Отраслевой стандарт ОСТ 37.001.087-76 Программа и методы ресурсных испытаний полноприводных автомобилей.
ОСТ 37.001.087-76
Группа Д29
ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ
ПРОГРАММА И МЕТОДЫ РЕСУРСНЫХ ИСПЫТАНИЙ ПОЛНОПРИВОДНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ
Дата введения 1977-07-01
РАЗРАБОТАН Центральным научно-исследовательским автомобильным полигоном НАМИ
Зам. директора по научной работе С.Ф.Безверхий
Руководитель разработки Р.А.Розов
ИСПОЛНИТЕЛИ: В.К.Лец, В.П.Антипцев, А.И.Зарайский, М.А.Лобзина, Г.П.Тымчук, И.Д.Зарифьянц
ВНЕСЕН Центральным научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом (НАМИ)
УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ ПРИКАЗОМ по Управлению конструкторских и экспериментальных работ Министерства автомобильной промышленности от 20 декабря 1976 г. N 24
Приказом по Управлению конструкторских и экспериментальных работ Министерства автомобильной промышленности от 20 декабря 1976 г. N 24 срок введения установлен с 01.07.77
Взамен ОСТ 37.001.014-70
Переиздание (февраль 1987 г.) с Изменением N 1, опубликованным в ИУОС N 4 1984 г. и Изменением N 2, утвержденным в 1985 г.
ГР 802550/02 от 17.07.86
Ссылочные нормативные документы
Обозначение НД, на который дана ссылка | Номер пункта, подпункта, перечисления, приложения |
п.2.8.2 | |
Примечание к п.2.9.1 | |
РД 37.001.109-89 | п.п. 3.1, 4.2 и 4.9.6 |
(Поправка N 1. ИУОНД N 1-2003).
ВНЕСЕНА поправка N 1, опубликованная в ИУОНД N 1, 2003 год
Настоящий стандарт распространяется на полноприводные автомобили народнохозяйственного, многоцелевого и специализированного назначения (в дальнейшем - автомобили).
(Измененная редакция, Изм. N 2).
Стандарт устанавливает программу и методы испытаний автомобилей на надежность в объеме ресурса.
(Введен дополнительно, Изм. N 2).
Стандарт не распространяется на легковые автомобили, автобусы, седельные тягачи, автопоезда с приводом на все колеса и плавающие автомобили.
1. ЦЕЛЬ И ОБЪЕКТЫ ИСПЫТАНИЙ
1.1. Целью испытаний являются:
подтверждение (определение) заданного (объявленного) ресурса автомобилей и их основных агрегатов до первого капитального ремонта;
оценка соответствия безотказности заданному уровню;
оценка степени снижения трудоемкости технического обслуживания по внедренным заводом-изготовителем конструкторско-технологическим мероприятиям;
оценка основных эксплуатационных показателей автомобилей в пределах заданного (объявленного) ресурса до первого капитального ремонта;
оценка эффективности конструкторских и технологических изменений, внедренных на автомобилях для обеспечения заданного (объявленного) ресурса.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
1.2. Испытаниям подвергают одновременно не менее трех образцов автомобилей с двумя или тремя осями и не менее двух образцов, автомобилей с четырьмя и более осями.
2. ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ИСПЫТАНИЙ
2.1. Дорожные условия
2.1.1. Пробеговые испытания автомобилей проводят на дорогах в соответствии с таблицей п.4.9.1.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
2.2. Режим движения
2.2.1. Движение автомобилей по различным дорогам осуществляют с максимально возможными скоростями, допустимыми по условиям безопасности движения и плавности хода.
2.3. Нагрузка автомобилей
2.3.1. Пробеговые испытания проводят при полной (номинальной) нагрузке, указанной в технических условиях (ТУ) или в руководстве по эксплуатации на данный автомобиль для соответствующих дорожных условий, а проверку отдельных эксплуатационных свойств (качеств) проводят с нагрузкой, указанной в нормативно-технической документации на проведение испытаний.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
2.3.2. Автомобиль и прицеп нагружают балластом, не меняющим своей массы от увлажнения.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
2.3.3. На автомобилях и прицепах балласт должен быть равномерно распределен по площади пола и надежно закреплен.
(Введен дополнительно, Изм. N 2).
