P 50.1.039-2002
Группа Т50
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ
РАЗРАБОТКА, ОБНОВЛЕНИЕ И ОТМЕНА ПРАВИЛ И РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ, СЕРТИФИКАЦИИ, АККРЕДИТАЦИИ
И КАТАЛОГИЗАЦИИ
ОКС 01.120
03.120.20
17.020
Дата введения 2003-01-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАНЫ Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации (ВНИИстандарт) Госстандарта России
ВНЕСЕНЫ Научно-техническим управлением Госстандарта России
2 ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 4 июля 2002 г. N 268-ст
3 ВЗАМЕН ГОСТ P 1.10-95
1 Область применения
Настоящие рекомендации распространяются на процессы разработки, обновления (внесение изменений, пересмотр) и отмены следующих правил и рекомендаций, принимаемых Госстандартом России:
- правил по стандартизации;
- правил по метрологии;
- правил по сертификации;
- правил по аккредитации;
- правил по каталогизации;
- рекомендаций по стандартизации;
- рекомендаций по метрологии;
- рекомендаций по сертификации;
- рекомендаций по аккредитации;
- рекомендаций по каталогизации.
Настоящие рекомендации также конкретизируют ГОСТ 1.2 (раздел 7) применительно к той части работ, которая проводится в Российской Федерации в процессе разработки правил по межгосударственной стандартизации и рекомендаций по межгосударственной стандартизации и изменений к ним, а также в процессе подготовки к отмене правил и рекомендаций по межгосударственной стандартизации.
Настоящие рекомендации предназначены для применения научно-исследовательскими и иными организациями Госстандарта России, а также его структурными подразделениями.
Настоящие рекомендации могут быть использованы при разработке указанных правил и рекомендаций организациями, не подведомственными Госстандарту России, с учетом положения, установленного в 3.8.
Настоящие рекомендации могут быть также применены при разработке государственных стандартов Российской Федерации и межгосударственных стандартов, если она осуществляется по заказу Госстандарта России его научно-исследовательскими организациями.
Примечание - В настоящих рекомендациях применимы термины по ГОСТ P 1.12.
2 Нормативные ссылки
В настоящих рекомендациях использованы ссылки на следующие стандарты и другие документы:
ГОСТ 1.2-97 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Порядок разработки, принятия, применения, обновления и отмены
ГОСТ 1.5-2001 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению
ГОСТ 7.4-95 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Выходные сведения
ГОСТ 13.1.002-80 Репрография. Микрография. Документы для съемки. Общие требования и нормы
ГОСТ 13143-88 Дыроколы конторские. Основные параметры и размеры
ГОСТ P 1.5-92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов
ГОСТ P 1.8-95 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки и применения межгосударственных стандартов
ГОСТ P 1.11-99 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Метрологическая экспертиза проектов государственных стандартов
ГОСТ P 1.12-99 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандартизация и смежные виды деятельности. Термины и определения
ГОСТ P 1.13-2001 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок подготовки уведомлений о проектах нормативных документов
ОСТ 1789 Отверстия для скрепления документов
Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (утверждены постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009 с изменениями от 11 декабря 1997 г., 6 ноября 1998 г., 11 февраля 1999 г. и опубликованы в Собрании законодательства Российской Федерации, 1997, N 3, ст.3895; 1997, N 50, ст.5689; 1998, N 47, ст.5771; 1999, N 8 ст.1026).
Разъяснения о применении "Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" (утверждены приказом Минюста России от 14 июля 1999 N 217 и опубликованы в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 1999, N 31)
ПМГ 03-99 Порядок регистрации и издания межгосударственных нормативных документов по стандартизации*
_________________
* Не введены в действие для непосредственного применения в Российской Федерации, поскольку устанавливают соответствующие процедуры только для Бюро по стандартам. В части порядка представления документов на регистрацию в Бюро по стандартам и издания в Российской Федерации действуют:
- настоящие рекомендации - в отношении правил и рекомендаций по межгосударственной стандартизации (см. 7.10.1 и приложение Р);
- ГОСТ Р 1.8 - в отношении межгосударственных стандартов.
