ГОСТ Р 53037-2008
(ИСО 16368:2003)
Группа Г86
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОБИЛЬНЫЕ ПОДЪЕМНИКИ С РАБОЧИМИ ПЛАТФОРМАМИ
Расчеты конструкции, требования безопасности, испытания
Mobile elevating work platforms. Design calculations, safety requirements, tests
ОКС 53.020.20
ОКП 48 3700
Дата введения 2009-07-01
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Некоммерческой организацией межотраслевой фонд "Сертификация подъемно-транспортного оборудования и услуг по техническому обслуживанию и ремонту машин" ("ПТОУ-Фонд") на основе собственного аутентичного перевода международного стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 438 "Подъемники с рабочими платформами"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 декабря 2008 г. N 423-ст
4 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту ИСО 16368:2003 "Мобильные подъемники с рабочими платформами. Расчеты конструкции, требования по безопасности, методы испытаний" (ISO 16368:2003 "Mobile elevating work platforms - Design calculations, safety requirements and test methods") путем изменения отдельных требований безопасности и приведения их в соответствие с действующими национальными стандартами Российской Федерации и потребностями национальной экономики Российской Федерации, при этом дополнительные требования выделены курсивом. Стандарт дополнен приложениями F, G и К, наименования которых выделены вертикальной линией слева.
Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2004 (подраздел 3.5).
Сравнение структуры настоящего стандарта со структурой указанного международного стандарта приведено в приложении М
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
Введение
Настоящий стандарт разработан с целью:
а) обеспечения соответствия требований стандарта ИСО 16368:2003 действующим национальным стандартам Российской Федерации и потребностям национальной экономики Российской Федерации без ограничения их применения;
б) определения требования для защиты людей от риска опасных факторов, связанных с использованием мобильных подъемников с рабочими платформами (МПРП);
в) обеспечения необходимой информацией специалистов, работающих по постановке на производство МПРП на стадиях разработки, изготовления и эксплуатации;
г) уменьшения для рабочего персонала, находящегося в рабочей платформе, и машинистов МПРП риска подвергнуться воздействию опасных факторов.
Настоящий стандарт разработан на основе следующих положений:
- требования распространяются на все типы мобильных подъемников с рабочими платформами;
- требования безопасности определены на той основе, что МПРП проходят испытания и периодическое техническое обслуживание согласно требованиям руководства по эксплуатации и инструкций разработчика с учетом условий работы и частоты использования;
- предполагается, что МПРП подвергаются проверке на функционирование перед началом ежесменного производства работ и не используются до проверки наличия и качества функционирования всех приборов и устройств безопасности;
- изложенные требования не должны ограничивать разработчика в принятии единственно определенного решения и допускают разработку любого другого решения при условии обеспечения уровня безопасности, не ниже указанного в настоящем стандарте;
- изложенные требования не должны ограничивать возможность изготовления и экспортной реализации МПРП;
- требования настоящего стандарта должны учитываться на всех стадиях постановки на производство МПРП в соответствии с требованиями стандартов Системы разработки и постановки продукции на производство (СРПП);
- общие требования по управлению проектированием осуществляются по ГОСТ Р ИСО 9001;
- постановка на производство продукции по технической документации иностранных фирм осуществляется по ГОСТ 15.311 с учетом требований настоящего стандарта.
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает требования, обеспечивающие единство проектирования, расчетов и испытания всех типов мобильных подъемников с рабочими платформами (МПРП) для обеспечения их безопасного применения.
Настоящий стандарт применяется при конструкторских расчетах металлоконструкций, критерия устойчивости, испытаниях и проверках безопасности перед пуском МПРП в работу. Стандарт определяет опасные факторы, возникающие при эксплуатации МПРП, и описывает методы устранения или снижения этих факторов.
В стандарте не рассматриваются опасные факторы, возникающие при:
- управлении по радио или при других способах беспроводного управления;
- эксплуатации в потенциально опасных условиях;
- электромагнитной несовместимости;
- работе с электрическими системами, находящимися под напряжением [1];
- использовании сжатых газов для элементов, воспринимающих нагрузку.
Настоящий стандарт не распространяется на:
а) стационарно установленные пассажирские подъемные устройства, обслуживающие определенные этажи [2], [3];
б) пожарные и спасательные устройства [4];
в) рабочие клети без направляющих, подвешиваемые к подъемным устройствам [5];
г) подъемные рабочие места операторов в хранилищах с доступом к товарам по рельсовым направляющим и на восстановительном оборудовании [6];
д) подъемные приспособления, смонтированные у заднего борта кузова автомобиля [7], [8];
е) подъемники с рабочими платформами мачтового типа [9];
ж) выставочное оборудование;
и) подъемные столы с высотой подъема менее 2 м [10];
к) строительные грузопассажирские подъемники [11];
л) наземное аэродромное оборудование [12], [13];
м) буровые вышки для бурения земли;
н) подъемные рабочие места операторов на грузовых автомобилях технологического транспорта [14];
п) устройства подмостовые: инспекционные и эксплуатационные [15];
р) складское оборудование.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 12.4.026-2001 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний
ГОСТ Р 15.000-94 Система разработки и постановки продукции на производство. Основные положения
ГОСТ Р 15.201-2000 Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство
ГОСТ Р ИСО 9001-2008 Система менеджмента качества. Требования
ГОСТ Р 52045-2003 Подъемники с рабочими платформами. Классификация
ГОСТ Р 52064-2003 Подъемники с рабочими платформами. Термины и определения
ГОСТ Р 52543-2006 (ЕН 982:1996) Гидроприводы объемные. Требования безопасности
ГОСТ 2.601-2006 Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы
ГОСТ 12.2.003-91 Система стандартов безопасности труда. Оборудование производственное. Общие требования безопасности
ГОСТ 15.311-90 Система разработки и постановки продукции на производство. Постановка на производство продукции по технической документации иностранных фирм
ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды
ГОСТ 16504-81 Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины с соответствующими определениями, приведенные в ГОСТ Р 52064, ГОСТ 16504, ГОСТ Р 15.201, а также следующие:
3.1 Деление МПРП по расчетным группам
3.1.1 группа А: МПРП, для которых вертикальная проекция центра тяжести груза всегда находится внутри опорного контура.
3.1.2 группа В: МПРП, для которых вертикальная проекция центра тяжести груза может находиться вне опорного контура.
3.2 Деление МПРП на типы
3.2.1 тип 1: МПРП, передвижение которых допускается только тогда, когда они находятся в транспортном и/или в сложенном положении.
3.2.2 тип 2: МПРП, управление передвижением которых при поднятой рабочей платформе осуществляется при помощи управления базового шасси.
3.2.3 тип 3: МПРП, управление передвижением которых при поднятой рабочей платформе осуществляется с поста управления на рабочей платформе и/или с выносного пульта.
Примечание - Типы 2 и 3 могут комбинироваться.
3.3 МПРП на транспортных средствах: МПРП, органы управления передвижением которого расположены в кабине транспортного средства.
3.4 шасси базовое: Составная часть подъемника, которая представляет собой, как правило, основание в виде ходового устройства с необходимыми местами крепления для установки рабочего оборудования, с опорными элементами, а также с силовой установкой для обеспечения движения рабочего оборудования и подъемника по рабочей площадке и/или дорогам (см. рисунок 1).
Примечание - Допускается в качестве основания подъемника применять жестко установленные (стационарные) конструкции.
3.5 МПРП с выносным пультом управления: МПРП, который имеет выносной пульт управления для выполнения рабочих операций.
3.6 МПРП, управляемый полностью вручную: МПРП, привод механизмов которого осуществляется вручную рабочим персоналом.
3.7 подъемное оборудование: Оборудование подъемника, которое соединено с базовым шасси, поддерживает рабочую платформу и позволяет перемещать рабочую платформу в требуемое положение (см. рисунок 1).
Примечание - Оборудование может быть выполнено в виде одного звена или телескопической, или шарнирной стрелы, или лестницы, быть пантографного типа и может (или не может) поворачиваться относительно основания.
3.8 платформа рабочая: Составная часть подъемника, которая представляет собой конструкцию различного исполнения в виде площадки с защитными ограждениями, которая прикреплена на подъемном оборудовании и предназначена для размещения рабочего персонала с инструментом и материалами для проведения работ в пределах рабочей зоны (см. рисунок 1).
3.9 платформа рабочая вспомогательная: Платформа, прикрепляемая к рабочей платформе или поворотной части МПРП, которая может перемещаться независимо от нахождения или передвижения основной платформы.
