ВТБ Дебетовая карта
Свод правил СП 150.13330.2012 Дома-интернаты для детей-инвалидов. Правила проектирования (с Изменениями N 1, 2 ред. от 28.12.2023).

Свод правил СП 150.13330.2012 Дома-интернаты для детей-инвалидов. Правила проектирования (с Изменениями N 1, 2 ред. от 28.12.2023).

       

СП 150.13330.2012

 

 

      

     

СВОД ПРАВИЛ

 

 

 ДОМА-ИНТЕРНАТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

 

 ПРАВИЛА ПРОЕКТИРОВАНИЯ

 

 Boarding schools (institutions) for disabled children

 

Rules of architectural design

     

     

Дата введения 2013-07-01

 

      

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила разработки - постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 г. N 858 "О порядке разработки и утверждения сводов правил".

 

Сведения о своде правил:

 

1 ИСПОЛНИТЕЛИ ООО "Институт общественных зданий" и ОАО "ЦНИИЭП жилища"

 

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 "Строительство"

 

3 ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Управлением градостроительной политики

 

4 УТВЕРЖДЕН приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Госстрой) от 27 декабря 2012 г. N 136/ГС и введен в действие с 1 июля 2013 г.

 

5 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)

 

Информация об изменениях к настоящему своду правил публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Росстандарта в сети Интернет

 

ВНЕСЕНЫ: Изменение N 1, утвержденное и введенное в действие приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. N 971/пр c 25.03.2016; Изменение N 2, утвержденное и введенное в действие приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России) от 28 декабря 2023 г. 1004/пр c 29.01.2024

 

 

 Введение

Настоящий свод правил разработан с учетом: Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ "Градостроительный кодекс Российской Федерации", Федерального закона Российской Федерации от 22 июня 2006 г.* N 123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Федерального закона Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 261-Ф3 "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

 

 

Свод правил разработан в развитие положений СП 59.13330 и в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов, подписанной Российской Федерацией в сентябре 2008 г., содержит рекомендательные нормы и правила по проектированию среды, адаптированной для инвалидов и других маломобильных групп населения.

 

В своде правил учтены опыт исследований в данной области отечественных и зарубежных специалистов, а также разработки различных авторов и творческих коллективов. В тексте учтены предложения и замечания специалистов Центральных правлений ВОИ, ВОС и ВОГ, НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им.А.Н.Сысина.

 

При подготовке использованы материалы НИР Ивановгражданпроект, СибЗНИИЭП, ОАО "ЦНИИЭП жилища", ГУП МНИИТЭП; нормативные, обзорные и рекомендательные документы, разработки прошлых лет, данные зарубежных источников и другие материалы.

 

Редакция выполнена ООО "Институт общественных зданий" (руководитель работы - канд. архит., проф. А.М.Гарнец, ответственный исполнитель - канд. архит. Т.А.Исаева, компьютерная графика - канд. техн. наук А.И.Цыганов, инж. И.Р.Домрачева, исполнители - ст. науч. сотр. Л.В.Сигачева, инж. Н.И.Чернозубова, архит. Н.В.Пронькина), при участии ОАО ЦНИИЭП жилища (канд. архит., проф. А.А.Магай, канд. архит. Н.В.Дубынин); ФМБА России, "Федеральное медико-биологическое агентство России" (д-р мед. наук Н.Ф.Дементьева).

 

 

      1 Область применения

1.1 Настоящий свод правил устанавливает правила проектирования зданий домов-интернатов (далее - дома-интернаты) для стационарного проживания детей-инвалидов с сохранным интеллектом и физическими недостатками (от 3 до 16 лет) и с нарушением интеллекта с различной инвалидностью (от 4 до 18 лет).

 

(Измененная редакция, Изм. N 1).

 

1.2 Требования свода правил распространяются на проектирование новых объектов, реконструкцию и модернизацию существующего фонда.

