РД-11-06-2007
РУКОВОДЯЩИЕ ДОКУМЕНТЫ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
О ПОРЯДКЕ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТОВ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ
ГРУЗОПОДЪЕМНЫМИ МАШИНАМИ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ
ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ
Дата введения 2007-07-01
УТВЕРЖДЕНЫ приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 10 мая 2007 г. N 317
ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ с 01 июля 2007 г.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Эксплуатация грузоподъемных машин (грузоподъемных кранов, кранов-манипуляторов, строительных подъемников, подъемников (вышек)), подконтрольных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Служба), осуществляется согласно Федеральному закону от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" в соответствии с требованиями технических регламентов, стандартов и настоящих "Методических рекомендаций...".
1.2. Установка грузоподъемных машин, организация и выполнение строительно-монтажных работ с их применением осуществляются в соответствии со специально разработанным для этих целей проектом производства работ грузоподъемными кранами (ППРк).
Погрузочно-разгрузочные работы и складирование грузов кранами и кранами-манипуляторами на базах, складах, площадках выполняются по технологическим картам погрузочно-разгрузочных работ (ТК п/р работ).
1.3. Проекты организации строительства (ПОС) разрабатываются проектными организациями с привлечением специализированных проектных организаций, имеющих лицензию на данный вид деятельности.
Проекты производства работ и технологические карты на строительно-монтажные и погрузочно-разгрузочные работы с использованием грузоподъемных машин разрабатываются специалистами, имеющими опыт работы в строительстве, прошедшими подготовку и аттестованными в области промышленной безопасности опасных производственных объектов в порядке, установленном Службой. Обучение и аттестация проводится в соответствии с Положением о порядке подготовки и аттестации работников организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, подконтрольных Службе (РД 03-444-02), утвержденным постановлением Госгортехнадзора России от 30.04.2002 N 21, зарегистрированным Министерством юстиции России 31.05.2002, peг. N 3489, по программам и билетам, согласованным со Службой. В протоколе и удостоверении специалиста, занимающегося разработкой ППРк и ТК п/р работ, делается отметка об аттестации на знание требований промышленной безопасности по конкретным Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, кранов-манипуляторов, строительных подъемников, подъемников (вышек) с правом разработки ППРк, ТК п/р работ, а также разработки проектов на крановые пути.
1.4. Разработанный ППРк согласовывается с владельцем грузоподъемной машины, осуществляющим надзор, руководителем организации, разработавшей ППРк и утверждается руководителем генподрядной строительно-монтажной организации (заказчиком).
Лица, согласовывающие и утверждающие ППРк, аттестовываются в области промышленной безопасности опасных производственных объектов и в объеме требований соответствующих Правил.
1.5. На основании ст.13 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и п.3.2.1 "Положения по проведению экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения" РД 10-528-03, утвержденного постановлением Госгортехнадзора России от 04.03.2003 N 5, зарегистрированного Минюстом России 28.03.2003 N 4345, "проекты производства работ кранами подлежат экспертизе промышленной безопасности".
Экспертиза проектов может выполняться организациями, которые соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, предъявляемым к организациям, выполняющим экспертизу промышленной безопасности, имеющим лицензию Службы на проведение экспертизы промышленной безопасности проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасных производственных объектов, где используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы.
Аттестация экспертов проводится в соответствии с Правилами аттестации экспертов, принятыми Наблюдательным советом, решение от 25.04.2006 N 2/42, и "Рекомендациями по подготовке и аттестации специалистов и экспертов, осуществляющих экспертизу промышленной безопасности подъемных сооружений", одобренных отраслевой комиссией по подъемным сооружениям Системы экспертизы промышленной безопасности (с 25.04.2006 технической комиссией Единой системы оценки соответствия на объектах, подконтрольных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору) от 16.04.2003 Протокол N 7.
1.6. До начала работ заключение экспертизы ППРк регистрируется в территориальном органе Ростехнадзора вместе с ППРк.
1.7. Сложные строительно-монтажные и погрузочно-разгрузочные работы (подъем и перемещение грузов двумя кранами и т.д.) производятся по ППРк, разработанному в соответствии с утвержденными ОАО "Корпорация Монтажспецстрой" 25.06.99 Методическими указаниями по составлению проектов производства сложных строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работ кранами, согласованными с Госгортехнадзором России письмом от 18.06.1999 N12-07/569.
1.8. При выполнении работ кранами вблизи ЛЭП (ближе 30 м) необходимо согласование ППРк с владельцем ЛЭП.
1.9. В зависимости от объема работ и технологических возможностей ППРк разрабатывается на возведение всего здания в целом (надземная и подземная части) или поэтапно, в зависимости от задействованных грузоподъемных кранов, очередности производства работ и сроков.
1.10. Автор ППРк в ходе строительства проверяет производство работ по разработанному им проекту, а при грубых отступлениях от проекта, которые могут привести к аварии, несчастному случаю, немедленно информировать отдел по надзору за подъемными сооружениями территориального органа Ростехнадзора (субъекты федерации).
1.11. Изменения в ППРк имеет право вносить разработчик ППРк с согласия экспертной организации с росписью разработчика и эксперта.
1.12. До начала работ с ППРк ознакамливаются под роспись исполнители работ, находящиеся на строительной площадке (ответственные лица, стропальщики (монтажники), машинисты грузоподъемных кранов).
1.13. Привязка крана производится в строгом соответствии с отведенным под строительство участком земли, оформленном в установленном законодательством порядке (правоустанавливающим документом на земельный участок).
1.14. Исходными данными для разработки ПОС служат:
- рекомендованные генеральной подрядной и субподрядной организациями решения по применению материалов и конструкций, средств механизации строительно-монтажных работ;
- порядок обеспечения строительства энергетическими ресурсами, водой, временными инженерными сетями, а также местными строительными материалами;
- сведения об условиях поставки и транспортирования с предприятий - поставщиков строительных конструкций, готовых изделий, материалов и оборудования;
- специальные требования к строительству сложных и уникальных объектов;
- сведения об условиях производства строительно-монтажных работ на реконструируемых объектах;
- объемно-планировочные и конструктивные решения зданий и сооружений и принципиальные технологические схемы основного производства объекта (его очереди), подлежащего строительству, с разбивкой на пусковые комплексы и узлы;
- мероприятия по защите территории строительства от неблагоприятных природных явлений и геологических процессов и этапы их выполнения.
1.15. Исходными материалами для разработки проекта производства работ служат:
- техническое задание на разработку проектно-технологической документации;
- проект организации строительства, утвержденный в установленном порядке;
- техническое заключение о грунтах;
- генплан с существующими и проектируемыми зданиями, сооружениями, подземными и надземными сетями и коммуникациями;
- необходимая рабочая документация, утвержденная к производству работ;
- материалы и результаты технического обследования действующих предприятий, зданий и сооружений при их реконструкции;
- требования к выполнению строительных, монтажных и специальных строительных работ в условиях действующего производства.
1.16. Состав и содержание проектов организации строительства и проектов производства работ установлены СНиП 12-01-2004 "Организация строительства". Проектные решения и мероприятия, отраженные в составе ПОС и проектов производства работ с применением грузоподъемных машин, кроме того, определяются Правилами устройства и безопасной эксплуатации соответствующих машин, утвержденными Госгортехнадзором России, а также изложены в разделе 2 настоящих "Методических рекомендаций...".
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации" для строительства объектов капитального строительства опасных, технически сложных и уникальных объектов в составе ПОС разрабатываются чертежи на специальное оборудование, приспособление и оснастку.
К критериям особо опасных, технически сложных и уникальных относятся объекты капитального строительства, в проектной документации которых предусмотрена хотя бы одна из следующих характеристик:
а) высота более 75 метров или с пролетами 100 метров, а также вылетами консолей более 20 метров;
б) наличие более 1 подземного этажа;
в) использование конструкций и конструктивных систем, требующих применение нестандартных методов расчета с учетом физической или геометрической нелинейности либо разработки специальных методов расчета, а также применяемых на территориях, сейсмичность которых превышает 9 баллов.
1.17. Проект производства работ утверждается руководителем генподрядной строительно-монтажной организации, а по производству монтажных и специальных работ - руководителем соответствующей субподрядной организации по согласованию с генподрядной строительно-монтажной организацией. Лица, утверждающие ППРк, аттестуются в области промышленной безопасности опасных производственных объектов в объеме требований соответствующих Правил. Проекты производства работ по реконструкции, расширению и техническому перевооружению действующего предприятия (здания, сооружения) согласовываются и с руководителем или ответственным представителем этого предприятия.
Проекты производства работ с применением грузоподъемных машин согласовываются с владельцами этих машин.
1.18. При разработке проектных решений по организации строительных и производственных площадок, участков работ необходимо выделять опасные для людей зоны.
Зоны действия опасных и вредных производственных факторов, связанные с технологией и условиями производства работ при использовании грузоподъемных машин, определяются согласно СНиП 12-03-2001 в ПОСе, а остальные - в ППРк. Отступления от решений, принятых в ПОС, при разработке ППРк не допускаются без согласования с организацией, разработавшей ПОС.
1.19. Чертежи проектов организации строительства и проектов производства работ кранами рекомендуется выполнять в масштабе 1:50-1:200, а отдельные детали в масштабе 1:10-1:20, стройгенплан - в масштабе 1:500.
