ГОСТ 33154-2014
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Дороги автомобильные общего пользования
ИЗЫСКАНИЯ ТОННЕЛЕЙ
Общие требования
Automobile roads of general use. Tunnel surveying. General requirements
МКС 93.060
Дата введения 2015-12-01
с правом досрочного применения
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2009 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Российский дорожный научно-исследовательский институт" Министерства транспорта Российской Федерации (ФГУП "РОСДОРНИИ") и Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И.Платова" (ФГБОУ ВПО ЮРГПУ (НПИ) имени М.И.Платова), Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 418 "Дорожное хозяйство"
2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 5 декабря 2014 г. N 46)
За принятие проголосовали:
|
|
|
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Армения | AM | Минэкономики Республики Армения |
Азербайджан | AZ | Азстандарт |
Беларусь | BY | Госстандарт Республики Беларусь |
Казахстан | KZ | Госстандарт Республики Казахстан |
Киргизия | KG | Кыргызстандарт |
Россия | RU | Росстандарт |
Таджикистан | TJ | Таджикстандарт |
Узбекистан | UZ | Узстандарт |
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 июля 2015 г. N 923-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33154-2014 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 декабря 2015 г.
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает общие требования к изысканиям автодорожных тоннелей, включая виды и объемы изысканий, порядок и последовательность проведения изысканий, методы проведения различных видов изысканий, состав, содержание, правила выполнения, оформления и применения документации по изысканиям.
По отношению к настоящему стандарту на национальном уровне могут быть установлены дополнительные и/или конкретизирующие правила, которые распространяются на общие требования к изысканиям тоннелей на автомобильных дорогах общего пользования, изменения к ним, а также правила применения и прекращения применения этих документов в отдельных государствах, в частности, касающихся общих требований к изысканиям тоннелей на автомобильных дорогах общего пользования.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 7.32-2001 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления
ГОСТ 21.302-96 Система проектной документации для строительства. Условные графические обозначения в документации по инженерно-геологическим изысканиям
ГОСТ 22268-76 Геодезия. Термины и определения
ГОСТ 32836-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Изыскания автомобильных дорог. Общие требования
ГОСТ 32847-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению экологических изысканий
ГОСТ 32868-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению инженерно-геологических изысканий
ГОСТ 32869-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению топографо-геодезических изысканий
ГОСТ 33063-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Классификация типов местности и грунтов
ГОСТ 33147-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению гидрологических изысканий
ГОСТ 33152-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Классификация тоннелей
ГОСТ 33153-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Проектирование тоннелей. Общие требования
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 22268, ГОСТ 32836, ГОСТ 33152, ГОСТ 33153, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 вынос трассы в натуру: Комплекс полевых изыскательских работ в составе топографо-геодезических изысканий по проложению (трассированию) и закреплению на местности проектного положения оси линейного сооружения.
3.2 полевое трассирование: Комплекс полевых изыскательских работ в составе инженерных изысканий по проложению (трассированию) на местности оси линейного сооружения.
3.3 экономические изыскания: Комплекс работ по сбору, обработке, систематизации и анализу исходных данных для обоснования и установления экономической целесообразности, очередности и стадийности строительства или реконструкции отдельных объектов дорожного строительства.
4 Сокращения
В настоящем стандарте применяются следующие сокращения:
ИГИ: инженерно-геологические изыскания;
ИГМИ: инженерно-гидрометеорологические изыскания;
ИИ: инженерные изыскания;
ИЦММ: инженерная цифровая модель местности;
ИЭИ: инженерно-экологические изыскания;
ПИР: проектно-изыскательские работы;
ТГИ: топографо-геодезические изыскания.
5 Общие положения
5.1 Целью ИИ является комплексное изучение природных и техногенных условий района проектирования автодорожного тоннеля (далее - тоннель), сбор материалов, необходимых для принятия обоснованных проектных решений.
Материалы топографо-геодезических (по ГОСТ 32869), инженерно-геологических (по ГОСТ 32868), инженерно-гидрометеорологических (по ГОСТ 33147), инженерно-экологических (по ГОСТ 32847), а при необходимости и других видов изыскательских работ должны содержать все необходимые данные о природных и техногенных условиях территории в целях:
- обоснования выбора трассы проектируемого тоннеля;
- выбора конструктивно-технологического варианта тоннеля, обеспечивающего безопасность на этапах его строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации;
- проведения расчетов прочности и устойчивости несущих конструкций и оснований тоннеля, а также для разработки иных мероприятий, связанных с безопасностью тоннеля на стадиях его проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации;
- разработки мероприятий по охране окружающей среды и проекта организации строительства;
- проектирования инженерных мероприятий по защите тоннеля и потребителей транспортных услуг от воздействия опасных природных и техногенных факторов на стадиях строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации тоннеля.