3.10 транспортное положение: Положение рабочего оборудования, предписанное изготовителем для транспортирования подъемника.
Примечание - В транспортном положении для движения по автомобильным дорогам габаритные размеры подъемника должны отвечать национальным требованиям правил дорожного движения, а предназначенные для движения по железнодорожной колее и перевозимые железнодорожным транспортом - вписываться в действующий габарит железных дорог. При поставке за рубеж должны применяться национальные нормы.
3.11 положение для доступа: Положение рабочего оборудования, обеспечивающее вход и выход рабочего персонала с рабочей платформы.
Примечание - Положение для доступа, положение для перемещения и транспортное положение могут быть одинаковыми.
3.12 положение для перемещения по рабочей площадке: Положение подъемника, при котором он может перемещаться по рабочей площадке с поднятой рабочей платформой.
3.13 МПРП в сложенном положении: Положение МПРП, предписанное разработчиком, при котором подъемное оборудование и стабилизаторы находятся в нерабочем состоянии.
3.14 транспортное положение МПРП: Положение базового шасси и рабочей платформы, в котором МПРП доставляется к месту производства работ.
3.15 перемещение: Движение шасси по рабочей площадке (см. рисунок 1).
3.16 эксплуатация в помещении: Эксплуатация МПРП на территории, защищенной от действия ветра.
3.17 эксплуатация вне помещений: Эксплуатация МПРП в среде, подверженной действию ветра.
3.18 подъем: Операция, кроме передвижения по рабочей площадке, выполняющая перемещение рабочей платформы на более высокий уровень (см. рисунок 1).
3.19 опускание: Рабочие операции, кроме передвижения, необходимые для перемещения рабочей платформы на более низкий уровень (см. рисунок 1).
3.20 вращение: Вращательное движение рабочей платформы относительно вертикальной оси (см. рисунок 1).
3.21 поворот: Вращательное движение подъемного оборудования относительно оси вращения опорно-поворотного устройства (см. рисунок 1).
3.22 стабилизаторы: Все устройства и системы (выносные опоры, домкраты, устройства, блокирующие упругие элементы (подвески), раздвижные оси и др.), используемые для стабилизации положения МПРП, поддерживающие и/или выравнивающие весь МПРП или его подъемное оборудование (см. рисунок 1).
Рисунок 1 - Примеры к определениям 3.4, 3.7, 3.8, 3.15, 3.18, 3.19, 3.20, 3.21, 3.22
3.23 номинальная нагрузка: Нагрузка, действующая вертикально на рабочую платформу, на которую проектируется МПРП из расчета нормальной эксплуатации, и которую составляет масса рабочего персонала, инструментов и материалов.
Примечание - МПРП может иметь более одной номинальной нагрузки.
3.24 мощеная поверхность: Любая, в основном ровная, асфальтированная, бетонная или эквивалентная им по покрытию поверхность.
3.25 неровная поверхность: Любая поверхность рабочей площадки установки МПРП с уплотненной или мощеной поверхностью, имеющая значительные местные отклонения поверхности по высоте, не обеспечивающая возможность установки МПРП в рабочее положение без применения дополнительных переносных опорных элементов.
3.26 система канатного привода: Система, состоящая из одного или более проволочных канатов, проходящих по канатным барабанам и канатным блокам или через канатные блоки, а также все связанные с ними канатные барабаны и канатные компенсационные блоки.
3.27 система цепного привода: Система, состоящая из одной или более цепей, проходящих по звездочкам цепи и по шкивам или через шкивы, а также все связанные с ними цепные звездочки и шкивы, входящие в данную систему.
3.28 система контроля нагрузок и сил: Система всестороннего контроля вертикальных и горизонтальных нагрузок и сил, действующих на рабочую платформу.
Примечание - Эта система включает в себя контролирующее (измерительное) устройство (устройства), монтажные элементы и систему отработки сигнала.
3.29 система контроля опрокидывающих моментов: Система контроля моментов, действующих относительно линии опрокидывания и стремящихся опрокинуть МПРП.
Примечание - Эта система включает в себя контролирующее (измерительное) устройство (устройства), монтажные элементы и систему отработки сигнала.
3.30 производитель: Физическое или юридическое лицо, несущее полную ответственность за проведение необходимых научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, производство и испытание готового к работе подъемника.
3.31 модель метода конечных элементов (МКЭ): Компьютерный метод идеализации реальной модели с целью проведения структурного анализа.
3.32 критический компонент: Элемент, удерживающий нагрузку, и в высокой степени ответственный за безопасность и стабилизацию рабочей платформы и/или подъемного оборудования, который должен быть спроектирован с дополнительным запасом прочности.
4 Перечень опасных факторов
Опасные факторы определены при помощи процедуры оценки риска и представлены в виде таблицы 1. Опасные факторы, которые не определены пунктами настоящего стандарта, но могут иметь место, обозначены как НУ (не указанные).
Таблица 1 - Перечень опасных факторов
|
|
Опасный фактор | Соответствующий пункт данного стандарта |
1 Механические опасности | |
1.1 Опасность быть раздавленным | 5.2.4, 5.3.5, 5.3.10, 5.3.11, 5.6.7 |
1.2 Опасность рассечения | 5.3.10, 5.4.4, 5.7.1, 7.3.11 |
1.3 Опасность пореза или разрыва | НУ |
1.4 Опасность запутаться | 5.3.17 |
1.5 Опасность зацепиться или оказаться заблокированным | 5.3.17, 7.3.11 |
1.6 Опасность удара | 5.3.5, 5.3.20, Н.2.1 |
1.7 Опасность укола или получения раны | НУ |
1.8 Опасность получения ссадины или царапины | Н.2.5 |
1.9 Опасность истечения жидкости под высоким давлением | 5.9 |
1.10 Выбрасывание предметов | НУ |
1.11 Потеря устойчивости (подъемника, узлов или деталей отдельных механизмов) | 5.2, 5.3.3, 5.3.6, 5.3.7, 5.3.9, 7.3.1 |
1.12 Опасности скольжения, перемещения и падения | 5.6.2, 5.6.3, 5.6.4, 5.6.5, 7.3.11 |
1.13 Опасности для находящегося рядом рабочего персонала из-за неуправляемого движения | 5.3.10, 5.4.5, 5.5, 5.7.1 |
1.14 Опасности из-за разлома подъемника или узлов на несколько частей и/или отделения частей | НУ |
1.15 Опасности из-за опрокидывания подъемника | 5.2, 5.3.3, 5.3.6, 5.3.7, 5.3.9 |
1.16 Опасности из-за падения предметов | НУ |
1.17 Несоответствующие способы доступа | 5.6.2, 5.6.3, 5.6.4, 5.6.5 |
1.18 Опасности, вызванные сцепкой, соединением, транспортировкой (буксировкой) | НУ |
2 Опасности, вызванные поражением электрическим током | |
2.1 Электрический контакт (прямой или косвенный) | 5.8, Н.2.1, ж |
2.2 Электростатические явления | 5.8.1, 5.8.6 |
2.3 Тепловые излучения электрического оборудования | НУ |
2.4 Внешние влияния на электрическое оборудование | 5.8.1 |
2.5 Аккумуляторные батареи, возгорание рабочей жидкости | 5.3.20 |
3 Опасности, вызванные тепловым воздействием | |
3.1 Ожоги и ошпаривания при возможном контакте человека с пламенем или взрывом, а также излучении источников тепла | 5.3.20 |
3.2 Вредное воздействие горячих или холодных выхлопных газов | 5.3.18 |
4 Опасности, вызванные шумом | |
4.1 Потеря слуха (глухота), другие психологические расстройства (например потеря равновесия, потеря сознания и т.д.) | НУ |
4.2 Акустические помехи для звуковой связи, акустические сигналы и т.д. | НУ |
5 Опасности, вызванные вибрацией (приводящие к различным неврологическим и сосудистым расстройствам) | Н.2.1, м |
6 Опасности, вызванные излучением | |
6.1 Электрические дуги | Н.2.1, ж |
6.2 Лазеры | НУ |
6.3 Источники ионизирующего излучения | НУ |
6.4 Машины, использующие высокочастотные электромагнитные поля | 5.8.1 |
6.5 Перегрев рабочего персонала солнечным излучением | НУ |
