ГОСТ Р 51266-99 Автомобильные транспортные средства. Обзорность с места водителя. Технические требования. Методы испытаний.
ГОСТ Р 51266-99
Группа Д29
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Автомобильные транспортные средства
ОБЗОРНОСТЬ С МЕСТА ВОДИТЕЛЯ
Технические требования. Методы испытаний
Automobile transport facilities. Visibility from the driver’s seat.
Technical requirements. Test methods
ОКС 03.220.20*
ОКП 45 1000
Дата введения 2000-01-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Научно-исследовательским центром по испытаниям и доводке автомототехники (НИЦИАМТ)
ВНЕСЕН Техническим комитетом ТК 56 "Дорожный транспорт"
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 20 апреля 1999 г. N 129
3 Стандарт гармонизирован с Директивами ЕЭС 77/649, 78/318 в части технических требований и методов испытаний
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Май 2000 г.
1 Область применения
Стандарт не распространяется на АТС, оборудованные кузовами (кабинами), производство которых начато до 1 января 1977 г.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 5727-88 Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие технические условия
ГОСТ 20304-90 Манекены посадочные трехмерный и двухмерный. Конструкция, основные параметры и размеры
ГОСТ 22895-77 Тормозные системы и тормозные свойства автотранспортных средств. Нормативы эффективности. Технические требования
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями.
Бинокулярный обзор - обзор, получаемый в результате наложения полей, видимых левым и правым глазами одновременно.
Боковые разделительные стойки переднего окна - конструктивные элементы, дополнительно используемые для крепления стекол при составном ветровом стекле.
Зона очистки переднего окна - зона на наружной поверхности стекла, очищаемая щетками стеклоочистителя.
Исходные точки отсчета - физические точки (отверстия, плоскости, метки и углубления) на кузове АТС, указанные предприятием-изготовителем.
Непросматриваемые зоны - невидимые зоны, создаваемые непрозрачными элементами конструкции кабины (кузова), внутренним или наружным оборудованием и т.д.
Непросматриваемые зоны, создаваемые стойками переднего окна, - невидимые зоны, создаваемые стойками переднего окна с учетом бинокулярности обзора.
Нормативные зоны А и Б переднего окна - условные зоны на наружной поверхности стекла АТС. Размеры нормативных зон А и Б установлены настоящим стандартом. Нормативная зона А расположена внутри нормативной зоны Б непосредственно перед водителем.
Нормативное поле обзора П - условное поле передней обзорности в 180°-ном секторе, расположенное между горизонтальной плоскостью, являющейся верхней границей поля и проходящей на уровне глаз водителя, и тремя другими плоскостями, составляющими в совокупности нижнюю границу поля. Взаимное расположение указанных плоскостей в пространстве установлено настоящим стандартом.
Обзорность - конструктивное свойство АТС, характеризующее объективную возможность и условия восприятия водителем визуальной информации, необходимой для безопасного и эффективного управления АТС.
Передняя обзорность - обзорность через переднее и боковые окна кабины, ограниченная полем зрения водителя, равным 180°, в горизонтальной плоскости, при направлении линии взора с места водителя параллельно средней продольной плоскости АТС. Характеризуется размерами и расположением нормативных зон А и Б переднего окна, степенью очистки нормативных зон А и Б, нормативным полем обзора П, недосматриваемыми зонами в нормативном поле обзора П, а также непросматриваемыми зонами, создаваемыми стойками переднего окна.
Продольная регулировка сиденья - величина перемещения сиденья, измеренная по горизонтали между крайним задним и крайним передним фиксированными положениями.
Продольная регулировка сиденья для нормального управления или использования - регулировка по горизонтали без перемещения, предусмотренного для целей, иных, чем нормальное управление или использование, заданная предприятием-изготовителем.
Прозрачная часть переднего и боковых окон - часть стекла переднего и боковых окон, свободная от непрозрачных элементов конструкции, имеющая светопропускаемость согласно ГОСТ 5727.
Разделительные стойки боковых окон - конструктивные элементы, дополнительно используемые для крепления стекол при составном боковом стекле.