5.2 На основе материалов экономических и ИИ осуществляется подготовка проекта планировки территории под размещение тоннелей и проектной документации строительства тоннелей, включая реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт.
5.3 Результаты ИИ должны быть обоснованы лицом, выполняющим ИИ, и должны содержать прогноз изменения их значений в процессе строительства и эксплуатации тоннелей.
5.4 Основанием для выполнения ИИ должен быть договор (контракт), заключенный между заказчиком (застройщиком) и исполнителем, к которому прилагается техническое задание. Если договор (контракт) заключается на весь комплекс ПИР, то в техническом задании на ПИР должен быть отдельный раздел, включающий задание на ИИ.
5.5 Техническое задание на выполнение ИИ должно содержать основные сведения об объекте изысканий, необходимые для подготовки программы ИИ. Техническое задание выдается как на весь комплекс ИИ, так и раздельно по видам ИИ и стадиям проектирования.
5.6 Ответственность за полноту и достоверность данных в техническом задании возлагается на заказчика (застройщика).
5.7 Техническое задание на выполнение ИИ для подготовки проектной документации должно содержать следующие сведения и данные:
- наименование объекта проектирования;
- вид строительных работ (строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт);
- сведения об этапах строительных работ, сроках проектирования, строительства и эксплуатации объекта;
- требование о составлении и представлении программы ИИ на согласование заказчику (застройщику);
- данные о местоположении (начало и конец трассы), границах полосы отвода и притоннельной территории;
- характеристика ожидаемых воздействий объектов строительства на природную среду с указанием пределов этих воздействий в пространстве и во времени;
- сведения и данные о проектируемом тоннеле;
- выполняемые виды ИИ;
- перечень нормативных документов, в соответствии с требованиями которых необходимо выполнить ИИ;
- сведения о ранее выполненных ИИ и исследованиях, данные о наблюдающихся в районе объекта строительства осложнениях в процессе строительства и эксплуатации тоннелей;
- требования к выполнению дополнительных видов ИИ;
- требования к точности, надежности, достоверности и обеспеченности данных и характеристик, получаемых при ИИ;
- требования к прогнозу изменений природных и техногенных условий, риску и оценке опасности и риска от природных и техногенных процессов;
- требования к материалам и результатам ИИ (состав, сроки, порядок и форма представления изыскательской продукции, в том числе данные по формированию ИЦММ);
- наименование и местонахождение организации заказчика, фамилия, инициалы и номер телефона (факса, электронной почты) ответственного его представителя.
5.8 К техническому заданию должны прилагаться графические и текстовые документы, необходимые для организации и проведения ИИ на соответствующей стадии (этапе) проектирования: копии инженерно-топографических планов, ситуационных планов (схем) с указанием границ участков и направлений трасс с контурами проектируемых сооружений; картограммы; копии решений органов местного самоуправления о предварительном согласовании места размещения площадок (трасс) и копии решения органа исполнительной власти или местного самоуправления о предоставлении земель для проведения изыскательских работ (если последнее не входит в состав договорных работ) и др.
5.9 Изменение видов изыскательских работ, размеров проектируемого участка тоннеля, объемов и сроков выполнения работ должно оформляться в виде нового технического задания или дополнения к техническому заданию.
5.10 В техническом задании не должен указываться состав и объем изыскательских работ, методика и технология их выполнения.
6 Виды и объемы изысканий
6.1 В состав изысканий тоннелей должны входить следующие виды:
- экономические;
- топографо-геодезические;
- инженерно-геологические;
- инженерно-геотехнические;
- инженерно-гидрометеорологические;
- инженерно-экологические.
6.2 К специальным видам ИИ следует относить: геотехнические исследования; обследования состояния массива горных пород или грунтов основания тоннеля, его несущих конструкций; поиск и разведку подземных вод для целей водоснабжения; локальный мониторинг компонентов окружающей среды; разведку грунтовых строительных материалов, локальные обследования загрязнения грунтов и грунтовых вод.
6.3 К специфическим видам изысканий (поиска) следует отнести:
- поиск, обследование существующих памятников культурного наследия, археологические исследования;
- поиск, обнаружение и определение мест воинских захоронений;
- поиск, обследование территорий на наличие взрывоопасных предметов в местах боевых действий и на территории бывших воинских захоронений.
