Логотип ГостАссистент
Безлимитный доступ к 65.000 нормативам от 550 ₽ в месяц
Безлимитный доступ к 65.000 нормативам от 550 ₽ в месяцПодробнее
Отраслевой стандарт ОСТ 37.001.454-87 Периодические (краткие контрольные) испытания автотранспортных средств. Программа и методы испытаний.

Отраслевой стандарт ОСТ 37.001.454-87 Периодические (краткие контрольные) испытания автотранспортных средств. Программа и методы испытаний.

         

ОСТ 37.001.454-87

 

Группа Д29

 

      

     

ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ

 

 

 ПЕРИОДИЧЕСКИЕ (КРАТКИЕ КОНТРОЛЬНЫЕ) ИСПЫТАНИЯ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

 

 Программа и методы испытаний

 

 

 

ОКП 450000; ОКСТУ 4509

Дата введения 1988-07-01

 

      

     

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

УТВЕРЖДЕН ПРИКАЗОМ по Главному техническому управлению Министерства автомобильной промышленности N 112 от 9 сентября 1987 г.

 

ИСПОЛНИТЕЛИ: С.Ф.Безверхий, канд. техн. наук; В.А.Резниченко; Р.А.Розов, канд. техн. наук; Л.А.Оболенцева; В.И.Киселев; Д.С.Конышев; В.Н.Смирнов

 

ЗАРЕГИСТРИРОВАН Всесоюзным информационным Фондом стандартов и технических условий (ВИФС) за N ГР 8407756 от 3 ноября 1987 г.

 

ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ.

 

РАЗРАБОТАН Центральным научно-исследовательским автомобильным полигоном НАМИ.

 

СОГЛАСОВАН с Госстандартом СССР.

 

ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

 

 

Обозначение НТД, на который дана ссылка

Номер пункта, подпункта

ГОСТ 8.051-81

 

3.2.2

ГОСТ 17.2.2.03-87

 

16.1

ГОСТ 4364-81

 

15.2

ГОСТ 10000-75

 

12

ГОСТ 20306-85

 

11

ГОСТ 21393-75

 

16.2

ГОСТ 22576-77

 

10

ГОСТ 22895-77

 

12

ГОСТ 23181-78

 

14.2

ГОСТ 26964-86

 

5.3; 19,4

ОСТ 37.001.044-73

 

15.3

ОСТ 37.001.054-86

 

16.1

ОСТ 37.001.067-86

 

12

ОСТ 37.001.070-75

 

16.1

ОСТ 37.001.244-82*

 

3.6.2; 7.2

ОСТ 37.001.248-86

 

13

ОСТ 37.001.408-85

 

3.6.2; 7.2

 

 

 

                

Настоящий стандарт распространяется на автотранспортные средства (АТС) серийного и массового производства: легковые и грузовые автомобили, в том числе грузопассажирские и многоцелевого назначения, автопоезда, автобусы (далее - автомобили), прицепы и полуприцепы, в том числе тракторные прицепы и прицепы для легковых автомобилей (далее - прицепы), а также специализированные АТС (самосвалы, фургоны, цистерны, лесовозы и т.п.).

 

Стандарт устанавливает программу и методы периодических (кратких контрольных) испытаний (далее - испытания или ККИ).

 

 

 1. ЦЕЛЬ ИСПЫТАНИЙ

1.1. Проверка соответствия АТС техническим условиям (ТУ) и требованиям стандартов в объеме настоящего стандарта.

 

1.2. Проверка стабильности качества изготовления (сборки, регулировки и отделки) АТС.

 

1.3. Подтверждение уровня качества продукции, выпущенной в течение контролируемого периода.

 

1.4. Подтверждение возможности продолжения изготовления АТС по действующей документации и их приемки.

 

 

 2. ОБЪЕКТЫ, ПЕРИОДИЧНОСТЬ, СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИСПЫТАНИЙ

2.1. Кратким контрольным испытаниям подвергают базовые модели АТС и при необходимости их модификации и специализированные АТС.