ПР 50.1.010-97 Планирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, осуществляемых научно-исследовательскими организациями Госстандарта России за счет средств федерального бюджета, и отчетность об их выполнении
P 50.1.004-95 Порядок подготовки в Госстандарте России межгосударственных стандартов для применения в Российской Федерации
P 50.1.034-2001 Коды, используемые в обозначении стандартов отраслей федеральными органами исполнительной власти
Инструкция по делопроизводству в центральном аппарате Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии (утверждена приказом Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 7 августа 2001 г. N 240)
3 Общие положения
3.1 Правила по стандартизации (метрологии, сертификации, аккредитации, каталогизации) разрабатывают при необходимости конкретизации (детализации) отдельных положений соответствующего по назначению основополагающего организационно-методического или общетехнического государственного стандарта Российской Федерации или межгосударственного стандарта, а также в случае нецелесообразности разработки организационно-методического государственного стандарта Российской Федерации, когда область применения подобного документа ограничена только организациями и структурными подразделениями Госстандарта России.
Примечание - Если правила по стандартизации (метрологии, сертификации, аккредитации, каталогизации) имеют межведомственный характер, то они относятся к нормативным правовым актам*, подготовка и государственная регистрация которых осуществляются по соответствующим Правилам с учетом Разъяснений о применении этих Правил.
_________________
* Нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм. В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение (Постановление Государственной Думы Российской Федерации от 11 ноября 1996 г. N 781-II ГД "Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации").
3.2 Рекомендации по стандартизации (метрологии, сертификации, аккредитации, каталогизации) разрабатывают в случае целесообразности предварительной проверки на практике неустоявшихся, еще на ставших типовыми, организационно-методических положений в соответствующей области, т.е. до принятия государственного стандарта Российской Федерации (или правил), в котором могут быть установлены эти положения.
3.3 Назначение правил и рекомендаций по межгосударственной стандартизации установлено ГОСТ 1.2 (пункты 7.1 и 7.2).
3.4 Правила (рекомендации) не должны дублировать положения государственных стандартов Российской Федерации и действующих на ее территории межгосударственных стандартов или противоречить им.
3.5 Разработку правил и рекомендаций, указанных в 3.1-3.3, и изменений к ним (далее - правила и/или рекомендации*) осуществляют в следующей последовательности:
- первая стадия - организация разработки документа;
- вторая стадия - разработка первой редакции проекта документа и ее рассмотрение;
- третья стадия - разработка окончательной редакции проекта документа и ее согласование в Российской Федерации;
- четвертая стадия - подготовка проекта документа к принятию и принятие документа;
- пятая стадия - регистрация документа, его издание и введение в действие.
____________________
* В случае необходимости в тексте статус документа может быть указан полностью, например правила по межгосударственной стандартизации, или сокращенно, например изменение к правилам.
3.6 Пересмотр правил (рекомендаций) осуществляют путем разработки взамен них документа того же статуса и назначения, что и действующий. При этом соблюдают тот же порядок, что и при разработке нового документа.
При необходимости статус правил (рекомендаций) может быть изменен. Взамен правил могут быть разработаны рекомендации и наоборот, а взамен рекомендаций может быть разработан стандарт, действующий на том же уровне стандартизации (федеральном или межгосударственном).
3.7 Если организации, осуществляющей разработку документа (далее - организация-разработчик), поручено ведение секретариата технического комитета по стандартизации (ТК) и/или секретариата межгосударственного технического комитета по стандартизации (МТК), то при разработке документа учитывают особенности проведения работ, связанные с деятельностью ТК и указанные в 5.3.1, 6.2, 6.4, 6.5, 9.2, 9.3, 9.5, приложениях Б (пункты Б.1 и Б.5) и Ж, и/или особенности проведения работ, связанные с деятельностью МТК и указанные в 4.3.5, 5.3.1 и приложении Б (пункты Б.З, Б.4, Б.6).
