Руководящий документ РД 31.3.4-97 Положение об организации технического контроля гидротехнических сооружений морского транспорта.
РД 31.3.4-97
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ
ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ МОРСКОГО ТРАНСПОРТА
Дата введения 1997-04-01
Предисловие
1. РАЗРАБОТАН Государственным проектно-изыскательским и научно-исследовательским институтом морского транспорта "Союзморниипроект"
УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Заместителем Министра Транспорта Российской Федерации В.Д.Левым, письмо от 16.12.96 N ВЛ-6/446
2. ВВОДИТСЯ ВЗАМЕН РД 31.35.14-94
1. Область применения
Настоящее Положение об организации технического контроля гидротехнических сооружений морского транспорта (далее Положение) устанавливает комплекс требований к техническому контролю гидротехнических сооружений всех типов, назначений и форм собственности (далее сооружений) и распространяется на предприятия и учреждения морского транспорта России, занимающиеся эксплуатацией сооружений.
2. Нормативные ссылки
В настоящем положении использованы ссылки на следующие документы:
|
|
|
NNп/п | Шифр документа | Наименование документа |
1 | Гидротехнические сооружения. Основные положения проектирования | |
2 | Государственный и ведомственный контроль за средствами измерений. Основные положения | |
3 | Методики выполнения измерений | |
4 | Метрологическая аттестация средств измерений | |
5 | Поверка средств измерений. Организация и порядок проведения | |
6 | Организация обучения безопасности труда. Общие положения | |
7 | Ультразвук. Общие требования безопасности | |
8 | Строительство. Электробезопасность. Общие требования | |
9 | Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения | |
10 | Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения | |
11 | Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения | |
12 | Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения | |
13 | РД 31.31.37-78 | Нормы технологического проектирования морских портов. Основные положения |
14 | Руководство по установлению норм эксплутационных нагрузок на причальные сооружения распорного типа путем их испытания опытными огрузками | |
15 | РД 31.35.08-84 | Ведомственное положение о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений на морском транспорте |
16 | Правила технической эксплуатации портовых сооружений и акваторий | |
17 | Указания по ремонту гидротехнических сооружений на морском транспорте | |
18 | Правила технической эксплуатации судоподъемных сооружений | |
19 | РД 31.61.01-93 | Инструкция по техническому обслуживанию навигационного оборудования морских подходных каналов, акваторий и портов ММФ |
20 | РД 31.74.04-79* | Технология промерных работ при производстве дноуглубительных работ |
21 | РД 31.82.03-95 | Правила безопасности труда в морских портах |
22 | Правила техники безопасности и производственной санитарии на промышленных предприятиях ММФ | |
23 | РД 31.84.01-90** | Единые правила безопасности труда на водолазных работах |
24 | РД 31.93.07-83 | Типовое положение об отделе гидротехнических и инженерных сооружений морского порта ММФ |
25 | Руководство по техническому контролю гидротехнических сооружений морского транспорта |
3. Определения
В настоящем приложении применены термины, определения которых приведены в приложении 9.
4. Общие положения
4.1. Целью технического контроля сооружений является обеспечение их работоспособности и безаварийной эксплуатации в течение всего срока службы. Для достижения указанной цели в соответствии с Постановлением СМ РФ от 17.12.1993 г. N 1299 "Об организации управления морскими портами" сооружения должны быть приняты под государственный надзор, который осуществляется морскими администрациями портов.
Поставленные под надзор сооружения подлежат государственной регистрации с целью учета изменения их технического состояния в период эксплуатации при планировании инвестиционной деятельности.
4.2. Задачами технического контроля являются:
своевременное выявление дефектов и условий, способствующих их появлению;
проверка соответствия показателей технического состояния сооружений установленным требованиям;
оценка технического состояния и определение физического износа сооружений;
регистрация и учет результатов проверки технического состояния сооружений.
