределах организации, а также получения, документирования и реагирования на сообщения заинтересованных сторон;

 

d) получения, документирования и реагирования на информацию национальной или региональной системы предупреждения о рисках;

 

e) обеспечения доступности средств связи в условиях разрушительного инцидента;

 

f) упрощенного обмена информацией с аварийно-спасательными службами;

 

g) записи жизненно важной информации об инциденте, предпринятых действиях и принятых решениях. Кроме того, должно быть рассмотрено следующее:

 

- оповещение заинтересованных сторон о возможном воздействии на них фактического или возможного инцидента;

 

- обеспечение взаимодействия нескольких организаций, реагирующих на инцидент, и их персонала;

 

- работа средств связи.

 

Процедуры обмена информацией и предупреждения необходимо регулярно проверять.

 

8.4.4 Планы непрерывности бизнеса

 

Организация должна установить документированные процедуры реагирования на разрушительный инцидент, а также работы и восстановления деятельности в течение заранее определенного периода времени. Такие процедуры должны устанавливать требования к тем, кто будет их осуществлять.

 

Планы непрерывности бизнеса должны содержать:

 

a) определенные функции и ответственность сотрудников и команд, обладающих полномочиями в течение и после инцидента;

 

b) процесс инициирования ответных мер;

 

c) информацию о незамедлительных действиях по устранению последствий разрушительного инцидента, в которой уделено особое внимание:

 

1) благополучию людей,

 

2) стратегическим, тактическим и оперативным вариантам реагирования на разрушения (нарушения),

 

3) предотвращению дальнейшей потери или недоступности приоритетных видов деятельности;

 

d) способы поддержки связи с персоналом, их родственниками, ключевыми заинтересованными сторонами и аварийными службами и условия их применения;

 

е) способы продолжения или восстановления организацией приоритетных видов деятельности в рамках заранее установленного периода времени;

 

f) информацию по взаимодействию со СМИ после инцидента, в том числе:

 

1) стратегию обмена информацией,

 

2) предпочтительные виды связи со СМИ,

 

3) руководство или шаблон написания заявлений для СМИ,

 

4) информацию о представителях организации для связей со СМИ;

 

g) процесс сворачивания ответных мер после окончания инцидента.

 

Каждый план непрерывности бизнеса должен определять:

 

- назначение и область применения;

 

- цели;

 

- критерии и процедуры инициирования ответных мер;

 

- процедуры выполнения ответных мер;

 

- функции, ответственность и полномочия;

 

- требования и процедуры обмена информацией;

 

- внутренние и внешние взаимозависимости и взаимодействия;

 

- потребности в ресурсах;

 

- процессы управления информационным потоком и документирования.

 

8.4.5 Восстановление

 

Организация должна иметь документированные процедуры по восстановлению и возвращению к нормальному режиму работы после инцидента.

 

8.5 Учения и проверки

 

Организация должна проводить учения и проверки своих процедур непрерывности бизнеса для уверенности в том, что они соответствуют целям в области непрерывности бизнеса.

 

Организация должна проводить учения и тестирование для проверки того, что процедуры:

 

a) соответствуют области применения и целям СМНБ;

 

b) основаны на проработанных спланированных сценариях с четко определенными целями и задачами;

 

c) совместно обеспечивают валидацию мер непрерывности бизнеса с привлечением заинтересованных сторон;

 

d) обеспечивают риск нарушения деятельности на минимальном уровне;

 

e) предоставляют информацию для формирования отчетов по результатам учений с приведением данных рекомендаций и мер по постоянному улучшению СМНБ,

 

f) содействуют постоянному улучшению;

 

g) проверяются через запланированные интервалы времени и в случае существенных изменений в организации или среде, в которой она осуществляет деятельность.

 

 

      9 Оценка выполнения

9.1 Мониторинг, измерение, анализ и оценка

 

9.1.1 Общие положения

 

Организация должна определить:

 

a) контролируемые с помощью мониторинга и измерений параметры и объекты;

 

b) методы мониторинга, измерения, анализа и оценки для обеспечения достоверных результатов;

 

c) сроки и периодичность проведения мониторинга и измерений;

 

d) сроки анализа и оценки результатов мониторинга и измерений.

 

Организация должна сохранить соответствующую документацию в качестве свидетельства результатов функционирования СМНБ.

 

Организация должна оценить СМНБ и ее результативность.