Примечание - Если в ТК или МТК созданы подкомитеты, то работы по разработке документов могут быть выполнены на уровне соответствующих подкомитетов (ПК или МПК), если это не противоречит положению о данном ТК или МТК, или если эти работы прямо предусмотрены в нем.
3.8 Если организация-разработчик неподведомственна Госстандарту России, то проведение работ по рассмотрению проекта правил (рекомендаций) в Госстандарте России, а также по подготовке проекта к принятию, по формированию и оформлению дела документа может быть поручено (путем заключения договора) научно-исследовательской организации Госстандарта России, имеющей опыт работ в данной области (стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации, каталогизации).
3.9 При разработке правил (рекомендаций) по межгосударственной стандартизации учитывают особенности проведения работ на межгосударственном уровне, которые далее выделены в тексте настоящих правил курсивом, а также общий порядок их разработки, установленный ГОСТ 1.2 (раздел 7).
3.10 Разработку документов осуществляют с использованием Системы обеспечения автоматизации процесса стандартизации, размещенной в Межведомственной корпоративной информационной сети МАКРОНЕТ.
4 Организация разработки документа
4.1 Организация разработки правил (рекомендаций) включает планирование соответствующей работы, заключение договора на разработку и уведомление о начале разработки.
4.2 Планирование работы по разработке правил (рекомендаций) и заключение соответствующего договора [в том числе составление и утверждение технического задания (ТЗ) на разработку] осуществляют в соответствии с ПР 50.1.010.
4.3 После заключения договора на разработку правил (рекомендаций) организация-разработчик готовит уведомление о проекте правил (рекомендаций) по ГОСТ P 1.13.
В случае разработки правил (рекомендаций) по межгосударственной стандартизации организация-разработчик в дополнение к указанному в ГОСТ P 1.13 направляет уведомление о начале разработки документа во все национальные органы по стандартизации, входящие в Евразийский совет по стандартизации, метрологии и сертификации (ЕАСС), а также в Бюро по стандартам.
Если при этом организация-разработчик ведет секретариат МТК (МПК), то уведомление о начале разработки правил (рекомендаций) по межгосударственной стандартизации рассылают непосредственно полномочным представителям других государств в МТК (МПК), а если они не назначены, то соответствующим национальным органам по стандартизации.
4.4 Федеральные и иные органы исполнительной власти, предприятия и организации, заинтересованные в рассмотрении проекта правил (рекомендаций), направляют организации-разработчику заявки о его представлении.
5 Разработка и рассмотрение первой редакции проекта документа
5.1 Организация-разработчик в соответствии с ТЗ на разработку готовит первую редакцию проекта правил (рекомендаций), пояснительную записку к нему (см. приложение А) и проект перечня рассылки на отзыв (см. приложение Б), а также проект сопроводительного письма Госстандарта России для рассылки первой редакции проекта документа. При этом проект письма о рассылке проекта правил (рекомендаций) по межгосударственной стандартизации в другие государства рекомендуется излагать, используя типовую формулировку, приведенную в B.1 (приложение В).
Указанные выше документы организация-разработчик представляет в управление Госстандарта России, которое заказало разработку документа (далее - заказывающее управление), за один месяц до установленной в ТЗ даты рассылки первой редакции проекта документа.
5.1.1 Построение, изложение и оформление правил (рекомендаций) по стандартизации (метрологии, сертификации, аккредитации, каталогизации) и изменений к ним - по ГОСТ P 1.5 с дополнениями, приведенными в 5.1.3.
Построение, изложение и оформление правил (рекомендаций) по межгосударственной стандартизации и изменений к ним - по ГОСТ 1.5.