2.3.4. Массу людей заменяют балластом из расчета 75 кг на одного человека в кабине (кузове, платформе) автомобиля. При этом 85% груза размещают на сиденье и 15% - на полу. Если в ТУ установлены другие значения массы людей, то их принимают по ТУ.
(Введен дополнительно, Изм. N 2).
2.3.5. При испытаниях автомобилей используют штатные или балластные прицепы. Балластные прицепы по полной массе, нагрузке на тягово-сцепное устройство должны соответствовать штатному прицепу.
(Введен дополнительно, Изм. N 2).
2.4. Горюче-смазочные материалы и специальные жидкости
2.4.1. Применяемые горюче-смазочные материалы и специальные жидкости должны соответствовать указанным в руководстве по эксплуатации автомобиля.
2.4.2. Качество горюче-смазочных материалов и специальных жидкостей должно подтверждаться соответствующими анализами или паспортами.
2.5. Техническое обслуживание автомобилей
2.5.1. В процессе испытаний проводят техническое обслуживание автомобилей в соответствии с требованиями эксплуатационной документации (руководства по эксплуатации).
2.6. Хранение
2.6.1. Хранение автомобилей в процессе испытаний безгаражное и должно исключать возможность произвольного изменения регулировок, бесконтрольной заправки и ремонта.
2.7. Комплектность
2.7.1. Автомобили должны быть полностью укомплектованы инструментом, дополнительным оборудованием, возимым комплектом запасных частей и принадлежностей в соответствии с ТУ предприятия-изготовителя.
2.7.2. Принадлежности по п.2.7.1 должны быть размещены и закреплены в местах автомобиля, указанных в ТУ или другой документации.
2.8. Средства измерений
(Измененная редакция, Изм. N 2).
2.8.1. Средства измерений, применяемые при проведении испытаний, должны быть исправны и поверены.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
2.8.2. Погрешности измерений не должны превышать при определении:
линейных размеров от 1 до 500 мм - 30% от поля допуска на проверяемый размер (по ГОСТ 8.051);
линейных размеров св. 500 до 5000 мм ±3 мм, св. 5000 до 10000 мм ±4 мм, св. 10000 до 20000 мм ±6 мм, св. 20000 до 30000 мм ±8 мм;
температуры окружающей среды ±1°С;
углов установки колес ±5’;
углов переднего и заднего свесов ±30’;
углов поворота управляемых колес, дышла прицепа ±30’;
угла подъема платформы самосвала ±1°;
радиусов поворота ±2%;
массы ±0,2%.
Примечание. Путь и скорость автомобиля при пробеговых испытаниях определяют по показаниям штатного счетчика пути и спидометра.
(Измененная редакция, Изм. N 2), (Поправка N 1. ИУОНД N 1-2003).
2.8.3. При проверке отдельных эксплуатационных свойств (качеств) автомобилей по специальным методикам погрешности измерений не должны превышать пределов, установленных этими методиками.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
2.8.4. На автомобилях рекомендуется применять тахографы (приборы, регистрирующие время движения и стоянки автомобиля, скорость и пройденный путь).
(Введен дополнительно, Изм. N 2).
2.9. Документация
2.9.1. В процессе испытаний оформляют следующую документацию:
протокол осмотра и проверки качества сборки и регулировки автомобилей и оценки пригодности их к испытаниям;
протоколы взвешивания, определения поправочного коэффициента счетчика пути, скоростных и тормозных качеств, контрольного расхода топлива и протоколы пробеговых испытаний за каждую смену с приложением диаграммы спидографа за сутки;
протоколы технических обслуживаний и текущих ремонтов;
акты осмотра дефектных агрегатов и узлов;
акты металлографического и других анализов;
сводные ведомости эксплуатационных показателей;
акты замены агрегатов и узлов в связи с необходимостью их капитального ремонта;
сводные ведомости отказов и неисправностей;
Примечание. Определение отказа и неисправности должно соответствовать ГОСТ 27.002. Признаками (критериями) отказа являются: невозможность дальнейшего использования автомобиля по назначению; запрещение его использования руководством по эксплуатации или "Правилами дорожного движения".
сводную ведомость расхода запасных частей в стоимостном выражении;
акт о прекращении испытаний;
протоколы стендовых испытаний двигателей;
акты разборки и оценки технического состояния агрегатов после окончания испытаний.