 

2.2. Периодичность проведения испытаний - в соответствии с ТУ, но не реже одного раза в квартал. Количество образцов устанавливают в ТУ.

 

2.3. Сроки проведения испытаний и количество базовых моделей АТС и (или) их модификаций и специализированных АТС устанавливают годовым графиком, утверждаемым главным инженером предприятия-изготовителя и руководителем Государственной приемки (Госприемки) и (или) представителем заказчика (по АТС, поставляемым заказчику).

 

Общая продолжительность проведения испытаний АТС не должна превышать три месяца.

 

2.4. Испытания организует управление контроля качества (отдел технического контроля) предприятия-изготовителя и проводит аттестованное испытательное подразделение службы контроля качества с участием и под контролем Госприемки и (или) заказчика.

 

Испытания могут проводиться на базе предприятия-изготовителя или других испытательных организаций.

 

 

 3. ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ИСПЫТАНИЙ

3.1. Комплектность АТС.

 

АТС должны быть укомплектованы в соответствии с ТУ. При этом на период пробеговых испытаний на АТС допускается установка технологических колес (шин), аккумуляторов и по согласованию с Госприемкой и заказчиком других агрегатов.

 

Примечание. Колеса (шины), аккумуляторы и другие агрегаты должны быть штатных моделей, соответствовать ТУ, и их техническое состояние не должно влиять на результаты испытаний.

 

3.2. Средства измерений

3.2.1. Средства измерений, применяемые при проведении испытаний, должны быть исправны и поверены в установленные для них сроки.

 

3.2.2. Погрешность измерения не должна превышать при определении:

линейных размеров от 1 до 500 мм - 20% от поля допуска на проверяемый размер (по ГОСТ 8.051-81);

 

 

линейных размеров

свыше 500 до 5000 мм ±8 мм;

 

 

свыше 5000 до 10000 мм ±15 мм;

 

 

свыше 10000 до 20000 мм ±20 мм;

 

 

свыше 20000 до 30000 мм ±30 мм;

 

температуры окружающей среды ±1°С;

 

углов переднего и заднего свесов ±30’;

 

углов поворота управляемых колес ±30’;

 

угла подъема платформы самосвала ±1°;

 

массы ±0,5%.

3.2.3. При проверке показателей отдельных эксплуатационных свойств АТС по специальным методикам погрешности измерений не должны превышать пределов, установленных этими методиками.

 

3.3. Топливо, смазочные и другие эксплуатационные материалы.

 

Испытания должны проводиться на топливах, смазках и других эксплуатационных материалах, указанных в ТУ или в руководстве по эксплуатации на данное АТС.

 

3.4. Техническое обслуживание.

 

Техническое обслуживание должно проводиться согласно руководству по эксплуатации АТС.

 

3.5. Хранение АТС.

 

Условия хранения АТС в период испытаний должны исключать возможность произвольного изменения регулировок, бесконтрольного технического обслуживания и ремонта, заправки и других воздействий, отражающихся на техническом состоянии АТС и на результатах испытаний.

 

3.6. Нагрузка

 

3.6.1. Пробеговые испытания должны проводиться при полной массе, указанной в ТУ или в руководстве по эксплуатации на данное АТС для соответствующих дорожных условий, а проверка отдельных эксплуатационных свойств должна проводиться с массой груза, указанной в нормативно-технической документации на их проведение.

 

Примечание. В период обкатки масса и скорости АТС должны соответствовать требованиям руководства по эксплуатации.

 

3.6.2. Виды балласта, применяемого при испытаниях, и требования к его размещению на испытываемых АТС - по ОСТ 37.001.244-82 и ОСТ 37.001.408-85.

 

3.6.3. При испытаниях АТС должны использоваться штатные или технологические прицепы. Технологические прицепы по полной массе и нагрузке на тягово-сцепное устройство должны соответствовать штатному прицепу.

 

3.6.4. При испытаниях прицепов вместо штатных тягачей могут использоваться технологические.

 

3.7. Дорожные условия.