7 Опасности, вызванные материалами и веществами, обрабатываемыми, используемыми или выделяемыми машинами | |
7.1 Опасности, возникающие при контакте или вдыхании вредных жидкостей, газов, пыли и испарений | 5.3.18, 5.3.19 |
7.2 Опасность возгорания или взрыва | 5.3.19 |
7.3 Биологические и микробиологические (вирусные или бактериальные) опасности | НУ |
8 Опасности, возникающие из-за пренебрежения эргономическими принципами при конструировании машин (несоответствие машины человеческим характеристикам и возможностям) | |
8.1 Опасные для здоровья позы или чрезмерные усилия | 5.3.6, 5.6.5 |
8.2 Не в полной мере проведенный учет анатомии конечностей человека | НУ |
8.3 Пренебрежение к использованию индивидуального защитного оборудования | НУ |
8.4 Недостаточное освещение территории | НУ |
8.5 Психическая перегрузка или стресс и т.д. | НУ |
8.6 Человеческий фактор | 5.3.10, 5.7.1, 5.7.2 |
8.7 Ограниченная обзорность с места водителя/машиниста | 5.3.3, 5.3.21, 5.7.1 |
8.8 Несоответствующая конструкция сидения и/или его место расположения | НУ |
8.9 Не эргономичная конструкция расположения органов управления | НУ |
8.10 Несовершенная конструкция устройств запуска и включения передвижения подъемника | 5.3, 5.7.1, 5.7.3 |
8.11 Движение самоходной машины по дороге | 5.3.13, 5.3.15 |
8.12 Перемещение машины, управляемой с земли | 5.3.14 |
9 Опасности, вызванные отказом в подаче питания, поломкой частей машины и другими функциональными неполадками | |
9.1 Отказ в подаче питания | 5.3.15, 5.7.6, 5.7.7, 5.7.8, 5.9.11 |
9.2 Отказ (неисправность) системы управления | 5.7.6, 5.7.7 |
9.3 Ошибка при установке | 5.9.11 |
10 Опасности, вызванные (временным) отсутствием и/или неправильным расположением средств/ мероприятий, имеющих отношение к безопасности | |
10.1 Все виды ограждений | 5.3.17, 5.6.2, 5.6.3 |
10.2 Все виды устройств, относящихся к безопасности (защите) | 5.10 |
10.3 Устройства пуска и остановки | 5.3.2, 5.4.5, 5.5.2.1.2, 5.5.3.7, 5.5.5.2, 5.6.3, 5.7.1, 5.7.2, 5.7.3, 5.7.4, 5.7.5, 5.7.6, 5.7.7, 5.7.8, 5.7.9, 5.10.3, 5.10.6 |
10.4 Знаки и сигналы безопасности | 5.3.3, 5.6.8, 5.7.2, 5.9.8 |
10.5 Все виды информации или предупреждающие устройства | 5.3.3, 5.3.7, 5.3.12, 5.6.9, 5.9.8, 7.2, Н.2.1, в, Н.2.2 |
10.6 Устройства отключения питания | 5.8.2 |
10.7 Аварийные устройства | 5.7.4 |
10.8 Средства подачи/удаления материалов для работы | НУ |
10.9 Основное оборудование и принадлежности для регулировки и/или обслуживания средств безопасности | 5.4.5, 5.9.4, Н.2.5, а, Н.2.5, к |
10.10 Оборудование для удаления газов и т.д. | НУ |
11 Несоответствующий уровень освещенности рабочей зоны и зоны перемещения | НУ |
12 Опасности, возникающие из-за неожиданного движения / неустойчивости во время управления | 5.2, 5.3.3, 5.3.4, 5.3.6, 5.3.7, 5.3.8, 5.3.9, 5.3.11, 5.6.1, 5.7.1, 5.7.3, 5.7.4, 5.7.5, 5.7.9 |
13 Опасности, возникающие при подъеме | |
13.1 Сход машины с рельсов | 5.3.1 |
13.2 Потеря механической прочности подъемника и подъемных устройств | 5.2.5, 5.4.1, 5.4.7, 5.6.11, Н.2, а, Н.2.2, б |
14 Несоответствующая видимость траекторий подвижных частей | 5.3.21 |
15 Опасности, вызываемые молниями | НУ |
16 Опасности из-за перегрузки | 5.4.1 |
17 Опасности при подъеме и перемещении людей | |
17.1 Механическая прочность | 5.2.5, 5.5.2, 5.5.3 |
17.2 Управление нагрузкой | 5.4.1 |
18 Опасности, вызываемые функционированием органов управления | |
18.1 Движение рабочей платформы | 5.4, 5.6.1, 5.7.1, 5.7.3, 5.7.4 |
18.2 Безопасное управление перемещением | 5.7.2, 5.7.3, 5.7.4, 5.7.5, 5.7.6, 5.7.7, 5.7.8, 5.7.9 |
18.3 Безопасное управление скоростью | 5.7.9 |
19 Падение людей, которое могут вызывать: | |
19.1 Неисправность защитного оборудования | 5.6.2, 5.6.3, 5.6.5, 5.6.6 |
19.2 Неисправность люков | 5.6.6 |
19.3 Нарушение управления наклоном рабочей платформы | 5.6.1 |
20 Опасности, вызванные падением/опрокидыванием рабочей платформы | |
20.1 Падение/опрокидывание рабочей платформы | 5.2, 5.3.3, 5.3.4, 5.3.6, 5.3.7, 5.3.9, 5.3.10, 5.3.11, 5.4.1, 5.4.2, 5.6.10, 5.9 |
20.2 Ускорение/торможение рабочей платформы | 5.3.16, 5.4.6, 5.5.1.6 |
21 Маркировка | 7.3 |
22 Комбинация опасностей | НУ |
5 Требования и/или мероприятия по обеспечению безопасности на стадиях проектирования и изготовления
5.1 Общие положения
5.1.1 Соответствие требованиям
Производитель МПРП должен соблюдать требования, изложенные в данном разделе.
Требования настоящего стандарта должны применяться всегда, за исключением тех случаев, когда требования национальных или региональных стандартов являются более строгими.
Кроме того, подъемники должны отвечать требованиям ГОСТ Р 52543, [16], [17] соответственно в отношении тех опасностей, которые не определены настоящим стандартом.
5.1.2 Общие требования к конструкции МПРП [18]
5.1.2.1 Подъемники, кроме предназначенных для эксплуатации в отапливаемых помещениях, должны изготавливаться для работы при температуре от минус 40 °С до плюс 40 °С и скорости ветра не более 10 м/с на высоте 10 м, а предназначенные для работы при температуре ниже минус 40 °С - в климатическом исполнении УХЛ (ХЛ) в соответствии с ГОСТ 15150.
5.1.2.2 Основные технические характеристики должны соответствовать национальным стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам.
В конструкции МПРП должно быть предусмотрено:
- удобство управления, технического обслуживания и ремонта;
- удобство и безопасность доступа к механизмам, предохранительным устройствам систем управления, требующим постоянного технического обслуживания;
- возможность замены элементов гидросистемы без слива рабочей жидкости из всей гидросистемы;
- устройство привода рабочими движениями, обеспечивающее плавность пуска и остановки всех операций;
- возможность буксировки подъемников на пневмоходу.
5.1.2.3 Подъемники, предназначенные для работы в помещениях и наружных установках, в которых может образовываться взрывопожарная опасная среда, должны проектироваться и изготавливаться в соответствии с требованиями нормативных документов, регламентирующих условия безопасной эксплуатации.
Возможность работы подъемника во взрывопожарной опасной среде (с указанием категории среды) должна быть отражена в паспорте и руководстве по эксплуатации подъемника.
5.1.2.4 В транспортном положении подъемники при движении по автомобильным дорогам по габаритным размерам должны отвечать национальным требованиям правил дорожного движения, а подъемники, предназначенные для движения по железнодорожной колее и перевозимые железнодорожным транспортом, - вписываться в габариты железных дорог, в том числе при поставке за рубеж.
5.1.3 Требования к устойчивости [18]
5.1.3.1 Коэффициент грузовой устойчивости при расчете с учетом действия сил тяжести металлоконструкций и груза, динамических воздействий, а также ветрового давления должен быть не менее 1,15.
При этом для подъемников на опорах уклон установки на рабочей площадке не должен превышать 0,5°, а для подъемников без опор - 3°, если в руководстве по эксплуатации не предусмотрен больший уклон, подтвержденный расчетами.
Для подъемников, установленных на железнодорожном подвижном составе, следует учитывать максимальное превышение рельсов в кривых участках пути и габарит подвески контактного провода. Действие рельсовых захватов при расчете устойчивости не учитывается.
5.1.3.2 Коэффициент собственной устойчивости должен быть не менее 1,15, подтверждаться расчетом и характеризовать отношение момента, создаваемого силой тяжести всех частей подъемника с учетом уклона площадки в сторону опрокидывания и ветровой нагрузки, которая направлена в ту же сторону.