 

 

      2 Нормативные ссылки

В настоящем своде правил приведены ссылки на следующие нормативные документы:

                              

ГОСТ Р 12.2.143-2009 Системы стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля

 

ГОСТ Р 50571.28-2006 Электроустановки зданий. Часть 7-710. Требования к специальным электроустановкам. Электроустановки медицинских помещений

 

ГОСТ 12.1.004-91 ССБТ Пожарная безопасность. Общие требования

 

ГОСТ 30494-2011 Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях

 

СП 2.13130.2012 "Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты"

 

СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты"

 

СП 5.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования" с Изменением N 1

 

СП 30.13330.2012 "СНиП 2.04.02-85* Внутренний водопровод и канализация зданий"

 

СП 42.13330.2011 "СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений"

 

СП 52.13330.2011 "СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение"

 

СП 54.13330.2011 "СНиП 31-01-2003 Здания жилые многоквартирные"

 

СП 59.13330.2012 "СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения"

 

СП 60.13330.2012 "СНиП 41-01-2003 Отопление, вентиляция и кондиционирование"

 

СП 113.13330.2023 "СНиП 21-02-99* Стоянки автомобилей"

 

СП 118.13330.2012 "СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения" с Изменением N 1

 

СП 132.13330.2011 "Обеспечение антитеррористической защищенности зданий и сооружений. Общие требования проектирования"

 

СП 133.13330.2011* "Сети проводного радиовещания и оповещения зданий и сооружений"

 

СП 145.13330.2012 "Дома-интернаты. Правила проектирования"

 

СП 147.13330.2012 "Здания для учреждений социального обслуживания. Правила реконструкции"

 

СанПиН 2.1.2.2564-09 Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию объектов организации здравоохранения и социального обслуживания, предназначенных для постоянного проживания престарелых и инвалидов, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму их работы

 

СанПиН 2.1.3.2630-10 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность

 

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01 Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий

 

СанПиН 2.4.1201-03 Гигиенические требования к устройству, содержанию, оборудованию и режиму работы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации с Изменением N 1

 

СанПиН 2.1.4.3049-13* Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях

 

 

                

Примечание - При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национальных органов Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим сводом правил следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

 

(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).

 

 

      3 Термины и определения

Основные термины и определения, а также сокращения, в тексте приняты в соответствии с СП 145.13330, СП 54.13330 и СП 59.13330, кроме того использованы следующие термины:

 

3.1 абилитация: Медико-социальные мероприятия по отношению к инвалидам с детства, направленные на адаптацию их к жизни.

 

3.2 дом-интернат для детей-инвалидов: Организация стационарного содержания детей с физическими недостатками и с сохранным интеллектом (с 3 до 16 лет), детей с врожденной либо развившейся с раннего возраста инвалидностью, нуждающихся в реабилитации, и детей с нарушением интеллекта с различной инвалидностью (с 4 до 18 лет).

 

(Измененная редакция, Изм. N 1).

 

3.3 комната позиционирования: Медицинское помещение для детей-инвалидов. Комната позиционирования используется для разнообразных терапевтических поз-укладок в зависимости от медицинских показаний ребенка-инвалида.

3.4 сенсорная комната: Медицинское реабилитационное помещение, предназначенное для психического и физического развития нуждающихся в реабилитации детей с физическими и умственными недостатками. Сенсорная комната оснащается аппаратурой с набором различных управляемых переключателей, сенсорной панелью, стимулирующей двигательные, визуальные и акустические эмоции.

 

3.5 реабилитация: Система мероприятий, направленных на устранение или создание возможно полной компенсации ограничений жизнедеятельности.

 

(Введен дополнительно, Изм. N 1).

 

 

      4 Общие положения

4.1 Здания учреждений домов-интернатов для детей-инвалидов рассчитаны на проживание различных возрастных групп детей:

 

с сохранным интеллектом, имеющих физические недостатки, в возрасте от 3 до 16 лет в соответствии с таблицей А.1;

 

с нарушением интеллекта в возрасте от 4 до 18 лет в соответствии с таблицей А.2.

 

(Измененная редакция, Изм. N 1).

 

4.2 В учреждениях для детей-инвалидов следует предусматривать необходимый набор помещений: жилых, служебно-бытовых, хозяйственных, административных, медицинских, культурно-массовых и досугового назначения, а также создавать условия для обеспечения обстановки, максимально приближенной к домашней, сочетая ее с необходимым медицинским обслуживанием.

 

Структура учреждений и взаимосвязь помещений приведены на рисунке Г.1 , состав и площади помещений приведены в таблицах В.1-В.7.

 

В учреждениях домов-интернатов для детей-инвалидов предусматривается стационарное или пятидневное в неделю проживание детей с сохранным интеллектом (от 3 до 16 лет) и детей с нарушением интеллекта (с 4 до 18 лет).

 

(Измененная редакция, Изм. N 1).

 

4.3 Вместимость учреждений для детей-инвалидов рекомендуется принимать 100-200 мест в соответствии с таблицами Б.1 и Б.2.