Средняя и боковые стойки переднего окна - опоры крыши кабины с примыкающими непрозрачными элементами дверей и уплотнителей или со сплошной непрозрачной полосой по краям вклеиваемых стекол. При этом средняя стойка может не являться опорой крыши кабины.
Степень очистки нормативной зоны - отношение площади поверхности нормативной зоны, очищаемой щетками стеклоочистителей, к общей площади поверхности соответствующей нормативной зоны, выраженное в процентах.
Тип транспортного средства (в отношении передней обзорности) - совокупность АТС, не имеющих между собой конструктивных различий, влияющих на показатели обзорности с места водителя, и отвечающие одним требованиям, установленным данным стандартом.
4 Технические требования
4.1 Параметры, определяющие переднюю обзорность
Передняя обзорность определяется (рисунок 1):
- размерами и расположением нормативных зон А и Б переднего окна;
- степенью очистки нормативных зон А и Б переднего окна;
- непросматриваемыми зонами, создаваемыми стойками переднего окна;
- недосматриваемыми зонами в нормативном поле обзора П.
1 - граница прозрачной части левого бокового окна; 2 - левая боковая стойка переднего окна;
3 - контур очистки переднего окна; 4 - граница нормативной зоны А; 5 - граница нормативной зоны Б;
6 - граница прозрачной части переднего окна; 7 - правая боковая стойка переднего окна;
8 - граница прозрачной части правого бокового окна; 9 - следы от плоскостей,
являющихся границами нормативного поля обзора П
Рисунок 1 - Расположение нормативных зон А и Б переднего окна и нормативного поля обзора П
4.2 Требования к размерам и расположению нормативных зон А и Б переднего окна
4.2.1 Размеры и расположение нормативных зон А и Б переднего окна определяются углами, значения которых представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Размеры нормативных зон А и Б переднего окна АТС
|
|
|
|
|
|
|
Категория АТС | Вариант компоновок двигателей на АТС | Зона | Нормативный угол, градусы, не менее | |||
|
|
| вверх | вниз | влево | вправо |
Все варианты | А | 3 | 1 | 13 | 20 | |
|
| Б | 7 | 5 | 17 | + |
Капотная | А | 3 | 1 | 13 | 20 | |
|
| Б | 7 | 5 | 17 | + |
| Полукапотная | А | 7 | 4 | 15 | 20 |
|
| Б | 12 | 8 | 19 | + |
| Вагонная | А | 7 (5) | 4 | 15 (13) | 20 |
|
| Б | 12 (5) | 11 | 19 (13) | + |
Капотная | А | 6 | 3 | 15 | 20 | |
|
| Б | 9 | 7 | 19 | + |
| Полукапотная | А | 9 | 15 (8) | 20 | 20 |
|
| Б | 10 | 21 (8) | 22 | + |
| Вагонная | А | 9 | 15 | 20 | 20 |
|
| Б | 10 | 21 | 22 | + |
Капотная | А | 3 | 1 | 13 | 20 | |
|
| Б | 7 | 5 | 17 | + |
| Полукапотная | А | 5 | 2 | 14 | 20 |
|
| Б | 8 | 6 | 18 | + |
| С кабиной над двигателем | А | 5 | 2 | 14 (13) | 20 |
|
| Б | 8 (5) | 6 | 18 (13) | + |
Все варианты | А | 6 | 3 | 15 | 16 | |
|
| Б | 9 | 7 | 18 | + |
| А | 6 | 7 | 15 | 16 | |
|
| Б | 7 (6*) | 10 | 18 | + |
* Для АТС капотной компоновки с составным ветровым стеклом и боковыми разделительными стойками.
Примечания:
1 Знак "+" означает, что правая граница нормативной зоны Б симметрична левой границе относительно средней продольной плоскости АТС.
2 Значения, указанные в скобках, действуют до 1 января 2005 г. При новом проектировании не применять. |
4.2.2 Расстояние между границами прозрачной части переднего окна и нормативной зоны Б по всему контуру должно быть не менее 25 мм.