Примечание - Расчеты устойчивости подъемников должны быть подтверждены при предварительных испытаниях инструментальными измерениями.
5.2 Расчеты металлоконструкции и устойчивости
5.2.1 Обязанности производителя
Производитель обязан:
- для расчетов металлоконструкций количественно определить отдельные нагрузки и силы в тех положениях, направлениях и комбинациях, для которых в рассматриваемых элементах возникают наиболее неблагоприятные напряжения;
- для расчетов устойчивости определить различные положения МПРП и комбинации нагрузок и сил, совместно создающих условия минимальной устойчивости;
- для расчетов металлоконструкций и устойчивости принимать большие динамические воздействия, возникающие при работе со скоростью, выше разрешенной в 5.4.6.
5.2.2 Нагрузки и силы
Необходимо учитывать следующие нагрузки и силы:
- номинальные нагрузки;
- нагрузки от собственной массы элементов металлоконструкции;
- ветровые нагрузки;
- силы, создаваемые при воздействии вручную;
- нагрузки и силы, возникающие в особых условиях эксплуатации.
5.2.3 Характеристика нагрузок и сил
5.2.3.1 Номинальная нагрузка
В расчетах предполагается:
- масса каждого человека действует на рабочую платформу как точечная нагрузка, приложенная на расстоянии по горизонтали 0,1 м от верхней внутренней кромки перил. Расстояние между точечными нагрузками должно быть 0,5 м (см. пример на рисунке 2);
- все эти нагрузки расположены таким образом, что создают наиболее неблагоприятное нагружение.
|
|
1 - линия опрокидывания | |
Рисунок 2 - Номинальная нагрузка (масса людей) | Рисунок 3 - Номинальная нагрузка (масса материалов, инструмента, оборудования) |
5.2.3.2 Нагрузки от собственной массы элементов металлоконструкции
Нагрузки от собственной массы элементов металлоконструкции при неподвижных элементах МПРП должны учитываться при определении статических нагрузок.
5.2.3.3 Ветровые нагрузки
5.2.3.3.1 МПРП, эксплуатируемые вне помещений
Предполагается, что силы, возникающие из-за воздействия ветра, действуют в горизонтальном направлении, приложены к центру площади нахождения элементов МПРП, людей, материалов, инструмента и оборудования на рабочей платформе и должны учитываться при определении динамических нагрузок.
Примечание - Эти положения не распространяются на МПРП, предназначенные для эксплуатации только в закрытых помещениях.
5.2.3.3.2 Коэффициенты формы, применяемые для поверхностей, подверженных воздействию ветра
К поверхностям, подверженным действию ветра, в расчетах должны применяться коэффициенты формы:
1,6 - для сечений, имеющих форму L, U, Т, I;
1,4 - для коробчатых сечений;
1,2 - для больших плоских поверхностей;
0,8/1,2 - для круглых сечений, в зависимости от размера;
1,0 - для людей, непосредственно подверженных действию ветра.
Информацию о людях, находящихся в экранированных областях, - см. в 5.2.3.3.3.
5.2.3.3.3 Площадь человека (людей), находящегося на платформе, подверженной воздействию ветра
Число людей, непосредственно подверженных действию ветра, рассчитывается через нормируемую длину стороны рабочей платформы, приходящуюся на одного человека (0,5 м - см. 5.2.3.1, рисунок 2), следующим образом.
Значение длины стороны рабочей платформы, подверженной воздействию ветра, округляется до ближайшего значения, кратного 0,5 м, и делится на 0,5 м:
- если полученное расчетное число людей больше максимально допустимого числа людей для данной платформы, то применяется коэффициент формы 1,0;
- если полученное расчетное число людей меньше максимально допустимого для данной платформы, то для дополнительного числа людей следует применять коэффициент формы 0,6.
5.2.3.3.4 Сила ветра, действующего на инструменты, материалы и оборудование
Сила ветра, действующего на инструменты, материалы и оборудование на рабочей платформе, в расчетах принимается как 3% от их массы и считается направленной горизонтально на высоте 0,5 м от пола платформы.
5.2.3.4 Силы при воздействии вручную
Минимальная величина силы, возникающей при воздействии вручную, принимается равной 200 Н для МПРП, предназначенных для подъема одного человека, и 400 Н - для подъема более чем одного человека. Считается, что она приложена на высоте 1,1 м от пола платформы. Любое большее разрешенное значение силы должно быть указано изготовителем.
5.2.3.5 Нагрузки и силы, возникающие в особых условиях эксплуатации
Нагрузки и силы, возникающие в особых условиях эксплуатации, создаются при:
- перемещении предметов вне рабочей платформы;
- воздействии силы ветра на большие предметы, переносимые по рабочей платформе (см. приложение А);
- воздействии силы со стороны грузоподъемной лебедки или устройства для работы с материалами.
Если пользователь заинтересован в применении особых способов ведения работ и/или особых условий эксплуатации, то нагрузки и силы, возникающие при этом, должны соответствующим образом учитываться в виде поправки к номинальной нагрузке, нагрузке от элементов металлоконструкции, ветровой нагрузке и/или силам, возникающим при воздействии вручную.
Примечание - Для особых условий эксплуатации производитель должен дать соответствующую информацию в руководстве по эксплуатации.
5.2.4 Расчеты устойчивости
5.2.4.1 Силы, создаваемые массой металлоконструкции и номинальной нагрузкой
Силы, создаваемые массой металлоконструкции и номинальной нагрузкой, создающие момент опрокидывания или восстанавливающий момент, должны умножаться на коэффициент 1,0 и при расчетах приниматься действующими вертикально вниз. При работе поворотной части подъемника эти силы должны умножаться на коэффициент 0,1 и приниматься действующими в направлении движения, увеличивая при этом опрокидывающий момент (см. приложение В).
Производители могут применять коэффициент, меньший 0,1, в том случае, если они могут подтвердить измерениями влияние ускорений и замедлений. Если при эксплуатации возникают более резкие ускорения/замедления, следует пользоваться коэффициентом большим чем 0,1.
5.2.4.2 Силы ветра
Силы ветра должны быть умножены на коэффициент 1,1. Считается, что они действуют в горизонтальном направлении.
5.2.4.3 Силы при воздействии вручную
Величины сил, прикладываемые людьми к рабочей платформе руками, должны быть умножены на коэффициент 1,1. Считается, что они действуют в направлении, создающем наибольший опрокидывающий момент (пример - см. рисунок 4).
5.2.4.4 Нагрузки и силы, возникающие в особых условиях эксплуатации
Нагрузки и силы, возникающие в особых условиях эксплуатации, должны учитываться в расчетах, определенных производителем.
5.2.4.5 Расчет опрокидывающего и восстанавливающего моментов
Максимальный опрокидывающий и соответствующий ему восстанавливающий моменты должны рассчитываться для наиболее неблагоприятных линий опрокидывания на расчетном уклоне, зависящем от конструкции МПРП.
Линии опрокидывания и допустимый угол установки МПРП в наиболее неблагоприятных условиях применения должны определяться расчетом опорного контура или приниматься согласно [20].
Для сплошных или заполненных пенистой резиной шин линии опрокидывания могут приниматься проходящими на 1/4 ширины пятна контакта шины с поверхностью, считая от наружной границы пятна контакта.
Расчеты должны проводиться для МПРП, находящегося в наиболее неблагоприятном положении на максимально допустимом уклоне поверхности плюс 0,5° с учетом неточности установки МПРП. Все нагрузки и силы, которые могут действовать одновременно, должны приниматься в расчетах в наиболее неблагоприятных комбинациях. Примеры приведены в таблице 2 и на рисунке 4. В расчетах могут использоваться графические методы.