 

Испытания по проверке показателей эксплуатационных свойств АТС проводят на дорогах, указанных в НТД на эти испытания, или на соответствующих (по виду покрытия и техническому состоянию) дорогах общего пользования.

 

Пробеговые испытания АТС проводят на дорогах общего пользования по маршрутам, утвержденным предприятием-изготовителем по согласованию с Госприемкой и (или) представителем заказчика (если испытания контролируются им).

 

Испытания могут проводиться также на дорогах и дорожных сооружениях полигонов предприятий-изготовителей или головной организации по государственным испытаниям автомототранспортных средств и двигателей - Центрального научно-исследовательского автомобильного полигона НАМИ (ЦНИАП НАМИ).

 

3.8. Техника безопасности.

 

При проведении испытаний должны выполняться требования "Правил дорожного движения" и инструкций по технике безопасности и безопасности движения при испытаниях, действующих в организациях (предприятиях), проводящих испытания.

 

 

 4. ПРОГРАММА ИСПЫТАНИЙ

4.1. Отбор АТС для испытаний.

4.2. Осмотр и проверка качества сборки, регулировки и отделки.

 

4.3. Проверка показателей массы.

 

4.4. Проверка углов поворота управляемых колес.

 

4.5. Обкатка.

 

4.6. Проверка показателей скоростных свойств.

 

4.7. Проверка показателей топливной экономичности.

 

4.8. Проверка тормозных свойств.

 

4.9. Проверка кабин и кузовов на водонепроницаемость.

 

4.10. Проверка уплотнений агрегатов и узлов на отсутствие подтекания жидкостей и масел.

 

4.11. Проверка герметичности систем на отсутствие пропуска воздуха и газов.

 

4.12. Определение содержания вредных веществ в отработавших газах и их дымности.

 

4.13. Пробеговые испытания.

 

4.14. Определение технического состояния АТС в конце испытаний.

 

4.15. Оформление результатов испытаний.

 

Примечания:

 

1. ККИ прицепов и полуприцепов проводят по пунктам 4.1-4.5, 4.8, 4.10, 4.11 и 4.13.

 

2. При обнаружении недостатков на предыдущих или настоящих ККИ могут проводиться работы, которые в настоящую программу не включены.

 

3. По согласованию с Госприемкой и (или) заказчиком допускается исключение отдельных работ при отсутствии метеорологических, дорожных и других условий для проведения испытаний. Причины допущенных исключений должны быть указаны в протоколе.

 

При последующих испытаниях эти работы должны быть выполнены.

 

4. Для внедорожных и специализированных АТС, в которых шасси автомобиля или прицепа используется как комплектующее изделие (если установка специального кузова и оборудования не изменяет характеристик изделия), объем испытаний допускается устанавливать в соответствии с требованиями ТУ.

 

5. Программа испытаний может быть дополнена:

если в ТУ предусмотрена проверка при ККИ параметров (свойств), не вошедших в пп.4.1-4.14;

 

по обоснованным требованиям Госприемки и (или) заказчика.

 

6. Для модификаций АТС по согласованию с Госприемкой и (или) заказчиком испытания проводят по сокращенной программе.

 

 

 5. ОТБОР АТС ДЛЯ ИСПЫТАНИЙ

5.1. Отбор АТС для испытаний проводят способом произвольного (случайного) выбора образцов из продукции, изготовленной в контролируемом периоде и принятой ОТК предприятия-изготовителя, Госприемкой и (или) заказчиком. Отбор проводят представители Госприемки и (или) заказчика (если испытания контролируются им) в присутствии представителей ОТК.

 

5.2. При отборе проверяют комплектность АТС и оборудования, снаряжения и инструмента и прикладываемой к АТС документации, а также наличие номеров агрегатов, наличие заводских табличек, клейм технического контроля и пломб, где они предусмотрены конструкторской документацией.

 

5.3. Отбор АТС оформляют актом, типовая форма которого приведена в рекомендуемом приложении 3, форма 5 ГОСТ 26964-86.