6.4 Состав основных и специальных видов ИИ, объемы, методика и технология работ, необходимых и достаточных для принятия проектных решений, должны определяться исполнителем в программе ИИ. Программа инженерных изысканий составляется исполнителем, утверждается руководителем организации исполнителя и согласовывается с заказчиком (застройщиком). Контроль полноты и соответствия изложенных в программе ИИ видам проектных работ, требованиям технических регламентов возлагается на заказчика (застройщика).
6.5 Программа ИИ должна соответствовать техническому заданию заказчика (застройщика) и содержать следующие требования:
- цели и задачи ИИ;
- характеристику изученности природных условий территории строительства по материалам ранее выполненных ИИ;
- краткую характеристику природных и техногенных условий района, влияющих на организацию и производство ИИ;
- обоснование границ территории проведения ИИ с учетом сферы взаимодействия проектируемых объектов с природной средой, категорией сложности природных и техногенных условий;
- обоснование состава, объемов, методов и технологии выполнения ИИ и отдельных видов изыскательских работ (исследований), местоположения пунктов их производства (точек наблюдений, горных выработок, полевых испытаний и др.) и последовательность их выполнения;
- обоснование применения современных нестандартизированных технологий (методов) и технических средств выполнения ИИ для строительства в различных природных и техногенных условиях (при необходимости);
- требования к организации и производству изыскательских работ (состав, объем, методы, технология, последовательность, место, сроки производства отдельных видов работ), контроль качества работ, необходимость проведения мониторинговых наблюдений, их продолжительность;
- перечень и состав отчетных материалов, сроки их представления;
- мероприятия по обеспечению безопасных условий труда, охране здоровья, по санитарно-гигиеническому и энергоинформационному благополучию работающих с учетом природных и техногенных условий, а также характера выполняемых работ;
- мероприятия по охране окружающей среды и исключению ее загрязнения и предотвращению ущерба при выполнении ИИ;
- обоснование необходимости проведения научно-исследовательских работ при ИИ для проектирования тоннеля;
- принимаемая нормативно-методическая база для выполнения работ;
- сведения по метрологическому обеспечению.
При комплексном проведении изыскательских работ программу ИИ следует увязывать с программами других видов изысканий во избежание дублирования отдельных видов работ.
6.6 Программа ИИ должна являться основным и обязательным организационно-руководящим и методическим документом при ИИ тоннелей.
Для выполнения ИИ для подготовки проектной документации по ремонту и содержанию в процессе строительства (реконструкции) тоннелей по требованию заказчика (застройщика), если это оговорено в договоре на ИИ, допускается вместо программы ИИ составлять предписание на выполнение комплексных ИИ или на выполнение конкретных видов изыскательских работ.
6.7 Исполнители инженерных изысканий имеют право: устанавливать (закладывать) геодезические пункты (центры); осуществлять проходку горных выработок (буровых скважин, шурфов и др.) с обустройством сети стационарных наблюдений; отбирать пробы грунта, воздуха, воды, стоков, донных отложений, выбросов, атмосферных осадков и промышленных отходов; выполнять подготовительные и сопутствующие работы (расчистку и планировку площадок, рубку визирок, строительство водоводов и водостоков, обустройство временных сооружений), необходимые для производства инженерных изысканий в соответствии с условиями, предусмотренными в договоре (контракте) с заказчиком (застройщиком).
6.8 ИИ следует выполнять, как правило, в три этапа: подготовительный, полевой и камеральный.
6.8.1 Подготовительный этап ИИ включает:
- получение технического задания и подготовку договорной документации;
- сбор и обработку материалов ИИ прошлых лет на район (участок трассы, площадку) изысканий, получение высот и координат пунктов нивелирования и полигонометрии;
- подготовку программы (предписания) ИИ в соответствии с требованиями, приведенными в техническом задании заказчика (застройщика);
- осуществление в установленном порядке регистрации (получение разрешений) на производство ИИ;
- согласование плана обустройства места изыскательских работ временными техническими средствами организации дорожного движения со службами, осуществляющими надзор и контроль за дорожным движением, и эксплуатирующей организацией.
6.8.2 Полевой этап ИИ включает комплекс полевых работ в соответствии с программой ИИ и необходимый объем работ по предварительной обработке полученных материалов и данных для обеспечения контроля их качества, полноты и точности.
6.8.3 Камеральный этап ИИ включает:
- окончательную обработку материалов и данных полевого этапа изысканий, оценку точности полученных результатов с необходимой для проектирования и строительства информацией об объектах, ситуации и рельефе местности, о подземных и надземных сооружениях с указанием их технических характеристик, а также об опасных природных и техноприродных процессах;
- составление и передачу заказчику (застройщику) отчета об ИИ (пояснительной записки) с необходимыми приложениями по результатам выполненных ИИ;
- передачу в установленном порядке отчетных материалов выполненных ИИ местным органам архитектуры и строительства, в зоне деятельности которых выполнялись ИИ.