 

Дополнительно, организация должна:

 

- принять меры по устранению неблагоприятных тенденций или результатов до возникновения несоответствия;

 

- сохранять соответствующую документацию в качестве свидетельства результатов СМНБ.

 

Процедуры мониторинга функционирования СМНБ должны предусматривать:

 

- установление показателей, соответствующих потребностям организации;

 

- мониторинг выполнения политики, целей и задач организации в области непрерывности бизнеса;

 

- мониторинг выполнения процессов, процедур и функций, которые защищают приоритетные виды деятельности;

 

- мониторинг соответствия требованиям настоящего стандарта и целям в области непрерывности бизнеса;

 

- мониторинг хронологии свидетельств несовершенства функционирования СМНБ;

 

- запись данных и результатов мониторинга и измерений для разработки последующих корректирующих действий.

 

Примечание - Несовершенство выполнения МНБ может включать в себя несоответствие, промахи, ложные тревоги и фактические инциденты.

 

9.1.2 Оценка процедур непрерывности бизнеса

 

а) Организация должна периодически проводить оценку процедур и благоприятных возможностей СМНБ для обеспечения их пригодности, адекватности и результативности.

 

b) Такая оценка может быть осуществлена посредством периодического анализа, учений, проверок, анализа отчетов об инцидентах и оценки функционирования СМНБ. Существенные изменения должны быть своевременно отражены в процедуре(ах).

 

c) Организация должна периодически оценивать соответствие действующим юридическим и нормативным требованиям, передовому опыту, а также собственной политике и целям в области непрерывности бизнеса.

 

d) Организация должна проводить оценку через запланированные интервалы времени и при наличии существенных изменений.

 

При возникновении разрушительного инцидента, после инцидента организация должна провести анализ и записать результаты выполненных действий в соответствии с СМНБ.

 

9.2 Внутренний аудит

 

Организация должна проводить внутренний аудит через запланированные интервалы времени для предоставления информации о:

 

a) соответствии СМНБ

 

1) собственным требованиям организации;

 

2) требованиям настоящего стандарта;

 

b) результативности функционирования и поддержания в рабочем состоянии СМНБ.

 

Организация должна:

 

- запланировать, установить, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии программу(ы) аудита, которая должна включать частоту проведения аудита, его методы, распределение ответственности, требования к планированию и отчетам. Программа(ы) аудита должна учитывать важность проверяемых процессов и результаты предыдущих аудитов;

 

- для каждого аудита определить критерии и область применения;

 

- назначить аудиторов и обеспечить объективность и беспристрастность процесса аудита;

 

- обеспечить информирование руководства о результатах аудита;

 

- сохранять записи как свидетельство выполнения программы аудита и результаты аудита.

 

Программа аудита, в том числе все графики работы, должна быть основана на результатах оценки риска для видов деятельности организации, а также результатах предыдущих аудитов. Процедуры аудита должны охватывать область применения, частоту проведения, методологию и компетентность, а также распределение ответственности и требования к проведению аудита и отчетам.

 

Руководство, ответственное за проверяемые области деятельности, должно обеспечить выполнение всех необходимых исправлений и корректирующих действий без излишней отсрочки для устранения обнаруженных несоответствий и их причин. Последующие действия должны включать верификацию предпринятых мер и отчет о результатах верификации.

 

9.3 Анализ со стороны руководства

 

Высшее руководство должно проводить анализ СМНБ организации через запланированные интервалы времени для обеспечения ее постоянной пригодности, адекватности и результативности.

 

Анализ со стороны руководства должен включать рассмотрение:

 

a) состояния выполнения действий по результатам предыдущих анализов;

 

b) изменения внешних и внутренних факторов, влияющих на систему менеджмента непрерывности бизнеса;

 

c) информации о функционировании СМНБ, в том числе о

 

1) несоответствиях и корректирующих действиях;

 

2) результатах оценки мониторинга и измерений;

 

3) результатах аудита;

 

d) возможностей для постоянного улучшения.

