ГОСТ 23846-79 Вагоны рефрижераторные магистральных железных дорог колеи 1520 (1524) мм. Покрытия лакокрасочные. Технические условия.
ГОСТ 23846-79*
Группа Д52
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
ВАГОНЫ РЕФРИЖЕРАТОРНЫЕ МАГИСТРАЛЬНЫХ
ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ КОЛЕИ 1520 (1524) мм
Покрытия лакокрасочные. Технические условия
Refrigerator Cors for main railways of 1520 (1524) mm gauge.
Paint coatings. Specifications
ОКП 31 8260
Дата введения 1981-01-01
Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 19 сентября 1979 г. N 3605 срок действия установлен с 01.01.81
Проверен в 1985 г. Постановлением Госстандарта от 21.03.85 N 660 срок действия продлен до 01.01.91**
* ПЕРЕИЗДАНИЕ (февраль 1985 г.) с Изменениями N 1, 2, утвержденными в мае 1983 г., марте 1985 г., Пост. N 660 от 21.03.85 (ИУС 9-83, 6-85).
ВНЕСЕНО Изменение N 3, утвержденное и введенное в действие Постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 25.05.90 N 1312 с 01.01.91
Настоящий стандарт устанавливает технические требования к получению лакокрасочных покрытий на деталях, сборочных единицах и агрегатах строящихся рефрижераторных вагонов, предназначенных для эксплуатации в умеренном макроклиматическом районе, категориях размещения 1, 2, 3 по ГОСТ 15150-69, на магистральных железных дорогах колеи 1520 (1524) мм.
Установленные настоящим стандартом показатели технического уровня предусмотрены для высшей категории качества.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
1.1. Вагоны должны быть окрашены в помещениях при температуре не ниже 10 °С и относительной влажности не выше 70%.
1.2. Требования к подготовке поверхности
1.2.1. Металлические поверхности вагонов перед окрашиванием должны быть очищены от продуктов коррозии, отслаивающейся окалины, сварочных брызг, формовочной земли, средств консервации, жировых и других загрязнений по ГОСТ 9.402-80*.
Сварные швы на наружных поверхностях кузовов должны быть зачищены, острые кромки притуплены.
Допускается на металлических поверхностях до 10% плотно сцепленной окалины, видимой невооруженным глазом.
1.2.2. Качество подготовки металлической поверхности перед окрашиванием проверяется на наличие плотно сцепленной окалины путем перемещения прозрачного квадрата размером 25х25 мм на одном из контролируемых участков, где должно быть занято окалиной не более 10% поверхности. Проверка производится выборочно на отдельных вагонах и участках.
Качество обезжиривания перед окрашиванием должно соответствовать второй степени по ГОСТ 9.402-80.
1.2.3. Металлические поверхности вагонов, подготовленные к окрашиванию, должны быть сухими и очищены от загрязнений (пыли и т.д.).
1.2.1-1.2.3. (Измененная редакция, Изм. N 2).
1.2.4. Поверхности деревянных деталей, подготовленные к окрашиванию, должны быть чистыми и соответствовать требованиям ГОСТ 3191-82*.
1.3. Требования к окрашиванию
1.3.1. Лакокрасочные материалы (грунтовки, шпатлевки, мастики, эмали и лаки) для окрашивания вагонов должны соответствовать обязательному приложению 1 и ГОСТ 9.074-77*.
Перечень лакокрасочных и вспомогательных материалов, применяемых для окрашивания вагонов, указан в справочном приложении 3.
Количество слоев покрывных покрасочных материалов установлено при окрашивании этими материалами без подогрева.
1.3.2. Цветовое оформление вагонов устанавливают в соответствии с цветовым ассортиментом применяемых материалов и художественно-конструкторским проектом изделия, утвержденным МПС и согласованным с заказчиком в установленном порядке с учетом требований ГОСТ 23852-79.
1.3.1, 1.3.2. (Измененная редакция, Изм. N 2).
1.3.3. Толщина лакокрасочных покрытий на наружных поверхностях кузовов вагонов, включая грунтовку, шпатлевку и эмаль, должна быть не более 2000 мкм, без шпатлевки - 60 мкм.