7 Порядок и последовательность проведения изысканий
7.1 Выполнение изысканий в жизненном цикле тоннеля должно производиться в следующей последовательности в соответствии с этапами (стадиями) ПИР:
а) до выполнения строительных работ:
1) экономические и ИИ для документации планировки территории под размещение тоннеля;
2) ИИ для подготовки проектной документации строительства тоннеля;
3) ИИ для подготовки рабочей документации строительства тоннеля;
б) в процессе выполнения строительных работ;
в) в процессе эксплуатации тоннеля:
1) ИИ для подготовки проектной документации ремонта и содержания тоннелей;
2) ИИ для подготовки проектной документации реконструкции и капитального ремонта тоннеля.
7.2 На каждом этапе ПИР все виды изысканий выполняются в комплексе с проектными работами. На этапе подготовки документации планировки территории под размещение тоннеля сначала должны выполняться экономические изыскания, а затем одновременно в комплексе все виды ИИ. На этапе подготовки проектной и рабочей документации строительства, в процессе строительства и в процессе эксплуатации тоннеля сначала должны выполняться ТГИ, а затем одновременно в комплексе остальные виды ИИ.
7.3 Материалы изысканий для документации планировки территории под размещение тоннеля должны обеспечить выполнение экономической оценки эффективности строительства тоннеля, анализ сравниваемых вариантов (конкурентных направлений) строительства и проектируемых трасс тоннеля на основе комплексной экономической оценки. Экономические изыскания должны проводиться в объемах, обеспечивающих выбор конструктивно-технологического варианта тоннеля.
7.4 Выбор оптимального варианта (генерального направления) трассы тоннеля должен быть установлен на основе комплекса выполненных ИИ. В процессе изысканий должно быть учтено влияние каждого из вариантов на окружающую среду и даны рекомендации по инженерной защите объекта от опасных природных и техноприродных процессов.
8 Методы проведения изысканий
8.1 Инженерно-геологические изыскания
8.1.1 В состав ИГИ должны входить следующие виды работ и комплексных исследований:
- сбор и обработка материалов изысканий и исследований прошлых лет по тоннелю и прилегающим территориям;
- рекогносцировочное обследование территории;
- научное сопровождение ИГИ при производстве изысканий в сложных инженерно-геологических условиях;
- построение априорной геодинамической 3D-модели внутреннего строения и свойств массива горных пород по материалам прошлых лет и на основе обработки измерений рельефа земной поверхности методом, определенным программой изысканий;
- детальная инженерно-геологическая съемка на припортальных участках и участках шахтных стволов;
- бурение скважин;
- геофизические исследования;
- сейсмологические и сейсмотектонические исследования территории;
- сейсмическое микрорайонирование (в зоне с сейсмичностью 7, 8 и 9 баллов);
- полевые исследования грунтов;
- гидрогеологические исследования;
- стационарные наблюдения;
- лабораторные исследования грунтов, подземных и поверхностных вод;
- обследование грунтов оснований существующих зданий и сооружений (при отсутствии по ним исполнительной документации);
- исследования для оценки вероятных изменений свойств пород при переходе от образца к массиву (масштабный эффект) и оценки степени корреляции свойств, определяемых по данным лабораторных испытаний в образце и косвенных (геофизических) определений свойств пород в массиве;
- комплекс исследований для составления предварительной модели устойчивости горного массива на уровне кровли тоннеля;
- составление прогноза изменений инженерно-геологических условий;
- камеральная обработка материалов и составление технического отчета (заключения).
8.1.2 При проведении ИГИ для подготовки проектной документации строительства ответственных объектов I уровня, а также II уровня в сложных инженерно-геологических условиях, необходимо выполнять инженерно-геотехнические изыскания и геотехнические исследования согласно ГОСТ 32836.
8.1.3 В состав рекогносцировочного обследования территории помимо осмотра места изыскательских работ с визуальной оценкой рельефа должны входить описание имеющихся строительных выработок и других обнажений, а также внешних проявлений геодинамических процессов с позиций организации изыскания.
Рекогносцировочное обследование следует производить в полосе шириной до 150 м вдоль оси тоннеля.
8.1.4 В состав научного сопровождения ИГИ должны входить сбор и обработка материалов научно-исследовательских работ и научно-технической литературы с целью обоснования применения новых инновационных методов, методик и технологий изучения строения, структуры, свойств, состава и состояния горного массива.