 

 

 6. ОСМОТР И ПРОВЕРКА КАЧЕСТВА СБОРКИ, РЕГУЛИРОВКИ И ОТДЕЛКИ

6.1. Осмотр и проверка качества сборки, регулировки, отделки и окраски АТС должны проводиться без снятия и разборки агрегатов и узлов.

 

6.2. Осмотру подвергают все агрегаты и узлы АТС, в том числе дополнительное и специальное оборудование, снаряжение и инструмент водителя (ЗИП).

 

При осмотре проверяют:

 

отсутствие видимых недостатков (некачественное выполнение сварки, клепки, приклейки, обивки, окраски, подтекание масел, топлива, жидкостей; царапины, вмятины, трещины, коррозия и т.д.).

 

наличие требуемого количества масел и жидкостей в агрегатах и узлах, а также электролита в аккумуляторной батарее.

 

6.3. Проверку затяжки наружных креплений проводят с помощью прилагаемого к АТС комплекта инструмента.

 

Крепления с нормированной затяжкой должны проверяться с помощью динамометрического ключа.

 

6.4. На автомобилях должны быть проверены и при необходимости отрегулированы:

 

установка фар;

 

содержание СО в отработавших газах;

 

плотность и уровень электролита, напряжение аккумуляторной батареи;

 

натяжение ремней привода вентилятора, генератора и др.;

 

давление в конце сжатия в цилиндрах карбюраторного двигателя;

давление масла в системе смазки двигателя (по штатным приборам);

 

свободный и полный ход педали тормоза;

 

ход штока тормозных камер (при пневматическом приводе тормозов);

 

свободный ход педали сцепления;

 

углы установки управляемых колес (схождение, развал - для легковых автомобилей);

 

свободный ход (люфт) рулевого колеса;

 

работа узлов самосвальной установки автомобиля (прицепа) - самосвала;

 

работоспособность системы централизованной подкачки шин;

 

давление в тормозном приводе на прицеп.

 

6.5. Работоспособность агрегатов, узлов и систем АТС (прослушивание работы двигателя, действие органов управления и т.п.) проверяют на месте и при пробеге от 5 до 10 км.

 

Работоспособность седельно-сцепного устройства проверяют путем сцепки и расцепки автопоезда (кроме автопоездов, выполненных по шарнирно-сочлененной схеме).

 

Проверку сцепляемости тягача со штатным прицепом проводят при совместных испытаниях тягача и прицепа.

 

Работоспособность розетки прицепа проверяют путем подсоединения заднего фонаря, оборудованного вилкой, или другого специального приспособления.

 

Работоспособность самосвальной установки проверяют подъемом и опусканием платформы без нагрузки.

 

Примечание. У специализированных АТС проверку работоспособности специального оборудования проводят в соответствии с требованиями ТУ или руководства по эксплуатации.

 

6.6. По результатам осмотра и проверок АТС составляют протокол, в котором отмечаются все недостатки, выявленные в процессе проверки, и делаются отметки об их устранении.

 

 

 7. ПРОВЕРКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ МАССЫ

7.1. Проверку значений массы проводят по следующим показателям:

 

масса снаряженного АТС;

 

полная масса АТС.

 

7.2. Методика определения показателей массы (взвешивания) - по ОСТ 37.001.244-82 и ОСТ 37.001.408-85.

 

 8. ПРОВЕРКА УГЛОВ ПОВОРОТА УПРАВЛЯЕМЫХ КОЛЕС

8.1. Проверяют значения максимальных углов поворота каждого из управляемых колес при повороте рулевого колеса вправо и влево до упора. У прицепов проверяют максимальные углы поворота дышла (или поворотного передка) вправо и влево.

 

8.2. Для измерения углов поворота колес автомобиль (прицеп с рулевой трапецией) устанавливают управляемыми колесами на поворотные круги с градуированными шкалами в положении для прямолинейного движения.

 

Поворачивая управляемые колеса от этого положения вправо до упора в ограничители, по шкалам поворотных кругов определяют соответствующие углы поворота каждого из колес.