1.20. Проект производства работ кранами передается на строительную площадку за 5 дней до начала выполнения тех работ, на которые он разработан.
1.21. Перед началом выполнения строительно-монтажных работ с применением грузоподъемных машин на территории организации генеральный подрядчик (субподрядчик) и администрация организации, эксплуатирующая (строящая) этот объект, оформляют акт-допуск по форме приложения 1.
1.22. На выполнение работ с применением грузоподъемных машин в зонах действия опасных или вредных производственных факторов, возникновение которых не связано с характером выполняемых работ, выдается наряд-допуск по форме приложения 2.
1.23. До начала производства строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работ с применением грузоподъемных машин, выполняемых в темное время суток, строительная площадка (участок работ) должна быть освещена в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.046-85.
1.24. При строительстве объектов в стесненных условиях городской застройки рекомендуется применять грузоподъемные краны, отработавшие не более 80% нормативного срока службы, оборудованные современными приборами и устройствами безопасности.
1.25. Перед началом эксплуатации грузоподъемных машин необходимо обозначить опасные зоны работы.
На границах опасных зон устанавливаются сигнальные ограждения и знаки безопасности (см. прил.7, 8).
1.26. Все объекты, на которых эксплуатируются грузоподъемные машины, подлежат регистрации в соответствии с Руководящим документом "Требования к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и к ведению этого реестра" (РД-03-16-2006), утвержденным приказом Ростехнадзора от 13.07.2006 N 682, зарегистрированным Минюстом России от 29.08.2006 рег. N 8176.
1.27. В целях обеспечения содержания грузоподъемных машин в исправном состоянии и безопасных условий их работы на стройплощадке владелец грузоподъемных машин, а также руководитель организации, эксплуатирующей грузоподъемные машины, в зависимости от имеющегося парка машин, назначаются:
- инженерно-технического работника по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов, грузозахватных приспособлений и тары, кранов-манипуляторов, строительных подъемников, подъемников (вышек);
- инженерно-технического работника, ответственного за содержание грузоподъемных кранов, кранов-манипуляторов, строительных подъемников, подъемников (вышек) в исправном состоянии;
- приказом лицо, ответственное за безопасное производство работ грузоподъемными кранами, кранами-манипуляторами, строительными подъемниками, подъемниками (вышками) в каждом цехе, на строительной площадке или другом участке работ в каждой смене;
- приказом стропальщиков.
Лицо, ответственное за безопасное производство работ грузоподъемными машинами, может назначаться из числа мастеров, прорабов, начальников цехов, участков, а при эксплуатации подъемников (вышек) и кранов-манипуляторов, кроме этого, из числа бригадиров.
Все назначенные лица, имеющие соответствующую квалификацию, проходят проверку знаний ими правил устройства и безопасной эксплуатации соответствующих грузоподъемных машин с получением удостоверения установленной формы.
1.28. Руководители и специалисты по разработке ППРк, устройству крановых путей, эксперты несут установленную законом ответственность за соответствие разрабатываемых решений требованиям промышленной безопасности и охраны труда. Строительная организация несет ответственность за соответствие строительного объекта проекту производства работ кранами (ППРк), требованиям промышленной безопасности и охраны труда.
II. ОСНОВНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОЕКТАМ ОРГАНИЗАЦИИ СТРОИТЕЛЬСТВА
И ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ С ПРИМЕНЕНИЕМ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ МАШИН
2.1. В ПОС с применением грузоподъемных кранов предусматривается:
- соответствие устанавливаемых кранов условиям строительно-монтажных работ по грузоподъемности, высоте подъема и вылету (грузовая характеристика крана);
- обеспечение безопасного расстояния от сетей и воздушных линий электропередач, мест движения городского транспорта и пешеходов, а также безопасных расстояний приближения кранов к строениям и местам складирования строительных деталей и материалов;
- условия установки и работы кранов вблизи откосов котлованов;
- условия безопасной работы нескольких кранов и других механизмов, находящихся на строительной площадке;
- складские площадки.
В случае принятия технических решений по сокращению опасных зон вблизи строящегося здания в виде защитных экранов или других защитных конструкций рабочая документация на них разрабатывается на стадии проектирования.
2.2. Согласно ст.9.5.18 ПБ 10-382-00 "Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов" строительно-монтажные работы с применением грузоподъемных кранов должны выполняться по проекту производства работ кранами (ППРк), в котором должны предусматриваться:
- соответствие устанавливаемых кранов условиям строительно-монтажных работ по грузоподъемности, высоте подъема и вылету (грузовая характеристика крана);
- обеспечение безопасных расстояний от сетей и воздушных линий электропередачи, мест движения городского транспорта и пешеходов, а также безопасных расстояний приближения кранов к строениям и местам складирования строительных деталей и материалов;
- условия установки и работы кранов вблизи откосов котлованов;
- условия безопасной работы нескольких кранов на одном пути и на параллельных путях с применением соответствующих приборов и устройств безопасности;
- перечень применяемых грузозахватных приспособлений и графическое изображение (схема) строповки грузов;
- места и габариты складирования грузов, подъездные пути и т.д.;
- мероприятия по безопасному производству работ с учетом конкретных условий на участке, где установлен кран (ограждение строительной площадки, монтажной зоны и т.п.).
- расположение помещений для санитарно-бытового обслуживания строителей, питьевых установок и мест отдыха;
- разрез здания на полную высоту, при положении стрелы крана над зданием (максимальный и минимальный вылет) и пунктиром - выступающих металлоконструкций крана при повороте на 180°;
- отметки верха, парапета и машинного помещения лифтов;
- безопасных расстояний от низа перемещаемого груза до наиболее выступающих по вертикали частей здания или сооружения (должно быть не менее 0,5 м, а до перекрытий и площадок, где могут находиться люди, не менее 2,3 м), а также высоты стропов (траверсы);
- безопасных расстояний от частей стрелы, консоли противовеса с учетом габаритов блоков балласта противовеса до наиболее выступающих по вертикали частей здания или сооружения;
- размеров наиболее выступающих в горизонтальной плоскости элементов здания или сооружения (карнизы, балконы, ограждения, эркеры, козырьки и входы).
2.3. Согласно ст.5.5.10 ПБ 10-257-98 "Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов-манипуляторов" строительно-монтажные работы с применением кранов-манипуляторов должны выполняться по проекту производства работ кранами-манипуляторами, в котором предусматриваются:
- соответствие устанавливаемых кранов-манипуляторов условиям строительно-монтажных работ по грузоподъемности, высоте подъема и вылету;
- обеспечение безопасных расстояний от сети и воздушных линий электропередачи, мест движения городского транспорта и пешеходов, а также безопасных расстояний приближения кранов-манипуляторов к строениям и местам складирования строительных деталей и материалов;
- условия установки и работы кранов-манипуляторов вблизи откосов котлованов (канав);
- перечень применяемых грузозахватных приспособлений и графическое изображение (схема) строповки грузов;
- места и габариты складирования грузов, подъездные пути и т.п.
2.4. Согласно ст.4.5.12 ПБ 10-518-02 "Правила устройства и безопасной эксплуатации строительных подъемников" работы с применением подъемников должны выполняться по проекту производства работ, в котором в частности должны предусматриваться:
- соответствие устанавливаемых подъемников условиям работ по грузоподъемности и высоте подъема;
- условия установки подъемника на площадке;
- условия безопасной работы нескольких подъемников, в т.ч. совместной работы грузовых и грузопассажирских подъемников совместно с работой фасадных подъемников, а также совместной работы указанных подъемников и башенных кранов;
- мероприятия по безопасному производству работ с учетом конкретных условий на участке, где установлен подъемник (ограждение площадки, монтажной зоны и т.п.).
2.5. Согласно ст.4.5.9 ПБ 10-611-03 "Правила устройства и безопасной эксплуатации подъемников (вышек)" строительно-монтажные работы с использованием подъемников (вышек) выполняются по проекту производства работ подъемниками, в котором должны предусматриваться:
- соответствие устанавливаемых подъемников условиям строительно-монтажных работ по грузоподъемности, высоте подъема;
- обеспечение безопасных расстояний от сетей и воздушных линий электропередачи, мест движения городского транспорта и пешеходов, а также безопасных расстояний приближения подъемников к строениям и местам складирования строительных деталей и материалов;
- условия установки и работы подъемников вблизи откосов котлованов или канав;
- условия безопасной работы нескольких подъемников;
- перечень применяемых грузозахватных приспособлений и графическое изображение (схема) строповки грузов для подъемников, оборудованных крюком;
- места и габариты складирования грузов, подъездные пути и т.д.;
- мероприятия по безопасному производству работ с учетом конкретных условий на участке, где установлен подъемник (ограждение строительной площадки, монтажной зоны или зоны работ), уровень освещения в темное время суток не менее 20 лк и т.д.
2.6. Технологические карты на погрузочно-разгрузочные работы и складирование грузов грузоподъемными кранами и кранами-манипуляторами на базах, складах и площадках разрабатываются с учетом требований ГОСТ 12.3.009-76*.
2.7. Проекты производства работ с использованием грузоподъемных машин, технологические карты на погрузочно-разгрузочные работы и другие технологические регламенты утверждаются руководителем организации, выполняющей работы, и выдаются на стройплощадку за 2 месяца до начала выполнения предусмотренных там работ.