8.1.5 Инженерно-геологическая съемка полосы трассы тоннеля (не менее 150 м в каждую сторону) должна выполняться в масштабе 1:2000. Площадь съемки должна быть достаточной для оценки инженерно-геологических условий возможных вариантов изменений трассы тоннеля.
В составе инженерно-геологической съемки припортальных участков и шахтных стволов выполняются профильные и площадные геофизические исследования.
Состав и объем геофизических наблюдений назначается исходя из характера рельефа, сложности инженерно-геологических условий, обнаженности и доступности территории для прямых геологических наблюдений, технической возможности размещения геофизических профилей, буровых скважин и иных условий, определяющих необходимую детальность и возможность изучения разреза.
При планировании геофизических исследований предпочтение отдается топографическим вариантам методик, позволяющим с заданной детальностью изучить непрерывное распределение геофизических характеристик, отражающих свойства и структуру массива в плане и на глубину, и выполнить построение 2D и 3D геофизической модели припортальных зон и участков шахтных стволов.
Участки нарушения структуры, сплошности и однородности горного массива, выявленные по данным геофизических наблюдений, подлежат заверке и геологической интерпретации с учетом данных бурения контрольных скважин, прямых геологических наблюдений и структурных построений.
8.1.6 Инженерно-геологическая съемка на припортальных участках (500x500 м) и участках шахтных стволов (100х100 м) должна выполняться в масштабе 1:1000 или 1:500 и установить несущую способность грунтов и их устойчивость при сооружении порталов.
8.1.7 Изучение зон разрывных нарушений, характеристики их открытости и активности производится на основании геолого-структурных построений и комплекса специальных исследований:
- атмогеохимическая съемка полосы трассы тоннеля (по 150 м в каждую сторону) выполняется для уточнения положения зон разрывных нарушений, характеристики их открытости и активности (масштаб съемки 1:2000);
- зоны предполагаемых тектонических нарушений, выявленные по результатам интерпретации атмогеохимических методов, подлежат дополнительному изучению для их характеристики на уровне заложения тоннеля;
- структура (мощность, глубина, простирание) тектонических зон изучается наземными и скважинными геофизическими методами, обеспечивающими картирование нарушений до уровня заложения тоннеля;
- прямое изучение нарушений, выявленных по данным косвенных методов, выполняется бурением контрольных скважин, назначаемых исходя из результатов комплексной интерпретации опережающих атмогеохимических и геофизических работ;
- при изучении зон субвертикальных разрывных нарушений и иных проявлений тектоники, изучение бурением которых выполнить сложно, проводятся скважинные геофизические исследования методами межскважинного просвечивания, исследования околоскважинного пространства, просвечивание скважина-поверхность и/или способом направленного бурения;
- методы и методика детальных исследований с целью характеристики тектонических зон уточняются в процессе работ на основании предварительных геолого-структурных построений и априорных 2D, 3D моделей массива;
- по результатам комплекса исследований и геолого-структурных построений составляется структурно-тектоническая модель массива с характеристикой вероятных тектонических зон на уровне тоннеля.
8.1.8 Количество разведочных скважин по трассе тоннеля определяется категорией сложности инженерно-геологических условий и глубиной заложения тоннеля.
Число разведочных скважин при глубине заложения тоннеля до 300 м следует принимать:
- в коротких тоннелях - не менее трех вдоль оси тоннеля в простых условиях и в условиях средней сложности и не менее четырех в сложных условиях;
- в длинных тоннелях - дополнительно по одной скважине на каждые 200 м вдоль оси тоннеля в простых условиях, на каждые 100-120 м в условиях средней сложности и на каждые 75-100 м в сложных условиях. Аналогично определяется число скважин для подходных выработок.
При необходимости, на наиболее сложных участках трассы, дополнительно бурятся скважины по поперечникам. Число скважин в каждом поперечнике - две-три.
При необходимости изучения тектонических нарушений сложной морфологии или крутого падения методами межскважинного просвечивания выполняется бурение двух-трех скважин, обеспечивающих возможность изучения структуры и морфологии тектонических зон на уровне заложения тоннеля.
Для тоннелей глубиной заложения более 300 м следует применять методы геофизических исследований по ГОСТ 32868.
8.1.9 На участках развития опасных экзогенных геологических и инженерно-геологических процессов, оказывающих влияние на условия строительства и эксплуатации тоннелей, изыскания следует выполнять в соответствии с требованиями ГОСТ 32868.