 

4.4 При проектировании домов-интернатов для детей-инвалидов следует учитывать требования к зданиям общественного назначения согласно СП 118.13330 и СП 59.13330, [1], [2], а также следует соблюдать гигиенические требования к устройству и организации режима работы в домах-интернатах для детей-инвалидов в соответствии с СанПиН 2.1.4.3049.

           

(Измененная редакция, Изм. N 1).

 

4.5 В домах-интернатах для детей-инвалидов противопожарную защиту следует обеспечивать в соответствии с требованиями СП 4.13130, СП 5.13130. По функциональной пожарной опасности интернаты относятся к классу Ф1.1. Наличие фотолюминесцентной эвакуационной системы (ФЭС) в домах-интернатах для детей-инвалидов указывается в задании на проектирование.

 

(Измененная редакция, Изм. N 1).

 

4.6 Оптимальная этажность домов-интернатов для детей-инвалидов рекомендуется принимать 1-2 этажа, при стесненных условиях - до 4 этажей.

 

При числе этажей более двух учреждения для детей-инвалидов должны быть оборудованы лифтами (по расчету), в том числе и коечными. Число лифтов в каждом конкретном случае определяется заданием на проектирование.

 

В интернатах для детей-инвалидов следует предусматривать кроме лифтов и пандусы. Уклон пандуса на путях передвижения инвалидов на колясках внутри и снаружи здания следует принимать не более 1:6 согласно СП 42.13330, СанПиН 2.1.4.3049.

 

Число лифтов для спасения МГН в исполнении "для пожарных подразделений" допускается определять расчетом. Расчеты должны соответствовать динамике опасных факторов пожара и их влиянию на МГН. В случае невозможности устройства в здании лифтов соответствующего исполнения, для спасения МГН следует создавать зону безопасности на этаже размещения палат для лежачих пациентов. Для создания зоны безопасности на каждом этаже следует выделять одну из палат для лежачих пациентов. Зону безопасности следует обустраивать в соответствии с требованиями СП 2.13130, как для пожарного отсека.

 

(Измененная редакция, Изм. N 1).

 

4.7 В зависимости от возраста и тяжести заболевания принцип размещения групп детей по этажам должен подчиняться следующим правилам:

 

лежачие, обездвиженные дети размещаются не выше первого этажа;

 

дети до 6 лет с физическими недостатками - не выше второго этажа.

 

В учреждении для детей-инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата расчетное число колясочников в отделении следует принимать 20-30% вместимости отделения. В отделении для детей с нарушением интеллекта, передвигающихся с трудом, число колясочников рекомендуется принимать 2-3% вместимости отделения. Общую численность колясочников следует уточнять при составлении задания на проектирование.

 

(Измененная редакция, Изм. N 1).

 

4.8 Жилая площадь в домах-интернатах для детей-инвалидов принимается 4 м/место для дошкольных групп и 6 м/место для остальных групп согласно таблицам В.1 и В.2.

 

4.9 Высоту помещений от пола до потолка в домах-интернатах для нового строительства следует принимать 3 м; высоту общественных помещений, кроме столовой, следует принимать не менее 3 м согласно СП 118.13330.

 

4.10 Следует учитывать требования к организации инсоляции согласно СанПиН 2.1.3.2630.

 

4.11 Необходимость решений по проектированию учреждений гражданской обороны следует принимать в каждом конкретном случае заданием на проектирование.

 

4.12 Рекомендуется в доме-интернате для детей-инвалидов, кроме лежачих обездвиженных, предусматривать зал лечебной физкультуры площадью 60-70 м
с кладовой инвентаря 12 м
в соответствии с СанПиН 2.1.2.2564.
 

4.13 Организация внутреннего и внешнего пространства, учитывающая особенности детей-инвалидов, проектируется исходя из обязательных минимально допустимых параметров комфортного проживания.

4.14 Оборудование помещений для детей-инвалидов следует принимать в соответствии с антропологическими и эргонометрическими данными детей, имеющих различные нарушения физического и умственного развития. Параметры помещений для детей с физическими недостатками (нарушением зрения, слуха, речи) принимаются такими же, как и для помещений, рассчитанных на здоровых детей, в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049.

 

На основе антропологических и эргонометрических данных детей-инвалидов жилые помещения следует принимать не менее, м
:
 

спальные комнаты для детей-инвалидов с физическими недостатками - 4,0; для слепых (с остротой зрения 0-0,05) - 4,5;

 

спальные комнаты для детей-инвалидов лежачих - 6,0;

 

комнаты дневного пребывания - 3;

 

классные комнаты в жилых ячейках - 2,5.

