OCT 37.001.520-96
СТАНДАРТ ОТРАСЛИ
КАТЕГОРИИ ИСПЫТАТЕЛЬНЫХ ДОРОГ.
Параметры и методы их определения
Дата введения 1997-07-01
ПРЕДИСЛОВИЕ
1. РАЗРАБОТАН 21 НИИИ (AT) Минобороны России. НИЦИАМТ и НАМИ.
ИСПОЛНИТЕЛИ: В.Добромиров; Ю.Громов; В.Устименко; Г.Лощаков; Е.Арсеньев; Ю.Кацило; Н.Титов; В.Сальников; В.Лец; А.Зарайский; О.Гируцкий; В.Федотов; В.Смирнов; Р.Веневцева; Б.Алексеев
2. ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Начальником Управления научных разработок и инновационной деятельности Минпрома РФ
3. ВПЕРВЫЕ
ВНЕСЕНА поправка*, опубликованная в ИУОНД N 1, 2004 год
________________
* См. ярлык "Примечания"
1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящий стандарт применяется для определения категорий испытательных дорог при организации испытаний всех типов автотранспортных средств (АТС) в различных испытательных центрах, опорных пунктах и испытательных базах.
2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 8.563-96 ГСИ. Методика выполнения измерений;
ГОСТ 8.207-76 ГСОЕИ. Прямые измерения с многократными наблюдениями. Методы обработки результатов наблюдений. Основные положения;
ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды;
ГОСТ 20306-90 Топливная экономичность автотранспортных средств. Номенклатура показателей и методы определения;
ГОСТ 21624-81 Система технического обслуживания и ремонта автомобильной техники. Требования к эксплуатационной технологичности и ремонтопригодности изделий;
ОСТ 37.001.472-88 Приемочные испытания автотранспортных средств. Типовая программа испытаний;
РД 37.001.109-89 Инспекционные испытания автотранспортных средств. Типовая программа испытаний.
(Поправка. ИУОНД N 1-2004).
3 ОПРЕДЕЛЕНИЯ
В настоящем стандарте применяются следующие термины с соответствующими определениями:
Категория испытательной дороги - тип дороги, характеризуемый диапазоном количественных значений оцениваемого показателя

и обеспечивающий сопоставимость результатов испытаний.
Относительный коэффициент суммарного сопротивления движению (

) - показатель, количественно характеризующий отношение средних значений суммарного расхода топлива, затрачиваемого на преодоление всех суммарных сил сопротивления движению (качению, в том числе прицепа, подъему, на повороте, воздуха, инерции, колебаний подрессоренных и неподрессоренных масс) к реализуемой скорости движения.
4 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
4.1 Категорирование дорог основано на учете результирующих внешних воздействий на испытываемый образец через относительный коэффициент суммарного сопротивления движению,

который определяется через энергетические затраты двигателя (расход топлива) на преодоление суммарных сил сопротивления движению образца АТС и реализуемую при этом скорость движения.
4.2 Оценочные параметры применимы к условиям всех климатических зон по ГОСТ 15150 и учитывают особенности внешних воздействующих факторов в этих условиях.
4.3 Испытания проводят в соответствии с требованиями ГОСТ 21624, ОСТ 37.001.472, РД 37.001.109.
4.4 Метрологическое обеспечение должно соответствовать требованиям ГОСТ Р 8.563, ГОСТ 8.207.
Расчетные значения показателей точности измерений параметров, используемых для определения относительного коэффициента суммарного сопротивления движению

с помощью аппаратуры должны быть равны ±7%, а при использовании заправочных колонок - 
=0,95.
(Поправка. ИУОНД N 1-2004).
5 ОЦЕНОЧНЫЕ ПАРАМЕТРЫ
5.1 При оценке дорожных условий и их категорировании приняты оценочные параметры: относительный коэффициент суммарного сопротивления движению

; математическое ожидание

и границы его значений по видам дорог.
5.2 Относительный коэффициент суммарного сопротивления движению равен:

, (1)
где

- средний расход топлива в л/100 км;

- средняя скорость движения на

-й дороге (участке дороги);

- коэффициент связи, характерный для каждого типа АТС.
6 МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И РАСЧЕТА
6.1 Значения

и

для заданного вида

-й дороги определяются по результатам испытаний образца:

- по общему расходу топлива, затраченному на пробег за смену, отнесенному на 100 км пути;

- по пройденному пути и времени движения.
6.2 Коэффициент связи

приводит все типы АТС к опорной точке, соответствующей режиму определения контрольного расхода топлива по ГОСТ 20306 и определяется:

, (2)
где

- коэффициент сопротивления движению динамометрической дороги на скорости

;

- контрольный расход топлива, л/100 км, полученный по результатам испытаний при определении топливной характеристики;

- скорость, соответствующая

, км/ч (для грузовых автомобилей, как правило, равна 60 км/ч).
Значения коэффициента связи

для различных типов полноприводных автомобилей приведены в Приложении А (при

по ТУ на каждый образец).
Примечание - при испытании конкретного образца необходимо определять величину

независимо от наличия ее значения, в том числе в Приложении А.
6.3 Коэффициент

равен сумме коэффициентов

,
где

- коэффициент сопротивления качению;