4.3 Требования к степени очистки нормативных зон А и Б переднего окна АТС представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Степень очистки нормативных зон А и Б переднего окна
|
|
|
|
Конструкция переднего окна | Нормативная зона, %, не менее | ||
| А | Б | |
| Категория АТС | ||
| , , | , , | , , , , , |
Без средней стойки | 98 (84) | 100 | 80 (70) |
Со средней стойкой | 97 | 100 | 70 |
Откидывающаяся оконная рама | 84 | 84 | 70 |
Примечание - Значения, указанные в скобках, - только для АТС категорий вагонной компоновки и с кабиной над двигателем. Эти значения действуют до 1 января 2005 г. При новом проектировании не применять. |
4.4 Требования к непросматриваемым зонам, создаваемым стойками переднего окна
4.4.2. Угловые величины непросматриваемых зон, образуемые стойками переднего окна, представлены в таблице 3.
Таблица 3 - Углы, характеризующие непросматриваемые зоны, образуемые стойками переднего окна
|
|
|
Категория АТС | Углы, образуемые стойками, градусы, не более | |
| боковой | средней |
6 | - | |
, | 6 (9) | 4 |
, , | 7 | 4 |
Примечание - Значение, указанное в скобках, - только для АТС категорий вагонной компоновки и с кабиной над двигателем. Это значение действует до 1 января 2005 г. При новом проектировании не применять. |
4.5 Требования к непросматриваемым зонам в нормативном поле обзора П
4.5.1 В нормативном поле обзора П не должно быть непросматриваемых зон, за исключением создаваемых:
- средней и боковыми стойками переднего окна;
- разделительными стойками боковых окон;
- рамками вентиляционных форточек;
- зеркалами заднего вида;
- деталями стеклоочистителей;
- наружными радиоантеннами;
- рулевым колесом и панелью приборов (только внутри проекции рулевого колеса), при условии, что верхняя точка рулевого колеса не попадает в зону А;
- проводниками радиоантенн, не превышающими по ширине следующих значений: залитых в стекло проводников - 0,5 мм, нанесенных на стекло проводников - 1,0 мм. При этом в нормативной зоне А должно проходить не более трех указанных выше проводников радиоантенн, а ширина каждого из них не должна превышать 0,5 мм;
- кузовных элементов конструкции с примыкающими к ним рамками створок дверей, расположенных с правой стороны по ходу движения, при условии, что нанесенный на правое боковое окно по методу 6.8.1.1 след плоскости, ограничивающей нормативное поле обзора П в переднем 180°-ном секторе, попадает в световой проем створки, или, по крайней мере, имеется еще один световой проем, расположенный в непосредственной близости за следом указанной плоскости. В любых случаях угловые значения непросматриваемых зон, образуемые указанными элементами конструкции, не должны превышать 7°;
- непрозрачных элементов конструкции в зоне обзора через боковое окно, расположенное с правой стороны по ходу движения, при условии, что уменьшение площади требуемого поля обзора через правое окно не превышает 20% для АТС, изготовленных до 1 января 2003 г., 10% для АТС, изготовленных с 1 января 2003 г.;
- нижней кромки переднего окна, при условии, что расстояние от опорной поверхности до любой точки нижней кромки переднего окна не превышает расстояния от опорной поверхности до любой точки нижней кромки правого бокового окна.
4.5.6. В непросматриваемые зоны, создаваемые элементами конструкции, указанными в 4.5.1-4.5.5, допускается попадание других элементов конструкции, при условии, что непросматриваемые зоны не увеличиваются.
4.5.7. В нормативное поле обзора П допускается попадание технических средств, расположенных внутри кабины, при выполнении следующих условий:
- конструкция технических средств должна позволять водителю без затруднений, не отвлекаясь от управления, освобождать от них нормативное поле обзора П;
- точки крепления технических средств не должны находиться в нормативных зонах А, Б и нормативном поле обзора П.
5 Исходные данные, представляемые предприятием-изготовителем АТС
5.1 Для определения соответствия показателей передней обзорности АТС требованиям настоящего стандарта предприятие-изготовитель должно представить следующие данные:
5.1.1 координаты не менее трех исходных точек отсчета АТС относительно опорной поверхности и трехкамерной системы координат, используемой при проектировании кузова АТС и изображенной на рисунке 2.