 

Примечание. По согласованию с Госприемкой и (или) представителем заказчика допустимо применение других приспособлений и соответствующих методик, обеспечивающих необходимую точность измерений.

 

 

 9. ОБКАТКА

Обкатку проводят в соответствии с руководством по эксплуатации АТС.

 

При отсутствии указаний в руководстве нагрузка АТС в период обкатки определяется по согласованию с Госприемкой и (или) заказчиком.

 

 

 10. ПРОВЕРКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ СКОРОСТНЫХ СВОЙСТВ

Определяют только скоростную характеристику "разгон - выбег". Общие требования и методы определения показателя - по ГОСТ 22576-77.

 

 11. ПРОВЕРКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТОПЛИВНОЙ ЭКОНОМИЧНОСТИ

Проверку показателей топливной экономичности проводят по ГОСТ 20306-85. Если обкатка АТС составляет менее 5 тыс. км, допускается превышение показателей топливной экономичности против указанных в ТУ до 10%.

 

 

 12. ПРОВЕРКА ТОРМОЗНЫХ СВОЙСТВ

При проверке тормозных систем проводят испытания типа "ноль" рабочей тормозной системы и стояночной тормозной системы (на уклоне) по ОСТ 37.001.067-86 на соответствие ГОСТ 22895-77 и ГОСТ 10000-75 (для тракторных прицепов).

 

 

 13. ПРОВЕРКА КАБИН И КУЗОВОВ НА ВОДОНЕПРОНИЦАЕМОСТЬ

Проверку кабин и кузовов АТС на водонепроницаемость проводят по ОСТ 37.001.248-86 или по другой действующей НТД.

 

 

 14. ПРОВЕРКА УПЛОТНЕНИЙ АГРЕГАТОВ И УЗЛОВ НА ОТСУТСТВИЕ ПОДТЕКАНИЯ ЖИДКОСТЕЙ И МАСЕЛ

14.1 Отсутствие подтекания жидкостей и масел определяют путем осмотра агрегатов АТС в местах расположения сальниковых и других уплотнений (в начале, в конце и в процессе испытаний). При наличии подтеканий оценку уплотнений проводят исходя из указаний, приводимых в технических условиях.

 

14.2. Проверку гидравлических приводов тормозов АТС проводят по ГОСТ 23181-78 в сроки, указанные в ТУ или руководстве по эксплуатации.

 

 

 15. ПРОВЕРКА ГЕРМЕТИЧНОСТИ СИСТЕМ НА ОТСУТСТВИЕ ПРОПУСКА ВОЗДУХА И ГАЗОВ

15.1. Пропуск газов или воздуха в трубопроводах и их соединениях проверяют посредством измерения падения давления в системе за период времени, указанный в ТУ.

15.2. Герметичность пневматической системы тормозов проверяют по ГОСТ 4364-81.

 

15.3. Герметичность системы регулирования давления воздуха в шинах проверяют в начале и в конце испытаний в порядке, оговоренном руководством по эксплуатации, и оценивают по величине падения давления воздуха в системе за единицу времени (по ОСТ 37.001.044-73).

 

 

 16. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ В ОТРАБОТАВШИХ ГАЗАХ И ИХ ДЫМНОСТИ

16.1. Содержание вредных веществ в отработавших газах автомобилей с бензиновыми двигателями определяют по ОСТ 37.001.054-86 и ОСТ 37.001.070-75 при контрольном осмотре после обкатки и в конце пробеговых испытаний, а содержание окиси углерода определяют по ГОСТ 17.2.2.03-87 после обкатки, регулировки системы питания двигателя и в конце пробеговых испытаний.

 

16.2. У автомобилей с дизельными двигателями проверяют дымность отработавших газов по ГОСТ 21393-75 в начале испытаний (после обкатки), после регулировки топливной аппаратуры и других систем двигателя, оказывающей влияние на изменение дымности, и в конце пробеговых испытаний.