5.1.2 Если правила по стандартизации (метрологии, сертификации, аккредитации, каталогизации) предполагается зарегистрировать в Минюсте России в качестве нормативного правового акта в силу межведомственного характера данных правил, то их оформление осуществляют в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации и Разъяснениями Минюста России о применении этих Правил.
5.1.3 В наименовании правил (рекомендаций) групповой заголовок и/или подзаголовок не используют. При этом наименование приводят с прямым порядком слов и печатают строчными буквами с первой прописной.
Групповой заголовок и/или подзаголовок может быть использован в наименовании рекомендаций, если они являются прототипом будущего государственного стандарта Российской Федерации или межгосударственного стандарта.
В правилах (рекомендациях) могут быть ссылки на правила, рекомендации и другие нормативные документы, принятые Госстандартом России, иными федеральными органами исполнительной власти, Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС) и действующие на федеральном уровне. При этом информацию об этих документах приводят в разделе "Нормативные ссылки".
Титульный лист и первую страницу правил (рекомендаций) по стандартизации (метрологии, сертификации, аккредитации, каталогизации) оформляют в соответствии с приложениями Г и Д.
Первую страницу изменения правил (рекомендаций) по стандартизации (метрологии, сертификации, аккредитации, каталогизации) оформляют в соответствии с приложением Е.
5.2 Заказывающее управление в течение десяти календарных дней рассматривает проект правил (рекомендаций) и проверяет его на соответствие ТЗ.
При рассмотрении проекта правил (рекомендаций) заказывающее управление определяет также объективность и полноту информации, приведенной в пояснительной записке, а также полноту проекта перечня рассылки на отзыв.
5.2.1 Если правила по стандартизации (метрологии, сертификации, аккредитации, каталогизации) предполагается зарегистрировать в Минюсте России в качестве нормативного правового акта в силу межведомственного характера, то заказывающее управление направляет данный проект на рассмотрение в юридический отдел Госстандарта России.
5.2.2 При положительных результатах проверок, указанных в 5.2 (а при необходимости также после рассмотрения в юридическом отделе Госстандарта России), исполнитель заказывающего управления проверяет проект сопроводительного письма, подготовленный организацией-разработчиком, оформляет его на бланке Госстандарта России, а начальник заказывающего управления утверждает перечень рассылки на отзыв проекта правил (рекомендаций) и подписывает сопроводительное письмо для этой рассылки. В случае, указанном в Б.5 (приложение Б), сопроводительное письмо для рассылки первой редакции проекта документа подписывает заместитель Председателя Госстандарта России.
5.2.3 При отрицательных результатах проверок, указанных в 5.2, заказывающее управление возвращает в организацию-разработчик представленные согласно 5.1 документы на доработку, сопровождая их соответствующим обоснованием.
5.2.4 В случае, указанном в 5.2.3, организация-разработчик в срок, не превышающий десяти календарных дней, дорабатывает проект правил (рекомендаций), а при необходимости также пояснительную записку к нему и/или проект перечня рассылки на отзыв и повторно представляет их в заказывающее управление.
5.2.5 Если повторно представленные документы не удовлетворяют требованиям заказывающего управления, то по его предложению заместитель Председателя Госстандарта России может принять решение о прекращении разработки проекта правил (рекомендаций) или предоставить организации-разработчику дополнительный срок для его доработки.
5.3 После утверждения перечня рассылки на отзыв и подписания сопроводительного письма в соответствии с 5.2.2 заказывающее управление и/или по согласованию с ним организация-разработчик рассылает первую редакцию проекта правил (рекомендаций) и пояснительную записку к нему в соответствии с этим перечнем.
5.3.1 Если организация-разработчик ведет секретариат ТК (ПК), то она осуществляет рассылку членам данного ТК (ПК) с сопроводительным письмом, подписанным председателем ТК (ПК). Организация-разработчик осуществляет рассылку с сопроводительным письмом, подписанным председателем МТК (МПК), в случае, указанном в Б.6 (приложение Б).