Исходные точки отсчета на АТС, представленных на испытания, должны быть маркированы и доступны для использования без демонтажа конструкций;
5.1.3. все указания, необходимые для регулировки сиденья (если сиденье регулируемое) и установки его в положение для измерения.
5.2 Если предприятие-изготовитель не представило:
5.2.1 координаты исходных точек отсчета, то фактическое положение АТС относительно опорной поверхности принимают за исходное.
Обязательными условиями в этом случае являются:
- отсутствие у АТС крена влево или вправо;
- исправное состояние подвески АТС;
- давление в шинах АТС, соответствующее требованиям технических характеристик.
5.2.1.1 Состояние массы в исходном положении, указанном в 5.2.1, должно соответствовать 5.1.1.1;
- по горизонтали - крайнее заднее фиксированное положение;
- угол наклона туловища водителя принимают 10-25°;
5.3 При проведении сертификационных испытаний в отношении передней обзорности предприятие-изготовитель представляет техническое описание АТС на русском языке (приложение Б).
6 Методы испытаний
6.1 Требования к средствам измерений
6.1.1. Измерение параметров обзорности АТС может быть осуществлено любым способом, позволяющим обеспечить заданную точность измерений.
6.1.2. Погрешность измерений не должна превышать: ±0,5° - угловых размеров и ±1 мм - линейных размеров.
6.2 Установка АТС при испытаниях
АТС (или кабина) должно(а) быть установлено(а) по исходным точкам отсчета относительно опорной поверхности в соответствии с предписаниями предприятия-изготовителя.
2.
_____________
* Размер для справок.
|
|
|
Угол наклона туловища, градусы | , мм | , мм |
5 | -186 | 28 |
6 | -176 | 27 |
7 | -167 | 27 |
8 | -157 | 26 |
9 | -147 | 26 |
10 | -137 | 25 |
11 | -128 | 24 |
12 | -118 | 23 |
13 | -109 | 22 |
14 | -99 | 21 |
15 | -90 | 20 |
16 | -81 | 18 |
17 | -71 | 17 |
18 | -62 | 15 |
19 | -53 | 13 |
20 | -44 | 11 |
21 | -35 | 9 |
22 | -26 | 7 |
23 | -17 | 5 |
24 | -9 | 2 |
25 | 0 | 0 |
26 | 9 | -3 |
27 | 17 | -5 |
28 | 26 | -8 |
29 | 34 | -11 |
30 | 43 | -14 |
31 | 51 | -17 |
32 | 59 | -21 |
33 | 67 | -24 |
34 | 76 | -28 |
35 | 84 | -31 |
36 | 92 | -35 |
37 | 100 | -39 |
38 | 107 | -43 |
39 | 115 | -47 |
40 | 123 | -52 |
Примечание - и - величины, характеризующие, соответственно, продольное и вертикальное смещения условного положения глаз водителя относительно контрольной точки посадки в зависимости от угла наклона туловища. |
В миллиметрах
|
|
Продольная регулировка сиденья | |
До 108 | 0 |
Св. 108 до 120 включ. | -13 |
Св. 120 до 132 включ. | -22 |
Св. 132 до 145 включ. | -32 |
Св. 145 до 158 включ. | -42 |
Св. 158 | -48 |
Примечание - - величина, характеризующая продольное смещение условного положения глаз водителя относительно контрольной точки посадки в зависимости от продольной регулировки сиденья для нормального управления или использования. |
6.5 Нанесение границ нормативных зон А и Б на переднее окно
6.5.1 Нанесение границ нормативной зоны А на переднее окно
Рисунок 4 - Нанесение нормативных зон А и Б на переднее окно
на.
6.5.2 Нанесение границ нормативной зоны Б на переднее окно
Верхняя, нижняя и левая границы определяются аналогично соответствующим границам нормативной зоны А по 6.5.1.
Правая граница определяется как симметричная левой границе относительно средней продольной плоскости АТС.
На переднее окно наносят контур, отстоящий на расстоянии 25 мм от границы прозрачной части переднего окна.
6.6 Определение степени очистки нормативных зон А и Б переднего окна
6.6.1 Нанесение контура очистки переднего окна
На переднее окно наносят контур его прозрачной части.
