СП 441.1325800.2019
СВОД ПРАВИЛ
ЗАЩИТА ЗДАНИЙ ОТ ВИБРАЦИИ, СОЗДАВАЕМОЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ
Правила проектирования
Building protection against vibration caused by rail transport. Design rules
ОКС 91.120.25
Дата введения 2019-07-23
Предисловие
Сведения о своде правил
1 ИСПОЛНИТЕЛЬ - Федеральное государственное бюджетное учреждение "Научно-исследовательский институт строительной физики Российской академии архитектуры и строительных наук" (НИИСФ РААСН)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 "Строительство"
3 ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России)
4 УТВЕРЖДЕН приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 22 января 2019 г. N 23/пр и введен в действие с 23 июля 2019 г.
5 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)
6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в установленном порядке. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте разработчика (Минстрой России) в сети Интернет
ВНЕСЕНЫ: Изменение N 1, утвержденное и введенное в действие приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России) от 30 мая 2022 г. N 430/пр c 30.05.2022; Изменение N 2, утвержденное и введенное в действие приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России) от 27 декабря 2022 г. N 1135/пр c 28.01.2023
Введение
Настоящий свод правил разработан с учетом требований федеральных законов от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" и содержит требования к расчету и проектированию защиты от вибрации и структурного шума, создаваемых подвижным составом железнодорожного транспорта в помещениях жилых и общественных зданий, расположенных в зоне влияния железнодорожных линий.
Свод правил разработан авторским коллективом НИИСФ РААСН (д-р техн. наук И.Л.Шубин, д-р техн. наук И.Е.Цукерников, д-р техн. наук Т.О.Невенчанная, канд. техн. наук В.А.Смирнов, А.С.Лебедев, М.Ю.Смоляков) при участии ООО "Институт акустических конструкций" (канд. техн. наук А.Е.Шашурин).
Изменение N 1 к СП 441.1325800.2019 разработано НИИСФ РААСН (руководители разработки - д-р техн. наук И.Л.Шубин, канд. техн. наук В.А.Смирнов; исполнители - М.Ю.Смоляков, Д.Д.Малов, Е.С.Улесикова).
(Измененная редакция, Изм. N 2).
1 Область применения
1.1 Настоящий свод правил распространяется на защиту от вибрации и переизлучаемого структурного шума, создаваемых подвижным составом железнодорожного транспорта в помещениях жилых и общественных зданий и сооружений, расположенных в зоне влияния железнодорожных линий колеи 1520 мм, предназначенных для пропуска пассажирских поездов со скоростью до 200 км/ч включительно, грузовых поездов со скоростью до 120 км/ч включительно, грузовых ускоренных и рефрижераторных со скоростью до 160 км/ч включительно, с вагонами, имеющими статические и динамические осевые нагрузки, а также температурный диапазон эксплуатации по СП 119.13330.
1.2 Настоящий свод правил допускается применять также при оценке воздействия и проектировании защиты от вибрации и структурного шума, создаваемых движением пассажирских поездов со скоростью до 250 км/ч включительно.
1.3 Положениями настоящего свода правил допускается пользоваться при исследовании воздействия высокоскоростных подвижных составов, движущихся со скоростью до 400 км/ч включительно, в рамках научно-технического сопровождения проектирования и строительства.
Раздел 1 (Измененная редакция, Изм. N 2).