В сопроводительном письме указывают окончательную дату получения отзыва, которую устанавливают в соответствии с Б.7 (приложение Б).
5.3.2 Заказывающее управление осуществляет рассылку первой редакции проекта правил (рекомендаций) на рассмотрение структурным подразделением Госстандарта России, а также иным органам исполнительной власти.
5.4 Организации и структурные подразделения Госстандарта России, другие заинтересованные органы исполнительной власти, предприятия и организации рассматривают первую редакцию проекта правил (рекомендаций) и готовят отзывы на нее. Для обеспечения учета отзывы представляют организации-разработчику не позднее установленной для этого даты.
5.4.1 В отзывах приводят результаты оценки актуальности разработки проекта правил (рекомендаций) и их содержания. При этом имеющиеся замечания и предложения излагают в следующей последовательности:
- по проекту в целом, в том числе по целесообразности его разработки, наименованию правил (рекомендаций), по области его распространения и по структуре документа;
- по отдельным разделам, подразделам, пунктам, подпунктам, абзацам, таблицам, графическим материалам и приложениям.
5.4.2 Все замечания и предложения излагают конкретно и обоснованно. При этом автору отзыва рекомендуется приводить предлагаемые редакции отдельных пунктов, подпунктов, абзацев, таблиц, приложений и изображений графического материала.
5.4.3 Секретариаты ТК (ПК), за которыми закреплены ссылочные стандарты, рассматривают целесообразность и правильность нормативных ссылок на эти стандарты и согласовывают (или не согласовывают) возможность их использования.
5.4.4 Федеральные органы исполнительной власти и общественные организации, не являющиеся членами ТК (ПК), при направлении отзыва на проект правил указывают на необходимость согласования с ними окончательной редакции проекта документа, исходя из своей компетенции, определенной законодательством Российской Федерации, или наличия в проекте положений, касающихся этих органов (организаций).
5.5 Заказывающее управление рассматривает первую редакцию проекта правил (рекомендаций) и готовит замечания и предложения с учетом рассмотрения отзывов других структурных подразделений Госстандарта России или, не рассматривая отзывы, направляет их непосредственно организации-разработчику, а при необходимости определяет перечень федеральных органов исполнительной власти и организаций (в том числе организаций и структурных подразделений Госстандарта России), с которыми должна быть согласована окончательная редакция проекта правил.
6 Разработка окончательной редакции проекта документа и ее согласование
в Российской Федерации
6.1 Организация-разработчик готовит окончательную редакцию проекта правил (рекомендаций) с учетом отзывов на его первую редакцию, которые поступили до установленной даты их получения, а также с учетом замечаний и предложений заказывающего управления.
6.1.1 Отзывы, поступившие после установленной даты, могут быть учтены, если это не препятствует соблюдению сроков разработки данных правил (рекомендаций), которые установлены в плане государственной стандартизации и/или в ТЗ на разработку.
6.1.2 Результаты учета отзывов на первую редакцию проекта документа представляют в виде сводки отзывов по форме, установленной ГОСТ 1.2 (приложение Е).
6.2 Если организация-разработчик ведет секретариат ТК (ПК), то она направляет окончательную редакцию проекта правил (рекомендаций) вместе с пояснительной запиской и сводкой отзывов членам данного ТК (ПК).
Рассмотрение окончательной редакции проекта документа в ТК (ПК) и голосование по нему - в соответствии с приложением Ж.
6.3 Если проект правил подлежит согласованию с федеральными органами исполнительной власти и/или организациями (если это определено законодательством Российской Федерации, наличием в проекте положений, касающихся этих органов/организаций, или заказывающим управлением) и они не являются членами данного ТК (ПК), то организация-разработчик готовит проект перечня рассылки на согласование.
Одновременно организация-разработчик готовит проект письма Госстандарта России для этой рассылки, в котором указывает окончательную дату представления документов о согласовании, исходя из месячного срока со дня рассылки проекта документа.