На переднее окно наносят контур очистки, обеспечиваемый щетками стеклоочистителей. Контур очистки наносят при работающем двигателе на холостом ходу поочередно на всех режимах, предусмотренных конструкцией системы стеклоочистки переднего окна. Метод нанесения может быть любым, обеспечивающим заданную точность последующих измерений.
За оцениваемый контур очистки переднего окна принимают наибольший контур, охватывающий работу всех режимов стеклоочистки.
6.6.2 Расчет степени очистки нормативных зон А и Б
6.7 Определение углов непросматриваемых зон, образуемых стойками переднего окна
- для средней стойки переднего окна из точек
6.7.2 Метод определения углов недосматриваемых зон
создаваемых стойками переднего окна и измеряемых в горизонтальной плоскости
Угол непросматриваемой зоны, образуемый правой стойкой переднего окна, не измеряют, если боковые стойки расположены симметрично относительно средней продольной плоскости АТС.
тойки.
- угол непросматриваемой зоны, образуемый каждой стойкой, измеряют по двум сечениям стойки (рисунок 7):
создаваемых боковыми стойками, измеряемых по двум сечениям стойки
6.8 Определение непросматриваемых зон в нормативном поле обзора П
6.8.1 Нанесение на переднее и боковые окна следов от плоскостей, являющихся границами нормативного поля обзора П
Рисунок 8 - Расположение плоскостей, являющихся границами нормативного поля обзора П
|
|
|
Категория АТС | Варианты компоновок двигателей на АТС | , градусы |
Все варианты | 4 | |
Капотная | 4 | |
| Полукапотная | 6 |
| Вагонная | 9 |
Капотная | 6 | |
| Полукапотная и вагонная | 17 (6) |
Капотная | 4 | |
| Полукапотная и с кабиной над двигателем | 5 |
Все варианты | 6 | |
| 8 | |
Примечание - Значение, указанное в скобках, - только для АТС категорий полукапотной компоновки. Это значение действует до 1 января 2005 г. При новом проектировании не применять. |
- след первой плоскости, ограничивающей нормативное поле обзора П снизу в направлении вперед;
- след второй плоскости, ограничивающей нормативное поле обзора П снизу в боковом направлении влево, до пересечения со следом на левом боковом окне, ограничивающем нормативное поле обзора П в переднем 180°-ном секторе, и следом первой плоскости нижней границы нормативного поля обзора П;
- след третьей плоскости, ограничивающей нормативное поле обзора П снизу в боковом направлении вправо, до пересечения со следом первой плоскости нижней границы нормативного поля обзора П и следом на правом боковом окне, ограничивающем нормативное поле обзора П в переднем 180°-ном секторе.
6.8.2 Определение непросматриваемых зон
6.8.2.1. Фиксируют попадание в нормативное поле обзора П конструктивных элементов, создающих непросматриваемые зоны.
- кузовные элементы конструкции с примыкающими к ним рамками створок дверей, расположенных с правой стороны по ходу движения, то измеряют непросматриваемые зоны в соответствии с 6.7.2.1;
- нижняя кромка переднего окна, то проводят измерения кратчайших расстояний от опорной поверхности до нижних кромок переднего и правого бокового окна.
6.9 Оценка результатов испытаний
6.9.1 Оценке подвергают результаты испытаний по определению параметров передней обзорности. Проверяют выполнение следующих условий:
- нормативные углы, определяющие размеры и расположение нормативных зон А и Б переднего окна, должны быть не менее значений, указанных в таблице 1; расстояние между границами прозрачной части переднего окна и нормативной зоны Б по всему контуру должно быть не менее 25 мм;
- степень очистки нормативных зон А и Б переднего окна должна быть не менее значений, указанных в таблице 2;
- угловые величины непросматриваемых зон, образуемые стойками переднего окна, должны быть не более значений, указанных в таблице 3; количество стоек не должно превышать указанного в 4.4.1;
- в нормативном поле обзора П не должно быть непросматриваемых зон, за исключением создаваемых элементами конструкции, попадание которых допускается в соответствии с 4.5.