2 Нормативные ссылки
В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие документы:
ГОСТ 9238-2013 Габариты железнодорожного подвижного состава и приближения строений
ГОСТ 11722-78 Резина пористая. Метод определения остаточного сжатия
ГОСТ 12248.3-2020 Грунты. Определение характеристик прочности и деформируемости методом трехосного сжатия
ГОСТ 12248.9-2020 Грунты. Определение характеристик прочности и деформируемости мерзлых грунтов методом одноосного сжатия
ГОСТ 12248.10-2020 Грунты. Определение характеристик деформируемости мерзлых грунтов методом компрессионного сжатия
ГОСТ 17168-82 (СТ СЭВ 1807-79) Фильтры электронные октавные и третьоктавные. Общие технические требования и методы испытаний
ГОСТ 17177-94 Материалы и изделия строительные теплоизоляционные. Методы испытаний
ГОСТ 18268-2017 (ISO 1856:2000) Пластмассы ячеистые эластичные. Метод определения относительной остаточной деформации при сжатии
ГОСТ 24346-80 Вибрация. Термины и определения
ГОСТ 27242-87 (СТ СЭВ 5554-86) Вибрация. Виброизоляторы. Общие требования к испытаниям
ГОСТ 27751-2014 Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения
ГОСТ 31185-2002 (ИСО 10815:1996) Вибрация. Измерения вибрации внутри железнодорожных туннелей при прохождении поездов
ГОСТ 31191.1-2004 (ИСО 2631-1:1997) Вибрация и удар. Измерение общей вибрации и оценка ее воздействия на человека. Общие требования
ГОСТ 31191.2-2004 (ИСО 2631-2:2003) Вибрация и удар. Измерение общей вибрации и оценка ее воздействия на человека. Часть 2. Вибрация внутри зданий
ГОСТ 31319-2006 (ЕН 14253:2003) Вибрация. Измерение общей вибрации и оценка ее воздействия на человека. Требования к проведению измерений на рабочих местах
ГОСТ 32192-2013 Надежность в железнодорожной технике. Основные понятия. Термины и определения
ГОСТ 34056-2017 Транспорт железнодорожный. Состав подвижной. Термины и определения
ГОСТ 34100.1-2017/ISO/IEC Guide 98-1:2009 Неопределенность измерения. Часть 1. Введение в руководства по выражению неопределенности измерения
ГОСТ 34100.3-2017/ISO/IEC Guide 98-3:2008 Неопределенность измерения. Часть 3. Руководство по выражению неопределенности измерения
ГОСТ 34530-2019 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения
ГОСТ 34759-2021 Железнодорожный подвижной состав. Нормы допустимого воздействия на железнодорожный путь и методы испытаний
ГОСТ Р 51685-2013 Рельсы железнодорожные. Общие технические условия
ГОСТ Р 52892-2007 Вибрация и удар. Вибрация зданий. Измерение вибрации и оценка ее воздействия на конструкцию
ГОСТ Р 53188.1-2019 Государственная система обеспечения единства измерений. Шумомеры. Часть 1. Технические требования
ГОСТ Р 53963.1-2010 Вибрация. Измерения вибрации сооружений. Требования к средствам измерений
ГОСТ Р 53964-2010 Вибрация. Измерения вибрации сооружений. Руководство по проведению измерений
ГОСТ Р 56353-2022 Грунты. Методы лабораторного определения динамических свойств дисперсных грунтов
ГОСТ Р 56729-2015 (EN 14313:2009) Изделия из пенополиэтилена теплоизоляционные заводского изготовления, применяемые для инженерного оборудования зданий и промышленных установок. Общие технические условия
ГОСТ Р 59701.1-2022 (ИСО 8041-1:2017) Вибрация. Средства измерений общей и локальной вибрации. Часть 1. Виброметры общего назначения
ГОСТ Р 59940-2021 Системы виброизоляции зданий и сооружений. Методы испытаний вибродемпфирующих материалов
ГОСТ Р 70258-2022 Маты подбалластные для виброизоляции конструкции верхнего строения пути. Методы испытаний
ГОСТ Р 70261-2022 Прокладки подшпальные для виброизоляции конструкции верхнего строения пути
ГОСТ Р ИСО 2017-1-2011 Вибрация и удар. Упругие системы крепления. Часть 1. Технические данные для применения систем виброизоляции
ГОСТ Р ИСО 2017-2-2011 Вибрация и удар. Упругие системы крепления. Часть 2. Технические данные для применения систем виброизоляции для железнодорожного транспорта