Толщина лакокрасочных покрытий на внутренних поверхностях должна быть не менее:
При применении водно-дисперсионной эпоксидной краски:
на плоских поверхностях из тонколистового металла (за исключением поверхностей стен на высоте 450 мм от пола) - 120 мкм;
на поверхностях крыши и гофр (за исключением 3-х верхних гофр) - 100 мкм;
на поверхностях 3-х верхних гофр - 70 мкм;
на поверхности пола и стен на высоте 450 мм от пола - 180 мкм;
на поверхностях металлических профильных элементов (стойки, дуги, скобы, кронштейны) - внутри - 40 мкм, снаружи - 60 мкм.
При применении эпоксидной шпатлевки ЭП-0010:
на плоских поверхностях из тонколистового металла (за исключением поверхностей стен на высоте 450 мм от пола) - 100 мкм;
на поверхностях крыши и гофр (за исключением 3-х верхних гофр) - 80 мкм;
на поверхностях 3-х верхних гофр - 60 мкм;
на поверхностях пола и стен на высоте 450 мм от пола - 180 мкм;
на поверхностях металлических профильных элементов (стойки, дуги, скобы, кронштейны) - внутри - 40 мкм, снаружи - 50 мкм.
При применении битумных мастик:
579 - не менее 1,5 мм;
БПМ-1 и АПМ - не менее 1 мм.
(Введен дополнительно, Изм. N 2. Измененная редакция, Изм. N 3).
1.3.4. Внешний вид окрашенных поверхностей вагонов должен соответствовать классу V - на боковых стенах, классу VI - на торцевых стенах, погрузочных дверях и крыше по ГОСТ 9.032-74.
(Введен дополнительно, Изм. N 2).
1.4.Требования к сушке лакокрасочных покрытий
1.4.1. Лакокрасочные покрытия, нанесенные на поверхности вагонов, должны подвергаться горячей сушке до степени 3 по ГОСТ 19007-73.
Допускается естественная сушка до степени 3, а также нанесение покрывных лакокрасочных материалов по недосушенной грунтовке и по недосушенному промежуточному слою покрывных материалов, для которых это предусматривается соответствующими стандартами и техническими условиями на лакокрасочные материалы.
Допускается проводить сборку металлических деталей и сборочных единиц с недосушенной грунтовкой в местах сопрягаемых поверхностей.
1.4.2. Качество сушки должно обеспечиваться контролем режимов сушки, установленных нормативно-технической или технологической документацией предприятия-изготовителя.
1.5. Требования к долговечности лакокрасочных покрытий
1.5.1. Срок службы лакокрасочных покрытий на наружных металлических поверхностях кузовов при применении эмалей УР-1224 и УР-1161 - 8 лет; при применении эмалей ХВ-110, ХС-119 - 6 лет; при применении эмалей ПФ-115, ПФ-1126 - 4 года.
Срок службы лакокрасочных покрытий на внутренних металлических поверхностях кузовов - 16 лет.
Полное удаление лакокрасочного покрытия по истечении указанного срока службы допускается только в местах их разрушения выше балла 2 по ГОСТ 6992-68.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
1.6. Перечень лакокрасочных и вспомогательных материалов, предусмотренных настоящим стандартом для окрашивания вагонов, приведен в справочном приложении 3.
2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
2.1. Все операции окрашивания должны проводиться в условиях, соответствующих ГОСТ 12.3.005-75 и "Правилам техники безопасности и производственной санитарии для окрасочных цехов и участков предприятий железнодорожного транспорта", утвержденного МПС СССР.
(Измененная редакция, Изм. N 3).
2.2. Работники окрасочных цехов и участков должны быть обеспечены индивидуальными средствами защиты органов дыхания, зрения, кожи рук и лица, спецодеждой.
2.3. Концентрация токсических веществ в воздухе производственных помещений окрасочных цехов и параметры микроклимата должны соответствовать ГОСТ 12.1.005-76*.
2.4. Содержание производственных помещений окрасочных цехов и участков должно соответствовать требованиям ГОСТ 12.3.005-75.