 

(Измененная редакция, Изм. N 1).

 

4.15 В составе жилой ячейки для детей с физическими недостатками, для старшеклассников следует предусматривать дополнительно комнаты для индивидуальных занятий площадью на одного воспитанника не менее 1,5 м
/место, а для детей-инвалидов с последствиями полиомиелита и церебральных параличей - не менее 1,8 м
/ место.
 

4.16 При реконструкции зданий для домов-интернатов следует учитывать требования настоящего свода правил требования СП 147.13330.

 

 

      5 Земельный участок для дома-интерната

5.1 Дома-интернаты для детей-инвалидов следует размещать в зеленой зоне селитебной территории в соответствии с требованиями нормативных документов, предъявляемыми к планировке и застройке домов-интернатов для детей-инвалидов (СП 42.13330, СП 118.13330, а также СанПиН 2.1.4.3049) [3].

 

(Измененная редакция, Изм. N 1).

 

5.2 Площадь земельного участка учреждений для детей-инвалидов следует принимать в соответствии с таблицами Б.1, Б.2.

 

При строительстве нового здания дома-интерната для детей-инвалидов в районах с стесненной застройкой площадь земельного участка может быть уменьшена, но не более чем на 20%.

 

5.3 На участке следует разграничивать его территорию на площадки для групп детей с сохранным интеллектом и детей умственно отсталых:

 

учебно-производственной зоны;

 

зоны отдыха (площадки для встречи с родителями, площадки, оборудованные скамейками и столами, цветниками, прогулочные дорожки, лужайки для игр);

 

хозяйственной зоны.

 

Площадь участка и состав площадок для различных групп следует принимать в соответствии с таблицами Б.1 и Б.2 и СП 42.13330.

 

5.4 На территории участка следует предусматривать два самостоятельных въезда, один из въездов должен быть хозяйственным. При въезде на участок необходимо предусматривать стоянку легковых автомобилей в соответствии с требованиями СП 113.13330. Количество стояночных мест устанавливается в задании на проектирование, но должно быть не менее трех машино-мест.

 

При размещении парковочных мест следует предусматривать места для хранения (стоянки) электромобилей, оборудованные зарядными устройствами, в соответствии с требованиями СП 113.13330. Расчетную потребность парковочных мест, оборудованных зарядными устройствами, следует устанавливать в соответствии с заданием на проектирование, но не менее установленных СП 118.13330.

 

Для пожарных автомобилей должен быть обеспечен круговой проезд по дороге с твердым покрытием.

 

(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).

 

5.5 Озеленение участка следует принимать не менее 40% площади участка.

 

5.6 Участок здания учреждения для детей-инвалидов необходимо ограждать оградой высотой 2 м с запирающимися калиткой и воротами.

 

5.7 При проектировании протяженных (блокированных) зданий должны быть предусмотрены сквозные проезды шириной в свету не менее 4,25 м.

 

5.8 На участке дома-интерната для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата уклон дорожек и тротуаров предусматривается не более 5% (1:20), ширина дорожек и тротуара не менее 1,6 м по СанПиН 2.4.1.3049.

 

(Введен дополнительно, Изм. N 1).

 

 

      6 Объемно-планировочные решения

 

      6.1 Приемно-карантинное отделение

6.1.1 Приемно-карантинное отделение следует проектировать с отдельным самостоятельным выходом на участок. Приемное отделение должно иметь непосредственную связь с карантинным отделением.

 

Площадь на одно приемно-смотровое место приведена в таблице 1.

 

Таблица 1 - Приемно-карантинное отделение

Помещения

Площадь, м
 

Холл (ожидальная) с тамбуром

10

Палаты на 1-2 места

Не менее 10 (7 м
/на койку)
 

Санузел с умывальником в шлюзе

3

Комната для санобработки и переодевания

12

Место для хранения каталок

6

Кабинет врача, медсестры

10

Буфетная

12

Комната сестры-хозяйки

10

 

В карантинном отделении число мест ориентировочно принимается 3% общего числа детей-инвалидов в доме-интернате.

 

6.1.2 Окна в карантинном отделении следует проектировать из небьющегося стекла. Высота подоконника проектируется не менее 0,9 м от уровня пола. На окнах необходимо предусмотреть фрамуги или форточки, высоту размещения затворов фрамуг и форточек следует принимать от уровня пола 2,0-2,2 м.