4.3. Настоящее Положение и Руководство по техническому контролю гидротехнических сооружений морского транспорта (РД 31.3.3-97) образуют комплексную систему контроля технического состояния сооружений морского транспорта. Ими нормируются следующие основные элементы этой системы:
термины и определения;
методология контроля;
схема организации ведомственного технического контроля сооружений и взаимодействия его участников при выполнении контрольных операций;
порядок регистрации и учета результатов технического контроля;
номенклатура объектов контроля, контролируемых признаков, нормы показателей технического состояния объектов контроля;
порядок определения объема контроля и составления его алгоритма;
состав технических документов контроля, их форма, порядок заполнения и хранения;
средства и методы контроля;
требования к исполнителям.
4.4. Стороны, участвующие в проведении технического контроля сооружений, несут ответственность за последствия, которые могут возникнуть в результате нарушения ими требований настоящего Положения.
5. Проведение технического контроля сооружений, учет его результатов
5.1. В число юридических лиц, принимающих участие в проведении технического контроля сооружений, входят:
организация, осуществляющая техническую эксплуатацию сооружений (далее ОТЭС);
организация, осуществляющая оценку технического состояния и освидетельствования сооружений (далее организация-контролер);
орган государственного надзора (морская администрация порта), выдающий разрешение на эксплуатацию сооружений.
5.2. Технический контроль сооружений организуется по схеме, представленной на рис.5.1.
Рис.5.1. Схема организации технического контроля сооружений:
1 - декларация готовности к эксплуатации сооружения;
2 - разрешение на эксплуатацию сооружения;
3 - задание на обследование сооружения;
4 - контрольно-инспекторское обследование сооружения;
5 - отчет о результатах обследования, свидетельство о годности сооружения к эксплуатации;
6 - техническая эксплуатация сооружения (условия технической эксплуатации определяются договором между собственником и пользователем сооружения);
7 - государственная регистрация и учет результатов технического контроля.
ОТЭС обязана осуществлять техническую эксплуатацию сооружений в соответствии с требованиями РД 31.35.10-86 и настоящего Положения на основании договора с морской администрацией порта, в котором должны быть определены обязанности сторон по техническому обслуживанию, контролю технического состояния и ремонту сооружений.
5.3. Разрешение на эксплуатацию сооружения выдается морской администрацией порта после объявления готовности ОТЭС к эксплуатации сооружения декларацией по форме Приложения 8. Эксплуатация сооружений без указанного разрешения запрещается.
5.4. Технический контроль сооружений в соответствии с РД 31.35.10-86 и настоящим Положением должен осуществляться в течение всего периода их эксплуатации в виде регулярных и периодических осмотров, а также контрольно-инспекторских обследований (первичных, очередных и внеочередных) и контроля органов государственного надзора. Порядок проведения технического контроля сооружений и учета его результатов представлен в таблице 5.1.
Таблица 5.1
Порядок проведения технического контроля сооружений
|
|
|
|
Вид контроля (рис.5.1) | Периодичность | Исполнитель | Форма учета (рис.5.1) |
Осмотры (6): |
| Организация, осуществляющая техническую эксплуатацию сооружений (подразделение технического обслуживания) |
|
регулярный | раз в месяц |
| Запись в журнале технического надзора |
периодический | раз в год |
| Отчет, декларация готовности к эксплуатации (1) |
Контрольно-инспекторское обследование (3, 4) |
|
|
|
первичное | при принятии под государственный надзор | Организация контролер | Отчет, заключение о техническом состоянии сооружения в его паспорте, свидетельство годности сооружения к эксплуатации (5) |
очередное | раз в 5 лет |
|
|
внеочередное | при нарушении условий эксплуатации |
|
|
|
| Головная организация- контролер | Регистрация и учет результатов технического контроля в Реестре (7) |
Государственный надзор (2) | Раз в год | Орган государственного надзора | Разрешение на эксплуатацию (2) |
5.5. Регулярные и периодические осмотры сооружений должны проводить соответствующие подразделения ОТЭС. Периодичность осмотров, объем контроля и порядок учета его результатов регламентированы РД 31.35.10-86, РД 31.93.07-83 и настоящим Положением.