2.5. Противопожарные средства, применяемые в окрасочных цехах, участках, - по ГОСТ 12.4.009-83.
2.6. Применение эпоксидной шпатлевки ЭП-00-10 для окрашивания внутренних металлических поверхностей вагонов допускается только с отвердителем ДЭТА.
(Введен дополнительно, Изм. N 2).
2а. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ
2а.1. Контроль качества обезжиривания (п.1.2.2) производят в соответствии с ГОСТ 9.402-80.
2а.2. Толщину комплексных лакокрасочных покрытий (п.1.3.3) проверяют неразрушающим методом контроля на каждом вагоне.
Контроль осуществляют на каждом элементе кузова (боковая стена, лобовая стена, перегородка) в 5-6 точках, на крыше и на полу - в 8-10 точках с расстоянием между измерениями не менее 1 м.
2а.3. Внешний вид лакокрасочных покрытий (п.1.3) проверяют по ГОСТ 9.032-74.
2а.4. Качество нанесения каждого слоя грунтовок, шпатлевок, покрывных лакокрасочных материалов, число слоев проверяют (п.1.3.1) визуально. Для определения числа слоев в лакокрасочный материал допускается вводить 3-7% алюминиевой пудры.
2а.5. Определение адгезии покрытия к окрашиваемой поверхности производят по ГОСТ 15140-78 после нанесения первого покрывного слоя и выдержки покрытия в течение 24 ч при естественной сушке или в течение 2-4 ч - при искусственной сушке с температурой 60-80 °С.
2а.6. Контролю качества окрашивания (пп.1.2-1.4) подвергают каждый вагон.
Разд.2а. (Введен дополнительно, Изм. N 2).
3. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ
3.1. Предприятие-изготовитель должно гарантировать соответствие окраски вагонов требованиям настоящего стандарта при соблюдении правил эксплуатации и правильного ухода за поверхностями вагонов, а также при отсутствии механических повреждений и агрессивного воздействия.
3.2. Гарантийный срок сохранности защитных свойств лакокрасочных покрытий со дня подписания потребителем акта приемки вагонов:
на наружных поверхностях кузовов - 3 года;
на внутренних поверхностях грузовых вагонов - 10 лет;
на тележках, подвагонном и внутреннем оборудовании вагонов и автосцепном устройстве - 2 года.
К моменту истечения гарантийного срока состояние лакокрасочных покрытий на наружных поверхностях кузовов вагонов должно быть не выше балла 2 по ГОСТ 6992-68.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Обязательное
Таблица 1
Система защитных покрытий для узлов и деталей рефрижераторных вагонов
|
|
|
|
|
|
|
|
Наименование окрашиваемой поверхности | Группа условий эксплуатации | Система покрытий | Примечание | ||||
|
| Грунтовка | Шпатлевка | Мастика | Покрывные материалы |
| |
|
|
|
|
| Наименование эмали, краски, лака | Число слоев
|
|
1. Стальные наружные поверхности кузовов (стены боковые и торцовые, крыша, погрузочные двери)
| У1 по ГОСТ 9.104-79
| ФЛ-03К
ГФ-0163
ГФ-0119
ПФ-0142
| ПФ-002
МС-006 (для выправок)
ЭП-0010
ЭП-0020
| -
| ПФ-115
ПФ-1126
| 2 (не включая выявительный)
| Допускается в качестве выявительного слоя наносить любую из перечисленных грунтовок, разведенную растворителем в соотношении 1:1