 

Анализ со стороны руководства должен рассматривать функционирование организации, включая:

 

- действия, рекомендованные по результатам предыдущих анализов;

 

- необходимость изменений СМНБ, включая политику и цели;

 

- возможности для постоянного улучшения;

 

- результаты аудитов и анализов СМНБ, в том числе ключевых поставщиков и партнеров в соответствующих случаях;

 

- методы, продукцию или процедуры, которые могут быть использованы в организации для постоянного улучшения функционирования и результативности СМНБ;

 

- состояние корректирующих действий;

 

- результаты учений и тестирований;

 

- риски или проблемы, которые не были должным образом рассмотрены во время предыдущих оценок риска;

 

- все изменения, которые могут повлиять на СМНБ, как внутренние, так и внешние по отношению к области применения СМНБ;

 

- адекватность политики;

 

- рекомендации по постоянному улучшению;

 

- полученный опыт и действия, связанные с разрушительным инцидентом;

 

- современные надлежащую практику и рекомендации.

 

Результаты анализа со стороны руководства должны включать в себя решения, связанные с возможностями постоянного улучшения и необходимостью изменений в СМНБ, в том числе относящиеся к:

 

a) изменениям в области применения СМНБ;

 

b) постоянному улучшению результативности СМНБ;

 

c) обновлению оценки риска, анализа воздействия на бизнес, планов непрерывности бизнеса и связанных с ними процедур;

 

d) изменению процедур, методов и средств управления для реагирования на внутренние и внешние события, которые могут оказать влияние на СМНБ, включая изменения:

 

1) требований к бизнесу и работе;

 

2) требований к снижению риска и безопасности;

 

3) условий работы и процессов;

 

4) юридических и нормативных требований;

 

5) договорных обязательств;

 

6) уровней риска и/или критериев принятия риска;

 

7) потребностей в ресурсах;

 

8) финансовых и бюджетных требований;

 

e) способам измерений результативности методов и средств управления.

 

Организация должна сохранять документацию в качестве свидетельств результатов анализа со стороны руководства.

 

Организация должна:

 

- сообщать результаты анализа со стороны руководства важным заинтересованным сторонам;

 

- выполнять необходимые действия в соответствии с этими результатами.

 

 

      10 Постоянное улучшение

10.1 Несоответствие и корректирующие действия

 

При возникновении несоответствий, организация должна:

 

a) идентифицировать несоответствия;

 

b) реагировать на несоответствия и, в зависимости от ситуации:

 

1) применять контроль и исправление несоответствия,

 

2) устранять последствия несоответствий;

 

c) оценивать необходимость действий по устранению причин несоответствия, для того, чтобы оно не повторялось и не происходило в другом месте, посредством

 

1) анализа несоответствия,

 

2) определения причин возникновения несоответствий,

 

3) определения наличия возможности возникновения похожих несоответствий,

 

4) определения необходимости принятия корректирующих действий для предотвращения возникновения несоответствий в другом месте,

 

5) определения и осуществления необходимых корректирующих действий,

 

6) анализа эффективности принятых корректирующих мер,

 

7) внесения изменений в СМНБ при необходимости;

 

d) осуществить все необходимые действия;

 

e) проанализировать результативность принятых корректирующих действий;

 

f) при необходимости внести изменения в СМНБ.

 

Корректирующие действия должны соответствовать последствиям выявленных несоответствий.

 

Организация должна сохранять документацию о

 

- характере несоответствий и всех предпринятых действиях,

 

- результатах корректирующих действий.

 

10.2 Постоянное улучшение

 

Организация должна постоянно улучшать пригодность, адекватность и результативность СМНБ.

 

Примечание - Организация может использовать процессы СМНБ, такие как лидерство, планирование и оценку функционирования в качестве основы для постоянного улучшения.

 

Приложение ДА

(справочное)

 Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов, указанных в библиографии настоящего стандарта национальным стандартам

Таблица ДА.1

 

 

 

 

Обозначение ссылочного международного стандарта

Степень соответствия

Обозначение и наименование соответствующего национального стандарта

ISO 9001

IDT

ГОСТ ISO 9001-2011 "Системы менеджмента качества. Требования"

ISO 14001

IDT

ГОСТ Р ИСО 14001-2016 "Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению"

ISO 19011

IDT

ГОСТ Р ИСО 19011-2012 "Руководящие указания по аудиту систем менеджмента"

ISO/IEC 20000-1

IDT

ГОСТ Р ИСО/МЭК 20000-1-2010 "Информационная технология. Менеджмент услуг. Часть 1. Спецификация"

ISO 22300

IDT

ГОСТ Р 22.0.12-2015/ИСО 22300:2012 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Международные термины и определения"

