Отраслевой стандарт ОСТ 37.001.211-78 Безопасность конструкции автомобилей. Внутреннее оборудование передней части салона кузовов легковых автомобилей. Технические требования и методы испытаний.
ОСТ 37.001.211-78
Группа Д25
ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ
Безопасность конструкции автомобилей
ВНУТРЕННЕЕ ОБОРУДОВАНИЕ ПЕРЕДНЕЙ ЧАСТИ САЛОНА КУЗОВОВ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ
Технические требования и методы испытаний
Дата введения 1979-07-01
Приказом по Управлению конструкторских и экспериментальных работ Министерства автомобильной промышленности от 28 сентября 1978 г. N 38 срок введения установлен с 01.07.1979 г.
Информационные данные
1. Разработан и внесен - Центральным научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом (НАМИ)
2. Утвержден и введен в действие Приказом по Управлению конструкторских и экспериментальных работ Министерства автомобильной промышленности от 28 сентября 1978 г. N 36
(Поправка N 1. ИУОНД N 2-2003).
ВНЕСЕНА поправка N 1, опубликованная в ИУОНД N 2, 2003 год
1. Настоящий стандарт распространяется на внутреннее оборудование передней части салона кузовов легковых автомобилей, оборудованных ремнями безопасности, и устанавливает требования безопасности к внутренним деталям кузова, находящимся в зоне возможного удара моделью головы* в случае фронтального столкновения: органам управления, крыше, спинкам и тыльным частям сидений.
________________
* Термины, принятые в стандарте и помеченные звездочкой, и их определения приведены в приложении 1.
Стандарт не распространяется на:
а) часть поверхности передней панели кузова, заключенную между фронтальной проекцией на нее рулевого колеса (при наличии механизма регулировки рулевое колесо должно занимать крайнее нижнее переднее положение), уширенную периферийной полосой шириной 127 мм и ограниченную снизу горизонтальной плоскостью, касательной к рулевому колесу в положении для движения по прямой;
б) часть поверхности панели приборов, упомянутую в пункте а), заключенную между проекцией окружности рулевого колеса и ближайшей внутренней стенкой кузова; снизу эта поверхность ограничена горизонтальной плоскостью, касательной к нижнему краю рулевого колеса;
в) боковые стойки ветрового окна;
г) поверхности боковых дверей;
д) внутреннее зеркало заднего вида.
2. Детали внутреннего оборудования кузова должны удовлетворять требованиям, приведенным в таблице.
Детали внутреннего оборудования кузова | Требования безопасности | Примечание |
1. Внутренние передние детали кузова, не являющиеся неотъемлемыми частями панели приборов, находящиеся в зоне возможного удара моделью головы и расположенные ниже уровня крыши* и выше уровня панели приборов*, за исключением частей, расположенных на расстоянии менее 100 мм от стенок и окон (стекол) кузова | Должны обладать способностью поглощать энергию.
Металлическая арматура основания этих деталей не должна иметь выступающих и острых краев | Определение зоны возможного удара должно проводиться в соответствии с приложением 2 и чертежом |
2. Обычные и вытяжные кнопки и т.п., выполненные из твердых материалов и выступающие над опорной поверхностью панели приборов от 3,2 до 9,5 мм | Должны иметь минимальное поперечное сечение площадью 2 см и закругленные края с радиусом закругления не менее 2,5 мм Поперечное сечение должно определяться на расстоянии 2,5 мм от наиболее выступающей точки |
|
3. Вытяжные кнопки и т.п., выступающие над поверхностью панели приборов более чем на 9,5 мм | Должны быть сконструированы и изготовлены так, чтобы они могли утапливаться в панели приборов до размера не более 9,5 мм или отсоединяться под воздействием направленной вперед продольной горизонтальной силы величиной 38,6 кгс. Эта сила должна прикладываться с помощью устройства (домкрата), имеющего площадку диаметром не более 50 мм.