Допускается в качестве окончательного слоя наносить смесь эмали с лаком ПФ-170 в соотношении 1:1 |
2. Стальные поверхности рам вагонов, тележек подвагонного оборудования и автосцепного устройства, кроме настила рамы |
| ФЛ-03К
ГФ-0163
ГФ-0119
ГФ-0142
| -
| -
| ПФ-115
ПФ-1126
| 2
| Допускается наносить двухслойное покрытие эмалью без предварительного грунтования |
3. Стальные поверхности наружной обшивки кузовов вагонов с внутренней стороны грузовых помещений грузовых вагонов (крыша, стены, пол, перегородки, профильные элементы) |
| -
| -
| -
| Водно-дисперсионная эпоксидная краска | не менее 3
| Допускается на поверхность настила рамы под водно-дисперсионную эпоксидную краску и шпатлевку ЭП-0010 наносить грунтовку ФЛ-03К. В качестве переходного слоя между грунтовкой ФЛ-03К и ЭП-0010 на поверхности настила рамы допускается применение грунтовки ЭП-057 |
|
| - | ЭП-0010 | - | - | не менее 3 |
|
|
| ЭП-057 | - | - | - | не менее 3 |
|
4. Уплотнение зазоров на стальных внутренних поверхностях грузовых помещений грузовых вагонов
| У2 по ГОСТ 9.104-79
4/1 по ГОСТ 9.032-74
| -
| -
| 579
АПМ
БПМ-1
| - | -
| Для повышения тиксотропных свойств мастик допускается в них вводить наполнители типа талька, аэросила и т.п. |
5. Стальные поверхности наружной обшивки кузовов вагонов с внутренней стороны дизельных помещений грузовых вагонов и дизельных электростанций | У2 по ГОСТ 9.104-79
4/1 по ГОСТ 9.032-74 |
|
|
|
|
| Количество слоев мастики регламентируется достижением требуемой толщины
|
крыша, стены, перегородки, пол служебных помещений вагонов дизельэлектростанций |
| ФЛ-03К
ГФ-0163
ГФ-0119
ПФ-0142 | - | АПМ
БПМ-1
579
| -
| -
|
|
крыша, стены и пол дизельного помещения грузовых вагонов
|
| ФЛ-03К
ГФ-0163
ГФ-0119
ПФ-0142 | -
| -
| ПФ-115
ПФ-1126
| 2
| -
|
крыша, стены и пол аккумуляторного помещения вагонов дизельэлектростанций
|
| ФЛ-03К
ПФ-0142
ГФ-0119
ГФ-0163
АК-070 | - | -
| ПФ-115
ПФ-126
КЧ-728
| 2
| Эмаль КЧ-728 наносится без грунтовки
|
стены под установку аккумуляторных батарей |
| ФЛ-03К
| -
| -
| ХВ-785
| 2
| -
|
6. Стальные поверхности с внутренней стороны кузовов, кроме поверхностей, указанных в пп.3 и 5 настоящей табл. | У2 по
4/1 по | ФЛ-03К; ПФ-0142; ГФ-0119; ГФ-0163
| - | - | ПФ-115; ПФ-1126
| 2
|
|
7. Стальные и деревянные поверхности внутренней обшивки (с наружной стороны) дизельных вагонов и аккумуляторных ящиков | У3 по
| ФЛ-03К; ПФ-0142; ГФ-0119; ГФ-0163
| - | - | ПФ-115; ПФ-1126; ПФ-133
| 2
|
|
8. Стальные наружные поверхности внутренней обшивки аккумуляторных помещений | 7/2 и 7/3 по
| ХС-06; ХС-04; ХС-010; ХС-059; АК-070; ФЛ-03К | - | - | ХС-710; ХВ-785; КЧ-728
| 2
|
|
9. Стальные и деревянные поверхности аккумуляторных ящиков с внутренней стороны при установке кислотных или щелочных батарей аккумуляторов | 7/2 и 7/3 по
| ХС-059; ХС-068; ФЛ-03К; ХС-04; ХС-06; ХС-010
| - | - | ХВ-785;
ХС-710
| 3
3
| Допускается взамен третьего слоя эмалей ХВ-785 и ХС-710 наносить один слой лака ХВ-784.