ISO/PAS 22399*

IDT

ГОСТ Р 53647.4-2011/ISO/PAS 22399:2007 "Менеджмент непрерывности бизнеса. Руководящие указания по обеспечению готовности к инцидентам и непрерывности деятельности"

ISO/IEC 24762**

MOD

ГОСТ Р 53131-2008 (ИСО/МЭК ТО 24762:2008) "Защита информации. Рекомендации по услугам восстановления после чрезвычайных ситуаций функций и механизмов безопасности информационных и телекоммуникационных технологий. Общие положения"

ISO/IEC 27001

IDT

ГОСТ Р ИСО/МЭК 27001-2006 "Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Системы менеджмента информационной безопасности. Требования"

ISO/IEC 27031

IDT

ГОСТ Р ИСО/МЭК 27031-2012 "Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Руководство по готовности информационно-коммуникационных технологий к обеспечению непрерывности бизнеса"

ISO 31000

IDT

ГОСТ Р ИСО 31000-2019 "Менеджмент риска. Принципы и руководство"

ISO/IEC 31010

NEQ

ГОСТ Р 58771-2019 "Менеджмент риска. Методы оценки риска"

Руководство

ISO/IEC Guide 73***

IDT

ГОСТ Р 51897-2011/Руководство ИСО 73:2009 "Менеджмент риска. Термины и определения"

BS 25999-1:2006

IDT

ГОСТ Р 53647.1-2009 "Менеджмент непрерывности бизнеса. Часть 1. Практическое руководство"

BS 25999-2:2007

IDT

ГОСТ Р 53647.2-2009 "Менеджмент непрерывности бизнеса. Часть 2. Требования"

Примечание - В настоящей таблице использовано следующее условное обозначение степени соответствия стандартов:

 

 

- IDT - идентичные стандарты;

 

 

- MOD - модифицированные стандарты;

 

 

- NEQ - неэквивалентный стандарт.

 

 

 

 

________________

* Отменен.

** Отменен.

 

*** Заменен на ISO Guide 73:2009.

 

 

 Библиография

 

 

 

 

[1]

ISO 9001

Quality management systems - Requirements

[2]

ISO 14001

Environmental management systems - Requirements with guidance for use

[3]

ISO 19011

Guidelines for auditing management systems

[4]

ISO/IEC 20000-1

Information Technology - Service Management

[5]

ISO 22300

Societal security - Terminology

[6]

ISO/PAS 22399

Societal security - Guideline for incident preparedness and operational continuity management

[7]

ISO/IEC 24762

Information technology - Security techniques - Guidelines for Information and communications technology disaster recovery services

[8]

ISO/IEC 27001

Information Security Management Systems

[9]

ISO/IEC 27031

Information technology - Security techniques - Guidelines for information and communication technology readiness for business continuity

[10]

ISO 31000

Risk Management - Principles and Guidelines

[11]

ISO/IEC 31010

Risk management - Risk assessment techniques

[12]

ISO/IEC Guide 73

Risk management - Vocabulary

[13]

BS 25999-1

Business continuity management - Code of practice, British Standards Institution (BSI)

[14]

BS 25999-2

Business continuity management - Specification, British Standards Institution (BSI)

[15]

SI 24001

Security and continuity management systems - Requirements and guidance for use, Standards Institution of Israel

[16]

NFPA 1600

Standard on disaster/emergency management and business continuity programs, National Fire Protection Association (USA)

[17]

Business Continuity Plan Drafting Guideline, Ministry of Economy, Trade and Industry (Japan), 2005

[18]

Business Continuity Guideline, Central Disaster Management Council, Cabinet Office, Government of Japan, 2005

[19]

ANSI/ASIS SPC.1, Organizational Resilience: Security, Preparedness, and Continuity Management Systems - Requirements with Guidance for Use

[20]

SS 540:2008 Singapore Standard for Business Continuity Management

[21]

ANSI/ASIS/BSI BCM.01, Business Continuity Management Systems: Requirements with Guidance for Use

 

 

 

          

 

 

 

УДК 658.562.014:006.354

ОКС 03.100.01

Ключевые слова: контроль, риск, непрерывность бизнеса, цели, ресурсы, компетентность, политика, планирование, менеджмент непрерывности бизнеса, система менеджмента непрерывности бизнеса, результативность, аудит, лидерство, улучшение, восстановление

 

(Поправка. ИУС N 12-2020).