Если проект правил (рекомендаций) по межгосударственной стандартизации не подлежит согласованию в Российской Федерации, то организация-разработчик готовит проект письма Госстандарта России для рассылки окончательной редакции проекта другим национальным органам по стандартизации - членам ЕАСС для рассмотрения перед голосованием, используя типовую формулировку, приведенную в В.2 (приложение В). При этом в письме окончательную дату получения результатов рассмотрения проекта указывают, исходя из трехмесячного срока со дня рассылки.
6.4 После проведения работ, указанных в 6.2 и/или 6.3, организация-разработчик представляет в заказывающее управление следующие документы:
- окончательную редакцию проекта правил (рекомендаций);
- пояснительную записку к нему;
- сводку отзывов на первую редакцию;
- протокол заседания ТК (ПК) по рассмотрению окончательной редакции проекта правил (рекомендаций), если оно проводилось, или подлинные документы, подтверждающие согласие с проектом документа членов ТК (ПК);
- проект перечня рассылки на согласование в Российской Федерации (если в нем есть необходимость);
- проект письма Госстандарта России для рассылки проекта правил (рекомендаций) на согласование в Российской Федерации (если в нем есть необходимость) и/или на рассмотрение перед голосованием в другие государства (если разрабатываемый документ является межгосударственным).
6.5 Заказывающее управление в течение десяти календарных дней рассматривает представленные согласно 6.4 документы, оценивает полноту учета замечаний и предложений, высказанных по результатам рассмотрения первой редакции проекта правил (рекомендаций), проверяет соблюдение порядка голосования по нему в ТК (ПК) и определяет полноту проекта перечня рассылки, составленного в соответствии с 6.3.
6.5.1 При положительных результатах указанных в 6.5 проверок исполнитель заказывающего управления оформляет письмо для рассылки окончательной редакции проекта документа на бланке Госстандарта России, а начальник этого управления утверждает перечень рассылки окончательной редакции проекта правил на согласование в Российской Федерации и подписывает письмо для рассылки или представляет его на подпись заместителю Председателя Госстандарта России.
6.5.2 После подписания письма для рассылки заказывающее управление рассылает окончательную редакцию проекта правил вместе с пояснительной запиской и сводкой отзывов согласно перечню рассылки. При необходимости проект документа может быть направлен на согласование в другие структурные подразделения Госстандарта России, если установленные в нем положения затрагивают вопросы, относящиеся к компетенции этих подразделений.
6.5.3 Если проект правил (рекомендаций) содержит раздел "Термины и определения", то заказывающее управление может направить данный проект на терминологическую экспертизу во ВНИИКИ.
6.5.4 Если проект правил (рекомендаций) в соответствии с ГОСТ P 1.11 (пункт 3.2) подлежит метрологической экспертизе, то заказывающее управление направляет его во ВНИИМС или иной метрологический институт Госстандарта России.
6.5.5 ВНИИКИ, ВНИИМС или иной метрологический институт Госстандарта России, которому заказывающим управлением поручено (путем заключения договора) проведение соответствующей экспертизы проекта правил (рекомендаций), осуществляет ее в десятидневный срок и направляет соответствующее экспертное заключение в заказывающее управление или по согласованию с ним непосредственно в организацию-разработчик.
6.5.6 При необходимости, которую по представлению заказывающего управления определяет юридический отдел Госстандарта России, проект правил может быть направлен на юридическую экспертизу в Минюст России.
Примечание - Минюст России осуществляет юридическую экспертизу проектов нормативных правовых актов, подготовленных в соответствии с договорами, заключенными федеральными органами исполнительной власти с этим министерством.
6.5.7 Если проект рекомендаций по стандартизации (метрологии, сертификации, аккредитации, каталогизации) не подлежит согласованию и терминологической, метрологической и юридической экспертизам, то заказывающее управление сообщает организации-разработчику свое мнение о возможности представления данного проекта на принятие.