Таблица 2 - Примеры направлений комбинаций нагрузок и сил для расчетов устойчивости (см. рисунок 4)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Но- мер при- мера | Условия работы | Номинальная нагрузка | Нагрузки от элементов метало- конструкции | Сила, возникающая при воздействии вручную, | Ветровые нагрузки | Схема | ||||
|
| х1,0 | х0,1 | х1,0 | х0,1 | х1,0 | х0,1 | х1,0 | х0,1 |
|
1 | Подъем (опускание) | V | А | V | А | - | - | Н | Н | |
2 | Перемещение | V | S | V | S | - | - | Н | Н | |
3 | Перемещение | V | S | V | S | - | - | Н | Н | |
4 | Устойчивость в направлении вперед. Стоит неподвижно на уклоне | V | - | V | - | А | А | Н | Н | |
5 | Устойчивость в направлении назад. Стоит неподвижно на уклоне | 80 кг, V | - | V | - | А | А | Н | Н | |
6 | С ограниченным вылетом, устойчивость в направлении вперед. Стоит неподвижно на уклоне, опускание | V | А | V | А | - | - | Н | Н | |
7 | На уклоне неподвижно | V | - | V | - | А | А | Н | Н | |
8 | Ровная поверхность, неподвижный | 80 кг, V | - | V | - | А | А | Н | Н | |
Примечание - V - вертикально; Н - горизонтально; А - под углом; S - под углом, равным углу уклона. |
В расчетах должны учитываться:
- допускаемые отклонения при изготовлении деталей и узлов;
- зазоры в соединении элементов подъемного оборудования;
- упругие деформации из-за действия сил;
- повреждение любой из шин, в случае если МПРП в рабочем положении опирается на пневматические шины;
- эксплуатационная характеристика (точность) систем, чувствительных к нагрузке, к опрокидывающему моменту и управлению положением.
На отклонения результатов расчета могут оказывать влияние:
- пики, вызванные кратковременными динамическими воздействиями;
- гистерезис;
- наклон МПРП;
- температура окружающей среды;
- различное расположение и распределение нагрузки на рабочей платформе (см. 5.2.3.1).
Определение упругих деформаций должно проводиться экспериментальным образом или при помощи расчетов.
Пример 1
Пример 2
Рисунок 4 - Примеры максимальной опрокидывающей нагрузки и комбинации силового момента
Пример 3
Пример 4
Рисунок 4, лист 2
Пример 5
Пример 6
Рисунок 4, лист 3
Пример 7
Пример 8
1 - линия опрокидывания; 2 - направление движения; 3 - ограничение вылета
Рисунок 4, лист 4
5.2.5 Расчеты конструкции
5.2.5.1 Общие положения
Расчеты металлоконструкции должны подчиняться законам и принципам прикладной механики и сопротивления материалов. При использовании специальных формул должны быть указаны источники, из которых они заимствованы, если эти источники являются общедоступными. При отсутствии источника формулы могут быть выведены из исходных положений, обоснованность которых может быть проверена.
Для всех элементов и соединений, воспринимающих нагрузку, требуемая информация по напряжениям или запасам прочности должна быть включена в расчеты в доступном и легко проверяемом виде. При необходимости, для проверки расчетов должны приводиться основные размеры, поперечные сечения и сведения о материалах для отдельных элементов и соединений.
5.2.5.2 Методика проведения расчетов
Методика проведения расчетов должна соответствовать любой из указанной в национальных проектно-конструкторских стандартах или ИСО (например стандарты стран ЕЭС для подъемных машин, рекомендации и др.), которые содержат методику расчетов по устойчивости и усталостному напряжению.
Требования, изложенные в 5.2.2 и 5.2.4, должны быть учтены для определения нагрузок и сил, учитываемых в расчетах. Использование национального стандарта не должно вносить изменения в эти требования, за исключением случаев, когда они являются более жесткими.
Упругие деформации неосновных конструкций должны приниматься во внимание.
Расчетное напряжение не должно превышать допустимых значений. Расчетное значение запасов прочности не должно быть ниже требуемого.
При проектировании конструктивных элементов МПРП, систем привода, органов управления и устройств безопасности необходимо руководствоваться требованиями настоящего стандарта, изложенными в разделах 5.3-5.10.
5.2.5.3 Анализ конструктивного решения
5.2.5.3.1 Общий анализ напряжений
Общий анализ напряжений является методом защиты проектируемого подъемника от аварий из-за податливости металла или образования трещин. Анализ должен быть выполнен для всех элементов и соединений, воспринимающих нагрузку.
Для определения соответствия подъемника указанным требованиям может быть использовано моделирование методом конечных элементов (МКЭ). Модель МКЭ должна быть точно определена и включать в себя объяснение области загрузки, типов нагрузки, ограничение областей и типов ограничений.
5.2.5.3.2 Анализ упругой устойчивости
Анализ упругой устойчивости является методом защиты от аварий при потере упругой устойчивости (например, продольных изгибов, деформаций). Этот анализ должен быть проведен для всех элементов, воспринимающих сжимающие нагрузки.
5.2.5.3.3 Анализ усталостных напряжений
Анализ усталостных напряжений является методом защиты от аварий из-за усталости металла, обусловленной колебаниями напряжений. Этот анализ должен быть проведен для всех элементов и соединений, воспринимающих нагрузку, которые являются опасными с точки зрения усталости, включая конструктивные элементы, уровень колебания напряжений и число циклов изменения напряжений. Число циклов изменения напряжений может быть кратным числу циклов нагрузки.
Так как число колебаний напряжений при перемещении не может быть вычислено с какой-либо степенью точности, напряжения в транспортном положении в элементах, подверженных вибрациям, при перемещении должны быть достаточно низкими, для того чтобы обеспечить фактически бесконечный ресурс до разрушения от усталости (см. 5.4.7).
Число циклов нагрузки для МПРП обычно следующее:
При определении комбинаций нагрузок допускается, чтобы номинальная нагрузка была снижена с учетом спектрального коэффициента нагрузки согласно рисунку 5 (ветровые нагрузки при расчете не должны учитываться).
Примечание - Информация по конструктивному решению систем привода стальным канатом приведена в приложениях D и Е.
Проверка требований разделов 5.1, 5.2 - экспертиза технической документации, визуальный осмотр конструкции, статические испытания и испытания на перегрузку.
5.3 Требования к базовому шасси и выносным опорам
5.3.1 Общие требования к базовому шасси
5.3.1.1 Для МПРП, монтируемых на транспортных средствах, тип и технические данные базового шасси должны соответствовать техническим требованиям изготовителя МПРП. Условия установки оборудования МПРП должно соответствовать требованиям изготовителя базового шасси.
5.3.1.2 Ходовые колеса передвижных МПРП, предназначенные для транспортирования по автомобильным дорогам, должны иметь стандартные пневмошины [18].
МПРП должны быть оборудованы стояночным тормозом и отвечать требованиям Правил дорожного движения [18].
5.3.1.3 МПРП, монтируемые на рельсовом ходу, должны быть оборудованы устройствами, воздействующими на рельсы для предотвращения схода с них, и устройствами для удаления препятствий, находящихся на рельсах (например устройство для очистки колеи и/или головок рельсов).
Для подъемников, установленных на железнодорожном подвижном составе, тормоза на механизме передвижения должны отвечать требованиям Правил, установленных для железнодорожного транспорта [18].
5.3.2 Автоматическое устройство безопасности
На МПРП типа 1 с приводным двигателем и МПРП с управляемыми перемещениями с земли должны быть установлены автоматические защитные устройства, отключающие любое непреднамеренное передвижение подъемника по рабочей площадке, когда рабочая платформа находится не в транспортном положении.
Блокирующее устройство (например запирающийся переключатель) должно исключать возможность несанкционированного использования МПРП.
Проверка - экспертиза технической документации и функциональные испытания.
5.3.3 Наклон базового шасси
Каждый МПРП должен иметь устройство для указания того, находится ли наклон базового шасси в разрешенных пределах. Это устройство должно быть защищено от повреждений и случайного изменения его установки. Указатель наклона базового шасси должен быть отчетливо виден с каждого места управления выносными опорами.
Применение отвесных (стрелочных) указателей наклона категорически запрещается [18].
На МПРП типов 2 и 3 достижение крайних пределов угла наклона должно сопровождаться звуковым сигналом, слышимым в рабочей платформе.
Проверка - функциональное испытание.
5.3.4 Стопорные устройства
Все стопорные устройства должны быть застрахованы от непреднамеренного рассоединения сопряженных деталей/узлов, (например подпружиненным штифтом) и потери (например цепью).
Проверка - визуальный осмотр.
5.3.5 Рычаги управления
Рычаги управления МПРП с управлением с земли и рычаги тяг должны быть надежно прикреплены к базовому шасси.
Направление движения рукояток должно соответствовать направлению движения рабочей платформы. Рукоятки и кнопки должны иметь устройства для самовозврата в нулевое положение, чтобы во включенном положении они удерживались только при непрерывном нажатии на рукоятку управления (кнопку) [18].
Если рычаги управления МПРП и тяги в нерабочем состоянии поднимаются в вертикальное положение, должно быть предусмотрено автоматическое устройство для удержания рычагов в этом положении.
Для многоосного базового шасси минимальное расстояние между полностью опущенными рычагами управления или тягами и землей должно быть не менее 120 мм.