По грунтовке ФЛ-03К можно наносить только эмаль ХВ-785 |
10. Стальные и деревянные поверхности аккумуляторных ящиков с внутренней стороны при установке щелочных батарей | 7/2 и 7/3 по
| -
| ЭП-00-10
| - | ЭП-773; КЧ-787; КЧ-728
| 2
| Шпатлевку ЭП-00-10 наносят как самостоятельное покрытие в два слоя
|
11. Сопрягаемые поверхности стальных деталей, узлов и сборочных единиц, соединяемых болтами и заклепками | У1 и У2 по
| ФЛ-03К; ПФ-0142; ГФ-0119; ГФ-0163
| - | - | - | 1
| Допускается вместо грунтовки применять эмали ПФ-115 или ПФ-1126 |
12. Сопрягаемые поверхности под контактную сварку (точечную и дуговую)
| У1 по
| ЭП-057; ПФ-170 с 15-20% алюминиевой пудры | - | - | - | -
|
|
13. Сварные швы, выполненные ручной дуговой сваркой | У1 по
| ВЛ-02; ВЛ-023
| -
| - | -
| -
|
|
14. Внутренние поверхности стальных деталей и узлов замкнутого профиля
| У1 и У2 по
| ЭП-057; ПС-084; ЭП-0010; ФЛ-03К или ПФ-170 с 15-20% алюминиевой пудры | -
| - | -
| -
|
|
15. Выхлопная система дизеля
| У1 по
и 6/2 по | - | - | - | КО-814; ПФ-170 с 15-20% алюминиевой пудры | 2
|
|
16. Наружные стальные поверхности котла отопления, котельного помещения и оборудования | У2 по
| - | - | - | КО-822; ПФ-115; ПФ-1126
| 2
|
|
17. Наружные стальные поверхности водяных баков (кроме поверхностей из нержавеющей стали) и трубопроводов | У2 по
| ФЛ-03К; ПФ-0142; ГФ-0119; ГФ-0163
| -
| -
| ПФ-115; ПФ-1126
| 2
|
|
18. Деревянные поверхности внутри помещений (детали и узлы, неметаллические поверхности потолков, стен, полов и т.д.) | У2 по
| ФЛ-03К; ГФ-021; ГФ-0119; ГФ-0163; ПФ-0142
| ПФ-002 - клеевая шпатлевка
| -
| ПФ-133; ПФ-115; ПФ-1126; ПФ-1105
| 2
| Допускается окрашивание без грунтовки
|
19. Деревянные поверхности: двери, раскладки, оконные рамы, ограждения батарей отопления, мебель | У2 по
| - | -
| -
| АУ-271; УР-293; ПФ-283; ПФ-170; ГФ-166; НЦ-134; XC-76; МС-25 | -
|
|
(Измененная редакция, Изм. N 2, 3).
ПРИЛОЖЕНИЕ 3*
Справочное
________________
* Приложение 2. (Исключено, Изм. N 2).
Перечень лакокрасочных и вспомогательных материалов,
применяемых для окраски вагонов
|
|
|
|
Наименование и марка лакокрасочного материала | Обозначение нормативно-технической документации | Наименование и марка растворителя и разбавителя | Обозначение нормативно-технической документации |
Грунтовки | |||
Грунтовка ФЛ-03К
|
| Сольвент | ГОСТ 1928-79 или |
|
| Ксилол
| ГОСТ 9949-76 или |
|
| Смесь сольвента или ксилола с уайт-спиритом в соотношении 1:1 |
|
Грунтовка ПФ-0142 | * | Сольвент
| ГОСТ 1928-79 или |
|
| Смесь ксилола с уайт-спиритом в соотношении 1:1 |
|
Грунтовка ГФ-0119
| ГОСТ 23243-78
| Сольвент
| ГОСТ 1928-79 или |
|
| Ксилол | ГОСТ 9949-76 или |
|
| Смесь ксилола с уайт-спиритом в соотношении 1:1 |