Формы документации должны соответствовать установленным на Центральном научно-исследовательском автомобильном полигоне НАМИ (Автополигоне).
(Измененная редакция, Изм. N 2), (Поправка N 1. ИУОНД N 1-2003).
2.10. Давление воздуха в шинах
(Введен дополнительно, Изм. N 2).
2.10.1. В шинах поддерживают давление воздуха, указанное в руководстве по эксплуатации автомобиля. Давление проверяют манометром штатным или входящим в комплект инструмента водителя.
(Введен дополнительно, Изм. N 2).
2.10.2. Давление воздуха в шинах с регулируемым давлением при пробеговых испытаниях поддерживают в пределах, установленных руководством по эксплуатации в зависимости от вида и состояния дороги.
(Введен дополнительно, Изм. N 2).
2.11. Тепловой режим двигателя
При испытаниях поддерживают тепловой режим двигателя, указанный в ТУ или в руководстве по эксплуатации автомобиля.
(Введен дополнительно, Изм. N 2).
2.12. Техника безопасности
(Введен дополнительно, Изм. N 2).
2.12.1. При испытаниях выполняют требования "Правил дорожного движения" и инструкций по технике безопасности и безопасности движения, действующий в организациях, проводящих испытания.
(Введен дополнительно, Изм. N 2).
2.12.2. Запрещается устанавливать в кузове автомобиля (прицепа) дополнительные топливные баки, не предусмотренные конструкторской документацией.
(Введен дополнительно, Изм. N 2).
3. ПРОГРАММА ИСПЫТАНИЙ
3.1. Испытания проводят в два этапа:
этап 1 - длительные контрольные испытания по РД 37.001.109;
этап 2 - испытания на надежность в объеме наработки (пробега) до первого капитального ремонта с учетом пробега по этапу 1.
Примечания:
1. Пробеги должны быть приведены к I категории условий эксплуатации (см. "Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта"). Коэффициенты приведения указаны в обязательном приложении 1.
2. Для приведения пробега автомобиля с прицепом к пробегу одиночного автомобиля используют коэффициент 1,10.
(Измененная редакция, Изм. N 2), (Поправка N 1. ИУОНД N 1-2003).
3.2. В программу испытаний по этапу 2 включают:
проверку скоростных свойств;
проверку топливной экономичности;
проверку тормозных свойств;
проверку кабин и кузовов на водонепроницаемость;
проверку кабин и кузовов на пыленепроницаемость;
проверку автомобиля по преодолению брода;
определение содержания вредных веществ и дымности отработавших газов;
проверку напряженности поля радиопомех;
пробеговые испытания;
определение технического состояния автомобилей, их агрегатов, узлов и деталей по окончании испытаний;
определение интенсивности износа шин;
оформление результатов испытаний.
(Введен дополнительно, Изм. N 2).
4. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ
4.1. Отбор и приемка автомобилей для испытаний
4.1.1. Автомобили для испытаний отбирают из готовой продукции, принятой отделом технического контроля и заказчиком и переданной в отдел сбыта предприятия-изготовителя. Отбор производят представители организации, проводящей испытания, с участием представителей предприятия-изготовителя, Автополигона и заказчика.
(Второй абзац исключен, Изм. N 2).
Специальная подготовка серийных автомобилей, предназначенных для испытаний, не допускается.
4.1.2. Предприятие-изготовитель с автомобилями передает следующую техническую документацию:
комплект конструкторской документации по согласованному перечню, в том числе ТУ на автомобиль, его узлы, агрегаты и системы;
перечень основных мероприятий, проведенных предприятием-изготовителем в части конструктивной и технологической доработки автомобилей по результатам предшествующих испытаний и данным эксплуатации;
перечень неремонтируемых (невосстанавливаемых) изделий (агрегатов, узлов и деталей автомобиля) с количественными критериями выбраковки (замены), а также изделий, имеющих ресурс меньше ресурса автомобиля;
каталог деталей автомобиля;
руководство по эксплуатации.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
4.2. Осмотр и проверку качества сборки, регулировок и отделки автомобилей проводят в соответствии с требованиями РД 37.001.109.
(Измененная редакция, Изм. N 2), (Поправка N 1. ИУОНД N 1-2003).
4.3-4.8. (Исключены, Изм. N 2).
