ГОСТ Р 51266-99
Группа Д29
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Автомобильные транспортные средства
ОБЗОРНОСТЬ С МЕСТА ВОДИТЕЛЯ
Технические требования. Методы испытаний
Automobile transport facilities. Visibility from the driver’s seat.
Technical requirements. Test methods
ОКС 03.220.20*
ОКП 45 1000
Дата введения 2000-01-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Научно-исследовательским центром по испытаниям и доводке автомототехники (НИЦИАМТ)
ВНЕСЕН Техническим комитетом ТК 56 "Дорожный транспорт"
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 20 апреля 1999 г. N 129
3 Стандарт гармонизирован с Директивами ЕЭС 77/649, 78/318 в части технических требований и методов испытаний
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Май 2000 г.
1 Область применения
Стандарт не распространяется на АТС, оборудованные кузовами (кабинами), производство которых начато до 1 января 1977 г.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 5727-88 Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие технические условия
ГОСТ 20304-90 Манекены посадочные трехмерный и двухмерный. Конструкция, основные параметры и размеры
ГОСТ 22895-77 Тормозные системы и тормозные свойства автотранспортных средств. Нормативы эффективности. Технические требования
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями.
Бинокулярный обзор - обзор, получаемый в результате наложения полей, видимых левым и правым глазами одновременно.
Боковые разделительные стойки переднего окна - конструктивные элементы, дополнительно используемые для крепления стекол при составном ветровом стекле.
Зона очистки переднего окна - зона на наружной поверхности стекла, очищаемая щетками стеклоочистителя.
Исходные точки отсчета - физические точки (отверстия, плоскости, метки и углубления) на кузове АТС, указанные предприятием-изготовителем.
Непросматриваемые зоны - невидимые зоны, создаваемые непрозрачными элементами конструкции кабины (кузова), внутренним или наружным оборудованием и т.д.
Непросматриваемые зоны, создаваемые стойками переднего окна, - невидимые зоны, создаваемые стойками переднего окна с учетом бинокулярности обзора.
Нормативные зоны А и Б переднего окна - условные зоны на наружной поверхности стекла АТС. Размеры нормативных зон А и Б установлены настоящим стандартом. Нормативная зона А расположена внутри нормативной зоны Б непосредственно перед водителем.
Нормативное поле обзора П - условное поле передней обзорности в 180°-ном секторе, расположенное между горизонтальной плоскостью, являющейся верхней границей поля и проходящей на уровне глаз водителя, и тремя другими плоскостями, составляющими в совокупности нижнюю границу поля. Взаимное расположение указанных плоскостей в пространстве установлено настоящим стандартом.
Обзорность - конструктивное свойство АТС, характеризующее объективную возможность и условия восприятия водителем визуальной информации, необходимой для безопасного и эффективного управления АТС.
Передняя обзорность - обзорность через переднее и боковые окна кабины, ограниченная полем зрения водителя, равным 180°, в горизонтальной плоскости, при направлении линии взора с места водителя параллельно средней продольной плоскости АТС. Характеризуется размерами и расположением нормативных зон А и Б переднего окна, степенью очистки нормативных зон А и Б, нормативным полем обзора П, недосматриваемыми зонами в нормативном поле обзора П, а также непросматриваемыми зонами, создаваемыми стойками переднего окна.
Продольная регулировка сиденья - величина перемещения сиденья, измеренная по горизонтали между крайним задним и крайним передним фиксированными положениями.
Продольная регулировка сиденья для нормального управления или использования - регулировка по горизонтали без перемещения, предусмотренного для целей, иных, чем нормальное управление или использование, заданная предприятием-изготовителем.
Прозрачная часть переднего и боковых окон - часть стекла переднего и боковых окон, свободная от непрозрачных элементов конструкции, имеющая светопропускаемость согласно ГОСТ 5727.
Разделительные стойки боковых окон - конструктивные элементы, дополнительно используемые для крепления стекол при составном боковом стекле.
Средняя и боковые стойки переднего окна - опоры крыши кабины с примыкающими непрозрачными элементами дверей и уплотнителей или со сплошной непрозрачной полосой по краям вклеиваемых стекол. При этом средняя стойка может не являться опорой крыши кабины.
Степень очистки нормативной зоны - отношение площади поверхности нормативной зоны, очищаемой щетками стеклоочистителей, к общей площади поверхности соответствующей нормативной зоны, выраженное в процентах.
Тип транспортного средства (в отношении передней обзорности) - совокупность АТС, не имеющих между собой конструктивных различий, влияющих на показатели обзорности с места водителя, и отвечающие одним требованиям, установленным данным стандартом.
4 Технические требования
4.1 Параметры, определяющие переднюю обзорность
Передняя обзорность определяется (рисунок 1):
- размерами и расположением нормативных зон А и Б переднего окна;
- степенью очистки нормативных зон А и Б переднего окна;
- непросматриваемыми зонами, создаваемыми стойками переднего окна;
- недосматриваемыми зонами в нормативном поле обзора П.