2.8. Лица, ответственные за безопасное производство работ грузоподъемными машинами, крановщики, операторы (машинисты), рабочие люльки и стропальщики должны быть ознакамливаются* с проектом производства работ под роспись до начала производства работ.
III. ПОДБОР ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ МАШИН
3.1. Подбор грузоподъемного крана.
3.1.1. Подбор крана производится по трем основным параметрам: грузоподъемности, вылету и высоте подъема, а в отдельных случаях и по глубине опускания.
3.1.2. Машинисту крана должен быть обеспечен обзор всей рабочей зоны. Зона работы башенного крана должна охватывать по высоте, ширине и длине строящееся здание, а также площадку для складирования монтируемых элементов и дорогу, по которой подвозятся грузы.
3.1.3. При выборе крана для производства строительно-монтажных работ необходимо следить за тем, чтобы вес поднимаемого груза с учетом грузозахватных приспособлений и тары не превышал допустимую (паспортную) грузоподъемность крана. Для этого необходимо учитывать максимальный вес монтируемых изделий и необходимость их подачи краном для монтажа в наиболее отдаленное проектное положение с учетом допустимой грузоподъемности крана на данном вылете стрелы.
3.1.4. Для монтажа конструкций или изделий, требующих плавной и точной установки, выбираются краны, имеющие плавные посадочные скорости. Соответствие крана высоте подъема крюка определяется исходя из необходимости подачи на максимальную высоту изделий и материалов с учетом их размеров и длине стропов. При выборе крана для строительных работ пользуются рабочими чертежами возводимого объекта, при этом учитываются размеры, форма и вес сборных элементов, подлежащих монтажу. Затем, с учетом места установки крана, определяется наибольший требуемый вылет стрелы и необходимая максимальная высота подъема.
3.1.5. Грузоподъемность крана - груз полезной массы, поднимаемый краном и подвешенный при помощи съемных грузозахватных приспособлений или непосредственно к несъемным грузозахватным приспособлениям. У стреловых поворотных кранов обеспечивается возможность подъема груза при всех положениях поворотной части. У некоторых импортных кранов в массу поднимаемого груза включается также масса крюковой обоймы, на что необходимо обращать внимание при разработке ППР.
Требуемая грузоподъемность крана на соответствующем вылете определяется по массе наиболее тяжелого груза со съемными грузозахватными приспособлениями (грейфера, электромагнита, траверс, стропов и т.п.). В массу груза включаются также масса навесных монтажных приспособлений, закрепляемых на монтируемой конструкции до ее подъема, и конструкций усиления жесткости груза.
Для кранов с переменным вылетом грузоподъемность зависит от вылета.
________________
* В связи с возможным отклонением от вертикали поворотной башни высотой более двух секций и грузового полиспаста габарит приближения следует принимать 800 мм вместо 400 мм по всей высоте.
** От наиболее выступающей части крана.
Рисунок 1 - Привязка башенного крана к зданию
Грузовысотные характеристики крана
Рисунок 2 - Привязка стрелового крана к зданию
Рисунок 3 - Установка рельсового крана у откоса котлована
или
Рисунок 4 - Установка кранов для опускания (подъема) грузов ниже уровня стоянки
3.1.9. В стесненных условиях, где к опасной зоне примыкают дошкольные и образовательные учреждения, при выборе крана рекомендуется использование стационарных кранов.
3.2. Подбор крана-манипулятора.
3.2.1. Подбор кранов-манипуляторов осуществляется так же, как и грузоподъемных кранов по основным параметрам: грузоподъемности, вылету, высоте подъема и глубине опускания.
При этом учитываются грузовысотные характеристики крана-манипулятора для всех комбинаций условий его работы и исполнение, при которых предусмотрена эксплуатация.
3.2.2. Требуемые грузоподъемность крана-манипулятора и рабочий вылет определяются аналогично указаниям п.п.3.1.5 и 3.1.6.
Грузовысотная характеристика без навесного оборудования
Рисунок 5 - Привязка крана-манипулятора
3.3. Подбор строительного подъемника.
3.3.1. Подбор строительного подъемника производится по двум основным параметрам: грузоподъемности и высоте подъема. Грузовые подъемники, оборудованные грузозахватными приспособлениями (монорельсом, укосиной и др.), кроме этого - по вылету.
3.3.2. Грузоподъемность строительного подъемника - масса груза и (или) людей, на подъем которого рассчитано грузонесущее устройство (кабина, грузовая платформа, монорельс, укосина и др.), и подъемник в целом.
Грузоподъемность строительного подъемника определяется его паспортом.
3.3.3. Высота подъема определяется расстоянием по вертикали от уровня стоянки подъемника до грузонесущего устройства, находящегося в верхнем положении:
- при подъеме груза и (или) людей в кабине, на платформе или в люльке - до уровня пола грузонесущего устройства;
- при подъеме груза на грузозахватном устройстве - до опорной поверхности крюка.
а) грузовой подъемник; б) грузопассажирский подъемник; в) подъемник, оборудованный выдвижным монорельсом; г) фасадный подъемник (люлька).
Рисунок 6 - Привязка строительного подъемника
3.3.4. Вылет определяется расстоянием по горизонтали от оси грузозахватного приспособления до оси мачты (шахты), как показано на рисунке 6.
3.4. Подбор подъемников (вышек).
3.4.1. Подбор подъемников (вышек) производится по четырем основным параметрам: грузоподъемности, высоте подъема, вылету, глубине опускания.
3.4.2. Грузоподъемность подъемника (вышки) определяется наибольшей массой груза, на подъем которого он рассчитан.
Рисунок 7 - Привязка подъемника (вышки)
3.4.5. Подбор грузоподъемных машин с учетом расстояния приближения к зданию (сооружению), котловану (выемке) заключается в проверке соответствия грузовой характеристики машины требуемым параметрам (грузоподъемности, вылету, высоте подъема).
3.5. Техническая оснащенность объекта и другие организационные мероприятия с указанием:
- типа и марки грузоподъемной машины, необходимой для обеспечения строительства (монтажа) объекта, с указанием ее краткой технической характеристики, обоснованием по высоте подъема крюка, вылету и грузоподъемности;
- перечня необходимых грузозахватных приспособлений (стропы, клещи, захваты, траверсы, контейнеры, тара и т.д.) с указанием типа, количества и грузоподъемности;
- подмостков, стеллажей, площадок, кассет, пирамид, необходимых для производства работ и приема грузов;
- оснастки, обеспечивающей временное закрепление элементов перед их расстроповкой;
- перечня (по весу) строительных деталей и конструкций с указанием вылетов стрелы, на которых они будут укладываться (монтироваться);
- наличия и размещения предупредительных надписей, плакатов;
- способов (схем) строповки, обеспечивающей подачу элементов при складировании и монтаже в положении, соответствующем или близком к проектному и мест их расположения;
- мест установки и мощности приборов освещения;
- расположения и параметров воздушных линий электропередач;
- конструкции и устройства подкранового основания для установки стреловых кранов (применение железобетонных плит и др.);
- расположения и конструкции ограждения крановых путей;
- проекта устройства крановых путей, выполненных в соответствии с ГОСТ Р 51248-99;
- безопасной установки кранов вблизи откосов, котлованов (траншей), строящихся зданий и сооружений.
IV. ПРИВЯЗКА ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ МАШИН
4.1. Расстояния между выступающими частями передвигающегося по наземным рельсовым путям крана (его поворотной или другой наиболее выступающей частью) и внешним ближайшим контуром здания (сооружения), включая его выступающие части (козырьки, карнизы, пилястры, балконы и т.п.) или временные строительные приспособления, находящиеся на здании или у здания (строительные леса, выносные площадки, защитные козырьки и т.п.), а также строениями, штабелями грузов и другими предметами, должны составлять согласно ст.2.18.6 ПБ 10-382-00 от уровня земли или рабочих площадок на высоте до 2000 мм не менее 700 мм, а на высоте более 2000 мм - не менее 400 мм соответственно рисунку 1. Для кранов с поворотной башней и числом секций в башне более двух это расстояние принимается не менее 800 мм по всей высоте ввиду возможного отклонения башни от вертикали.
Расстояние по вертикали от консоли противовеса или от противовеса, расположенного под консолью башенного крана, до площадок, на которых могут находиться люди, должно быть не менее 2000 мм.
4.2. Приближение к зданию (сооружению) приставного крана определяется минимальным вылетом, при котором обеспечивается монтаж ближайших к башне крана конструктивных элементов зданий с учетом размеров фундамента крана и условий крепления крана к зданию.
Конструкции фундамента приставного крана в каждом конкретном случае определяются расчетом, выполненным специализированной организацией.
Конструкции крепления приставного крана к конструкциям здания разрабатывает специализированная организация и согласовывает с автором проекта здания.
4.3. Расстояние между поворотной частью стреловых самоходных кранов, платформой подъемника (вышки), краном-манипулятором при любых их положениях и строениями, штабелями грузов, строительными лесами и другими предметами (оборудованием) должно быть не менее 1000 мм.
4.4. При установке фасадных подъемников расстояние от их выступающих частей (не считая опорных роликов, на которые может опираться люлька при подъеме) до выступающих частей здания должно быть не менее 200 мм.