4.9. Пробеговые испытания
4.9.1. Пробеговые испытания автомобилей проводят циклами, кратными гарантийному пробегу.
Распределение пробега по видам дорог должно соответствовать таблице.
Примечание. Допускается проведение испытаний форсированным методом с распределением пробега по видам дорог и с выполнением дополнительного объема испытаний оборудования автомобилей согласно рекомендуемым приложениям 2 и 3 в каждом цикле.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
4.9.2. Рекомендуется около половины общего пробега по грунтовым дорогам выполнять при их запыленном состоянии. Для создания одинаковых условий при одновременном движении по пыльным дорогам нескольких автомобилей они должны периодически меняться местами.
4.9.3. При испытании автомобилей, рассчитанных на работу с прицепом, 60% пробега, предусмотренного для каждого вида дорог, выполняют с прицепом. При форсированных испытаниях весь пробег по скоростной, грунтовым и булыжным дорогам, а также на подъемах 6-10% выполняют с прицепом.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
4.9.4. Включение привода ко всем ведущим колесам и блокировку силового привода производят при необходимости, в зависимости от вида и состояния дороги в соответствии с руководством по эксплуатации.
4.9.5. Испытания самосвальной установки автомобилей-самосвалов проводят на бункерном комплексе Автополигона. Количество подъемов-опусканий платформы должно быть не менее 5000 на каждые 100000 км пробега, приведенного к I категории условий эксплуатации, из них 50% объема допускается выполнять в стационарных условиях.
4.9.6. В конце каждого цикла пробеговых испытаний проверяют:
водонепроницаемость кабин и кузовов автомобилей;
пыленепроницаемость кабин и кузовов автомобилей;
преодоление брода;
напряженность поля радиопомех.
По окончании пробеговых испытаний в объеме наработки до первого капитального ремонта автомобили подвергают испытаниям по проверке:
скоростных свойств;
топливной экономичности;
тормозных свойств.
Все перечисленные в данном пункте проверки осуществляют в соответствии с требованиями РД 37.001.109.
(Поправка N 1. ИУОНД N 1-2003).
4.9.7. Отказы и неисправности в сводной ведомости отказов и неисправностей группируют в соответствии с каталогом деталей автомобиля с указанием причин возникновения (конструкционные, производственные) и средств устранения: устраняемые без замены деталей, устраняемые с помощью запасных частей, прикладываемых к автомобилю в соответствии с ведомостью комплектации, и устраняемые с использованием дополнительных запасных частей.
Указывают пробег изделия (автомобиля, агрегата, детали), при котором произошел отказ или обнаружена неисправность.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
4.9.8. Давление масла в системе смазки двигателя в ходе испытаний контролируют штатным манометром и, кроме того, проверяют контрольным манометром по окончании каждого цикла испытаний.
В последнем случае двигатель должен быть прогрет до рабочей температуры охлаждающей жидкости и масла. Частота вращения коленчатого вала двигателя должна соответствовать указаниям руководства по эксплуатации. Измеренную величину давления масла регистрируют в протоколе технического обслуживания.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
4.9.9. Уровень масла в двигателе проверяют в начале и конце смены. Количество залитого, при необходимости, масла заносят в протокол.
При подсчете расхода масла в сводной ведомости эксплуатационных показателей определяют за каждый цикл испытаний расход масла двигателем на 100 км пробега и расход масла, отнесенный к количеству израсходованного топлива.
4.9.10. Средние технические скорости движения и расход топлива определяют за каждую смену соответственно по времени чистого движения, количеству израсходованного топлива, пройденному автомобилем пути и заносят в протокол пробеговых испытаний. В случае изменения дорожных условий в течение смены среднюю техническую скорость и расход топлива определяют отдельно для каждого вида или состояния дороги.
4.9.11. При обнаружении дефектов проводят обследование неисправного изделия, при необходимости определяют характеристики узла или автомобиля для установления потребности замены или ремонта.
4.9.12. В неисправных узлах и агрегатах заменяют только те детали (комплекты деталей), которые непригодны к дальнейшей эксплуатации. Агрегаты и узлы в сборе заменяют новыми только в том случае, если они по своему техническому состоянию требуют капитального ремонта.
