ГОСТ 10289-79 Масло для судовых газовых турбин. Технические условия.

       

ГОСТ 10289-79

 

Группа Б23

 

 

 

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

 

 

 МАСЛО ДЛЯ СУДОВЫХ ГАЗОВЫХ ТУРБИН

 

 Технические условия

 

 Oil for marine gas turbines. Specifications

МКС 75.100

ОКП 02 5371 0900

Дата введения 1981-01-01

Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 21 мая 1979 г. N 1786 дата введения установлена 01.01.81

 

Ограничение срока действия снято по протоколу N 5-94 Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 11-12-94)

 

ВЗАМЕН ГОСТ 10289-62

 

ИЗДАНИЕ (июнь 2011 г.) с Изменениями N 1, 2, 3, утвержденными в марте 1982 г., мае 1985 г. и июне 1990 г. (ИУС 6-82, 8-85, 9-90).

 

Настоящий стандарт распространяется на нефтяное масло с присадками, применяемое для смазки и охлаждения редукторов и подшипников судовых газовых турбин.

 

 

 1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1.1. Масло для судовых газовых турбин должно изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологическому регламенту, утвержденному в установленном порядке.

 

(Измененная редакция, Изм. N 2).

 

1.2. По физико-химическим показателям масло должно соответствовать требованиям и нормам, указанным в таблице.

           

 

Наименование показателя

Норма

Метод испытания

1. Вязкость кинематическая, м
/с (сСт):
 

 

 

По ГОСТ 33-2000

при 50 °С

(7,0-9,6)
·10
 

(7,0-9,6)

 

 

при 20 °С, не более

30
·10
 

(30)

 

 

2. Индекс вязкости, не менее

40

По ГОСТ 25371-97

3. Кислотное число, мг KОН на 1 г масла, не более

0,02

По ГОСТ 5985-79

4. Зольность, %, не более

0,005

По ГОСТ 1461-75

5. Температура застывания, °С, не выше

Минус 45

По ГОСТ 20287-91

6. Стабильность против окисления:

 

По ГОСТ 981-75 и п.4.2

настоящего стандарта

массовая доля осадка после окисления, %, не более

0,20

 

 

кислотное число окисленного масла, мг KОН на 1 г масла, не более

0,65

 

 

7. (Исключен, Изм. N 3)

 

 

 

 

8. Содержание механических примесей

Отсутствие

По ГОСТ 6370-83

9. Содержание воды

"

По ГОСТ 2477-65

10. Температура вспышки, определяемая в закрытом тигле, °С, не ниже

135

По ГОСТ 6356-75

11, 12. (Исключены, Изм. N 3)

 

 

 

 

13. Цвет на колориметре ЦНТ, единицы ЦНТ, не более

1,5

По ГОСТ 20284-74

14. Плотность при 20
°
С, г/см
(кг/м
), не более
 

0,905(905)

По ГОСТ 3900-85

 

           

Примечания:

 

1. Индекс вязкости определяют в масле, предназначенном для экспорта.

 

2. Для масла, предназначенного для экспорта, цвет на колориметре ЦНТ устанавливается не более 1,0 ед. ЦНТ.

 

(Измененная редакция, Изм. N 1, 2, 3).

 

 

 2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

2.1. Масло для судовых газовых турбин представляет собой горючую вязкую жидкость, температура вспышки не ниже 135 °С, температура самовоспламенения - 270 °С.

 

2.2. В помещении для эксплуатации масла запрещается обращение с открытым огнем, искусственное освещение должно быть во взрывобезопасном исполнении.

 

При вскрытии тары не допускается использование инструментов, дающих при ударе искру.

 

2.3. При загорании масла применяют следующие средства пожаротушения: распыленную воду, пену; при объемном тушении: углекислый газ, состав СЖБ, состав 3,5 и пар.

 

2.4. По степени воздействия на организм человека масло для судовых газовых турбин относится к 4-му классу опасности по ГОСТ 12.1.007-76 с предельно допустимой концентрацией паров углеводородов в воздухе рабочей зоны 300 мг/м
.
 

(Измененная редакция, Изм. N 3).

 

2.5. Для исключения попадания паров в воздушную среду рабочего помещения необходима герметизация оборудования, аппаратов.

 

Помещение, в котором проводятся работы с маслом, должно быть снабжено приточно-вытяжной вентиляцией.

 

2.6. При работе с маслом применяют индивидуальные средства защиты.

 

При разливе масла необходимо собрать его в отдельную тару, место разлива протереть сухой тряпкой, при разливе на открытой площадке место разлива засыпать песком с последующим его удалением.

 

(Измененная редакция, Изм. N 3).

 

 

 3. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ

3.1. Масло для судовых газовых турбин принимают партиями. Партией считают любое количество масла, однородного по своим показателям качества и оформленное одним документом о качестве.

 

3.2. Объем выборок - по ГОСТ 2517-85.

 

3.3. При получении неудовлетворительных результатов испытаний хотя бы по одному показателю проводят повторные испытания вновь отобранной пробы той же выборки.

Результаты повторных испытаний распространяются на всю партию.

 

(Измененная редакция, Изм. N 3).

 

3.4. (Исключен, Изм. N 3).

 

 

 4. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

4.1. Отбор проб масла для судовых газовых турбин - по ГОСТ 2517-85. Для объединенной пробы берут 2 дм
масла.
 

(Измененная редакция, Изм. N 1).

 

4.2. Определение стабильности против окисления

 

Заполненные приборы опускают в масляную баню, нагретую до (170
±1) °
С, и выдерживают при этой температуре 10 ч при непрерывном пропускании через испытуемое масло воздуха из баллона или от воздуходувки со скоростью 50 см
/мин.
 
По окончании испытания окисленное масло сливают в стаканы вместимостью 100 см
каждый. Затем, после перемешивания масла, берут отдельные навески: для определения осадка - по 10 г с погрешностью не более 0,01 г в стаканы вместимостью 150 см
, а для определения кислотного числа - по 5 г с погрешностью не более 0,01 г в конические колбы вместимостью 250 см
.
 
При определении осадка массу масла, взятую в стакан, растворяют в 100 см
технического изооктана по ГОСТ 4095-75 или технического эталонного изооктана по ГОСТ 12433-83 и оставляют отстаиваться на 1 ч. По истечении этого времени содержимое стакана фильтруют через доведенный до постоянной массы обеззоленный бумажный фильтр. Осадок на фильтре тщательно промывают изооктаном. Фильтр с осадком сушат при (105
±5) °
С до получения расхождения между двумя последовательными взвешиваниями не более 0,0004 г.
 
Массовую долю осадка после окисления (
) в процентах вычисляют по формуле
 
,
 
где
- масса осадка, г;
 

           

-
масса окисленного масла, г.
 

Определение кислотного числа - по ГОСТ 5985-79.

 

(Измененная редакция, Изм. N 2).

 

4.3. (Исключен, Изм. N 3).

 

 

 5. УПАКОВКА, МАРКИРОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ

5.1. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение масла для судовых газовых турбин - по ГОСТ 1510-84.

 

 

 6. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ

6.1. Изготовитель должен гарантировать соответствие качества масла для судовых газовых турбин требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий транспортирования и хранения.

 

6.2. Гарантийный срок хранения масла - пять лет со дня изготовления.

 

6.1; 6.2. (Измененная редакция, Изм. N 2).

 

 

Вверх