Проверка - визуальный осмотр и измерение.
5.3.6 Выносные опоры и опорная пята выносной опоры
МПРП должны быть оборудованы выносными опорами, предназначенными для выравнивания положения базового шасси. Усилие поднятия (выдвижения) опор или их частей вручную не должно превышать 200 Н. При большем усилии опоры должны иметь гидравлический или иной привод.
При установке подъемника на все опоры колеса должны быть освобождены от нагрузки [18].
Опорная пята выносной опоры должна быть спроектирована таким образом, чтобы при контакте с опорной поверхностью она могла отклоняться от горизонтали на угол до 10°, осуществляя с ней плотный контакт.
Проверка - визуальный осмотр и измерение.
5.3.7 Допустимые положения рабочей платформы
МПРП должны быть оборудованы устройством безопасности согласно 5.10, которое исключает возможность работы рабочей платформы при нахождении вне разрешенных положений, и если выносные опоры не установлены согласно правилам эксплуатации.
Подъемники, не имеющие выносных опор, должны быть оборудованы устройством, исключающим действие упругих подвесок [18].
МПРП, которые проектируются для работы без выносных опор для ограниченного диапазона работ, должны быть оборудованы устройствами безопасности согласно 5.10, которые исключают возможность работы вне той зоны, где допускается работа без выносных опор.
Проверка - визуальный осмотр и функциональное испытание.
5.3.8 МПРП, управляемые полностью вручную
Требования 5.3.7 не являются обязательными для тех МПРП, которые управляются полностью вручную и высота подъема пола рабочей платформы которых относительно земли не превышает 5 м. Для таких МПРП также не является обязательным соблюдение всех требований по безопасности, которые не могут быть выполнены без подвода энергии.
Проверка - экспертиза технической документации и визуальный осмотр.
5.3.9 Предотвращение движения выносных опор с приводом от источников энергии
МПРП с выносными опорами, работающими от источника энергии, должны быть оборудованы устройством безопасности согласно 5.10 для предотвращения движения выносных опор, если подъемное оборудование и рабочая платформа не находятся в транспортном положении или не находятся в пределах разрешенной зоны.
Когда подъемное оборудование и рабочая платформа находятся в пределах разрешенной зоны, управление выносными опорами не должно создавать неустойчивого положения МПРП.
Проверка - экспертиза технической документации и функциональное испытание.
5.3.10 Выносные опоры, управляемые вручную
Выносные опоры, управляемые вручную, должны быть сконструированы с учетом предотвращения непреднамеренного движения.
Проверка - экспертиза технической документации.
5.3.11 Выдвижение и втягивание выносных опор
Выдвижение и втягивание выносных опор должны быть ограничены механическими упорами, которыми могут быть гидравлические цилиндры, предназначенные для выполнения этой функции.
Для предотвращения неконтролируемого выдвижения выносных опор в транспортном положении должны быть предусмотрены механические устройства. Выносные опоры должны быть зафиксированы в транспортном положении двумя отдельными запорными устройствами для каждой из опор, по крайней мере одно из которых должно работать автоматически.
Требование предотвратить неконтролируемое движение предъявляется также к МПРП с несъемными выносными опорами, которые увеличивают ширину или длину опорного контура МПРП, и ко всем МПРП, монтируемым на транспортных средствах.
Проверка - экспертиза технической документации и функциональное испытание.
5.3.12 Указатель положения выносных опор МПРП, установленных на транспортных средствах
МПРП, установленные на транспортных средствах (самоходных и прицепных), должны быть оборудованы указателем, видимым с места расположения органов управления передвижением из кабины, сигнализирующим, что все части выносных опор, поворотной части, лестниц для доступа и рабочей платформы МПРП находятся в транспортных положениях.
Проверка - экспертиза технической документации и функциональное испытание.
5.3.13 Максимальные скорости передвижения при нахождении МПРП не в транспортном положении
Скорости передвижения МПРП типов 2 и 3, когда они находятся не в транспортном положении, не должны превышать:
1,5 м/с - для МПРП, установленных на транспортных средствах, когда управление передвижением МПРП осуществляется из кабины;
3,0 м/с - для МПРП, установленных на железнодорожном подвижном составе;
0,7 м/с - для всех остальных передвижных МПРП типов 2 и 3.
Проверка - функциональное испытание.
5.3.14 Максимальная скорость передвижения МПРП с управлением с земли
Максимальная скорость передвижения МПРП, управляемого с земли или с выносного пульта, когда рабочая платформа находится в транспортном положении, не должна превышать 1,7 м/с.
Проверка - функциональное испытание.
5.3.15 Тормоза передвижных МПРП
Передвижные МПРП должны быть оборудованы тормозами (минимально на двух колесах одной и той же оси), которые включаются в работу автоматически при отключении подачи энергии или выходе из строя, а также должны останавливать и удерживать МПРП в неподвижном положении. Включение тормозов и удержание их во включенном положении не должно зависеть только от подводимого гидравлического или пневматического давления или электрической энергии.
Проверка - экспертиза технической документации и функциональное испытание.
5.3.16 Тормозной путь
Проверка - экспертиза технической документации и функциональное испытание.
Рисунок 6 - Максимальный тормозной путь для МПРП типов 2 и 3 (см. 5.3.16)
5.3.17 Ограждение вокруг поста управления
На МПРП должно быть предусмотрено ограждение для защиты рабочего персонала, находящегося на посту управления или рядом с МПРП на земле или в других местах доступа.
Открытие или снятие этого ограждения должно быть возможно только с применением специальных инструментов.
Проверка - экспертиза технической документации.
5.3.18 Выхлопы транспортных средств
Выхлопы от работы двигателя внутреннего сгорания должны быть направлены в прямо противоположную сторону от поста управления.
Вредные (загрязняющие) вещества выхлопных газов не должны превышать норм, установленных специальным техническим регламентом [21].
5.3.19 Горловины для заправки рабочей жидкости (РЖ)
Заправочные горловины газовых и жидкостных резервуаров для неогнестойких жидкостей должны быть расположены таким образом, чтобы не возникало возгорание в результате протекания РЖ на горячие части машины (например на выпускной трубопровод).
Проверка - экспертиза технической документации и визуальный осмотр.
5.3.20 Крепление аккумуляторных батарей
Аккумуляторные батареи и резервуары всех МПРП должны быть закреплены таким образом, чтобы не происходило их смещения. Должны быть приняты меры к тому, чтобы в случае опрокидывания МПРП комплект аккумуляторных батарей оставался закрепленным во избежание риска травмирования машиниста, которое может произойти из-за смещения аккумуляторных батарей или выплескивания электролита.
В ящике, отсеке или крышке отсека для батарей должны быть предусмотрены соответствующие вентиляционные отверстия с тем, чтобы в местах нахождения машиниста не происходило накопление опасной концентрации газов.
Примечание - Расположение вентиляционных отверстий, обеспечивающих свободный выход образующихся газов, обычно является достаточным, если соблюдается условие: поперечное сечение отверстий (мм), получаемое умножением 5-часовой номинальной емкости батарей (А/ч) на половину числа элементов аккумулятора. Этот результат расчета, однако, не учитывает условий зарядки.
Проверка - визуальный осмотр.
5.3.21 Обзор работы МПРП с поста управления
Машинист, находящийся на посту управления, должен иметь хороший обзор всех движений выносных опор МПРП. Это особенно важно в том случае, когда выносные опоры приводятся в действие при помощи источника энергии.
Органы управления перемещением, находящиеся на базовом шасси, управление которыми проводится с уровня земли, должны быть расположены таким образом, чтобы машинист стоял на расстоянии по меньшей мере 1 м от вертикальной касательной к колесам или гусеницам.
5.4 Требования к подъемному оборудованию
5.4.1 Способы предотвращения опрокидывания и превышения допускаемых напряжений
5.4.1.1 Общие положения
Для безопасного выполнения работ МПРП должны быть оборудованы устройствами (приборами) управления безопасностью:
- системой, чувствительной к нагрузке (ограничителем предельного груза);
- системой, чувствительной к опрокидывающему моменту, ограничивающей зону обслуживания;
- системой, чувствительной к положению подъемного оборудования, ограничивающей превышение допускаемых напряжений;
- устройством ориентации пола рабочей платформы в горизонтальном положении;
- устройством блокировки подъема и поворота подъемного оборудования при не выставленном на опорах подъемнике, кроме винтовых опор, устанавливаемых вручную;
- устройством блокировки подъема опор при поднятом рабочем оборудовании, кроме винтовых опор, устанавливаемых вручную;
- устройством аварийного опускания рабочей платформы при отказе основных систем привода;
- устройством, предохраняющим выносные опоры от самопроизвольного выдвижения (поворота) при работе подъемника;
- устройством (указателем) угла наклона подъемника [18].