ГОСТ Р ИСО 2017-3-2016 Вибрация и удар. Упругие системы крепления. Часть 3. Технические данные для применения систем виброизоляции при строительстве новых зданий
ГОСТ Р ИСО 2041-2012 Вибрация, удар и контроль технического состояния. Термины и определения
ГОСТ Р ИСО 10137-2016 Основы расчета строительных конструкций. Эксплуатационная надежность зданий в условиях воздействия вибрации
ГОСТ Р ИСО 10846-1-2010 Вибрация. Измерения виброакустических передаточных характеристик упругих элементов конструкций в лабораторных условиях. Часть 1. Общие принципы измерений
ГОСТ Р ИСО 14837-1-2007 Вибрация. Шум и вибрация, создаваемые движением рельсового транспорта. Часть 1. Общее руководство
ГОСТ Р ИСО 18437-1-2014 Вибрация и удар. Определение динамических механических свойств вязкоупругих материалов. Часть 1. Общие принципы
СП 2.13130.2020 Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты
СП 20.13330.2016 "СНиП 2.01.07-85* Нагрузки и воздействия" (с изменениями N 1, N 2, N 3, N 4)
СП 26.13330.2012 "СНиП 2.02.05-87 Фундаменты машин с динамическими нагрузками" (с изменением N 1)
СП 51.13330.2011 "СНиП 23-03-2003 Защита от шума" (с изменениями N 1, N 2)
СП 119.13330.2017 "СНиП 32-01-95 Железные дороги колеи 1520 мм" (с изменением N 1)
СП 122.13330.2012 "СНиП 32-04-97 Тоннели железнодорожные и автодорожные" (с изменениями N 1, N 2)
СП 267.1325800.2016 Здания и комплексы высотные. Правила проектирования (с изменением N 1)
СП 271.1325800.2016 Системы шумоглушения воздушного отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха. Правила проектирования
СП 465.1325800.2019 Здания и сооружения. Защита от вибрации метрополитена. Правила проектирования
СанПиН 1.2.3685-21 Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания
Примечание - При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных документов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по Техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего свода правил в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии сводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
3 Термины и определения
В настоящем своде правил применены термины по СП 51.13330, СП 119.13330, СП 122.13330, ГОСТ Р ИСО 2041, ГОСТ 24346, ГОСТ Р ИСО 14837-1, ГОСТ 34056, ГОСТ Р 52892, ГОСТ 34530, СанПиН 1.2.3685, а также следующие термины с соответствующими определениями:
(Измененная редакция, Изм. N 2).
3.1 среднеквадратичное значение колеблющейся величины: Квадратный корень из среднеарифметического или среднеинтегрального значения квадрата колеблющейся величины в рассматриваемом интервале времени.
3.2 структурный шум: Воздушный шум, создаваемый ограждающими конструкциями помещения (стены, потолок, пол), совершающими колебания, вызываемые движением поездов железнодорожных линий.
3.3 фоновая вибрация: Вибрация, создаваемая в точке измерения всеми источниками за исключением поездов, проходящих по исследуемому участку железной дороги.
3.4 здание: Результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных.
(Введен дополнительно, Изм. N 2).
3.5 зона влияния железнодорожной линии: Зона, за пределами которой вибрация (и переизлучаемый структурный шум) от движения железнодорожных поездов не выделяется над уровнем фоновой вибрации.
(Введен дополнительно, Изм. N 2).
3.6 помещение: Часть объема здания или сооружения, имеющая определенное назначение и ограниченная строительными конструкциями.
(Введен дополнительно, Изм. N 2).
3.7 помещение с постоянным пребыванием людей: Помещение, в котором предусмотрено пребывание людей непрерывно в течение более 2 ч.
(Введен дополнительно, Изм. N 2).
3.8 сооружение: Результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
(Введен дополнительно, Изм. N 2).
4 Нормирование и оценка значений и уровней вибрации и уровней звука*
________________
* Измененная редакция, Изм. N 2.
4.1а Общие положения*
________________
* Введен дополнительно, Изм. N 2.