8.1.10 Глубина скважин определяется необходимостью освещения геологического разреза, гидрогеологических условий, структуры горного массива и свойств пород в пределах прогнозируемой зоны взаимодействия проектируемых объектов с геологической средой, но не менее чем на 8-10 м ниже лотка тоннеля.
8.1.11 С особой детальностью должны быть изучены инженерно-геологические условия в зоне подземного сооружения, под которой понимают толщу грунтов на 30-40 м выше и на 8-10 м ниже лотка сооружения. Детально (не более 2 м) опробуется:
а) зона на 10 м ниже лотка тоннеля;
б) зона тоннеля (10 м);
в) зона сдвижения в массиве грунтов:
1) от малопрочных до прочных 15 м выше кровли тоннеля;
2) от пониженной прочности до низкой прочности 25 м выше кровли тоннеля;
3) очень низкой прочности 30 м выше кровли тоннеля.
С меньшей детальностью (не более 5 м) опробуется зона в интервале 15-40 м над кровлей тоннеля.
Остальной разрез опробуется с шагом одна проба на 10 м (низкая детальность). Состав определений для скальных и полускальных пород:
а) низкая и нормальная детальности - полный комплекс определений физических свойств и механической прочности пород;
б) особая детальность:
1) полный комплекс определений физических свойств и механической прочности пород;
2) полный комплекс определений физико-механических свойств, механической прочности и деформационных характеристик;
3) полный комплекс определений для оценки и составления карты устойчивости на уровне кровли тоннеля (показатели трещиноватости, качества керна (RQD) и пр.);
4) определение динамических и кинематических свойств пород (упругих модулей, показателей затухания, скоростей продольных и поперечных волн) в образце и массиве по данным сейсмоакустических исследований образцов керна и сейсмических измерений в скважинах;
5) определение геофизических свойств на образцах керна, необходимых для интерпретации наземных геофизических наблюдений и оценки возможности применения дистанционных геофизических методов для организации мониторинга в процессе строительства.
8.1.12 В сложных инженерно-геологических условиях для получения необходимых параметров для расчета (математического моделирования) обделки выполняются специальные лабораторные исследования по определению физико-механических свойств грунтов и горных пород (определение прочности пород на сдвиг в условиях трехстороннего сжатия (стабилометр), определение прочности пород на сдвиг по готовой поверхности, определение параметров длительной прочностности, прогноз удароопасности).
Число определений каждой характеристики должно обеспечить получение нормативных и расчетных показателей для выделенных инженерно-геологических элементов при заданной доверительной вероятности.
8.1.13 При строительстве тоннелей открытым способом с использованием метода "стена в грунте", шпунтовых и свайных ограждений котлованов, входящих в состав постоянных конструкций, скважины следует располагать по сетке 20х20 м или по оси ограждающих конструкций не реже чем через 20 м.
8.1.14 На участках распространения специфических грунтов, оказывающих влияние на условия строительства тоннелей, разведочные скважины необходимо проходить на полную их мощность или до глубины, где наличие таких грунтов не будет оказывать влияния на устойчивость проектируемых сооружений.
8.1.15 На участках развития геологических и инженерно-геологических процессов, оказывающих влияние на условия строительства тоннелей, разведочные скважины необходимо проходить на 3-5 м ниже зоны их активного развития.
8.1.16 В состав гидрогеологических исследований должны входить наблюдения:
- за уровнями подземных вод в процессе бурения скважин;
- замеры гидравлических напоров, откачки (наливы, нагнетания) из скважин;
- выполнение комплекса гидрогеологического каротажа и исследования методом заряда с определением направления и скорости фильтрации участков притока и поглощения, характеристики циркуляции подземных вод;
- определения дебитов поверхностных водотоков (родников, источников);
- замер температуры подземных и поверхностных вод (и температуры грунтов);
- отбор проб воды и газов (при их наличии) на лабораторные исследования;
- отбор проб воды на определение радиоактивных газов, проведение радиоактивных методов каротажа и опробования воздуха скважин для оценки потенциальной опасности по выделению радиоактивных газов.
8.1.17 Виды и объемы гидрогеологических исследований должны определяться программой изысканий.
8.1.18 Комплекс геофизических методов следует назначать, исходя из характера решаемых задач и возможности применения того или иного метода в конкретных условиях.
8.1.19 Объем геофизических исследований определяется программой изысканий и корректируется в процессе их выполнения.
8.1.20 Должны быть организованы режимные наблюдения за поверхностными и подземными водами, а при наличии многолетнемерзлых грунтов - за их температурой и состоянием.