6.9.2 Считают, что результаты испытаний оценены положительно, если выполнены условия, изложенные в 6.9.1.
6.10 Оформление результатов испытаний
6.10.1. Результаты испытаний оформляют протоколом произвольной формы.
6.10.2. Протокол сертификационных испытаний должен содержать полные, в соответствии с техническим описанием, сведения об объекте испытаний, условиях проведения испытаний и средствах измерений, подробные результаты измерений по всей номенклатуре требований настоящего стандарта.
В заключительном разделе протокола указывают:
- результаты проверки технического описания на предмет полноты и правильности его составления, а также соответствия представленного объекта испытаний техническому описанию;
- соответствие и (или) несоответствие каждого параметра передней обзорности требованиям настоящего стандарта.
6.10.3 Протокол испытаний, иных, чем сертификационные, должен содержать краткие сведения об объекте испытаний. В протоколе указывают результаты измерений по всем или отдельным параметрам передней обзорности.
В заключительном разделе протокола указывают сведения о соответствии и (или) несоответствии оцененных параметров передней обзорности требованиям настоящего стандарта.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
(справочное)
Классификация АТС по ГОСТ 22895
Таблица А.1 - Классификация АТС по ГОСТ 22895 в зависимости от назначения и полной массы
|
|
|
|
Категория АТС | Тип АТС | Полная масса, т | Наименование АТС |
АТС с двигателем, имеющие не менее четырех колес, предназначенные для перевозки пассажиров | Не регламентирована | Пассажирские и грузопассажирские автомобили, их модификации, автобусы, пассажирские автопоезда | |
То же, имеющие не более восьми мест для сиденья, кроме места водителя |
|
| |
То же, имеющие более восьми мест для сиденья, кроме места водителя | До 5,0 |
| |
| Св. 5,0 |
| |
АТС с двигателем, имеющие не менее четырех колес, предназначенные для перевозки грузов | Не регламентирована | Грузовые автомобили, автомобили-тягачи, а также их шасси со смонтированными на них установками (специальные автомобили) | |
| До 3,5 |
| |
| Св. 3,5 до 12,0 |
| |
| Св. 12,0 |
|
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
(обязательное)
Образец технического описания транспортного средства
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
транспортного средства | ||||||||||
|
| |||||||||
в отношении передней обзорности в соответствии с ГОСТ Р 51266-99. | ||||||||||
|
| |||||||||
Б.1 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ |
| |||||||||
|
| |||||||||
Б.1.1 Заводская или торговая марка: | ||||||||||
|
| |||||||||
Б.1.2 Тип транспортного средства: | ||||||||||
|
| |||||||||
Б.1.3 Модификация (версия, вариант): | ||||||||||
|
| |||||||||
Б.1.4 Категория (по ГОСТ 22895): | ||||||||||
|
| |||||||||
Б.1.5 Идентификационный номер (VIN): | ||||||||||
|
| |||||||||
Б.1.6 Код ОКП (ТН ВЭД для импортируемых транспортных средств): | ||||||||||
|
| |||||||||
Б.1.7 Наименование и адрес предприятия-изготовителя: | ||||||||||
|
| |||||||||
Б.1.8 Наименование и адрес заявителя на сертификацию: | ||||||||||
|
|
Б.2 ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
|
|
|
|
|
Параметры | Модификации - объекты сертификации | |||
| 1 | 2 | 3 | ... |
1 Категория АТС |
|
|
|
|
2 Исходные данные по посадочному месту водителя:
- координаты точки - конструктивный угол наклона туловища |
|
|
|
|
3 Сиденье водителя:
- величина продольной регулировки
- тип, маркировка |
|
|
|
|
4 Стеклоочистители:
- длина щеток
- тип, маркировка |
|
|
|
|
5 Стекло переднего окна:
- размеры
- способ крепления
- наличие непрозрачной окантовки
- тип, маркировка |
|
|
|
|
6 Стекла боковых окон:
- размеры
- тип, маркировка |
|
|
|
|
Максимальный формат: А4 (210х297 мм).
На каждой странице технического описания указывают общее количество страниц описания и номер данной страницы.