4.1.1а Настоящий свод правил устанавливает обязательные требования, которыми следует руководствоваться при проектировании и реализации защиты от вибрации и структурного шума железнодорожных линий, выполнении расчетов по оценке степени вибрационного и шумового дискомфорта и при разработке мероприятий для обеспечения допустимых значений и уровней вибрации и уровней звука, регламентируемых СанПиН 1.2.3685.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
4.1.2а Физико-механические свойства грунтов приведены в приложении А; требования к проведению натурных измерений вибрации грунта при прохождении поездов - в приложении Б; справочные значения виброскорости, измеренные на различных расстояниях, - в приложении В; параметры, по которым можно оценивать влияние вибрации на осадки здания, - в приложении Г.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
4.1.3а Положения настоящего свода правил не учитывают совместного воздействия структурного шума, вызванного движением подвижного состава железной дороги и воздушного шума, передаваемого через наружные ограждающие конструкции.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
4.1.4а Категории поездов, принимаемые в расчет в настоящем своде правил, приведены в таблице 4.1.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
Таблица 4.1 - Классификация поездов
Категория поезда | Тип поезда | Максимальная расчетная скорость, км/ч |
1 | Пассажирский поезд с локомотивной тягой | 200 |
2 | Грузовой поезд, в том числе контейнерный и рефрижераторный | 160 |
3 | Электропоезд | 130 |
4 | Высокоскоростной поезд | 250 |
Примечание - Допускается корректировка скоростей поездов в сторону в зависимости от их технических возможностей. |
Таблица 4.1 (Измененная редакция, Изм. N 2).
4.1 Нормирование и оценка значений и уровней вибрации и уровней звука в помещениях жилых и общественных зданий*
________________
* Измененная редакция, Изм. N 2.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
4.1.2 Требования к нормированию значений и уровней производственной вибрации и шума для рабочих мест устанавливают в соответствии с СанПиН 1.2.3685 для рабочей смены с учетом времени воздействия нормируемого фактора.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
4.1.3 Вибрация, создаваемая в помещениях зданий от движения железнодорожных составов, по способу передачи на человека является общей вибрацией и подразделяется на действующую вдоль осей ортогональной системы координат X, Y, Z, соответствующей базицентрической системе координат для тела человека по ГОСТ 31191.1. Оценку вибрации, воздействующей на человека внутри здания, выполняют по ГОСТ 31191.2 посредством измерения в трех указанных взаимно перпендикулярных направлениях. При этом систему координат выбирают, привязывая ее к конструкции здания так, чтобы оси координат лежали преимущественно в плоскостях, параллельных плоскостям основных несущих элементов, а направления осей совпадали с направлениями соответствующих осей для стоящего человека по ГОСТ 31191.1, т.е. Х (от спины к груди) и Y (от правого плеча к левому) - горизонтальные оси, направленные параллельно опорным поверхностям; Z - вертикальная ось, перпендикулярная к полу.
Примечание - В соответствии с ГОСТ Р ИСО 14837-1 вибрация и структурный шум на объекте воздействия наблюдаются в диапазоне частот приблизительно от 1 до 250 Гц. Для некоторых видов грунта (например, скальной породы), а также при наличии жесткой связи между зданием и конструкцией верхнего строения пути, например, тоннелем (при прохождении железнодорожного пути в тоннеле), особенно если здание расположено на небольшом расстоянии от оси пути, фундамент здания и скальную породу разделяет только тонкий слой грунта, существенной может оказаться вибрация на более высоких частотах.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
4.1.5 С нормативными значениями сравнивают оценочные значения нормируемых параметров вибрации и структурного шума, определенные для жилых помещений и помещений общественных зданий за время оценки, равное 16 ч дневного времени и 8 ч ночного времени, а для рабочих мест за восьмичасовую смену - с учетом графика движения поездов.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
4.1.6 При наличии в проектируемом здании собственных источников вибрации требования к значениям и уровням вибрации и уровням структурного шума для него и железнодорожных линий следует устанавливать из условия обеспечения нормативных параметров по 4.3, 4.4 для суммарных значений вибрации и структурного шума.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
4.1.7 Нормирование и критерии оценки воздействия вибрации на конструкцию зданий, рассчитанных на статические нагрузки без предъявления специальных требований в отношении устойчивости к воздействию динамических сил и расположенных в зоне влияния железнодорожной линии (в том числе при расположении железнодорожного пути в составе рассматриваемого здания), проводят по ГОСТ Р 52892 (для объектов, удовлетворяющих требованиям раздела 1 ГОСТ Р 52892-2007).