В дополнение к положениям 5.2.4.5 при расчетах опрокидывающего и восстанавливающих моментов должны учитываться возможности комплексного решения безопасности управления, снижающего риск опрокидывания и превышения допускаемых напряжений.
Примером выбора такого решения могут служить равноценные решения, приведенные в таблице 3.
Таблица 3 - Пример выбора решения снижения риска опрокидывания и превышения допускаемых напряжений
|
|
|
|
|
Группа МПРП (см. 3.1) | Система, чувствительная к нагрузке, и система управления положением (см. 5.4.1.2, 5.4.1.3) | Система, чувствительная к нагрузке, и система к опрокидывающему моменту (см. 5.4.1.2, 5.4.1.4) | Система, чувствительная к опрокидывающему моменту (см. 5.4.1.4) | Система управления положением (см. 5.4.1.3) |
А | + | - | - | + |
В | + | + | + | + |
5.4.1.2 Система, чувствительная к нагрузке
Система, чувствительная к нагрузке, является устройством безопасности, предотвращающим перегрузку рабочей платформы более чем на 10% от номинальной нагрузки и отключающим механизмы вылета и высоты подъема.
Система должна выполнять следующие действия:
- при превышении номинальной нагрузки включить звуковой и визуальный сигналы (например, красную лампочку). Звуковой сигнал должен быть отчетливо слышен на каждом месте расположения органов управления и в рабочей платформе. Лампочка должна мигать все время, пока не будет снята перегрузка, а звуковой сигнал повторяться через 1 мин и звучать в течение 5 с;
- при превышении нагрузки на 10% звуковой сигнал должен звучать непрерывно, а любое движение подъемного оборудования и рабочей платформы, кроме снижающих нагрузку, должно быть исключено;
- возобновлять любое движение только после снижения нагрузки до номинальной.
Для МПРП с ручным приводом (группы А типа 1) допускается, чтобы устройство, чувствительное к нагрузке, действовало только при подъеме вверх из положения доступа. Оно не должно включаться до тех пор, пока рабочая платформа не поднимется вверх более чем на 1 м относительно транспортного положения.
Испытательная нагрузка для МПРП группы А при испытаниях на перегрузку (см. 6.3.4) должна составлять 125%, а при системе, не включающейся при подъеме рабочей платформы выше 1 м, - 150%.
5.4.1.3 Система управления положением подъемного оборудования
5.4.1.3.1 Общие положения
Система, чувствительная к положению подъемного оборудования, является устройством безопасности, предотвращающим опрокидывание МПРП или превышение допускаемых напряжений в металлоконструкции МПРП.
Допустимые положения подъемного оборудования должны быть ограничены автоматическими механическими упорами (см. 5.4.1.3.2), немеханическими ограничивающими устройствами (см. 5.4.1.3.3) или электрическими устройствами безопасности (см. 5.10.3).
5.4.1.3.2 Механические ограничивающие устройства
Конструкция механических ограничивающих устройств должна выдерживать без возникновения остаточных деформаций наибольшие прикладываемые силы. Если для этой цели предназначены гидравлические цилиндры, они должны соответствовать этим требованиям.
5.4.1.3.3 Немеханические ограничивающие устройства
Немеханические ограничивающие устройства должны отслеживать положения поворотной части и действовать посредством систем управления на ограничители движений для рабочей зоны.
Это устройство должно быть дублировано устройством безопасности согласно требованиям 5.10.
5.4.1.4 Система, чувствительная к опрокидывающему моменту
Система, чувствительная к опрокидывающему моменту, должна предотвращать опрокидывание МПРП. При достижении критического значения опрокидывающего момента должны подаваться предупреждающие звуковой и визуальный сигналы, и не должны допускаться дальнейшие движения, кроме уменьшающих опрокидывающий момент.
Управление этой системой должно соответствовать требованиям 5.10.
5.4.1.5 Переменная рабочая зона с более чем одним значением номинальной нагрузки
Для МПРП с более чем одним значением номинальной нагрузки и более чем одной рабочей зоной должен быть установлен индикатор выбранной комбинации, который должен быть виден на рабочей платформе. Допускается выбор комбинации при помощи ручного переключения в том случае, если рабочая платформа находится в рабочей зоне.
МПРП должен быть оборудован системой, чувствительной к нагрузке, и системой, чувствительной к опрокидывающему моменту (см. 5.4.1.2 и 5.4.1.4), или системой, чувствительной к нагрузке, и системой управления положением (см. 5.4.1.2 и 5.4.1.3).
5.4.1.6 Переменная рабочая зона с одним значением номинальной нагрузки
Для МПРП с одним значением номинальной нагрузки и переменной рабочей зоной (например, МПРП с переменным положением выносных опор) допускается выбор зон при помощи ручного переключения. В этом случае выбор может быть сделан, только если подъемное оборудование находится в транспортном положении.
Проверка требований 5.4.1 - экспертиза технической документации, визуальный осмотр и испытания.
5.4.2 Последовательность работы элементов подъемного оборудования
При необходимости определенной последовательности выдвижения или втягивания элементов подъемного оборудования для избежания перегрузки эта последовательность должна осуществляться автоматически.
Проверка - экспертиза технической документации, визуальный осмотр и функциональное испытание.
5.4.3 МПРП со стрелой фиксированной длины
МПРП со стрелой фиксированной длины должны соответствовать требованиям [18]. Они должны иметь средства для крепления стрелы в транспортном и рабочем положениях. Должно быть предусмотрено блокирующее устройство для предотвращения движения рабочей платформы до тех пор, пока стрела не займет свое рабочее положение.
МПРП со стрелами фиксированной длины должны быть оборудованы устройством безопасности согласно 5.10 для предотвращения наклонных движений стрелы, если рабочая платформа находится в положении для доступа.
Проверка - экспертиза технической документации, визуальный осмотр и функциональное испытание.
5.4.4 Застревание человека и его попадание в механизм пантографного типа
В конструкции МПРП должны быть предусмотрены необходимые расстояния от мест возможного застревания человека и ограждения от его попадания между движущимися частями механизма пантографного типа, которые находятся в пределах досягаемости персонала, находящегося на платформе или стоящего поблизости от МПРП на земле.
Где это невозможно выполнить, в опасной зоне должны быть постоянно установлены ясно видимые защитные экраны и предупреждающие знаки по ГОСТ Р 12.4.026, информирующие об опасности. Если отсутствует ограждение, подъемные механизмы пантографного типа должны быть оборудованы предупреждающими знаками, а также системой предупреждения об опускании платформы.
При включении движения опускания система предупреждения об опускании должна подать звуковой сигнал. Если высота рабочей платформы механизма пантографного типа превышает 10%-15% от общего предела высоты подъема, но не меньше 3,5 м, то движение должно быть остановлено, а машинист должен добиться того, чтобы максимальная скорость опускания составляла 50% от обычной скорости.
Проверка - визуальный осмотр и измерения.
5.4.5 Удерживание подъемного оборудования при проведении технического обслуживания
При поднятии рабочей платформы МПРП для проведения очередного технического обслуживания должны быть предусмотрены средства, позволяющие удерживать подъемное оборудование в требуемом положении.
Эти средства должны иметь возможность поддерживать разгруженную (ненагруженную) рабочую платформу и быть управляемыми из безопасного положения, а их работа не должна причинять повреждения каким-либо частям МПРП (см. 7.3.11).
Проверка - экспертиза технической документации, визуальный осмотр и функциональное испытание.
5.4.6 Скорость движения подъемного оборудования
Скорость движения подъемного оборудования МПРП не должна превышать следующих значений:
0,4 м/с - для подъема и опускания рабочей платформы;
0,4 м/с - для телескопирования стрелы;
0,7 м/с - для поворота или вращения (горизонтальная скорость на внешней кромке рабочей платформы, измеренная на максимальном вылете).
Исключением являются МПРП, которые могут превышать скорости на величину 100% при условии, что ускорение или замедление, измеряемые в рабочей платформе, не должны превышать 0,25 g. Торможение, вызванное аварийной остановкой, не должно учитываться при измерении сил g. Ускорение и замедление, включая ситуацию аварийной остановки, должны приниматься во внимание при проектировании.
Проверка - функциональное испытание.
5.4.7 Поддержка в транспортном положении
Подъемное оборудование и рабочая платформа в транспортном положении должны поддерживаться для снижения вибрации при транспортировании (см. 5.2.3.3.3).