Техническое состояние агрегатов, требующих капитального ремонта и замены, оформляют актом.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
4.9.13. Вышедшие из строя в ходе пробеговых испытаний узлы и детали фотографируют и подвергают металлографическому и другим анализам с целью установления причин выхода из строя.
4.9.14. (Исключен, Изм. N 2).
4.10. Определение технического состояния автомобилей, их агрегатов, узлов и деталей после пробеговых испытаний
4.10.1. После пробеговых испытаний производят разборку автомобилей и их агрегатов (в объеме, согласованном предприятием-изготовителем и заказчиком) осмотр агрегатов и деталей и необходимый объем микрометражных и других работ для определения характера и величины износов основных деталей.
Результаты осмотра и замеров заносят в акты по результатам разборки и в карты микрометража.
4.10.2. Необходимость стендовых испытаний двигателей и их разборки устанавливают по согласованию с предприятием-изготовителем и заказчиком в зависимости от величины наработки двигателей к моменту окончания испытаний.
5. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ИСПЫТАНИЙ
5.1. По результатам испытаний по каждому образцу автомобиля и по всем испытанным образцам в среднем определяют:
суммарную стоимость израсходованных запасных частей без учета стоимости шин, аккумуляторных батарей, радиоприемников и дополнительного снаряжения, автоламп, электропроводки, а также деталей, установленных при устранении эксплуатационных отказов или неисправностей, руб.;
наработку автомобиля и агрегатов до первого капитального ремонта, тыс. км;
наработку автомобиля на отказ, тыс. км.
Примечание. Результаты испытаний приводят к I категории условий эксплуатации.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
5.2. За величину наработки автомобиля до первого капитального ремонта принимают пробег автомобиля, при котором достигнуто одно из следующих состояний:
предельное состояние рамы (кузова в безрамной конструкции). Критерием предельного состояния рамы (кузова в безрамной конструкции) является разрушение лонжерона, поперечин, исключающее эксплуатацию автомобиля и требующее для ремонта демонтажа основных агрегатов;
предельное состояние не менее трех других основных агрегатов в любом их сочетании.
Критериями предельного состояния агрегатов являются:
отказ базовой или основных деталей, требующий для восстановления их полную разборку агрегата с последующей заменой или ремонтом;
расход запасных частей на текущий ремонт автомобиля, в том числе и на ремонт или замену основных агрегатов, стоимостью 15% от оптовой цены нового автомобиля (без узлов, указанных в п.5.1).
Примечания:
1. Перечень основных агрегатов автомобиля, их базовых и основных деталей приведен в обязательном приложении 4.
2. При капитальном ремонте основных агрегатов учитывают только стоимость деталей, необходимых для восстановления агрегатов.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
5.3. Отказы, возникшие из-за нарушения правил эксплуатации автомобиля, при подсчете наработки на отказ не учитывают, но фиксируют в сводной ведомости отказов и неисправностей.
Наработку на отказ подсчитывают за весь период испытаний с учетом указаний п.4.9.7.
6. ОТЧЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО ИСПЫТАНИЯМ
6.1. (Исключен, Изм. N 2).
6.2. По окончании испытаний и всех видов работ, предусмотренных программой испытаний, составляют акт о результатах испытаний и протокол (технический отчет), содержащий цель испытаний, техническую характеристику автомобилей, материалы испытаний, описание условий их проведения, значения оценочных показателей, выводы и рекомендации по результатам испытаний.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Обязательное
КОЭФФИЦИЕНТ ПРИВЕДЕНИЯ ПРОБЕГОВ ПО ВИДАМ ДОРОГ К I КАТЕГОРИИ УСЛОВИЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ
Вид дороги | Коэффициент приведения |
Скоростная дорога | 1,00 |
Дорога для имитации городского движения | 1,25 |
Булыжная дорога ровного мощения | 1,67 |
Грунтовая дорога: |
|
в удовлетворительном состоянии | 1,67 |
в разбитом состоянии | 2,50 |
в тяжелом состоянии (в период распутицы) | 3,34 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Рекомендуемое
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОБЕГА ПО ВИДАМ ДОРОГ ПРИ ФОРСИРОВАННЫХ ИСПЫТАНИЯХ, %
1. | Дороги с усовершенствованными покрытиями (асфальтобетон, цементобетон): |
|
| скоростная дорога Автополигона | 4,5 |
| дорога для режима "разгон-торможение" | 1,4 |
| подъемы малой крутизны 6-10% | 1,4 |
2. | Дороги с переходными покрытиями: |
|
| булыжная дорога Автополигона с ровным мощением | 6,0 |
| булыжная дорога Автополигона с профилированным мощением | 6,0 |
3. | Специальные дороги Автополигона: |
|
| "бельгийская мостовая" | 0,4 |
| трек со сменными неровностями | 0,3 |
4. | Дороги с низшими покрытиями, без покрытий и местность: |
|
| грунтовые дороги размокшие, заснеженные, неукатанные, снежная целина, сыпучий песок или тяжелая грунтовая дорога Автополигона, допускающие движение без застревания | 2,2 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Рекомендуемое
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОБЪЕМ ИСПЫТАНИЙ ОБОРУДОВАНИЯ АТС ПРИ ФОРСИРОВАННЫХ ИСПЫТАНИЯХ
1. 20-кратное открывание и закрывание правых дверей.