Б.3 ГРАФИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
На чертежах указывают:
- координаты исходных точек отсчета с кратким описанием вида, маркировки и мест их расположения на образце;
Б.3.2 Чертежи общего вида сиденья водителя с указанием:
- конструктивного угла наклона туловища;
- регулировок сиденья в продольном и в вертикальном направлениях, по углам наклона подушки и спинки и другим имеющимся регулировкам;
- места маркировок.
Б.3.3 Чертежи сиденья водителя в положении, установленном для измерения.
Б.3.4 Чертежи стеклоочистителей с указанием:
- длины щеток стеклоочистителей;
- длины поводков;
- места маркировок.
Б.3.5 Схемы стеклоочистителей с указанием:
- координат точек крепления поводков относительно трехмерной системы координат;
- контуров очистки и углов рабочих ходов щеток стеклоочистителей (или пантографов).
Б.3.6 Чертежи стекла переднего окна с указанием основных геометрических размеров.
Б.3.7 Схема установки стекла переднего окна с указанием:
- угла наклона ветрового стекла;
- ширины резинового уплотнителя или тонированной окантовки в зависимости от способа крепления ветрового стекла;
- места нанесения и вида знака соответствия и маркировок.
Б.3.8 Чертежи боковых окон с указанием основных геометрических размеров.
Б.3.9 Схема установки стекол боковых окон с указанием:
- места нанесения и вида знака соответствия и маркировок.
Б.3.10 Чертежи боковых стоек. Сечения боковых стоек.
Б.4 ОПИСАНИЕ МАРКИРОВКИ АТС
Б.4.1 Место расположения и форма знака соответствия.
Б.4.2 Место расположения таблички изготовителя.
Б.4.3 Место расположения идентификационного номера (код VIN).
Б.4.4 Структура и содержание идентификационного номера (номеров) АТС:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11-17 |
- | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
где поз.1-3 - WMI (международный код изготовителя); поз.4-9 - описательная часть идентификационного номера; поз.10 - год выпуска; поз.11-17 - производственный номер АТС.
Подписи
ПРИЛОЖЕНИЕ В
(обязательное)
туловища сидящего в автомобиле водителя
В.1 ОПРЕДЕЛЕНИЯ
В настоящем приложении применяют следующие термины:
Контрольные параметры - представляют собой одну или несколько из следующих характеристик места водителя:
- фактический и конструктивный углы наклона туловища и их соответствие друг другу.
1 - спинка;
2 - кронштейн спинных грузов; 3 - уровень угла наклона спинки; 4 - круговой сектор
наклона бедра; 5 - основание; 6 - кронштейн набедренных грузов; 7 - коленный шарнир; 8 - штырь;
12 - поперечный уровень; 13 - кронштейн бедра; 14 - круговой сектор сгиба бедра;
15 - круговой сектор сгиба ступни
Положение АТС для измерений - положение АТС, определенное координатами исходных точек отсчета в трехмерной системе координат.
Теоретически фактический угол наклона туловища соответствует конструктивному углу наклона туловища (допуски в В.2.2.2).
Центроид - точка пересечения медиан плоского треугольника.
В.2 ПРЕДПИСАНИЯ
В.2.1 Для сиденья водителя, контрольные параметры которого будут использованы для проверки соответствия положениям настоящего стандарта, представляют следующие данные:
- конструктивный угол наклона туловища;
- все указания, необходимые для регулировки сиденья (если сиденье регулируемое) и установки его в положение для измерения, указанное в В.3.3.
В.2.2 Соответствие полученных данных и конструктивным спецификациям
Если результаты двух из трех измерений удовлетворяют требованиям, применяют положения, изложенные в В.2.2.3.
В.3.1 Испытуемое АТС должно быть выдержано при температуре (20±10) °С, по выбору предприятия-изготовителя, для того, чтобы температура материала, из которого изготовлено сиденье, достигла комнатной.
Если испытуемое сиденье никогда не использовалось, на него необходимо поместить дважды в течение 1 мин человека или устройство весом от 70 до 80 кг для того, чтобы размять подушку сиденья и спинку.
В.3.2 АТС должно занять положение для измерения, определенное координатами исходных точек отсчета в трехмерной системе координат.