1 - граница прозрачной части левого бокового окна; 2 - левая боковая стойка переднего окна;
3 - контур очистки переднего окна; 4 - граница нормативной зоны А; 5 - граница нормативной зоны Б;
6 - граница прозрачной части переднего окна; 7 - правая боковая стойка переднего окна;
8 - граница прозрачной части правого бокового окна; 9 - следы от плоскостей,
являющихся границами нормативного поля обзора П
Рисунок 1 - Расположение нормативных зон А и Б переднего окна и нормативного поля обзора П
4.2 Требования к размерам и расположению нормативных зон А и Б переднего окна
4.2.1 Размеры и расположение нормативных зон А и Б переднего окна определяются углами, значения которых представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Размеры нормативных зон А и Б переднего окна АТС
|
|
|
|
|
|
|
Категория АТС | Вариант компоновок двигателей на АТС | Зона | Нормативный угол, градусы, не менее | |||
|
|
| вверх | вниз | влево | вправо |
Все варианты | А | 3 | 1 | 13 | 20 | |
|
| Б | 7 | 5 | 17 | + |
Капотная | А | 3 | 1 | 13 | 20 | |
|
| Б | 7 | 5 | 17 | + |
| Полукапотная | А | 7 | 4 | 15 | 20 |
|
| Б | 12 | 8 | 19 | + |
| Вагонная | А | 7 (5) | 4 | 15 (13) | 20 |
|
| Б | 12 (5) | 11 | 19 (13) | + |
Капотная | А | 6 | 3 | 15 | 20 | |
|
| Б | 9 | 7 | 19 | + |
| Полукапотная | А | 9 | 15 (8) | 20 | 20 |
|
| Б | 10 | 21 (8) | 22 | + |
| Вагонная | А | 9 | 15 | 20 | 20 |
|
| Б | 10 | 21 | 22 | + |
Капотная | А | 3 | 1 | 13 | 20 | |
|
| Б | 7 | 5 | 17 | + |
| Полукапотная | А | 5 | 2 | 14 | 20 |
|
| Б | 8 | 6 | 18 | + |
| С кабиной над двигателем | А | 5 | 2 | 14 (13) | 20 |
|
| Б | 8 (5) | 6 | 18 (13) | + |
Все варианты | А | 6 | 3 | 15 | 16 | |
|
| Б | 9 | 7 | 18 | + |
| А | 6 | 7 | 15 | 16 | |
|
| Б | 7 (6*) | 10 | 18 | + |
* Для АТС капотной компоновки с составным ветровым стеклом и боковыми разделительными стойками.
Примечания:
1 Знак "+" означает, что правая граница нормативной зоны Б симметрична левой границе относительно средней продольной плоскости АТС.
2 Значения, указанные в скобках, действуют до 1 января 2005 г. При новом проектировании не применять. |
4.2.2 Расстояние между границами прозрачной части переднего окна и нормативной зоны Б по всему контуру должно быть не менее 25 мм.
4.3 Требования к степени очистки нормативных зон А и Б переднего окна АТС представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Степень очистки нормативных зон А и Б переднего окна
|
|
|
|
Конструкция переднего окна | Нормативная зона, %, не менее | ||
| А | Б | |
| Категория АТС | ||
| , , | , , | , , , , , |
Без средней стойки | 98 (84) | 100 | 80 (70) |
Со средней стойкой | 97 | 100 | 70 |
Откидывающаяся оконная рама | 84 | 84 | 70 |
Примечание - Значения, указанные в скобках, - только для АТС категорий вагонной компоновки и с кабиной над двигателем. Эти значения действуют до 1 января 2005 г. При новом проектировании не применять. |
4.4 Требования к непросматриваемым зонам, создаваемым стойками переднего окна
4.4.2. Угловые величины непросматриваемых зон, образуемые стойками переднего окна, представлены в таблице 3.
Таблица 3 - Углы, характеризующие непросматриваемые зоны, образуемые стойками переднего окна
|
|
|
Категория АТС | Углы, образуемые стойками, градусы, не более | |
| боковой | средней |
6 | - | |
, | 6 (9) | 4 |
, , | 7 | 4 |
Примечание - Значение, указанное в скобках, - только для АТС категорий вагонной компоновки и с кабиной над двигателем. Это значение действует до 1 января 2005 г. При новом проектировании не применять. |
4.5 Требования к непросматриваемым зонам в нормативном поле обзора П
4.5.1 В нормативном поле обзора П не должно быть непросматриваемых зон, за исключением создаваемых:
- средней и боковыми стойками переднего окна;
- разделительными стойками боковых окон;
- рамками вентиляционных форточек;
- зеркалами заднего вида;
- деталями стеклоочистителей;
- наружными радиоантеннами;
- рулевым колесом и панелью приборов (только внутри проекции рулевого колеса), при условии, что верхняя точка рулевого колеса не попадает в зону А;
- проводниками радиоантенн, не превышающими по ширине следующих значений: залитых в стекло проводников - 0,5 мм, нанесенных на стекло проводников - 1,0 мм. При этом в нормативной зоне А должно проходить не более трех указанных выше проводников радиоантенн, а ширина каждого из них не должна превышать 0,5 мм;
- кузовных элементов конструкции с примыкающими к ним рамками створок дверей, расположенных с правой стороны по ходу движения, при условии, что нанесенный на правое боковое окно по методу 6.8.1.1 след плоскости, ограничивающей нормативное поле обзора П в переднем 180°-ном секторе, попадает в световой проем створки, или, по крайней мере, имеется еще один световой проем, расположенный в непосредственной близости за следом указанной плоскости. В любых случаях угловые значения непросматриваемых зон, образуемые указанными элементами конструкции, не должны превышать 7°;
- непрозрачных элементов конструкции в зоне обзора через боковое окно, расположенное с правой стороны по ходу движения, при условии, что уменьшение площади требуемого поля обзора через правое окно не превышает 20% для АТС, изготовленных до 1 января 2003 г., 10% для АТС, изготовленных с 1 января 2003 г.;
- нижней кромки переднего окна, при условии, что расстояние от опорной поверхности до любой точки нижней кромки переднего окна не превышает расстояния от опорной поверхности до любой точки нижней кромки правого бокового окна.