 

6.1.3 Дома-интернаты для детей-инвалидов с сохранным интеллектом, детей умственно отсталых формируются из жилых отделений, жилых групп и жилых ячеек, помещений медицинского, хозяйственного и бытового назначения. При проектировании рекомендуется предусматривать вариант решения учреждения (многопрофильного) с блокировкой жилых отделений для детей с сохранным интеллектом и для умственно отсталых детей при четком разграничении отделений. Планировку здания необходимо решать исходя из функциональной структуры учреждения, с единым блоком медицинских, административных, хозяйственных, культурно-массовых помещений и столовой. Состав и площадь помещений следует принимать в соответствии с таблицами В.1-В.7.

 

Пути эвакуации детей из домов-интернатов следует рассчитывать по установленным или апробированным методикам с учетом динамики опасных факторов пожара ГОСТ 12.1.004 и психофизиологических возможностей, детей находящихся в доме-интернате.

 

(Измененная редакция, Изм. N 1).

 

6.1.4 В состав домов-интернатов для детей-инвалидов входят следующие основные группы помещений:

 

вестибюль (таблица В.5);

 

приемно-карантинное отделение (таблица 1);

 

жилые отделения для умственно отсталых детей (таблица В.2);

 

жилые отделения для детей с сохранным интеллектом, имеющих физические нарушения (таблица В.1);

 

общественные помещения:

 

учебной и профессиональной подготовки и трудового обучения (таблица В.3);

 

медицинского обслуживания (таблица В.4);

 

административно-бытового назначения (таблица В.5);

 

столовой и производственных помещений кухни (таблица В.6);

 

культурно-массового обслуживания (таблица В.7);

 

хозяйственного назначения;

 

помещения проживания персонала (при загородном размещении дома-интерната для детей-инвалидов).

 

(Измененная редакция, Изм. N 1).

 

6.1.5 Все основные группы помещений учреждений для детей-инвалидов должны быть, как правило, функционально изолированы и взаимосвязаны через коммуникационные пространства. На практике обеспечить всем группам помещений необходимую изоляцию достаточно сложно. Поэтому допускается некоторая группа помещений, кроме жилых, предусматривать проходными.

 

Функционально-планировочную организацию домов-интернатов для детей-инвалидов следует проектировать с жилыми отделениями, которые рекомендуется соединять с блоком общественных помещений короткими (6 м) теплыми переходами.

 

 

      6.2 Жилые ячейки

6.2.1 Жилые ячейки для детей-инвалидов с физическими недостатками, но с сохранным интеллектом следует дифференцировать в зависимости от возраста и степени инвалидности в соответствии с таблицей В.1

и рисунком Г.2.

6.2.2 Площадь помещений в жилых ячейках принимается из расчета на одного проживающего не менее:

 

для спальных комнат - 4 м
;
 
для спальных комнат лежачих детей - 6 м
;
 
для комнат дневного пребывания (комнат отдыха) - 3 м
;
 
для классных комнат в учебно-жилых ячейках - 2,5 м
, но не менее 12 м
;
 
для гардеробных - 1,0 м
;
 
для санитарно-гигиенических помещений - 1,0 м
;
 
для помещений сушки одежды - 0,35 м
;
 
для кладовых - 0,5 м
.
 

6.2.3 Жилую ячейку типа 1а следует предусматривать для детей-инвалидов в возрасте 3-7 лет. Жилая ячейка должна включать жилые комнаты на 4-6 человек, буфетную, комнату для игр, раздевальную, комнату воспитателя и санитарно-гигиенические помещения в соответствии с рисунком Г.3, таблица В.1.

 

6.2.4 Жилую ячейку типа 1б следует предусматривать для детей-инвалидов подросткового возраста, подготовительной группы к общеобразовательным школьным занятиям в возрасте 6-7 лет и группы детей профессионального обучения 8-16 лет.

 

В жилой ячейке должны быть жилые комнаты на 2-3-4 человека, которые представлены на рисунке Г.2, таблица В.1.

 

В составе жилой ячейки типа 1б (рисунок Г.2) следует предусматривать классы для обучающихся детей, состав и площади которых представлены в таблице В.3.

 

Помещения жилой ячейки для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата следует проектировать с учетом функциональных зон, обеспечивающих подъезд ребенка-инвалида в кресле-коляске к любой точке помещения. Зону размещения кресла-коляски следует принимать шириной 0,9 м и длиной 1,5 м.

Полная версия документа доступна с 20.00 до 24.00 по московскому времени.

Для получения доступа к полной версии без ограничений вы можете выбрать подходящий тариф или активировать демо-доступ.