(Введен дополнительно, Изм. N 2).
4.1.8 Нормирование и критерии оценки воздействия вибрации на оборудование и технологические процессы, расположенные в зданиях и сооружениях, попадающих в зону влияния железнодорожной линии, проводят в соответствии с положениями СП 465.1325800.2019 (подраздел 4.3).
Примечание - Нормирование и критерии оценки в данном пункте распространяют на чувствительное к вибрации оборудование, то есть оборудование и технологические процессы, при наличии внешнего динамического возмущения способные снизить свою точность или привести к браку изделия. К такому оборудованию относят в том числе оборудование, приведенное в [7].
(Введен дополнительно, Изм. N 2).
4.2 Нормирование и критерии оценки вибрации
Таблица 4.2 - Допустимые значения вибрации в помещениях жилых и общественных зданий
Помещение | Время суток | Допустимые эквивалентные и максимальные корректированные значения виброскорости и их логарифмические уровни по осям X, Y, Z | |||
|
| , м/с | , м/с | , дБ | , дБ |
Жилое (дневное время) | с 7 до 23 ч
| 0,63 | 2,0 | 62 | 72 |
| с 23 до 7 ч | 0,35 | 1,1 | 57 | 67 |
Палаты медицинских | с 7 до 23 ч
| 0,44 | 1,4 | 59 | 69 |
организаций стационарного типа и санаториев | с 23 до 7 ч | 0,25 | 0,8 | 54 | 64 |
Административно- управленческое | - | 0,90 | 2,8 | 65 | 75 |
Помещения общеобразо- вательных и образовательных организаций, читальных залов библиотек | - | 0,63 | 2,0 | 62 | 72 |
(Измененная редакция, Изм. N 2).
4.2.2 Оценку вибрации на соответствие допустимым значениям следует проводить одновременно по эквивалентному и максимальному значениям корректированной виброскорости так, что превышение одного из показателей должно рассматриваться как несоответствие санитарным требованиям.
Таблица 4.3 - Предельно допустимые значения вибрации на рабочих местах общественных зданий
Предельно допустимые значения виброускорений и их логарифмические уровни по осям | |||
X, Y | Z | ||
, м/с | , дБ | , м/с | , дБ |
0,0099 | 80 | 0,014 | 83 |
(Измененная редакция, Изм. N 2).
Значения функций частотной коррекции и их уровней принимают по таблице 4.4.
Таблица 4.4 - Функции частотной коррекции
, | Значение функции частотной коррекции | |||||||||
Гц | для виброскорости по осям | для виброускорения по осям | ||||||||
| X, Y | Z | X , Y | Z | X , Y , Z | |||||
| , дБ | , дБ | , дБ | , дБ | , дБ | |||||
1 | 0,5 | -6 | 0,045 | -25 | 1,0110 | 0,10 | 0,4820 | -6,33 | 0,833 | -1,59 |
2 | 0,9 | -1 | 0,16 | -16 | 0,8900 | -1,01 | 0,5310 | -5,49 | 0,932 | -0,61 |
4 | 1 | 0 | 0,45 | -7 | 0,5120 | -5,82 | 0,9670 | -0,29 | 0,818 | -1,74 |
8 | 1 | 0 | 0,9 | -1 | 0,2530 | -11,93 | 1,0360 | 0,31 | 0,582 | -4,70 |
16 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0,1266 | -17,95 | 0,7743 | -2,22 | 0,337 | -9,44 |
31,5 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0,0630 | -24,01 | 0,4031 | -7,89 | 0,176 | -15,09 |
63 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0,0295 | -30,62 | 0,1857 | -14,62 | 0,0834 | -21,58 |
Примечание - Для виброскорости значения и приняты по СанПиН 1.2.3685 для виброускорения по ГОСТ 31191.1 и ГОСТ Р 59701.1-2022 (приложение В). |
(Измененная редакция, Изм. N 2).
4.2.5 При необходимости могут быть установлены более строгие требования по уровням вибрации для различных категорий жилых и общественных помещений. Соответствующие показатели приведены в приложении Д. Такие требования должны быть указаны в техническом задании (или задании на проектирование) или в задании на проведение оценки виброакустического воздействия.