6.5.8 При отрицательных результатах проверок, указанных в 6.5, заказывающее управление возвращает в организацию-разработчик на доработку документы, представленные согласно 6.4, сопровождая их соответствующим обоснованием.
6.5.9 В случае, указанном в 6.5.8, организация-разработчик в десятидневный срок устраняет выявленные при проверке недостатки и представляет доработанные документы в заказывающее управление.
6.6 После проведения терминологической, метрологической и/или юридической экспертизы и/или после согласования проекта правил с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и/или организациями, а при необходимости также со структурными подразделениями Госстандарта России заказывающее управление передает организации-разработчику документы о согласовании проекта правил, утвержденный перечень его рассылки на согласование и экспертные заключения*, а также сообщает мнение заказывающего управления о возможности представления проекта правил на принятие.
_________________
* Если они были представлены в соответствии с 6.5.5.
6.6.1 Если по истечении указанного в 6.3 срока согласующий орган (организация, подразделение) не представил документ о согласовании (несогласовании) проекта правил, то заказывающее управление готовит письмо с уведомлением, что непредставление подобного документа в течение десяти дней означает отсутствие необходимости согласования данного проекта с этим органом (организацией, подразделением).
6.6.2 При наличии разногласий по проекту правил (рекомендаций), препятствующих их принятию, заказывающее управление принимает решение: возвратить проект документа на доработку с учетом замечаний и предложений или организовать совещание с участием представителей заинтересованных сторон для рассмотрения проекта правил (рекомендаций) с целью устранения разногласий по нему. В последнем случае заказывающее управление поручает организации-разработчику подготовить справку о разногласиях, оформляемую аналогично сводке отзывов.
6.6.3 В обоснованных случаях* проект правил (рекомендаций) выносят на рассмотрение научно-технической комиссии Госстандарта России (НТК).
__________________
* Например при наличии существенных разногласий, возникших при согласовании проекта правил.
Соответствующее предложение готовит заказывающее управление, а решение о рассмотрении проекта правил (рекомендаций) на НТК принимает заместитель Председателя Госстандарта России.
Подготовку материалов, необходимых для рассмотрения на заседании НТК, осуществляют исполнители организации-разработчика и заказывающего управления, а также секретарь НТК (в соответствии с положением о НТК).
Решение НТК (в виде выписки из протокола ее заседания) заказывающее управление приобщает к материалам по проекту правил (рекомендаций) и передает в организацию-разработчик для включения в дело правил (рекомендаций).
Примечание - Выписку из протокола заседания НТК подписывает секретарь НТК.
6.6.4 При необходимости учета замечаний и предложений, высказанных в процесс согласования проекта правил, в экспертных заключениях, протоколе согласительного совещания или решении НТК, организация-разработчик в десятидневный срок дорабатывает проект правил (рекомендаций) и представляет его в заказывающее управление.
7 Подготовка проекта документа к принятию и принятие документа
7.1 Если по мнению заказывающего управления или по решению НТК проект правил (рекомендаций) может быть представлен на принятие, то организация-разработчик направляет экземпляр проекта правил (рекомендаций), подписанный в соответствии с ГОСТ P 1.5 (приложение H или П) или в соответствии с ГОСТ 1.5 (приложение В), в ИПК Издательство стандартов на издательское редактирование.
7.2 ИПК Издательство стандартов осуществляет издательское редактирование проекта правил (рекомендаций) в срок не более пяти рабочих дней.
В обоснованных случаях (при значительном объеме проекта документа или большом количестве проектов документов, одновременно поступивших на редактирование) указанный срок может быть увеличен.
7.2.1 При наличии редакционных замечаний организация-разработчик вносит необходимые исправления в проект правил (рекомендаций) и направляет его вместе с черновиком, содержащим редакционные замечания, в ИПК Издательство стандартов.