4.5.6. В непросматриваемые зоны, создаваемые элементами конструкции, указанными в 4.5.1-4.5.5, допускается попадание других элементов конструкции, при условии, что непросматриваемые зоны не увеличиваются.
4.5.7. В нормативное поле обзора П допускается попадание технических средств, расположенных внутри кабины, при выполнении следующих условий:
- конструкция технических средств должна позволять водителю без затруднений, не отвлекаясь от управления, освобождать от них нормативное поле обзора П;
- точки крепления технических средств не должны находиться в нормативных зонах А, Б и нормативном поле обзора П.
5 Исходные данные, представляемые предприятием-изготовителем АТС
5.1 Для определения соответствия показателей передней обзорности АТС требованиям настоящего стандарта предприятие-изготовитель должно представить следующие данные:
5.1.1 координаты не менее трех исходных точек отсчета АТС относительно опорной поверхности и трехкамерной системы координат, используемой при проектировании кузова АТС и изображенной на рисунке 2.
Исходные точки отсчета на АТС, представленных на испытания, должны быть маркированы и доступны для использования без демонтажа конструкций;
5.1.3. все указания, необходимые для регулировки сиденья (если сиденье регулируемое) и установки его в положение для измерения.
5.2 Если предприятие-изготовитель не представило:
5.2.1 координаты исходных точек отсчета, то фактическое положение АТС относительно опорной поверхности принимают за исходное.
Обязательными условиями в этом случае являются:
- отсутствие у АТС крена влево или вправо;
- исправное состояние подвески АТС;
- давление в шинах АТС, соответствующее требованиям технических характеристик.
5.2.1.1 Состояние массы в исходном положении, указанном в 5.2.1, должно соответствовать 5.1.1.1;
- по горизонтали - крайнее заднее фиксированное положение;
- угол наклона туловища водителя принимают 10-25°;
5.3 При проведении сертификационных испытаний в отношении передней обзорности предприятие-изготовитель представляет техническое описание АТС на русском языке (приложение Б).
6 Методы испытаний
6.1 Требования к средствам измерений
6.1.1. Измерение параметров обзорности АТС может быть осуществлено любым способом, позволяющим обеспечить заданную точность измерений.
6.1.2. Погрешность измерений не должна превышать: ±0,5° - угловых размеров и ±1 мм - линейных размеров.
6.2 Установка АТС при испытаниях
АТС (или кабина) должно(а) быть установлено(а) по исходным точкам отсчета относительно опорной поверхности в соответствии с предписаниями предприятия-изготовителя.
2.
_____________
* Размер для справок.
|
|
|
Угол наклона туловища, градусы | , мм | , мм |
5 | -186 | 28 |
6 | -176 | 27 |
7 | -167 | 27 |
8 | -157 | 26 |
9 | -147 | 26 |
10 | -137 | 25 |
11 | -128 | 24 |
12 | -118 | 23 |
13 | -109 | 22 |
14 | -99 | 21 |
15 | -90 | 20 |
16 | -81 | 18 |
17 | -71 | 17 |
18 | -62 | 15 |
19 | -53 | 13 |
20 | -44 | 11 |
21 | -35 | 9 |
22 | -26 | 7 |
23 | -17 | 5 |
24 | -9 | 2 |
25 | 0 | 0 |
26 | 9 | -3 |
27 | 17 | -5 |
28 | 26 | -8 |
29 | 34 | -11 |
30 | 43 | -14 |
31 | 51 | -17 |
32 | 59 | -21 |
33 | 67 | -24 |
34 | 76 | -28 |
35 | 84 | -31 |
36 | 92 | -35 |
37 | 100 | -39 |
38 | 107 | -43 |
39 | 115 | -47 |
40 | 123 | -52 |
Примечание - и - величины, характеризующие, соответственно, продольное и вертикальное смещения условного положения глаз водителя относительно контрольной точки посадки в зависимости от угла наклона туловища. |
Для получения доступа к полной версии без ограничений вы можете выбрать подходящий тариф или активировать демо-доступ.