Примечание - При необходимости допускается проводить дополнительную оценку чувствительности к вибрации в соответствии с ГОСТ 31191.1-2004 (приложение С).
(Введен дополнительно, Изм. N 2).
4.3 Нормирование и критерии оценки шума*
________________
* Измененная редакция, Изм. N 2.
Таблица 4.5 - Допустимые и предельно допустимые уровни звука
Место оценки | Значения уровней звукового давления | ||
| Время суток | , дБА | , дБА |
Палаты больниц и санаториев, операционные больниц | c 7 до 23 ч | 35 | 50 |
| c 23 до 7 ч | 25 | 40 |
Кабинеты врачей поликлиник, амбулаторий, диспансеров, больниц, санаториев | - | 35 | 50 |
Классные помещения, учебные кабинеты, учительские комнаты, аудитории учебных заведений, конференц-залы, читальные залы библиотек, зрительные залы клубов, залы судебных заседаний, культовые здания, зрительные залы клубов с обычным оборудованием | - | 40 | 55 |
Музыкальные классы | - | 35 | 50 |
Жилые комнаты квартир, жилые помещения домов отдыха, пансионатов, домов-интернатов для | c 7 до 23 ч | 40 | 55 |
престарелых и инвалидов, спальные помещения в детских дошкольных учреждениях и школах-интернатах | c 23 до 7 ч | 30 | 45 |
Жилые комнаты общежитий | c 7 до 23 ч | 45 | 60 |
| c 23 до 7 ч | 35 | 50 |
Номера гостиниц: | c 7 до 23 ч | 35 | 50 |
- гостиницы, имеющие по международной классификации пять и четыре звезды | c 23 до 7 ч
| 25 | 40 |
- гостиницы, имеющие по международной классификации три звезды | c 7 до 23 ч | 40 | 55 |
| c 23 до 7 ч | 30 | 45 |
- гостиницы, имеющие по международной классификации менее трех звезд | c 7 до 23 ч | 45 | 60 |
| c 23 до 7 ч | 35 | 50 |
Помещения офисов, рабочие помещения и кабинеты административных зданий, конструкторских, проектных и научно-исследовательских организаций | - | 50 | 65 |
Залы кафе, ресторанов, столовых | - | 55 | 70 |
Фойе театров и концертных залов | - | 45 | - |
Зрительные залы театров и концертных залов | - | 30 | - |
Многоцелевые залы | - | 35 | - |
Кинотеатры с оборудованием "Долби" | - | 30 | 45 |
Примечание - Данные настоящей таблицы соответствуют допустимым и предельно допустимым уровням, установленным в СанПиН 1.2.3685-21 (пункт 34, таблица 5.35) и СП 51.13330.2011 (таблица 1).
|
(Измененная редакция, Изм. N 2).
4.3.2 Оценки структурного шума на соответствие допустимым и предельно допустимым уровням следует проводить одновременно по эквивалентному и максимальному уровням звука так, что превышение одного из показателей должно рассматриваться как несоответствие санитарным правилам.
Таблица 4.6 - Частотная коррекция A шумомера
Среднегеометрическая частота , Гц | 16 | 31,5 | 63 | 125 | 250 | 500 |
Частотная коррекция , дБ | -56,7 | -39,4 | -26,2 | -16,1 | -8,6 | -3,2 |
(Измененная редакция, Изм. N 2).
4.3.4 Предельно допустимые уровни инфразвука на рабочих местах приведены в таблице 4.7. При сокращенном рабочем дне (менее 40 ч в неделю) предельно допустимые уровни применяются без изменения.
Таблица 4.7 - Предельно допустимые уровни инфразвука на рабочих местах
Эквивалентные уровни звукового давления, дБ, в октавных полосах со среднегеометрическими частотами, Гц | Эквивалентный общий уровень звукового | Максимальный текущий общий уровень | |||
2 | 4 | 8 | 16 | давления, дБ | инфразвука, дБ |
100 | 95 | 90 | 85 | 100 | 120 |
(Введен дополнительно, Изм. N 2).