4.5. Приближение грузоподъемных машин к неукрепленным откосам котлованов, траншей или других выемок при ненасыпном грунте разрешается только за пределами призмы обрушения грунта и определяется расстоянием по горизонтали от основания откоса котлована (выемки):
- до нижнего края балластной призмы рельсового кранового пути согласно рисунку 3 и таблице 1.
- для стреловых кранов, строительных подъемников, кранов-манипуляторов и подъемников (вышек) - до ближайших опор согласно рисунку 4 и таблице 1.
Глубина выемки ( ), м | Грунт ненасыпной ( ) | |||
| песчаный | супесчаный | суглинистый | глинистый |
1,0 | 1,50 | 1,25 | 1,00 | 1,00 |
2,0 | 3,00 | 2,40 | 2,00 | 1,50 |
3,0 | 4,00 | 3,60 | 3,25 | 1,75 |
4,0 | 5,00 | 4,40 | 4,00 | 3,00 |
5,0 | 6,00 | 5,30 | 4,75 | 3,50 |
Примечание - При глубине выемки более 5 м расстояние от основания откоса выемки до ближайших опор грузоподъемных машин определяется расчетом с обязательным дополнительным укреплением. |
Крутизну откосов выемок, устраиваемых без крепления в насыпных, песчаных и пылевато-глинистых грунтах выше уровня грунтовых вод (с учетом капиллярного поднятия) или грунтах, осушенных с помощью искусственного водопонижения, следует принимать по таблице 2.
Таблица 2 - Крутизна откосов выемок в зависимости от глубины (СНиП 12-04-2002 п.5.2.6)
Виды грунтов | Крутизна откоса (отношение его высоты к заложению) при глубине выемки, м, не более | ||
| 1,5 | 3,0 | 5,0 |
Насыпные неслежавшиеся | 1:0,67 | 1:1 | 1: 1,25 |
Песчаные | 1:0,5 | 1:1 | 1:1 |
Супесь | 1:0,25 | 1:0,67 | 1:0,85 |
Суглинок | 1:0 | 1:0,5 | 1:0,75 |
Глина | 1:0 | 1:0,25 | 1:0,5 |
Лессовые | 1:0 | 1:0,5 | 1:0,5 |
Примечания
1. При напластовании различных видов грунта крутизну откосов назначают по наименее устойчивому виду от обрушения откоса.
2. К неслежавшимся насыпным относятся грунты с давностью отсыпки до двух лет - для песчаных; до пяти лет - для пылевато-глинистых грунтов. |
Устройство выемок с вертикальными стенками без крепления выше уровня грунтовых вод и при отсутствии вблизи подземных сооружений допускается при их глубине не более, м:
1,0 - в неслежавшихся насыпных и природного сложения песчаных грунтах;
1,25 - в супесях;
1,5 - в суглинках и глинах (СНиП 12-04-2002 п.5.2.4).
Крутизна откосов выемок глубиной более 5 м во всех случаях и глубиной менее 5 м при гидрологических условиях и видах грунтов, не предусмотренных таблицей 2, а также откосов, подвергающихся увлажнению, должна устанавливаться проектом (СНиП 12-04-2002 п.5.2.7). Для откосов временных выемок в однородных немерзлых грунтах их крутизну допускается принимать по методике, изложенной в приложении 3 СНиП 3.02.01-87 "Земляные сооружения, основания и фундаменты".
Рисунок 8 - Установка стреловых кранов у откосов выемок
4.6. Для определения характеристики грунта при установке грузоподъемной машины у котлована (выемки) необходимо руководствоваться инженерно-геологическим заключением о грунтах, при этом при наличии в откосе разнородных грунтов определение приближения грузоподъемной машины производится по одному виду грунта с наихудшими показателями (по наиболее слабому грунту).
4.7. При установке грузоподъемных машин у зданий (сооружений), имеющих подвалы или другие подземные пустотные сооружения, проектные институты (авторы проекта) должны рассчитывать несущую способность стен указанных сооружений на крановые нагрузки. Расчет передается разработчикам ППР для включения в состав проекта производства работ.
Рисунок 9 - Установка грузоподъемных машин у зданий с подвалом,
без расчета выдавливания стен от крановых нагрузок
4.9. При выборе крана с подъемной стрелой необходимо, чтобы от габарита стрелы до выступающих частей здания соблюдалось расстояние не менее 0,5 м, а до перекрытия (покрытия) здания и других площадок, на которых могут находиться люди, не менее 2 м по вертикали, как показано на рисунках 1 и 2. При наличии у стрелы крана предохранительного каната указанные расстояния принимаются от каната согласно рисунку 10.
Примечание - При подъеме краном длинномерных конструкций (фермы, балки и т.д.) их необходимо удерживать от раскачивания и случайного разворота во избежание ударов по стреле с помощью гибких оттяжек.
Рисунок 10 - Вертикальная привязка стреловых кранов с предохранительным канатом
Расстояние между стрелой крана-манипулятора, коленами подъемника в любых их положениях и выступающими частями здания должно быть не менее 0,5 м.
4.10. При привязке стреловых кранов, а также башенных кранов, имеющих подъемную стрелу, необходимо учитывать возможность монтажа конструкций, ближайших к крану; особое внимание при этом необходимо обращать на случаи, когда работа кранов ограничена.
4.11. При привязке башенных кранов следует учитывать необходимость их монтажа и демонтажа, обратив при этом особое внимание на положение стрелы и расположенного вверху противовеса по отношению к возводимому зданию (сооружению). Во время монтажа и демонтажа этих кранов стрела и расположенный вверху противовес должны находиться над свободной территорией, т.е. не должны попадать на строящиеся или существующие здания и другие препятствия.
Монтаж и демонтаж кранов осуществляется в соответствии с инструкцией по их монтажу и эксплуатации.
В случае невозможности организации площадки для монтажа и демонтажа башенных кранов с размерами согласно инструкции завода-изготовителя в составе ППР должны быть представлены решения по монтажу и демонтажу кранов.
4.12. При строительстве или реконструкции грузоподъемные краны и краны-манипуляторы могут устанавливаться внутри зданий (сооружений), габарит приближения кранов или перемещаемых грузов к конструкциям здания (сооружения) дан на рисунке 11.
Рисунок 11 - Привязка крана внутри строящегося или реконструируемого здания
4.14. Привязка башенных кранов, устанавливаемых у откоса котлована (выемки), к оси здания (сооружения) в соответствии с рисунком 3 определяется по формуле:
4.15. Привязка стреловых кранов, подъемников (вышек), кранов-манипуляторов, устанавливаемых у откоса котлована (выемки) или траншеи, к оси здания (сооружения) в соответствии с рисунком 8 определяется по формуле:
Примечание - При привязке грузоподъемных машин у зданий или сооружений, имеющих подвалы согласно рисунку 9, необходимо учитывать требования п.4.4; 4.5; 4.6; 4.7.
4.16. При отсутствии ограждений рельсовых крановых путей со стороны строящегося здания (сооружения) все проемы в сторону рельсовых крановых путей должны быть наглухо закрыты.
4.17. Монтаж конструкций верхних этажей многоэтажных зданий краном на "себя", когда расстояние между стрелой и перекрытием (покрытием) или предохранительными канатами и перекрытием (покрытием) менее 0,5 м, или когда подъемная стрела "режет" здание, то есть пересекается с контуром строящегося здания, осуществляется по специально разработанной технологии с учетом мероприятий по безопасному производству работ с ограничением количества рабочих, находящихся на монтажном горизонте, и выхода их на монтажный горизонт.
4.18. При возведении зданий (сооружений) или их отдельных частей башенными кранами методом на "себя", что чаще всего применяется при "разрезке" широких зданий, необходимо:
- установить в ППРк величину шага отступления крана, которая должна быть увязана с длиной звеньев (полузвеньев) рельсового кранового пути, модулем конструктивных элементов здания (сооружения) и длиной стрелы крана;
- определить в ППР крайнее положение крана на каждом участке пути с привязкой тупиковых упоров;
- заземление рельсового кранового пути и укладка звена для стоянки крана в нерабочее время должны быть выполнены в той части пути, которая демонтируется в последнюю очередь;
- каждый раз перед демонтажем участка рельсового кранового пути необходимо переставить на новое место тупиковые упоры и выключающие линейки и восстановить на конце пути соединительный проводник.
Возможность "разрезки" здания для установки грузоподъемных кранов определяется проектным институтом или проектно-технологической организацией по согласованию с проектным институтом.
4.19. При установке грузоподъемных машин на существующие конструкции зданий (сооружений) проектные институты в рабочих чертежах предусматривают необходимые технические решения, обеспечивающие сохранность зданий (сооружений) в целом, устойчивость и геометрическую неизменяемость его отдельных конструкций, а также технические решения по устройству рельсового кранового пути или основания под него и безопасной работе грузоподъемной машины. К рабочим чертежам прикладываются необходимые расчеты, обосновывающие принятые решения.
При установке грузоподъемных кранов на существующие конструкции зданий (сооружений) должны решаться также вопросы безопасного монтажа (демонтажа) кранов, въезда (съезда) кранов на существующие конструкции, установки вспомогательных кранов, с помощью которых осуществляется монтаж или демонтаж основных кранов.