 

Примечание. Проверку регулировок приборов электрооборудования и топливной аппаратуры двигателей на соответствие ТУ проводят при необходимости на соответствующих стендах.

 

 

 17. ПРОБЕГОВЫЕ ИСПЫТАНИЯ

17.1. Пробеговые испытания проводят в объеме 10% от гарантийного пробега, но не более 3000 км (включая обкатку и пробег, выполненный в процессе проверки отдельных эксплуатационных свойств АТС) на дорогах в соответствии с п.3.7.

 

АТС, предназначенные для работы с прицепами, не менее 50% пробега выполняют с прицепами (кроме легковых автомобилей).

 

17.2. Скорости движения должны поддерживаться возможно высокими, допускаемыми руководством по эксплуатации АТС и "Правилами дорожного движения".

 

17.3. В процессе пробеговых испытаний должен вестись учет:

 

пройденного пути, времени движения и остановок с характеристикой дорожных и метеорологических условий;

 

расхода топлива;

 

проведенных работ по техническому обслуживанию, регулировкам и ремонту;

 

результатов наблюдений, характеризующих работу АТС и его агрегатов, узлов и деталей.

 

 

 18. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ АТС В КОНЦЕ ИСПЫТАНИЙ

18.1. По окончании всего объема работ, предусмотренных программой ККИ, должны быть проведены заключительный осмотр, проверка креплений, регулировок и исправности действия агрегатов и узлов. АТС.* При выявлении неисправностей, если необходимо, производится разборка узла или агрегата для определения причин и устранения неисправности.

 

 

 

 19. ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИСПЫТАНИЙ

19.1. В процессе испытаний оформляется следующая документация:

 

акт об отборе АТС для испытаний;

 

протокол осмотра и проверки качества сборки, регулировки и отделки АТС;

 

протоколы проверки отдельных эксплуатационных свойств АТС и их специального оборудования;

 

протоколы пробеговых испытаний (в том числе технических обслуживаний и ремонтов);

 

сводная ведомость неисправностей;

 

акты на вышедшие из строя агрегаты и узлы;

 

результаты анализов и фотографии вышедших из строя деталей;

 

акт технического состояния АТС по окончании испытаний;

 

ведомость замененных в процессе испытаний агрегатов, узлов и деталей.

 

19.2. По результатам ККИ составляют протокол (акт), который утверждают руководитель (зам. руководителя) предприятия-изготовителя, руководитель Госприемки и (или) заказчик.

 

Составление и утверждение протокола проводят в срок не более 15 дней после подписания акта технического состояния АТС по окончании испытаний.

 

В протоколе должна быть дана оценка результатов ККИ.

Результаты испытаний считаются положительными, а АТС выдержавшим испытания, если все проверяемые при ККИ показатели соответствуют ТУ и в период испытаний не было критических дефектов или отказов.

 

Результаты испытаний считаются отрицательными, а АТС не выдержавшим испытания, если хотя бы один проверяемый показатель не соответствует ТУ или в период испытаний имелся хотя бы один критический дефект или отказ. Критерии отказов - по документации ЦНИАП* НАМИ, согласованной с Госстандартом и (или) заказчиком.

 

19.3. В качестве типовых форм документов, оформляемых в процессе испытаний и по их результатам, рекомендуется использовать формы, применяемые на ЦНИИА* НАМИ.

 

 

В случае, если при испытаниях будут выявлены несответствия требованиям НТД, в трехдневный срок направляется "Извещение" руководителям предприятия-изготовителя, Госприемки, заказчика и (при необходимости) в соответствующее управление Минавтопрома.

 

В протоколах должны быть отражены:

 

объекты испытаний;

 

исполнитель работы;

 

место проведения испытаний;

 

аппаратура и средства контроля;

 

методика проведения испытаний или ссылка на нее;

результаты проведения испытаний;

 

выводы о соответствии полученных результатов требованиям НТД.

 

19.4. При получении отрицательных результатов проводятся повторные испытания в соответствии с разделом 3 ГОСТ 26964-86.