8.1.21 При камеральной обработке материалов изысканий должны быть составлены:
- карта фактического материала с контурами проектируемых сооружений;
- инженерно-геологическая карта;
- гидрогеологическая карта (при необходимости);
- карта распространения геологических процессов и явлений;
- карта-срез на уровне заложения тоннеля.
Указанные карты составляются в масштабе 1:2000-1:5000;
- геолого-литологические разрезы разведочных выработок в масштабе не менее 1:500;
- инженерно-геологический разрез по оси тоннеля в масштабе - горизонтальный 1:5000-1:2000 и вертикальный 1:500-1:100 и разрезы по поперечникам;
- инженерно-геологические разрезы шахтных стволов и подходных выработок в масштабе 1:200-1:500;
- графики, расчеты и таблицы гидрогеологических и геофизических исследований;
- ведомости лабораторных исследований грунтов и вод.
8.2 Инженерно-экологические изыскания
8.2.1 В случае совмещения стадий проектной и рабочей документации ИЭИ должны предшествовать разработке проектной документации.
8.2.2 Задачей ИЭИ для разработки проектной документации является получение необходимых материалов и данных для экологического обоснования проекта строительства тоннеля, в том числе:
- уточнение природно-техногенных условий на выбранном варианте трассы и площадках вспомогательных сооружений к началу строительства;
- уточнение границ зоны воздействия тоннеля по компонентам природной и городской среды;
- прогноз возможного изменения окружающей среды в зоне влияния тоннеля при его строительстве и эксплуатации;
- получение необходимых материалов и исходных данных для составления раздела проектной документации "Мероприятия по охране окружающей среды".
8.2.3 Маршрутное обследование трассы и прилегающей территории должно осуществляться с детальностью, отвечающей, как правило, масштабам 1:5000-1:2000, на сложных участках, при необходимости, масштаб обследования может быть увеличен до 1:1000, а на прилегающей территории уменьшен до 1:25000-1:10000. Допускается изменение масштабов при обосновании в программе работ.
8.2.4 Бурение разведочных скважин для экологических наблюдений и опробования следует проводить на участках выявленных ранее геохимических, гидрохимических и геофизических аномалий и в местах предполагаемой локализации загрязнений для установления их планового распространения и глубины проникновения. Число и глубина скважин обосновываются в программе изысканий.
8.2.5 Глубина бурения скважин для отбора проб на участках, предназначенных для организации стройплощадок на порталах тоннелей, и в местах предполагаемого расположения устьев вентиляционных стволов и штолен определяется глубиной залегания и мощностью первого от поверхности водоносного горизонта, глубиной кровли первого водоупора, мощностью загрязненной зоны. Глубина скважин для отбора проб пород по трассе тоннелей должна соответствовать расстояниям от поверхности земли до профиля трассы.
8.2.6 Оценка радиационной обстановки при производстве изысканий должна осуществляться на основании национальных законов, норм радиационной безопасности, санитарных правил работы с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующих излучений, а также ведомственными нормативно-методическими и инструктивными документами. Радиационно-экологические исследования должны включать:
- оценку гамма-фона на территории строительства;
- оценку радиоактивности грунтов в приповерхностной зоне и в интервалах глубин прохождения тоннеля;
- определение радиационных характеристик водоносных горизонтов, вскрываемых при проходке тоннеля;
- оценку радоноопасности территории на основании плотности потока радона с поверхности грунта и содержания радона в воздухе сооружаемого тоннеля;
- оценку мощности экспозиционной дозы гамма-излучения по глубине с использованием гамма-каротажа в скважинах, проходка которых осуществляется в ходе инженерно-геологических изысканий.
8.2.7 Рекогносцировочное обследование территории следует выполнять вдоль трассы тоннеля и на прилегающей территории в полосе 300-500 м для составления схемы расположения промышленных предприятий, свалок, отстойников, нефтехранилищ, АЗС и других объектов повышенной опасности и источников загрязнения окружающей среды, а также объектов историко-культурного наследия и повышенной уязвимости (исторической застройки, медицинских, научно-исследовательских и детских учреждений, скверов, парков и зон отдыха). Оно должно включать:
- обход территории (при необходимости, совместно со специалистами природоохранных служб) и составление схемы расположения промпредприятий, свалок, полигонов твердых бытовых отходов, шлако- и хвостохранилищ, отстойников, нефтехранилищ и других потенциальных источников загрязнения с указанием его предполагаемых причин и характера;
- опрос местных жителей о специфике использования территории (с ретроспективой до 40-50 лет и более) с целью выявления участков размещения ныне ликвидированных промышленных предприятий, утечек из коммуникаций, прорывов коллекторов сточных вод, аварийных выбросов, использования химических удобрений и т.п.;
- выявление и нанесение на схемы и карты фактического материала визуальных признаков загрязнения (пятен мазута, химикатов, нефтепродуктов, мест хранения удобрений, несанкционированных свалок пищевых и бытовых отходов, источников резкого химического запаха, метанопроявлений и т.п.).