Проверка - экспертиза технической документации, визуальный осмотр.
5.5 Требования к системам привода подъемного оборудования
5.5.1 Общие положения
5.5.1.1 Самопроизвольные движения
Системы привода подъемного оборудования МПРП должны быть спроектированы и изготовлены таким образом, чтобы предотвращать любые самопроизвольные движения подъемного оборудования. Например могут применяться следующие системы привода:
- стальным канатом;
- цепью;
- ходовым винтом;
- зубчатой рейкой.
Проверка - экспертиза технической документации и функциональное испытание.
5.5.1.2 Защита подъемного оборудования от перегрузки избыточной энергией источников энергии привода
Во всех системах привода должна быть предусмотрена ее защита от перегрузки избыточной энергией, если источник энергии может вырабатывать мощность большую, чем требуется для привода подъемного оборудования и/или системы привода рабочей платформы (например в виде устройства, ограничивающего давление).
Применение соединений фрикционного типа не обеспечивает выполнение этого требования.
Проверка - экспертиза технической документации.
5.5.1.3 Выход из строя приводной цепи или ремня
Приводные цепи и ремни должны использоваться в системах привода только в том случае, когда при выходе из строя цепи или ремня автоматически предотвращаются самопроизвольные движения поворотной части. Это может быть достигнуто при применении самоблокирующейся коробки передач или контролем за состоянием цепи (ремня) при помощи устройства безопасности согласно 5.10.
Примечание - Применение плоских ремней не допускается [18].
Проверка - экспертиза технической документации и функциональное испытание.
5.5.1.4 Отдача рукояток управления
Системы привода с ручным управлением должны быть спроектированы и изготовлены таким образом, чтобы предотвращать отскок назад рукояток управления.
Проверка - экспертиза технической документации и функциональное испытание.
5.5.1.5 Системы ручного привода и привода с подводом энергии для одного и того же движения
Если для одного и того же движения предусмотрены системы привода как вручную, так и с подводом энергии (например в системе ручного аварийного управления), и если существует риск получения повреждений при включении обеих систем одновременно, это должно быть предотвращено (например при помощи блокировок, запорных или перепускных клапанов).
Проверка - экспертиза технической документации и функциональное испытание.
5.5.1.6 Тормозная система для всех приводов
В составе всех приводов должна быть предусмотрена тормозная система. Для движений подъема эта система должна представлять собой автоматический замок или самоблокирующееся устройство. Тормозная система должна автоматически включаться при прекращении подачи энергии к приводу. Коэффициент запаса торможения должен быть не менее 1,5 [18].
Тормозная система должна обеспечивать возможность того, чтобы рабочая платформа, нагрузка в которой составляет 110% от номинальной нагрузки, могла быть остановлена и удержана в любом положении при всех видах работ. Тормозная система должна быть защищена от самопроизвольного размыкания.
Механизмы подъема должны быть снабжены тормозами нормально замкнутого типа, автоматически размыкающимися при включении, или другими устройствами, исключающими самопроизвольное опускание (перемещение) рабочей платформы.
Для подъемников, установленных на подвижном железнодорожном составе, тормоза на механизме передвижения дополнительно должны отвечать требованиям, действующим на железнодорожном транспорте [18].
Проверка - экспертиза технической документации и функциональное испытание.
5.5.2 Система привода стальным канатом
5.5.2.1 Безопасность системы привода стальным канатом
5.5.2.1.1 Общие положения
МПРП может иметь одну или две системы привода стальным канатом.
Диаметры стального каната, барабана и шкивов должны рассчитываться по нормативным документам и/или по приложению D, предполагая, что вся нагрузка воспринимается одной системой стального каната. Не допускается применение системы привода за счет силы сцепления.
Системы привода стальным канатом должны иметь устройство или систему, которые в случае выхода из строя системы привода стальным канатом:
- ограничивают вертикальное перемещение рабочей платформы с полной нагрузкой в пределах 0,2 м;
- сигнализирует о нарушении нормального функционирования.
Это требование должно удовлетворяться согласно требованиям 5.5.2.1.2 и 5.5.2.1.3.
Проверка - экспертиза технической документации.
5.5.2.1.2 Механическое устройство безопасности
МПРП с рабочими платформами, которые поднимаются и опускаются при помощи стальных канатов, должны быть оборудованы устройством безопасности согласно 5.10, которое прерывает движение, вызывая ослабление каната. Движения в обратном направлении при этом допускаются. Это устройство не является обязательным, если невозможно создать ослабление каната.
Механическое устройство безопасности, включение которого в работу производится поворотной частью МПРП, должно плавно затормозить рабочую платформу с номинальной нагрузкой и удерживать ее в случае выхода из строя системы привода стальным канатом. Среднее замедление не должно превышать 1,0 g. Все используемые в этом устройстве пружины по конструкции должны быть работающими на сжатие, с закрепленными концами и направляющими.
Проверка - экспертиза технической документации и функциональное испытание.
5.5.2.1.3 Вспомогательная система привода стальным канатом
МПРП может иметь вспомогательную систему привода стальным канатом, которая должна проектироваться в соответствии с требованиями к первой системе с использованием:
- устройства для передачи приблизительно одинакового натяжения на две системы привода стальным канатом, таким образом удваивая коэффициент запаса прочности, или
- устройства, обеспечивающего передачу на вторую систему менее половины нагрузки в обычных условиях эксплуатации, но способной воспринять полную нагрузку, если произойдет отказ первой системы, или
- барабана и шкивов большего диаметра для увеличения усталостного ресурса второй системы до срока, по меньшей мере вдвое превышающего расчетный срок службы первой системы.
Проверка - экспертиза технической документации и визуальный осмотр.
5.5.2.2 Стальные канаты, воспринимающие нагрузку
Применяемые в МПРП стальные канаты должны отвечать требованиям настоящего стандарта. Канаты должны иметь сертификат предприятия-изготовителя об их испытаниях. При получении канатов без сертификата об испытаниях их необходимо испытать в установленном порядке.
Использование стальных канатов без сертификата испытания или не прошедших испытания на предприятии-изготовителе подъемника не допускается.
Коэффициент запаса прочности каната должен быть не менее 9. В следящей системе ориентации рабочей платформы, состоящей из двух параллельных ветвей и имеющих уравнительное устройство, коэффициент запаса прочности должен быть не менее 4,5 для каждой ветви следящей системы [18].
Стальные канаты, воспринимающие нагрузку, должны изготавливаться из оцинкованных стальных проволок или эквивалентных им материалов и должны иметь следующие характеристики:
|
|
- минимальный диаметр | - 8 мм; |
- минимальное число проволок | - 114 шт.; |
- прочность на разрыв: |
|
минимальная | - 1570 Н/мм ; |
максимальная | - 1960 Н/мм ; |
- ресурс разрушения от усталости - в соответствии с областью применения (см. приложение D);
- коррозийная стойкость - эквивалентна оцинкованной стали;
- соответствие требованиям к соотношению диаметров шкивов и каната (см. приложение D).
Минимальная разрушающая нагрузка должна быть указана в сертификате.
Стальные канаты, используемые непосредственно для подъема или поддерживания рабочей платформы, не должны иметь мест соединений (сращиваний).
Стальные канаты с другими характеристиками могут быть использованы при условии принятия соответствующих мер безопасности.
Проверка - экспертиза технической документации, испытания.
5.5.2.3 Присоединение в одной точке более одного стального каната
Если в точке крепления присоединяется более чем один стальной канат, должно быть предусмотрено устройство для приблизительного уравнивания натяжения канатов.
Должна быть предусмотрена возможность подтягивания стальных канатов.
Проверка - экспертиза технической документации и визуальный осмотр.
5.5.2.4 Крепление концов стальных канатов
Для крепления концов стальных канатов могут применяться только:
- заплетки;
- алюминиевые зажимы;
- зажимы из стали, не подвергавшейся старению;
- крепление во втулке клином.
Для крепления концов, воспринимающих нагрузку стальных канатов, не допускается применение в качестве зажимов U-образных болтов.
Крепление конца стального каната должно выдерживать усилие не менее 80% от минимальной разрушающей нагрузки стального каната.
Проверка - экспертиза технической документации и испытание.
5.5.2.5 Визуальная проверка крепления концов стальных канатов
Визуальная проверка креплений концов стальных канатов должна быть возможна без снятия канатов или крупного демонтажа элементов металлоконструкции МПРП.
Для получения доступа к полной версии без ограничений вы можете выбрать подходящий тариф или активировать демо-доступ.