4.20. Возможность крепления приставных кранов к конструкциям здания согласовывается с проектной организацией, разрабатывающей рабочие чертежи здания. При необходимости проектным институтом разрабатываются технические решения по обеспечению устойчивости здания от воздействия крановых нагрузок.
4.21. Стреловой кран с выдвижной стрелой может ее выдвигать во время перемещения груза, если это предусмотрено паспортом и инструкцией по эксплуатации крана.
4.22. Если при привязке грузоподъемной машины габарит приближения (расстояние между поворотной частью крана, подъемника (вышки), крана-манипулятора при любых их положениях и строениями, штабелями грузов и другими предметами) оказывается меньше 1 м, необходимо зону вращения поворотной части с учетом габарита приближения огородить сигнальным ограждением. В этом случае лицо, ответственное за безопасное производство работ грузоподъемной машиной, проверяет установку грузоподъемной машины на стоянке и только после этого дает разрешение на производство работ (сделать разрешающую запись в "Вахтенном журнале крановщика" (машиниста подъемника и т.д.).
4.23. Установка приставного крана у многоэтажного здания производится в такой последовательности:
- кран устанавливается на высоту, при которой может работать без крепления (если здание до этой или большей высоты не возведено другим краном);
- крепление ставится перед окончанием возведения здания до отметки, при которой дальнейшее возведение здания без крепления крана не допускается;
- после установки первого крепления крана производится наращивание башни до высоты, при которой кран может работать с одним первым креплением;
- в процессе возведения здания и установки следующего крепления, когда высотная характеристика крана будет исчерпана, производится вновь наращивание башни и продолжается возведение здания. В дальнейшем последовательность установки крепления, наращивания крана и возведения здания повторяются до полного окончания строительства здания;
- крепления крана ставятся в местах, определенных паспортом крана;
- в случае если крепление крана попадет на не несущие части здания (например, стеновые панели), где отсутствует возможность его установки, выполняется объемное крепление;
- объемное крепление по конструкции значительно сложнее и требует для его изготовления почти вдвое большего расхода металла, поэтому его необходимо по возможности избегать;
- высота секций башни крана почти никогда не кратна высоте этажей, поэтому для выбора наивыгоднейших мест крепления башни к конструкциям здания определяется или уточняется уровень установки крана; при этом при необходимости первая опорная секция, имеющая другой размер по высоте, чем промежуточная, может не ставиться;
- возможность крепления приставного крана к конструкциям здания подтверждается проектным институтом, автором рабочего проекта здания;
- наращивание крана производится при наличии необходимой прочности конструкций, за которые производится крепление, и конструкций вышележащего перекрытия, что определяется в ППРк и подтверждается проектной организацией;
- разработка крепления приставных кранов выполняется специализированной организацией, которая при предварительной проработке проекта уточняет расположение и отметки установки крана и его креплений;
- при наличии двух кранов и более на объекте крепления выполняются в соответствии со схемой поэтапного возведения здания кранами, исключающей их взаимное столкновение.
4.24. При монтаже ограниченного количества конструкций для увеличения зоны обслуживания крана (или необходимого вылета) в отдельных случаях допускается применение балансирной траверсы (при достаточном запасе по грузоподъемности). Балансирная траверса может применяться также в случаях, когда ранее установленные в проектное положение конструкции здания мешают перемещать крюковую обойму при монтаже стеновых панелей и витражей, а также при подаче груза под козырьки, навесы и т.д.
V. ГРАНИЦЫ ЗОН, ОБРАЗУЮЩИХСЯ ПРИ РАБОТЕ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ МАШИН
5.1. При работе грузоподъемных машин выделяются зона обслуживания грузоподъемной машины, опасная зона, возникающая от перемещаемых грузоподъемной машиной грузов, а также опасная зона, возникающая от перемещения подвижных рабочих органов самой грузоподъемной машины.
1 - ограждение строительной площадки; 2 - граница опасной зоны вблизи строящегося здания; 3 - граница зоны, опасной для нахождения людей во время перемещения, установки и закрепления элементов и конструкций*; 4 - граница зоны обслуживания краном; 5 - башенный кран; 6 - санитарно-бытовые помещения.
________________
* - граница опасной зоны определяется в соответствии с п.5.4 настоящих "Указаний...".
Условные обозначения, используемые на рисунках, представлены в приложении Ж.
Рисунок 12 - Границы зон при работе башенных кранов
1 - ограждение строительной площадки; 2 - граница опасной зоны вблизи строящегося здания; 3 - граница
зоны, опасной для нахождения людей во время перемещения, установки и закрепления элементов
и конструкций на одной стоянке*; 4 - то же, с учетом всех стоянок;
5 - граница зоны обслуживания краном; 6 - стреловой кран.
________________
* - граница опасной зоны определяется в соответствии с п.5.4. настоящих "Указаний...".
Рисунок 13 - Границы зон при работе стрелового крана (крана-манипулятора)
5.4. Границы опасных зон в местах, над которыми происходит перемещение грузов грузоподъемными машинами, а также вблизи строящегося здания, представленные на рисунке 14, принимаются от крайней точки горизонтальной проекции наружного наименьшего габарита перемещаемого груза или стены здания с прибавлением наибольшего габаритного размера перемещаемого (падающего) груза и минимального расстояния отлета груза при его падении (СНиП 12-03-2001 приложение 4) согласно таблице 3 и графику определения минимального расстояния отлета груза при его падении, представленного на рисунке 15.
а)
б)
а) при перемещении грузов кранами (кранами-манипуляторами);
б) при падении грузов со здания.
Рисунок 14 - Определение границы опасной зоны
Высота возможного падения груза (предмета), м | Минимальное расстояние отлета груза (предмета), м ( ) | |
| перемещаемого краном | падающего со здания |
До 10 | 4 | 3,5 |
" 20 | 7 | 5 |
" 70 | 10 | 7 |
" 120 | 15 | 10 |
" 200 | 20 | 15 |
" 300 | 25 | 20 |
" 450 | 30 | 25 |
Примечание - При промежуточных значениях высоты возможного падения грузов (предметов) минимальное расстояние их отлета допускается определять методом интерполяции. |
Минимальное расстояние отлета груза (м)
Минимальное расстояние отлета груза (м)
1 - при перемещении кранами груза в случае его падения;
2 - в случае падения предметов со здания.
Рисунок 15 - График определения минимального расстояния отлета груза при его падении
5.5. Под высотой возможного падения груза при его перемещении грузоподъемными машинами следует понимать расстояние от поверхности земли (или площадки, для которой определяется граница опасной зоны) до низа груза, подвешенного на грузозахватном приспособлении (строп, траверса и др.).
5.6. Граница опасной зоны, возникающая от перемещения подвижных рабочих органов грузоподъемной машины, устанавливается на расстоянии не менее 5 м от предельного положения рабочего органа, если в инструкции завода-изготовителя отсутствуют иные повышенные требования.
5.7. Граница опасной зоны принимается:
- для грузопассажирских подъемников от габарита кабины и противовеса и составляет 5 м (п.7.2.9 СНиП 12-03-2001);
- для грузовых подъемников с платформой от габарита грузовой платформы согласно рисунку 16, для подъемников (вышек) и фасадных подъемников - от габарита люльки.
Рисунок 16 - Опасная зона при работе грузового строительного подъемника
Граница опасной зоны принимается согласно графику определения минимального расстояния отлета груза при его падении как вблизи строящегося здания.
Граница опасной зоны для грузовых подъемников с консольной стрелой определяется согласно графику определения минимального расстояния отлета груза при его падении как при перемещении груза краном с учетом габарита наибольшего груза согласно СНиП 12-03-2001, приложение 4.
5.8. Нормативными документами не предусматривается возникновение опасных зон от падения крана и его отдельных узлов, поэтому противовесная консоль и часть балочной стрелы, на которую не может заходить грузовая тележка при наличии соответствующего концевого выключателя (или упора), могут перемещаться за пределами строительной площадки и над местами, где могут находиться люди при соблюдении требований ПБ 10-382-00.
5.9. При определении границы опасной зоны вдоль луча, ограничивающего поворот стрелы, у кранов, имеющих подъемную стрелу, необходимо учитывать изменение высоты подъема в зависимости от вылета, поэтому расстояние от линии ограничения (по лучу) до границы опасной зоны является переменной величиной при изменении вылета (при отсутствии мероприятий по ограничению высоты подъема).
5.10. Границу опасной зоны обозначают на местности знаками в соответствии с ГОСТ Р 12.4.026-2001, предупреждающими о работе крана (знак N 3, приложение И). Знаки устанавливаются из расчета видимости границы опасной зоны, в темное время суток они должны быть освещены. Знаки устанавливаются на закрепленных стойках для предотвращения опасности от их падения при проходе людей и передвижении техники.
5.11. На границе опасной зоны в местах возможного прохода людей (дороги и пешеходные дорожки) устанавливаются знаки, предупреждающие о работе крана (знак N 3, приложение 8).
5.12. В необходимых случаях в стесненных условиях строительства величина опасной зоны может быть сокращена за счет применения технических и организационных решений.
5.13. К техническим решениям по сокращению величины опасной зоны относятся: ограничение высоты подъема и зоны обслуживания путем ограничения поворота стрелы или ограничения вылета, применения кранов с меньшей высотой подъема, применение удлиненных стропов, отвечающих требованиям ГОСТ 25573-82*, и грузозахватных приспособлений, оборудованных устройствами для испытания прочности монтажных петель, или страховочного приспособления, исключающих возможность падения грузов, применение защитных ограждений (экранов).