8.2.8 Опробование и оценку качества воды, используемой как источник водоснабжения для хозяйственно-питьевых и коммунально-бытовых нужд и других целей, проводят в соответствии с установленными санитарными нормами и стандартами качества воды применительно к видам водопользования.
Геоэкологическое опробование и оценку загрязнения грунтовых вод, не используемых для водоснабжения, следует производить при экологической оценке загрязненности территории в зоне влияния проектируемого тоннеля и вспомогательных сооружений и установлении необходимости их санирования.
Отбор грунтовых вод следует производить из верховодки и первого от поверхности водоносного горизонта (либо, при соответствующем обосновании, из других водоносных горизонтов), после желонирования или прокачки скважины (шурфа) и восстановления уровня. Объем пробы должен составлять не менее 3 л.
Число проб устанавливается в программе изысканий в соответствии со спецификой гидрогеологических условий, протяженностью тоннеля и влиянием техногенных факторов.
8.2.9 Оценка состояния растительного покрова проводится при маршрутном обследовании трассы проектируемого тоннеля и прилегающей территории и сопровождается отбором проб зеленых насаждений (трав, кустарников, листьев деревьев) для определения степени их деградации и химического загрязнения в городской среде. Для проведения геоботанических исследований следует привлекать специализированные организации или квалифицированных специалистов в области лесопаркового хозяйства, имеющих лицензии и личные сертификаты соответствия на право проведения подобных работ.
8.3 Топографо-геодезические изыскания
Топографо-геодезические изыскания должны обеспечивать получение топографо-геодезических материалов и данных о ситуации, рельефе местности (в том числе дна водотоков, водоемов и акваторий), существующих зданиях и сооружениях (наземных и подземных), подземных коммуникациях и других элементах планировки, необходимых для комплексной оценки природных и техногенных условий по проектируемой трассе, обоснования проектирования, строительства и эксплуатации тоннеля.
8.3.1 ТГИ на стадии разработки проектной документации следует осуществлять по всем вариантам проектируемых трасс тоннеля. В состав работ должны входить:
- сбор и анализ топографических (инженерно-топографических) карт и планов в масштабах 1:5000-1:2000, землеустроительных и лесоустроительных планов, материалов прошлых лет по развитию опорных геодезических сетей, земельного, градостроительного и иных кадастров;
- обследование пунктов государственной геодезической опорной сети и выполнение сгущения или развития ее в случае необходимости;
- обновление топографических карт и планов, если они не соответствуют современному состоянию ситуации, рельефа местности и расположения подземных коммуникаций;
- промеры глубин на реках и водоемах, нивелирование поверхности дна водотоков и составление продольного профиля на исследуемом участке реки и поперечных профилей по промерным створам;
- перенесение в натуру и привязка инженерно-геологических выработок и других точек наблюдений;
- геодезические работы при изучении опасных природных и техноприродных процессов (карст, склоновые процессы, переработка берегов рек, озер и водохранилищ, а также в случаях подрабатывания и подтопления территории);
- начальные геодезические наблюдения за деформациями оснований зданий и сооружений на земной поверхности;
- рекогносцировочное обследование вариантов трассы и мест расположения сооружений при необходимости визуальных осмотров в целях дополнительной проверки достоверности имеющихся материалов;
- создание планово-высотного съемочного обоснования и проведение топографической съемки участков в масштабах 1:5000-1:2000;
- составление и размножение инженерно-топографических планов;
- камеральная обработка материалов и составление технического отчета.
8.3.2 ТГИ на стадии разработки рабочей документации должны обеспечить получение дополнительных топографо-геодезических материалов и данных для доработки генерального плана трассы, уточнения и детализации проектных решений.
При этом выполняются:
- анализ и доработка материалов, выполненных на предшествующих стадиях проектирования;
- обследование участков трассы и сооружений; полевое трассирование (вынос трассы в натуру);
- планово-высотная привязка трассы к пунктам государственной (опорной) геодезической сети;
- топографическая съемка полосы местности вдоль трассы (съемка текущих изменений при наличии планов) в масштабах 1:1000-1:500, досъемка переходов, пересечений и вновь появившихся (после уточнений для разработки проекта) инженерных коммуникаций;
Для получения доступа к полной версии без ограничений вы можете выбрать подходящий тариф или активировать демо-доступ.