|
Грунтовка ГФ-0163
| *
| Сольвент
| ГОСТ 1928-79 или |
|
| Смесь сольвента с уайт-спиритом в соотношении 1:1 |
|
Грунтовка ГФ-021
| * | Сольвент
| ГОСТ 1928-79 или |
|
| Ксилол
| ГОСТ 9949-76 или |
|
| Смесь ксилола и сольвента с уайт-спиритом в соотношении 1:1 |
|
Грунтовка ХС-059 | Р-4 | ||
Грунтовка ХС-010 | Р-4 | ||
Грунтовка ХС-06 | * | Р-4 | |
Грунтовка ХС-068 | * | Р-4 | |
Грунтовка ХС-04 | * | Р-4 | |
Грунтовка ЭП-057 | * | N 646 | |
|
| Этилцеллозольв | |
Грунтовка ПС-084 | * | N 646 | |
Грунтовки ВЛ-02, ВЛ-023 | РФГ-1 | ||
|
| N 648 | |
|
| Р-6 | * |
|
| Толуол | ГОСТ 9880-76 или |
|
| Ксилол
| ГОСТ 9949-76 или |
Грунтовка АК-070 | * | N 648 | |
|
| Р-5 | |
Шпатлевки | |||
Шпатлевка ПФ-002 | ГОСТ 10277-76 | Уайт-спирит | |
|
| Скипидар | |
Шпатлевка МС-006 | ГОСТ 10277-76 | Ксилол | ГОСТ 9949-76 или |
Шпатлевка ЭП-0010 | ГОСТ 10277-76 | Р-40 | - |
|
| Этилцеллозольв | |
|
| N 646 | |
Шпатлевка ЭП-0020 | ГОСТ 10277-76 | Р-4 | |
|
| Р-5 | |
|
| Р-40 | - |
|
| N 646 | |
Эмали, краски, лаки | |||
Эмаль ПФ-115 | Сольвент | ГОСТ 1928-79 или | |
|
| Скипидар | |
|
| Уайт-спирит | |
|
| РЭ-4В (для электрополя) | |
Эмаль ПФ-133 | Сольвент | ГОСТ 1928-79 или | |
|
| Уайт-спирит | |
|
| Скипидар | |
Эмаль ПФ-1126 | * | Сольвент | ГОСТ 1928-79 или |
|
| Ксилол | ГОСТ 9949-76 или |
Эмаль ХС-710 | Р-4 | ||
Эмаль ХВ-785 | Р-4 или смесь: | ||
|
| бутилацетата - 12 | |
|
| ацетона - 26 | |
|
| толуола - 62 | |
Эмаль КЧ-728 | * | Уайт-спирит | |
Эмаль ЭП-773 (ОПЭ-4171-1) |
| N 646
|
|
Краска ПФ-837 (АЛ-70) | * | PC-2 | * |
Эмаль ПФ-1105 (560) | * | PC-2 | * |
Эмали КО-813, КО-814 и лак КО-815 |
| PC-5
|
|
Лак ХС-76 | Р-4 | ||
Лаки ПФ-170 и ПФ-171 | Ксилол | ГОСТ 9949-76 или | |
|
| Сольвент
| ГОСТ 1928-79 или |
|
| Смесь ксилола с уайт-спиритом в соотношении 1:1 |
|
Лаки ПФ-283 и ПФ-166 | Ксилол | ГОСТ 9949-76 или | |
|
| Сольвент
| ГОСТ 1928-79 или |
|
| Скипидар | |
Лак МС-25 | * | Ксилол
| ГОСТ 9949-76 или |
|
| Сольвент
| ГОСТ 1928-79 или |
Лак НЦ-134 | * | 646 или 645 | |
Лак АУ-271 | * | Уайт-спирит | |
|
| 646 | |
Лак УР-293 | * | Смесь ксилола с бутилацетатом в соотношении 1:1 | ГОСТ 9949-76 или
ГОСТ 8981-78 или |
Лак ХВ-784 | Р-4 или смесь | ||
|
| бутилацетата - 12 | |
|
| ацетона - 26 | |
|
| толуола - 62 | |
Мастики | |||
Мастика 579 | * | Сольвент | ГОСТ 1928-79 или |
|
| Уайт-спирит | |
|
| Смесь сольвента с уайт-спиритом в соотношении 1:1 | -
|
Мастика БПМ-1 | * | - | - |
Мастика АПМ | * | - | - |
Вспомогательные материалы | |||
Пудра алюминиевая ПАП-1 и ПАП-2 | ГОСТ 5494-71 | - | - |
________________
* По техническим условиям на покрытие, утвержденным в установленном порядке.
(Измененная редакция, Изм. N 2, 3).