В случае отсоединения не должно оставаться опасных выступов, а сечение, проведенное на расстоянии не более 6,5 мм от наиболее выступающей точки, должно иметь поверхность площадью не менее 6,5 см |
|
4. Любые выступающие детали и дополнительные устройства, включая детали и устройства, выполненные из материала с твердостью не более 50 ед. по Шору, установленные на жесткой опоре | Должны отвечать требованиям пп.1-3 таблицы | Требования пп.1-3 таблицы распространяются только на жесткую опору |
5. Внутренние передние детали кузова, расположенные в зоне возможного удара моделью головы ниже уровня панели приборов: выключатели, ключ зажигания и другие органы управления | Должны отвечать требованиям пп.2-4 таблицы | Требования не распространяются на детали, приборы и приводы, с которыми не может войти в соприкосновение модель головы измерительного устройства ввиду наличия рулевого колеса, рулевой колонки, выступающих частей панели приборов |
6. Полочка для мелких вещей и другие аналогичные элементы | Должны быть спроектированы и изготовлены так, чтобы их кронштейны не выступали в салон за габарит полочки. Части конструкций, обращенные внутрь салона, должны иметь поверхности шириной не менее 25 мм с закругленными краями, радиус закругления не должен быть менее 3,2 мм, и эти части должны быть покрыты материалом, способным поглощать энергию; в другом случае полочка и другие аналогичные элементы должны быть спроектированы так, чтобы они могли отделяться, ломаться, значительно деформироваться или утапливаться под действием направленной вперед продольной горизонтальной силы величиной 38,6 кгс, при этом не должно оставаться опасных выступов как на кронштейнах, так и на полочке |
|
7. Нижний край панели приборов, если он не отвечает требованиям п.1 (графа 2) | Должен быть закругленным, радиус закругления не должен быть менее 19 мм |
|
8. Детали салона (рукоятки, ручки, кнопки, а также любые выступающие предметы), расположенные перед точкой H и выше горизонтальной плоскости, проходящей через точку, расположенную на 25 мм выше точки H | Должны иметь скругленные края, причем радиусы закруглений не должны быть менее 3,2 мм |
|
9. Ручка рычага ручного тормоза в расторможенном положении и ручка рычага переключения коробки передач в положениях для движения вперед независимо от их расположения в зонах возможного удара моделью головы | Должны иметь радиусы закруглений не менее 3,2 мм и площадку с поверхностью площадью не менее 6,5 см , расположенную на расстоянии 6,5 мм от наиболее выступающей части | Наиболее выступающая часть должна быть измерена следующим образом:
- в случае расположения на панели приборов ручек рычага ручного тормоза и рычага управления коробкой передач в сечении, перпендикулярном продольному горизонтальному направлению;
- в случае расположения на полу между сиденьями или рядом с сиденьем водителя ручек этих рычагов в сечении, параллельном горизонтальной продольной плоскости |
10. Крыша | Ширина выступающих конструктивных деталей крыши не должна быть менее высоты выступа, направленного внутрь салона; радиусы закруглений краев не должны быть менее 5 мм. Если эти условия не выполняются, то эти элементы должны быть покрыты материалом, способным поглощать энергию (приложение 3).
Для автомобилей с мягким открывающимся верхом эти требования распространяются только на внутренние части верхних элементов дуг безопасности | Требования распространяются на внутреннюю часть крыши и не распространяются на те части крыши, с которыми не может соприкасаться модель головы |
11. Крыша открывающаяся
Люк крыши в нерабочем (закрытом) положении | Должен быть изготовлен или покрыт материалом, способным поглощать энергию, либо закрываться заподлицо с крышей, или иметь скругленную форму, а поверхность должна заканчиваться закругленными краями; радиус закруглений не должен быть менее 5 мм |
|
12. Устройства для открывания или приведения люка в действие | Должны при закрытом положении люка помещаться в зонах, с которыми не может соприкоснуться модель головы
Если это требование не выполняется, то эти устройства должны при закрытом положении люка покрываться или изготавливаться из материала, способного поглощать энергию, либо устанавливаться заподлицо, либо должны быть спроектированы и изготовлены так, чтобы под воздействием силы величиной 38,6 кгс, приложенной в направлении возможного удара, выступали не более чем на 25 мм над поверхностью, на которой они установлены, или отсоединяться; в этом случае не должно оставаться опасных выступов | Эти требования распространяются также на устройства для открывания мягкой открывающейся крыши |
13. Задняя часть спинок сидений в зоне возможного удара | Должна обладать способностью поглощать энергию (см. приложение 3) | При определении зоны возможного удара сиденье должно находиться в самом заднем положении, предусмотренном для управления автомобилем; регулируемая спинка должна быть наклонена назад на 25°, если предприятие-изготовитель не оговаривает другое положение.
Зона возможного удара моделью головы задних пассажиров о передние раздельные сиденья находится на тыльной и верхней частях спинки сиденья и ограничивается двумя вертикальными линиями, проходящими на расстоянии 100 мм от оси симметрии сиденья.
Зона возможного удара моделью головы задних пассажиров о переднее нераздельное сиденье находится на тыльной и верхней частях спинки сиденья и включает в себя участок, ограниченный осями, проведенными через центры крайних мест, и два участка слева и справа от этих осей, находящиеся на расстоянии 100 мм.
Ось каждого наружного места нераздельного сиденья должна определяться предприятием-изготовителем |
14. Части конструкций сидений, не входящие в зоны возможного удара | Должны иметь мягкую обивку для того, чтобы избежать непосредственного соприкосновения модели головы с элементами конструкции.
Элементы конструкции в этих зонах не должны иметь радиусы закруглений менее 5 мм | Это требование не распространяется на части конструкций сидений, снабженные жесткой защитой, обладающей способностью поглощать энергию (см. приложение 3).