7.2.2 ИПК Издательство стандартов проводит окончательное редактирование проекта правил (рекомендаций), проставляет штамп "В НАБОР" на каждом листе исправленного экземпляра и возвращает его организации-разработчику вместе с черновиком, содержащим редакционные замечания и завизированным редактором.
7.3 Организация-разработчик после получения проекта правил (рекомендаций) из ИПК Издательство стандартов снимает копию с его первого экземпляра и готовит первый и второй экземпляры проекта* для направления в Госстандарт России на принятие, проставляя на них визу исполнителя в верхнем левом углу на оборотной стороне каждого листа и приводя на оборотной стороне титульного листа информацию об исполнителе.
_________________
* Первым и вторым экземплярами проекта документа считаются те экземпляры, на которых присутствуют оригиналы подписей в соответствии с ГОСТ P 1.5 (приложение H или П) или ГОСТ 1.5 (приложение В). Причем на всех страницах первого экземпляра должен быть проставлен оригинальный отпечаток штампа "В НАБОР".
Копию первого экземпляра проекта правил (рекомендаций) выполняют на белой бумаге с использованием любого способа копирования (кроме диазокопирования). При этом добиваются выполнения требований ГОСТ 13.1.002, предъявляемых в микрографии к документам для съемки. Поэтому текст, а также табличный и графический материал на копии каждой из страниц проекта правил (рекомендаций) должен быть полным, четким и контрастным на чистом (без затемнений) фоне, а контраст - равномерным.
7.4 В пояснительную записку к окончательной редакции проекта правил (рекомендаций) организация-разработчик в дополнение к сведениям, указанным в приложении А, включает следующие разделы:
- "Сведения о согласовании проекта" (если оно проводилось);
- "Предложения по содержанию постановления Госстандарта России о принятии документа";
- "Обоснование даты введения в действие".
7.5 Организация-разработчик направляет в заказывающие управление следующие документы:
- первый экземпляр проекта правил (рекомендаций);
- второй экземпляр проекта правил (рекомендаций);
- пояснительную записку к проекту правил (рекомендаций);
- экспертные заключения*.
_________________
* Если они были представлены в соответствии с 6.5.5.
7.6 Заказывающее управление проверяет:
- учет результатов юридической, метрологической и/или терминологической экспертиз (если они проводились), рассматривая экспертные заключения и привлекая, при необходимости, юридический отдел и/или Управление метрологии Госстандарта России;
- наличие необходимых виз, подписей и штампа ИПК Издательство стандартов;
- обоснованность предлагаемой даты введения документа в действие (исходя из объема мероприятий, необходимых для его внедрения)*, а также иных предложений организации-разработчика, которые приведены в пояснительной записке к проекту правил (рекомендаций).
_________________
* При этом учитывают, что правила, имеющие межотраслевую (межведомственную) область применения, вводят в действие не ранее 12 месяцев со дня их принятия (за исключением случаев, когда для их введения нет необходимости проводить специальные мероприятия по внедрению), а иные правила, рекомендации и изменения - не ранее шести месяцев.
7.6.1 После проведения указанных проверок исполнитель заказывающего управления ставит свою визу (указывая после нее свою фамилию, инициалы и дату визирования) в правом верхнем углу оборотной стороны титульного листа второго экземпляра проекта правил (рекомендаций). Затем исполнитель заказывающего управления составляет заключение на проект документа по форме, приведенной в приложении И, и готовит проект постановления Госстандарта России о принятии документа, используя типовые формулировки и правила оформления, приведенные в приложении К.
7.6.2 Начальник заказывающего управления рассматривает заключение на проект правил (рекомендаций), подписывает его, визирует проект постановления Госстандарта России о принятии документа и направляет их вместе со вторым экземпляром проекта правил (рекомендаций) и пояснительной запиской к нему в научно-техническое управление (НТУ), а затем в юридический отдел и Управление делами* Госстандарта России.
Для получения доступа к полной версии без ограничений вы можете выбрать подходящий тариф или активировать демо-доступ.