5.14. К организационным решениям относятся мероприятия, содержащие дополнительные требования, связанные с обеспечением производства работ (мероприятия по выполнению погрузочно-разгрузочных работ с обозначением на местности зон подъема груза не на полную высоту и т.п.), которые в письменном виде выдаются крановщикам и стропальщикам.
5.15. Эксплуатация зданий и их отдельных частей, находящихся вблизи строящихся или реконструируемых зданий, допускается при условии, если перекрытие верхнего этажа эксплуатируемого здания не находится в опасной зоне возможного падения предметов, определяемой в зависимости от высоты возможного падения груза до перекрытия верхнего этажа эксплуатируемого здания, и при выполнении следующих мероприятий:
- оконные, дверные проемы эксплуатируемого здания и его отдельных частей, попадающие в зону возможного падения предметов, должны быть закрыты защитными ограждениями; входы и выходы эксплуатируемого здания должны быть устроены за пределами опасной зоны;
- перемещение грузов у существующих (находящихся вблизи строящихся) зданий с глухими капитальными стенами или стенами с проемами, закрытыми защитными ограждениями, может производиться на расстоянии не менее 1 м от стены или выступающих конструкций зданий и сооружений согласно рисунку 17, если максимальная высота подъема груза меньше высоты здания, с применением средств для искусственного ограничения зоны работы стреловых кранов.
Примечание - У глухой капитальной стены или стены с проемами, закрытыми защитным ограждением, груз может перемещаться на расстоянии не менее 1 м, если максимальная высота подъема груза меньше высоты здания и в опасной зоне от перемещения груза краном отсутствуют входы в существующее здание.
Рисунок 17 - Пример перемещения грузов у существующего здания
5.16. При строительстве объектов с применением грузоподъемных кранов, когда в опасные зоны, расположенные вблизи строящихся зданий, а также мест перемещения грузов кранами, граница которых определяется в соответствии с п.5.4 настоящих "Указаний", попадают транспортные или пешеходные пути, санитарно-бытовые или производственные здания и сооружения, другие места постоянного нахождения людей на территории строительной площадки или вблизи ее, необходимо предусматривать решения, предупреждающие условия возникновения там опасных зон, в том числе:
- оснащение стреловых кранов для предотвращения их столкновения с препятствиями в стесненных условиях работы системами координатной защиты;
- устройство защитных сооружений (укрытий), обеспечивающих защиту людей от действия опасного фактора;
- ограничение скорости поворота стрелы крана в сторону границы рабочей зоны до минимальной при расстоянии от перемещаемого груза до границы зоны менее 7 м;
- установка на участках вблизи строящегося (реконструируемого) здания по периметру здания защитных экранов, имеющих равную или большую высоту по сравнению с высотой возможного нахождения груза, перемещаемого грузоподъемным краном. Зона работы крана ограничивается таким образом, чтобы перемещаемый груз не выходил за контуры здания в местах расположения защитных экранов, расположение которых показано на рисунках 18, 19, 20, 21, 22, 23 и 24. В случае ограничения зоны действия крана по наружному габариту здания (стене) защитный экран проектируется с учетом динамических нагрузок от перемещаемых грузов кранами.
1 - консоль;
2 - леса строительные;
3 - сетка декоративная;
4 - связь;
5 - профнастил ограждения;
6 - струбцина
Рисунок 18 - Установка защитного экрана на консоль в окна
1 - консоль настенная; 2 - защитный экран; 3 - сетка декоративная;
4 - профнастил ограждения; 5 - связи; 6 - возводимое здание.
Рисунок 19 - Установка защитного экрана на консоль настенную
1 - леса строительные; 2 - щит декоративный; 3 - опора винтовая; 4 - заземление;
5 - площадка навесная; 6 - стяжка; 7 - профнастил ограждения; 8 - щит с люком;
9 - сетка декоративная; 10 - возводимое здание; 11 - место крепления стяжки к перекрытию;
12 - места крепления лесов к зданию.
Рисунок 20 - Установка защитного экрана на землю
1 - граница зоны обслуживания краном; 2 - граница опасной зоны от действия крана (определяется
в соответствии с п.5.4 настоящих "Указаний..."); 3 - зона складирования грузов; 4 - площадка приема
раствора и бетонной смеси; 5 - стоянка транспорта под разгрузкой; 6 - место хранения грузозахватных
приспособлений и тары; 7 - линия ограничения зоны обслуживания; 8 - линия предупреждения
об ограничении зоны обслуживания; 9 - стенд схем строповок; 10 - шкаф электропитания крана;
11 - контрольный груз; 12 - ограждение крановых путей; 13 - временный забор; 14 - козырек
над входом в здание; 15 - пешеходная дорожка; 16 - граница опасной зоны от строящегося здания;
17 - знак, предупреждающий о работе крана с пояснительной табличкой;
18 - пункт мойки колес автотранспорта;
* - стоянка крана в нерабочее время;
Рисунок 21 - Возведение девятиэтажного здания административного назначения,
расположенного между двумя жилыми зданиями разной высоты
Примечания
1 Главным условием строительства примыкающих зданий без отселения людей или остановки производства в существующих зданиях является исключение возможности образования опасных зон в местах нахождения людей (в том числе при максимальных высоте подъема или вылете) за счет разработки соответствующих технических мероприятий (принудительное ограничение поворота стрелы, вылета или высоты подъема, устройство защитных ограждений, а также других мероприятий).
4 Монтаж и перемещение конструкций в 7-метровой зоне у прилегающих зданий производится в присутствии и под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами, все работы в зоне примыкания выполняются по наряду-допуску на производство работ в местах действия опасных факторов.
За семь метров (размер от габарита груза) от примыкающих зданий груз опускается на высоту 0,5 м от встречающихся на пути препятствий при последующем перемещении и успокоен от раскачивания, а дальнейшее горизонтальное перемещение производиться на минимальной скорости с удерживанием его от разворота оттяжками.*
7 При необходимости, когда стрела не доводится на 2 м до примыкающего здания и может образовываться участок мертвой зоны у здания, работы на этом участке должны выполняться вручную.
8 Разрез 1-1 смотри на рисунке 22.
Рисунок 22 - Разрез 1-1
1 - граница опасной зоны от действия крана; 2 - граница опасной зоны строящегося здания;
3 - зона складирования грузов; 4 - площадка приема раствора и бетонной смеси; 5 - стоянка
транспорта под разгрузкой; 6 - место хранения грузозахватных приспособлений и тары;
7 - линия ограничения зоны обслуживания; 8 - линия предупреждения об ограничении зоны
обслуживания; 9 - стенд схем строповок; 10 - шкаф электропитания; 11 - контрольный груз;
12 - ограждение крановых путей; 13 - временное ограждение с козырьком; 14 - временное
ограждение; 15 - навес над входом в здание; 16 - пешеходная дорожка; 17 - знак, предупреждающий
о работе крана; * - стоянка крана в нерабочем состоянии.
Рисунок 23 - Возведение многоэтажного здания, примыкающего к более низкому жилому дому
и выходящего на магистраль с интенсивным движением транспорта
Примечания.
2 В связи с выходом строящегося здания на городскую магистраль с интенсивным движением городского транспорта, когда не представляется возможным выгородить опасную зону от действия крана, работы производить аналогично работе у примыкающих зданий - под защитой ограждения из элементов трубчатых лесов и с принудительным ограничением высоты подъема. Максимальная высота перемещения груза должна быть ниже защитного ограждения не менее чем на 0,5 м, а высота защитного ограждения должна быть не менее 3 м от уровня монтажного горизонта. Со стороны проезжей части леса должны быть защищены на всю высоту тканой синтетической или проволочной сеткой.
Пешеходный переход вдоль защитного ограждения должен иметь козырек, сплошную обшивку со стороны строящегося здания и расположен от него не ближе двух метров.
Подаваемый груз за 7 м от защитного ограждения должен быть опущен на высоту 0,5 м от монтажного горизонта (или препятствий, встречающихся на пути), успокоен от раскачивания и на минимальной скорости с удерживанием от разворота оттяжками должен перемещаться к наружной стене с защитным ограждением. Работы производятся в присутствии и под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами, по наряду-допуску на работы в зонах постоянно действующих опасных производственных факторов.
Рисунок 24 - Разрезы 1-1 и 2-2
В качестве защитных экранов могут применяться:
- конструкции строительных лесов стоечных, если расстояние от линии ограничения до наружной грани здания составит (рисунки 18, 20)
Элементы защитного экрана, расположенные у мест подъема груза, изготавливаются сплошной стенкой из досок толщиной 25 мм (профлистом).
Намеченные мероприятия согласовываются с организацией, эксплуатирующей соответствующие здания и территории.