Требования пп.13 и 14 не распространяются:
- на самые задние сиденья (последний ряд сидений);
- на сиденья, расположенные вдоль автомобиля;
- на сиденья, обращенные против движения автомобиля;
- на сиденья, направленные в противоположные стороны, с общей спинкой;
- на откидные или дополнительные сиденья |
15. Противосолнечный козырек (шторка) и детали их крепления | Жесткие края противосолнечных козырьков (шторок) и деталей крепления, о которые может удариться модель головы, не должны иметь радиус закруглений менее 3,2 мм |
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Обязательное
ТЕРМИНЫ, ПРИНЯТЫЕ В СТАНДАРТЕ, И ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Термин | Определение |
Зона возможного удара моделью головы | Зона удара моделью головы измерительного устройства, включающая все внутренние поверхности кузова автомобиля, кроме его остекления. Эта зона должна определяться с помощью измерительного устройства, имитирующего сидящего человека. Описание этого устройства дано в приложении 2. |
Уровень крыши | Линия, проходящая через верхнюю кромку оконных проемов в свету |
Уровень панели приборов | Линия, определяемая точками касания вертикальных касательных к панели приборов |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Обязательное
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗОНЫ ВОЗМОЖНОГО УДАРА МОДЕЛЬЮ ГОЛОВЫ
1. Определение зоны возможного удара моделью головы должно проводиться измерительным устройством (чертеж).
Чертеж
Измерительное устройство должно представлять собой штангу, которую можно плавно регулировать, на одном из концов которой закреплена модель головы диаметром 165 мм.
Регулировка штанги должна обеспечить плавное изменение размеров устройства, отчисляемых от точки сочленения бедра с туловищем (точка H) до верхней точки модели головы в пределах от 736 до 840 мм.
Точка присоединения устройства на автомобиле должна устанавливаться для каждого посадочного места, предусмотренного предприятием-изготовителем, следующим образом:
для сидений, регулируемых в продольном направлении, - в точке H и в точке, расположенной на расстоянии 127 мм по горизонтали перед точкой H, и на высоте 19 мм или высоте, получаемой в результате изменения высоты точки H, соответствующей перемещению сиденья вперед на 127 мм;
для сидений, не регулируемых в продольном направлении, - в точке H.
2. Порядок проведения замеров
Сначала должны быть определены все точки соприкосновения модели головы устройства, находящиеся выше нижней границы ветрового стекла и впереди точки H. При этих замерах в зависимости от внутренних размеров кузова автомобиля испытательное устройство должно регулироваться по высоте. Затем должны быть определены все возможные точки соприкосновения путем наклона устройства вниз - вверх, заставляя его описывать все возможные дуги в вертикальных плоскостях, проходящих через точку H, вплоть до плоскости, расположенной под углом 90° к продольной вертикальной плоскости.
Движение вниз должно быть ограничено положением модели головы устройства, касательным к горизонтальной плоскости, проходящей через точку, расположенную выше точки H на 25,4 мм.
Точки соприкосновения - точки касания модели головы устройства с внутренними частями кузова.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Обязательное
ИСПЫТАНИЕ МАТЕРИАЛОВ, ОБЛАДАЮЩИХ СПОСОБНОСТЬЮ ПОГЛОЩАТЬ ЭНЕРГИЮ
1. Деталь из материала, обладающего способностью поглощать энергию, должна быть установлена и испытана совместно с элементом, конструкции, на котором она установлена в автомобиле. Деталь или кузов автомобиля должны быть прочно установлены на испытательном стенде так, чтобы они не могли перемещаться под действием удара.
Целесообразно, когда это возможно, проводить испытания на автомобиле.
Однако допускается монтаж деталей на каркасе, моделирующем оборудование кузова автомобиля с условием, что модель имитирует такое же геометрическое размещение, не меньшую прочность и не большую способность поглощать энергию.
Нижняя оконечность маятника представляет собой модель головы в виде твердого шара диаметром, равным 165 мм, крайняя точка которого совмещена с центром соударения маятника.
Модель головы должна быть оборудована двумя акселерометрами, замеряющими замедление в направлении удара.
3. Аппаратура для регистрации должна позволять проводить измерения с точностью:
ускорения:
±5% фактической величины;
частотная характеристика до 1000 Гц;
скорости модели головы перед ударом:
±2,5% фактической величины;
чувствительность 0,5 км/ч;
глубины проникновения модели головы в испытываемую деталь:
±5% фактической величины;
чувствительность 1 мм;
регистрации времени:
аппаратура должна позволять записывать весь процесс удара и регистрировать явления, протекающие в тысячные доли секунды: начало удара (момент первого соприкосновения) должно четко фиксироваться для обработки данных, полученных в результате испытаний.
4. Направление удара определяется касательной к траектории движения модели головы измерительного устройства, описанного в приложении 2.
Если угол между направлением удара и перпендикуляром к поверхности в точке удара не более 5°, испытания нужно проводить так, чтобы касательная к траектории движения центра соударения маятника совпадала с направлением удара.
Модель головы должна сталкиваться с испытываемой деталью при скорости 24,1 км/ч.
Эта скорость может быть получена в результате естественного движения маятника или при помощи дополнительного двигающего устройства.
Если угол между направлением удара и перпендикуляром к поверхности в точке удара больше 5°, испытание по выбору предприятия-изготовителя может быть проведено так, чтобы касательная к траектории движения центра соударения маятника совпадала с перпендикуляром в точке удара. Величина скорости в этом случае должна быть равна нормальной составляющей скорости, указанной выше.
Регистрируемое значение ускорения является средней величиной показаний обоих деселерометров.