5.6. Контрольно-инспекторские обследования сооружений должны выполняться организациями-контролерами по заданию ОТЭС или органа госнадзора (при внеочередном обследовании). Порядок выполнения контрольно-инспекторских обследований, учета их результатов, а также объем контроля регламентированы РД 31.3.3-97 и настоящим Положением.
5.7. ОТЭС должна осуществлять планирование контрольно-инспекторских обследований сооружений в зависимости от их технического состояния и условий эксплуатации. Периодичность проведения обследований должна обеспечивать освидетельствование каждого сооружения не реже чем один раз в 5 лет.
5.8. Перед началом работ организация-контролер согласовывает календарный план обследований сооружений с организацией, осуществляющей их эксплуатацию.
5.9. Руководитель контрольно-инспекционной группы организации-контролера (далее инспектор) должен организовывать и проводить обследование сооружения в соответствии с требованиями РД 31.3.3-97 и настоящим Положением. По результатам обследования составляется и передается ОТЭС отчет с заключением о техническом состоянии объекта контроля, оценкой его физического износа, рекомендациями по его дальнейшей эксплуатации, ведомостью выявленных дефектов и указаниями по их устранению.
5.10. При положительном заключении о техническом состоянии сооружения должно выдаваться свидетельство о годности сооружения к эксплуатации, которое в соответствии с Положением о паспорте гидротехнического сооружения (приложение 5), помещается в пополняемой части паспорта с указанием срока действия.
Положительное заключение может сопровождаться извещением, ограничивающим режим эксплуатации и предписывающим устранить дефекты - причину ограничений. После устранения указанных дефектов и уведомления об этом организации-контролера ограничения снимаются.
5.11. Отрицательные результаты освидетельствования инспектор должен заносить в паспорт сооружения в виде извещения, в котором перечисляются основные дефекты, подлежащие устранению (приложение 6).
После выполнения ремонтных работ запись о них заносится в паспорт лицом, ответственным за ведение технической документации.
5.12. Первичное контрольно-инспекторское обследование проводится собственником сооружения для его освидетельствования при постановке под государственный надзор. Внеочередное обследование следует проводить по требованию органа госнадзора для выявления дефектов и определения годности к эксплуатации сооружения, подвергнувшегося воздействиям, превышающим расчетные, или по иным причинам, когда возникают обоснованные сомнения в работоспособности его элементов и конструкций.
5.13. Документальной основой проведения технического контроля сооружений и учета его результатов является Реестр гидротехнических сооружений морского транспорта (далее Реестр), который создается и ведется головной отраслевой организацией по техническому контролю - Союзморниипроектом в соответствии с Положением о регистрации и учете результатов технического контроля состояния гидротехнических сооружений морского транспорта (приложение 2).
6. Методология контроля
6.1. Методология технического контроля сооружений основана на положениях Государственных стандартов по надежности в технике, испытанию, контролю и управлению качеством продукции (ГОСТ 27.002-89, ГОСТ 19919-74, ГОСТ 15467-79, ГОСТ 16504-81), а также техническому обслуживанию и ремонту техники (ГОСТ 18322-78).
6.2. Технический контроль сооружений сводится к контролю технического состояния составляющих его элементов, узлов их соединений, конструкций.
По ГОСТ 27.002-89 выделены следующие виды технического состояния объектов: исправное, неисправное (работоспособное), неработоспособное, предельное. Переход объекта из одного состояния в другое происходит в связи с появлением или устранением дефектов, рис.6.1.
Рис.6.1. Схема основных технических состояний (А, В, С, D) и изменяющих их событий: 1 - повреждение,
2 - отказ, 3 - переход в предельное состояние из-за наличия критического дефекта, 4 - ремонт
6.3. Технический контроль элементов сооружений предусматривает выявление дефектов и оценку их влияния на техническое состояние элемента (малозначительный, значительный, критический дефекты). Наличие и размеры дефектов характеризуются установленными значениями показателей состояния объекта контроля (параметров) и качественных признаков, для которых не применяются количественные оценки.