В.3.3 Если сиденье является регулируемым, его сначала устанавливают в крайнее заднее нормальное при управлении или использовании положение, предусмотренное предприятием - изготовителем АТС, за счет продольной регулировки, и без перемещения сиденья, предусмотренного для целей иных, чем нормальное управление или использование.
В случае наличия других способов регулировки сиденья (вертикальной, угла наклона спинки и т.д.) оно затем должно приводиться в положение, определенное предприятием - изготовителем АТС.
Для откидных сидений жесткая фиксация сиденья в вертикальном положении должна соответствовать нормальному положению при управлении АТС, указанному предприятием-изготовителем.
При проведении испытаний на сиденье вне АТС пол, на который устанавливают сиденье, должен иметь те же основные характеристики (угол наклона, разница в высоте крепления сиденья, текстура поверхности и т.д.), что и пол АТС, в котором будет установлено это сиденье.
- если левая нога не может удерживаться параллельно правой ноге, а левая ступня не может быть установлена на элементах конструкции АТС, необходимо переместить левую ступню таким образом, чтобы установить ее на опору. Горизонтальность определяют визирными метками.
- если механизм скользит назад, ему дают возможность скользить до тех пор, пока не отпадет необходимость в использовании передней ограничительной горизонтальной нагрузки на коленный Т-образный шарнир, т.е. до тех пор, пока задняя часть механизма не соприкоснется со спинкой сиденья. В случае необходимости следует измерить положение голени и ступни.
- если механизм не скользит назад, его отодвигают назад за счет использования горизонтальной задней нагрузки, прилагаемой к коленному Т-образному шарниру, до тех пор, пока задняя часть механизма не войдет в соприкосновение со спинкой сиденья (рисунок В.2).
1 - спинные грузы; 2 - седалищные грузы; 3 - набедренные грузы; 4 - ножные грузы;
5 - направление и точка приложения нагрузки
В ходе раскачивания коленный Т-образный шарнир механизма может отклоняться от установленного горизонтального и вертикального направления. Поэтому во время раскачивания механизма шарнир должен удерживаться соответствующей поперечной силой. При удержании шарнира и раскачивании механизма необходимо проявлять осторожность, чтобы не допустить появления непредусмотренных внешних вертикальных или продольных нагрузок.
При этом не следует удерживать ступни механизма или ограничивать их перемещение. Если ступни изменят свое положение, они должны оставаться некоторое время в новом положении.
Осторожно возвращают назад спинку механизма до соприкосновения со спинкой сиденья и выводят оба уровня в нулевое положение.
В случае перемещения ступней во время раскачивания механизма их следует вновь установить следующим образом:
- каждую ступню приподнять попеременно с пола на минимальную величину, необходимую для того, чтобы предотвратить ее дополнительное перемещение. При этом удерживают ступни таким образом, чтобы они могли вращаться; применение каких-либо продольных или поперечных сил не допускается. Когда каждая ступня опять установится в нижнее положение, пятка должна войти в соприкосновение с соответствующим элементом конструкции;
- поперечный уровень выводят в нулевое положение; в случае необходимости следует приложить поперечную нагрузку к верхней части спинки механизма. Величина нагрузки должна быть достаточной для установки в горизонтальное положение спинки объемного механизма на сидении.
- возвращают назад спинку механизма до соприкосновения со спинкой сиденья;
- попеременно применяют и убирают горизонтальную нагрузку, действующую в заднем направлении, не превышающую 25 Н, к штанге угла наклона спинки на высоте приблизительно центра крепления грузов к спине, пока круговой сектор бедра не покажет, что после устранения действия нагрузки достигнуто устойчивое положение.
На механизм не должны действовать внешние силы, направленные вниз или вбок. При необходимости повторной ориентации механизма в горизонтальном направлении следует наклонить спинку механизма вперед, вновь повернуть его в горизонтальное направление и повторить процедуру, указанную в В.3.12.
В.3.14 Проводят измерения:
При повторной установке механизма сиденье должно быть свободным от любых нагрузок не менее 30 мин до начала установки. Механизм не следует оставлять на сиденье сверх времени, необходимого для проведения данного испытания.