=0,02 (среднестатическое значение применительно к шинам отечественного производства);

- коэффициент сопротивления воздуха;

=0,005.
6.4 Значение

может быть определено по графику (Приложение Б), где по линии абсцисс показано отношение (

), а по линии ординат - значение

. Величина

по каждому типу АТС представлена прямой с углом наклона

, вычисляемого по формуле:

(3)
Примечание - значение

для расчета

в формуле (3) принимается с учетом масштаба осей абсцисс и ординат.
6.5 Нормативные значения математического ожидания

и границы значений относительного коэффициента

по категориям дорог определены по результатам статистических исследований ранее проведенных испытаний.
Значения

по видам дорог и различным типам АТС приведены (в виде точек) в Приложении В.
6.6 Математическое ожидание (среднее значение) параметра

получено на основе расчета статистических выборок по видам дорог при испытаниях автомобилей с прицепом и без прицепа. Полученные значения в обобщенном виде в качестве нормативов категорий дорог приведены в таблице 1.
Таблица 1
Категории дорог | Границы значений показателя  |
| Математическое ожидание (среднее значение)  |
| без прицепа | с прицепом, полуприцепом |
1. Асфальтобетонные дороги | 0,028-0,055 0,04 | 0,04-0,06 0,05 |
2. Булыжные дороги | 0,037-0,085 0,06 | 0,05-0,095 0,075 |
3. Грунтовые дороги удовлетворительного состояния | 0,05-0,09 0,07 | 0,06-0,10 0,08 |
4. Разбитые грунтовые дороги | 0,09-0,18 0,14 | 0,10-0,20 0,16 |
5. Размокшие грунтовые дороги, в том числе в распутицу; снежная целина, сыпучий песок, местность | 0,18-0,30 0,24 | 0,20-0,40 0,30 |
6.7 При проведении испытаний подсчитывается значение

, которое сопоставляется с данными таблицы 1, и на основании этого устанавливается конкретный вид дорог. При сопоставлении устанавливается степень отклонения фактического значения

от нормативного (

), и вносятся коррективы по переводу испытаний на более "легкую" дорогу одной и той же категории или более "тяжелую".
6.8 Пример расчета коэффициентов приведен в Приложении Г.
ПРИЛОЖЕНИЕ A
(справочное)
Значения коэффициента

для автомобилей многоцелевого назначения и специальных колесных шасси
Автомобили многоцелевого назначения | Специальные колесные шасси |
Модель | | | Модель | | |
ЛуАЗ-969 | 60 | 0,1500 | БАЗ-5937 | 40 | 0,0230 |
ВАЗ-2121 | 80 | 0,2000 | БАЗ-5922 | 40 | 0,0230 |
УАЗ-469 | 60 | 0,1293 | БАЗ-135ЛМ | 40 | 0,0092 |
УАЗ-33034 | 60 | 0,1250 | МАЗ-543М | 40 | 0,0115 |
ГАЗ-66 | 60 | 0,0625 | БАЗ-69501 | 40 | 0,0168 |
ЗИЛ-131 | 60 | 0,0395 | БАЗ-6953 | 40 | 0,0078 |
ЗИЛ-131Н | 60 | 0,0408 | КЗКТ-74281 | 40 | 0,0074 |
Урал-375Д | 40 | 0,0200 | | | |
Урал-4320 | 60 | 0,0517 | | | |
Урал-5323 | 60 | 0,0368 | | | |
КамАЗ-4310, 43101 | 60 | 0,0500 | | | |
КамАЗ-4326 | 60 | 0,0600 | | | |
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
(Справочное)
1 - КЗКТ-74281 (

=0,0074); 2 - БАЗ-69501 (

=0,0168); 3 - Урал-375; (

=0,02); 4 - ЗИЛ-131Н (

=0,0408); 5 - КаМАЗ-4310 с к/ф (

=0,045); 6 - КаМАЗ-43101 (

=0,05); 7 - Урал-4320 (

=0,0517); 8 - ГАЗ-66 (

=0,0625); 9 - УАЗ-33034 (

=0,125); 10 - ЛуАЗ-969М (

=0,15); 11 - ВАЗ-2121 (

=0,2)
Рисунок Б.1
ПРИЛОЖЕНИЕ В
(справочное)
Распределение коэффициента

по видам дорог по результатам контрольных испытаний колесных машин (38 образцов) на испытательной базе 21 НИИИ (AT) МО
I - БЕЗ ПРИЦЕПА; II - С ПРИЦЕПОМ;

- МНОГОЦЕЛЕВЫЕ АВ-АИ; + - СКШ
Рисунок B.1
Распределение коэффициента

по видам дорог по результатам контрольных испытаний грузовых автомобилей (200 образцов) на НИЦИАМТ
I - БЕЗ ПРИЦЕПА; II - С ПРИЦЕПОМ;
Рисунок В.2
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
(справочное)
Пример расчета коэффициентов (применительно к автомобилю КаМАЗ-43101)
Значение

получено равным 30 л/100 км при скорости 60 км/ч, тогда
По результатам испытаний на скоростной дороге НИЦИАМТ получены значения:

л/100 км и

км/ч.
Тогда по формуле (1) значение

Аналогичным образом значения

определяют для различных видов дорог и местности и по другим типам АТС.