Номенклатура этих параметров и признаков, а также пределы допустимых отклонений устанавливаются нормативными документами.
6.4. Схема контроля (рис.6.2) содержит три основных этапа: определение объема контроля, получение информации о признаках состояния объектов, сопоставление полученной информации с нормативными значениями и определение вида технического состояния объекта.
1. Выбор номенклатуры контролируемых свойств, определение номенклатуры и объема количественных и качественных признаков, составление алгоритма контроля.
2. Оценка объекта по качественным признакам, анализ первичных результатов, корректировка алгоритма контроля. Проведение измерительного контроля, анализ вторичных результатов, корректировка алгоритма контроля. Выполнение дополнительных контрольных операций. Проведение испытаний (при необходимости).
3. Обработка и анализ результатов. Определение дефектов элементов. Составление ведомости дефектов. Определение износа основных конструкций и сооружения в целом, составление заключения о техническом состоянии, рекомендаций по режиму эксплуатации, предписаний на устранение дефектов.
Рис.6.2. Схема технического контроля
6.5. Определение объема контроля сводится к выбору номенклатуры свойств объекта, характеризующих возможность его использования по назначению и определению признаков и параметров объекта, характеризующих эти свойства с необходимой и достаточной полнотой (рис.6.3).
Рис.6.3. Схема определения технического состояния объекта по нормированным признакам
Определение объема контроля должно завершаться составлением алгоритма контроля - совокупности предписаний, определяющей последовательность действий исполнителей и использования средств контроля, необходимых и достаточных для проведения контроля. Составные части алгоритма контроля - методики выполнения отдельных операций регламентированы РД 31.3.3-97.
6.6. Информация о качественных признаках состояния и параметрах объектов должна выявляться с помощью их обследований по установленным методикам с использованием средств контроля. При этом работы должны выполняться в следующем порядке:
обследование объекта по качественным признакам без специальных подготовительных операций путем визуального контроля. Выявление элементов, для которых необходим контроль с выполнением предварительной подготовки (расчистка, раскопка и др.);
корректировка объема измерительного контроля с учетом результатов первого этапа работ, проведение измерительного контроля и определение необходимости выполнения дополнительных контрольных операций;
испытания (при необходимости) отдельных элементов, узлов, конструкций объекта.
6.7. Техническое состояние сооружения должно определяться совокупностью показателей состояния всех охваченных контролем элементов. Состояние каждого элемента следует определять по ряду характерных для него признаков, номенклатура которых устанавливается в соответствии с указаниями РД 31.3.3-97. Их удельный вес при суммарной оценке технического состояния элемента может определяться экспертным путем.
7. Объекты контроля
7.1. Объектами технического контроля, на которые распространяется действие настоящего Положения, являются оградительные, берегоукрепительные и причальные сооружения всех типов и назначений, прикордонные рельсовые крановые пути, покрытия территорий в пределах гидротехнических сооружений, судоподъемные сооружения (эллинги и слипы), судоходные каналы, средства навигационного оборудования, дно примыкающих к сооружениям участков акваторий морских портов и судоремонтных заводов, процессы приемки и ввода в эксплуатацию перечисленных сооружений, режим их эксплуатации, технического обслуживания, ремонта, а также соответствующая техническая документация.
7.2. Перечень объектов технического контроля при освидетельствовании сооружений приведен в классификаторе гидротехнических сооружений и их элементов (Приложение 1).
7.3. Технический контроль режима эксплуатации и технического обслуживания сооружений должен осуществляться в соответствии с требованиями РД 31.35.10-86, РД 31.52.22-88, РД 31.61.01-83 и настоящего Положения.
7.4. Объектами технического контроля при освидетельствовании гидротехнических сооружений всех типов и назначений также являются:
паспорта гидротехнических сооружений;
журналы технического надзора за состоянием и режимом эксплуатации сооружений.