5.17. Для уменьшения или ликвидации опасной зоны у реконструируемых зданий (сооружений), выходящих на городские магистрали с интенсивным движением транспорта, когда не представляется возможным выгородить на длительное время опасную зону, как от реконструируемого здания, так и от перемещаемого краном груза, необходимо выполнить следующие мероприятия:
- установить сплошное ограждение, закрепляемое за наружные стены реконструируемого здания или за инвентарные трубчатые леса, устанавливаемые у реконструируемого здания;
- принять высоту защитного ограждения не менее 3 м от верха существующих наружных стен;
- на лесах установить два защитных настила и наружную сторону лесов выгородить тканой сеткой;
- закрыть все оконные и дверные проемы защитными ограждениями;
- максимальную высоту перемещения грузов (до низа груза) принять ниже верха защитного ограждения на величину не менее 0,5 м.
- вдоль лесов или здания выполнить для пешеходов защитный козырек не менее 2,2 м;
- при выполнении работ в зоне, примыкающей к наружной стене с защитным ограждением, необходимо груз за 7 м опустить на 0,5 м над перекрытием или выступающими конструкциями и подводить к месту установки у наружной стены на минимальной скорости, удерживая его оттяжками;
- при нахождении стропальщика вне видимости крановщика между ними должна быть организована радиосвязь;
- монтаж или перестановку ограждений без устройства лесов производить в ночное время в период наименьшего движения транспорта с установкой на проезжей части сигнальных ограждений за границей опасной зоны от перемещения грузов и необходимых дорожных знаков по согласованию с ГИБДД.
VI. ОГРАНИЧЕНИЕ ЗОН ОБСЛУЖИВАНИЯ КРАНАМИ
6.1. Для предупреждения образования опасной зоны в стесненных условиях за пределами строительной площадки или при наличии на строительной площадке помещений, где находятся или могут находиться люди, или других препятствий предусматривается ограничение зоны обслуживания краном.
6.2. Принудительное ограничение зоны обслуживания башенным краном заключается в автоматическом отключении соответствующих механизмов, работающих в заданном режиме, с помощью установленных на кране концевых выключателей, а также установке на крановых путях выключающих линеек.
Принудительно ограничиваются на башенных кранах:
- передвижение крана;
- поворот стрелы;
- вылет;
- высота подъема.
Стреловые краны для предотвращения их столкновения с препятствиями в стесненных условиях работы оснащаются системой координатной защиты, представленной на рисунке 25.
Лучи угла ограничения поворота стрелы крана должны быть привязаны при помощи координат
Рисунок 25 - Система координатной защиты при работе стрелового крана в стесненных условиях
6.3. Принудительное ограничение зоны обслуживания краном может заключаться также в искусственном ограничении размеров и конфигурации опасных зон путем использования координатной защиты, представленной на рисунке 26.
1 - датчик ограничения угла поворота; 2 - датчик ограничения перемещения крана;
3 - датчик ограничения изменения вылета; 4 - датчик ограничения высоты подъема крюка.
Рисунок 26 - Схема действия системы ограничения зон работы СОЗР башенного крана
СОЗР, представленный на рисунке 26, ограничивает зону перемещения крана, стрелы и груза в вертикальной и горизонтальной проекции в заданных пределах, автоматически блокируя (отключая) соответствующие приводы при попадании груза в зону запрета, а также при угрозе столкновения стрелы или груза с объектами, входящими в зону ограничения.
Система обеспечивает управление следующими приводами крана:
- поворота стрелы;
- перемещения крана по рельсовому пути;
- вылета груза;
- подъема груза.
Система по сигналам датчиков определяет местоположение крана, стрелы, вылета груза и высоты подъема крюковой подвески на строительной площадке и по результатам сравнения с заложенными в "Блок параметров строительной площадки" данными выдает управляющие сигналы на приводы крана.
Система обеспечивает управление приводами крана:
- в зоне, в которую не должна попадать ни одна точка стрелы крана и груз;
- в зоне, в которую не должен попадать груз, но могут попадать элементы стрелы, расстояние до которых больше вылета груза;
- в зонах (не более четырех) с ограничением высоты проноса груза.
Зоны ограничения указываются на стройгенплане. Для зон ограничения высоты подъема крюковой подвески задается максимальная для данной зоны высота.
1 - граница зоны обслуживания краном; 2 - граница зоны, опасной для нахождения людей во время
перемещения, установки и закрепления элементов и конструкций; 3 - линия ограничения зоны
обслуживания краном; 4 - линия предупреждения об ограничении зоны обслуживания краном;
5 - граница опасной зоны от строящегося здания; 6 - площадка для приема раствора и бетонной смеси;
7 - место нахождения контрольного груза; 8 - место для хранения съемных грузозахватных
приспособлений и тары; 9 - место сбора строительных отходов; 10 - место стоянки транспорта
под разгрузкой; 11 - площадка для кантовки колонн; 12 - стенд со схемами строповок и таблицей
масс грузов; 13 - шкаф электропитания крана; 14 - заземление рельсовых крановых путей;
15 - соединительные проводники; 16 - пешеходные дорожки; 17 - въезд на стройплощадку;
18 - выезд со стройплощадки; 19 - направление движения транспорта; 20 - временная
дорога; 21 - площадка складирования материалов и конструкций; 22 - ограждение рельсовых крановых
путей; 23 - временная деревянная ограда; 24 - временное штакетное ограждение; 25 - знак N 2
ограничения зоны обслуживания краном; 26 - знак, предупреждающий о работе крана;
27 - пункт мойки колес автотранспорта.
Рисунок 27 - Пример принудительного ограничения зоны обслуживания кранов
Порядок эксплуатации башенных кранов, оборудованных СОЗР, в стесненных условиях изложен в МДС 12-19.2004.
6.4. В случае выхода опасной зоны от действия крана за ограждение стройплощадки, как показано на рисунке 27, по согласованию с городскими районными организациями (районный архитектор, ГИБДД, управление движения городского транспорта, пожарная инспекция и т.д.) дополнительно выставляется временное сигнальное ограждение по ГОСТ 23407-78 с предупреждающими о работе крана знаками.
6.5. Использование концевых выключателей в качестве рабочих органов отключения электродвигателей запрещается.
6.6. Угол принудительного ограничения привязывают к оси рельсового кранового пути или оси башни крана в зависимости от типа кранов.
В проектах производства работ (ППРк) угол ограничения поворота стрелы обозначается в координатах и в градусах. По линии лучей угла ограничения поворота стрелы (а также линиям принудительного ограничения зоны обслуживания) в ППР указывают запрещающие знаки N 2, а перед ними (со стороны перемещения стрелы) - предупреждающие знаки N 1. При этом расстояние между линиями ограничения и предупреждения в ППР принимается не менее 7,0 м. Знаки N 1, 2 даны в приложении И.
6.7. Машинист крана обязан не менее чем за 1 м до предупреждающего знака N 1 снизить скорость перемещения груза до минимальной и далее перемещать груз на этой скорости короткими повторными включениями.
6.8. Знаки устанавливаются из расчета возможности крановщика видеть границу зоны обслуживания, но не менее двух знаков каждого типа на один луч угла или одну линию зоны ограничения. Знаки устанавливаются на закрепленных стойках. В отдельных случаях, когда не представляется возможным установить знаки на стойках (в зоне крановых путей, на проезжей части дороги и т.п.), допускается:
- подвеска знаков на натянутом канате или специальном кронштейне;
- фиксированная укладка знаков в горизонтальном положении так, чтобы они не могли быть сдвинуты и в то же время не мешали движению транспорта.
Между подвешенными знаками и проезжей частью дороги обеспечивается дорожный габарит, равный 4,5 м. Знаки, расположенные горизонтально, должны периодически очищаться и обновляться.
6.9. Для уменьшения величины опасной зоны на башенных кранах может устанавливаться в соответствующем положении (а не только в верхнем) ограничитель высоты подъема, который по мере возведения здания (сооружения) может периодически переставляться в новое положение.
Для уменьшения величины опасной зоны в стесненных условиях допускается ограничение высоты подъема груза при выполнении погрузочно-разгрузочных работ, при прокладке подземных коммуникаций, возведении подземных частей зданий и сооружений с разработкой организационно-технических мероприятий.
6.11. Перед эксплуатацией башенного крана, оборудованного современными приборами безопасности (ОНК-160 и др.) в стесненных условиях с установленной координатной защитой по производству работ краном, машинист ознакамливается с инструкцией по эксплуатации прибора безопасности под роспись. К проведению работ по установке и настройке приборов безопасности допускаются специалисты, прошедшие обучение и аттестованные в установленном Службой порядком. Акт настройки приборов безопасности (ОНК-160 и др.) с указанием зон ограничения рабочих движений крана, подписанный специалистом, настроившим приборы, ответственными лицами и крановщиком составляется в 2-х экземплярах. Один экземпляр акта находится у крановщика, второй - у ответственного за безопасное производство работ кранами.
6.12. Условия производства работ по тому или иному ограничению зоны обслуживания краном записываются в вахтенном журнале крановщика и подтверждаются каждый раз перед сменой ограничения зоны обслуживания краном. Одновременно переставляются знаки безопасности.
VII. РАБОТА ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ МАШИН В ОХРАННОЙ ЗОНЕ
ЛИНИЙ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ ИЛИ НА РАССТОЯНИИ МЕНЕЕ 30 м
ОТ БЛИЖАЙШЕГО ПРОВОДА
7.1. Строительно-монтажные работы с применением грузоподъемных машин в охранной зоне действующей линии электропередачи напряжением более 42 вольт следует производить под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное производство работ грузоподъемными машинами, при наличии письменного разрешения организации-владельца линии и наряд-допуска (приложение 2) на производство работ в местах действия опасных или вредных факторов, выданного непосредственному руководителю работ, и наряд-допусков (приложение 3) на производство работ грузоподъемными машинами вблизи воздушной линии электропередачи, выданного крановщику (оператору, машинисту). При установке грузоподъемных машин в охранной зоне воздушной линии электропередачи необходимо снять напряжение с воздушной линии электропередачи.