2. 5-кратное запирание ключом замка правой двери.
3. 5-кратное перемещение зеркала заднего вида (вперед-назад, вправо-влево).
4. 10-кратное открывание и закрывание крышки капота и багажника.
5. 10-кратное опускание и поднимание стекла передней левой двери.
6. 5-кратное перемещение сидений в крайние положения и раскладка спинок.
7. 10-кратное перемещение противосолнечных козырьков (вверх-вниз, вправо-влево).
8. 15-кратное открывание и закрывание вещевого ящика.
9. 20-кратный запуск двигателя.
10. Работа аварийной сигнализации в течение 5 мин.
11. 5-кратное включение освещения салона на 10 мин.
12. 10-кратное включение и выключение фонарей и фар.
13. 30-кратное переключение света фар.
14. Работа включенных фонарей и фар при движении в течение 10 ч.
15. 30-кратное включение указателей поворота: левого на 8 с, правого на 4 с.
16. 20-кратное включение стеклоочистителей с смывателями на 20 с.
17. 15-кратное открывание жалюзей радиатора.
18. 2-кратное опускание и подъем запасного колеса.
19. 3-кратный подъем и опускание кабины.
20. 2-кратная выдержка в коррозионной камере по 6 ч за весь объем испытаний.
Примечания:
1. Все операции, за исключением работы фонарей и фар, выдержки в коррозионной камере, выполняют на стоянке по завершению каждых 1000 км пробега. Допускается совмещение испытаний с ТО-1.
2. Выдержку в коррозионной камере осуществляют первый раз после выполнения лабораторных работ, второй - после выполнения 50% планируемого пробега.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Обязательное
ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ АГРЕГАТОВ АВТОМОБИЛЯ, ИХ БАЗОВЫХ И ОСНОВНЫХ ДЕТАЛЕЙ
Агрегаты | Базовые (корпусные) детали | Основные детали |
Двигатель с картером сцепления в сборе | Блок цилиндров | Головка цилиндров, коленчатый вал, маховик, распределительный вал, картер сцепления |
Коробка передач | Картер коробки передач | Крышка картера верхняя, удлинитель коробки передач, первичный, вторичный и промежуточный валы |
Раздаточная коробка | Картер раздаточной коробки | Входной, промежуточный и выходные валы |
Ведущие мосты | Картер ведущего моста | Кожух полуоси, картер редуктора, стакан подшипников, чашки дифференциала, ступица колеса, тормозной барабан или диск, водило колесного редуктора |
Рулевое управление | Картер рулевого механизма, картер золотника гидроусилителя, корпус насоса гидроусилителя | Вал сошки, червяк, рейка-поршень, винт шариковой гайки, крышка корпуса насоса гидроусилителя, статор и ротор насоса гидроусилителя |
Кабина грузового и кузов легкового автомобиля | Каркас кабины или кузова | Дверь, крыло, облицовка радиатора, капот, крышка багажника |
Кузов автобуса | Каркас основания | Кожух пола, шпангоуты |
Платформа грузового автомобиля, самосвала | Основание платформы | Поперечины, балки |
Рама | Лонжероны | Поперечины, кронштейны рессор |
Подъемное устройство платформы автомобиля-самосвала | Корпус гидравлического подъемника, картер коробки отбора мощности | Корпус насоса коробки отбора мощности |