7.5. Документально-информационной основой технического контроля сооружений, подлежащей проверке наличия и анализу являются:
проектная документация;
исполнительная документация;
справочник допускаемых нагрузок на причалы;
отчеты о первичных, очередных и внеочередных контрольно-инспекторских обследованиях сооружений.
8. Документирование
8.1. Материалы документального обеспечения технического контроля сооружений должны храниться и вестись в подразделении ОТЭС, ответственном за техническую эксплуатацию сооружений. Эти материалы ОТЭС обязана представлять по требованию органа государственного надзора или организации-контролера.
8.2. Систематизация материалов документального обеспечения технического контроля должна осуществляться в соответствии со следующим перечнем:
дело с документом регистрации технической документации и перепиской с проектными, строительными и другими организациями по вопросам проектирования, строительства, реконструкции, ремонта и освидетельствования сооружений;
паспорт гидротехнического сооружения;
журналы технического надзора за состоянием и режимом эксплуатации сооружений;
декларации готовности к эксплуатации сооружений;
отчеты о первичных, очередных и внеочередных освидетельствованиях сооружений;
справочник допускаемых нагрузок на причалы;
проектная и исполнительная документация (копии основных документов в объеме, соответствующем требованиям п.8.9 и 8.10).
8.3. Паспорт гидротехнического сооружения является основным техническим документом, отражающим назначение, характеристики и техническое состояние сооружения. Содержание, порядок составления, ведения и форма паспорта сооружения приведены в приложениях 5 и 6.
8.4. Журнал технического надзора за состоянием и режимом эксплуатации сооружения (приложение 7) должен вестись ОТЭС в соответствии с требованиями РД 31.35.10-86.
В журналы технического надзора должны вноситься результаты наблюдений за техническим состоянием и режимом эксплуатации сооружения, осуществляемых в процессе проведения регулярных и периодических технических осмотров сооружения.
8.5. Отчеты о периодических технических осмотрах сооружений должны составляться ОТЭС в соответствии с требованиями РД 31.35.10-86 и содержать результаты осмотра отдельных сооружений или групп сооружений, материалы проведенных в процессе осмотра инструментальных наблюдений, краткое заключение, обобщающее результаты осмотра и содержащее сопоставление полученных данных с данными предыдущего осмотра.
8.6. Декларация готовности к эксплуатации сооружения должна составляться ОТЭС в двух экземплярах по установленной форме (приложение 8) после проведения очередного периодического осмотра. Орган государственного надзора, принимая декларацию, возвращает ее второй экземпляр с разрешением эксплуатировать сооружение.
8.7. Отчеты об очередных и внеочередных обследованиях сооружений должны составляться в соответствии с требованиями РД 31.3.3-97 и настоящего РД специализированным подразделением организации-контролера и должны содержать результаты комплексных инженерных обследований сооружений, заключения об их техническом состоянии, фактических и рекомендуемых режимах эксплуатации, оценки работоспособности сооружений и рекомендации по устранению обнаруженных дефектов.
8.8. Справочник допускаемых нагрузок на причалы должен составляться в соответствии с требованиями РД 31.35.10-86 с привлечением, при необходимости, отраслевой проектной организации.
8.9. Проектная документация должна содержать данные о естественных условиях района расположения сооружений (геологические, гидрологические и ветроволновые условия), комплект рабочей документации (генплан с подземными коммуникациями, планы, фасады, разрезы сооружений), схемы и чертежи инженерных сетей, средств навигационного оборудования судоходного канала и акватории порта.
8.10. Исполнительная документация должна содержать комплект следующих документов:
перечень организаций, осуществлявших строительство, с указанием выполненных ими работ;
рабочие чертежи с внесением всех отступлений от проекта и ведомость выполненных работ;
акты приемки скрытых работ;
акты об осадках сооружения в процессе строительства;
Полная версия документа доступна с 20.00 до 24.00 по московскому времени.
Для получения доступа к полной версии без ограничений вы можете выбрать подходящий тариф или активировать демо-доступ.