7.2. Охранная зона вдоль воздушной линии электропередачи согласно ГОСТ 12.1.051-90 устанавливается в виде воздушного пространства над землей, ограниченного параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии на расстоянии от крайних проводов по горизонтали, указанном в таблице 4 и представленном на рисунке 28.
Таблица 4 - Охранные зоны вдоль воздушных линий электропередачи
Напряжение линии, кВ | Расстояние, м |
До 1 | 2 |
Свыше 1 до 20 | 10 |
Свыше 20>35 | 15 |
>35>110 | 20 |
>110>220 | 25 |
>220>500 | 30 |
>500>750 | 40 |
>750>1150 | 55 |
Условные обозначения:
Рисунок 28 - Работа грузоподъемных кранов в охранной зоне ЛЭП
Таблица 5 - Границы опасных зон
Напряжение, кВ | Расстояние от людей, применяемых ими инструментов, приспособлений и временных ограждений, м | Расстояния от механизмов и грузоподъемных машин в рабочем и транспортном положении, от стропов, грузозахватных приспособлений и грузов, м | |
До 1 | На ВЛ | 0,6 | 1,0 |
| В остальных электроустановках | Не нормируется (без прикосновения) | 1,0 |
1-35 | 0,6 | 1,0 | |
60, 110 | 1,0 | 1,5 | |
150 | 1,5 | 2,0 | |
220 | 2,0 | 2,5 | |
330 | 2,5 | 3,5 | |
400, 500 | 3,5 | 4,5 | |
750 | 5,0 | 6,0 | |
800 (постоянный ток) | 3,5 | 4,5 | |
1150 | 8,0 | 10,0 |
7.3. Охранная зона вдоль подземных кабельных линий электропередачи устанавливается в виде участка земли, ограниченного параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии на расстоянии по горизонтали 1 м от крайних кабелей.
7.4. Опасной зоной вдоль воздушной линии электропередачи, в которой действует опасность поражения электрическим током, является пространство, заключенное между вертикальными плоскостями, отстоящими от крайних проводов, находящихся под напряжением, на соответствующем расстоянии. Границы опасных зон, в пределах которых действует опасность поражения электрическим током, устанавливается СНиП 12-03-2001 (приложение 4) в размерах, указанных в таблице 5.
7.5. При обоснованной невозможности снятия напряжения с воздушной линии электропередачи работу строительных машин в охранной зоне линии электропередачи разрешается производить при условии выполнения следующих требований:
а) расстояние от подъемной или выдвижной части строительной машины в любом ее положении до ближайшего провода находящейся под напряжением воздушной линии электропередачи должно быть не менее указанного в таблице 6.
б) корпуса машин, за исключением машин на гусеничном ходу, заземляются при помощи инвентарного переносного заземления.
Таблица 6 - Допустимые расстояния при работе машин в охранной зоне ЛЭП, находящейся под напряжением
Напряжение воздушной линии, кВ | Расстояние, м | |
| минимальное | минимально измеряемое техническими средствами |
До 1 | 1,5 | 1,5 |
Свыше 1 до 20 | 2,0 | 2,0 |
Свыше 20 до 35 | 2,0 | 2,0 |
Свыше 35 до 110 | 3,0 | 4,0 |
Свыше 110 до 220 | 4,0 | 5,0 |
Свыше 220 до 400 | 5,0 | 7,0 |
Свыше 400 до 750 | 9,0 | 10,0 |
Свыше 750 до 1150 | 10,0 | 11,0 |
7.6. На выполнение работ в зонах действия опасных производственных факторов, возникновение которых не связано с характером выполняемых работ, выдается наряд-допуск согласно форме приложения 2.
Наряд-допуск выдается непосредственному руководителю работ (мастеру, бригадиру и т.п.) лицом, уполномоченным приказом руководителя организации. Перед началом работ руководитель работы обязан ознакомить работников с мероприятиями по безопасности производства работ и оформить инструктаж с записью в наряде-допуске.
7.7. При производстве работ в охранной зоне линии электропередачи или в пределах разрывов, установленных правилами охраны высоковольтных электрических сетей, наряд-допуск может быть выдан только при наличии разрешения организации, эксплуатирующей линию электропередачи.
7.8. Производство работ грузоподъемными машинами на расстоянии менее 30 м от их подъемной выдвижной части в любом ее положении, а также от груза до вертикальной плоскости, образуемой проекцией на землю ближайшего провода воздушной линии электропередачи, находящейся под напряжением более 42 В, производится по нарядам-допускам согласно приложению В, выдаваемым крановщику (оператору, машинисту) и определяющему безопасные условия работы.
7.9. Условия работы грузоподъемных машин в охранной зоне ЛЭП или ближе 30 м от крайних проводов разрабатываются в ППР. Заявка на работу крана в охранной зоне ЛЭП подается не менее чем за 12 суток до начала работы владельцу ЛЭП.
Установка кранов, перемещающихся по рельсовым путям, в охранной зоне воздушных линий электропередачи согласовывается с владельцем линии. Разрешение на такую установку для выполнения строительно-монтажных работ хранится вместе с проектом производства работ.
7.10. Работа стреловых кранов и кранов-манипуляторов под неотключенными контактными проводами городского транспорта может производиться при соблюдении расстояния между стрелой крана и контактными проводами не менее 1 м при установке ограничителя (упора), не позволяющего уменьшить указанное расстояние при подъеме и перемещении стрелы.
7.11. Работа грузоподъемных машин вблизи линий электропередач производится под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное производство работ грузоподъемными машинами, которое указывает крановщику (оператору, машинисту) место установки грузоподъемной машины и произвести запись в вахтенном журнале о разрешении работ: "Установку крана (крана-манипулятора, подъемника) в указанном мною месте проверил. Работу разрешаю" и поставить свою подпись и дату.*
Оформление наряда-допуска и с соответствующей отметкой в путевом листе на работу стрелового крана в охранной зоне ЛЭП или ближе 30 м от ее крайних проводов производится независимо от наличия на кране прибора, сигнализирующего об опасном приближении стрелы крана к находящимся под напряжением проводам, и (или) устройства, отключающего механизмы крана при опасном приближении стрелы к проводам, находящимся под напряжением.
7.12. Производство погрузочно-разгрузочных работ с применением стреловых кранов при наличии ЛЭП над погрузочными площадками железнодорожных станций или складов запрещается.
7.13. Стреловые краны с выносными опорами при работе устанавливаются на все имеющиеся у них опоры.
Установка стрелового крана в охранной зоне линии электропередачи на аутригеры и расцепление стропов перед подъемом стрелы осуществляется непосредственно машинистом крана без привлечения стропальщика.
7.14. При проезде по дорогам под ЛЭП, находящейся под напряжением, подъемные или выдвижные части грузоподъемных машин должны находиться в транспортном положении.
Проезд автотранспорта и грузоподъемных машин вне дорог под проводами ЛЭП следует производить в местах наименьшего провисания проводов, т.е. вблизи опор.
Грузоподъемные машины высотой более 4,5 м должны проезжать под ЛЭП только в предусмотренных для этого местах.
Скорость движения определяется местными условиями, но не должна превышать 10 км/ч.
7.15. В темное время суток работа с грузоподъемными машинами допускается только при отключенной ЛЭП и при достаточном освещении рабочих мест согласно требованиям ГОСТ 12.1.046-85 "ССБТ. Строительство. Нормы освещения строительных площадок".
7.16. Порядок организации производства работ вблизи линий электропередачи, выдачи наряда-допуска и инструктажа рабочих устанавливается приказом руководителя строительной организации.
Наряд-допуск подписывает инженерно-технический работник, ответственный за безопасное состояние электрохозяйства строительно-монтажной организации на строительной площадке и имеющий квалификационную группу по электробезопасности не ниже IV.
7.17. Лицо, ответственное за безопасное производство работ грузоподъемными машинами, и стропальщики назначаются приказом по строительной организации.
7.18. Лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами (кранами-манипуляторами, подъемниками), непосредственно руководит выполнением мероприятий по безопасной работе грузоподъемными машинами, указанными в наряде-допуске.
7.19. Инструктаж крановщика (оператора, машиниста) и рабочих производится перед началом работ. Проведение инструктажа фиксируется в наряде-допуске и вахтенном журнале.
7.20. При работе грузоподъемных машин в охранной зоне воздушных ЛЭП допускается крановщик (оператор, машинист), имеющий квалификационную группу по электробезопасности не ниже второй.
7.21. В путевом листе владельцем грузоподъемной машины ставится штамп о запрещении крановщику (оператору, машинисту) самовольной установки крана для работы вблизи линии электропередачи (ЛЭП).
7.22. Порядок работы грузоподъемных машин вблизи линий электропередачи, выполненной гибким кабелем, определяется владельцем линии.
Для получения доступа к полной версии без ограничений вы можете выбрать подходящий тариф или активировать демо-доступ.