4.3.5 При необходимости могут быть установлены более строгие требования по уровням шума в помещениях жилых и общественных зданий, а также в помещениях с размещением чувствительных процессов и оборудования. Соответствующие требования должны быть указаны в техническом задании (или задании на проектирование) или в задании на проведение оценки виброакустического воздействия.
(Введен дополнительно, Изм. N 2).
5 Прогноз вибрации, вызванной движением железнодорожных поездов
5.1 Общие положения
5.1.1 Расчет вибрации от движения железнодорожных поездов проводят при прогнозировании ожидаемых значений вибрации в зданиях и сооружениях, расположенных в зоне влияния существующих или проектируемых железнодорожных линий, в целях проверки их соответствия санитарным требованиям или иным техническим требованиям, регламентирующим (ограничивающим) допускаемые уровни вибрации, а также при разработке конкретных технических решений по виброзащите зданий, сооружений и верхнего строения железнодорожного пути.
Примечание - В соответствии с ГОСТ 27751 расчеты вибрационного и шумового воздействия относят к расчетам по второй группе предельных состояний.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
5.1.2 Требования по проектированию и реализации защиты от вибрации железнодорожных линий устанавливают для нового строительства в случае:
а) проектирования и (или) строительства зданий в зоне влияния действующих железнодорожных линий;
б) проектирования и (или) строительства зданий в зоне влияния проектируемых или строящихся (реконструируемых) железнодорожных линий.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
5.1.3 Требования по оценке степени вибрационного и шумового дискомфорта, воздействия вибрации на здание, сооружение и размещаемое в нем технологическое оборудование устанавливают для существующих зданий и сооружений:
а) при оценке воздействия действующей железнодорожной линии на здания и сооружения;
б) оценке воздействия действующей железнодорожной линии в случае изменения категории или интенсивности обращения по ней подвижного состава на здания и сооружения;
в) оценке воздействия проектируемой (реконструируемой) железнодорожной линии на здания и сооружения.
Примечание - При проектировании второго (и последующих) путей в случае реконструкции (расширения) железнодорожной линии следует руководствоваться положениями перечисления в) 5.1.3, при этом влияние от действующей линии учитывают по результатам прямых измерений на месте или расчета, а влияние нового пути - по результатам прогноза, выполненного в соответствии с положениями настоящего свода правил.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
5.1.4 Ориентировочное значение ширины зоны (полосы) влияния, считая от оси крайнего (внешнего) пути, составляет, м, не более:
200 - для железной дороги с обращением грузовых поездов;
60 - для железной дороги без обращения грузовых поездов.
Ориентировочное значение ширины зоны (полосы) влияния, считая от оси крайнего (внешнего) пути, для железнодорожных тоннелей составляет до 40 м.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
5.1.5 Оценку вибрации от движения железнодорожных поездов в жилых, административных и общественных помещениях, палатах медицинских организаций стационарного типа, санаториях, общеобразовательных и дошкольных образовательных организациях необходимо проводить в соответствии с 4.2.
Оценку динамического воздействия от движения поездов на несущую способность зданий и сооружений необходимо проводить в соответствии с 4.1.7.
Оценку динамического воздействия от движения поездов на размещаемое технологическое оборудование и производственные процессы необходимо проводить в соответствии с 4.1.8.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
5.1.6 Определяемыми параметрами вибрации в соответствии с настоящим сводом правил являются:
Определение корректированных значений виброскорости и виброускорения следует выполнять посредством измерений или расчетом по формулам (4.1)-(4.4), принимая функции частотной коррекции для вертикального и горизонтального направлений по таблице 4.4.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
5.1.7 При проектировании в селитебной зоне железнодорожных линий, а также при проектировании зданий и сооружений, попадающих в зону влияния линии железной дороги, необходимо выполнение условий (4.1.5, 4.2.2):
При проверке условий (5.3) в качестве ожидаемых значений вибрации в оцениваемом здании и сооружении принимать значения, рассчитанные на поверхности грунта в месте расположения фундамента проектируемого здания, не допускается.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
5.1.8 В случае, когда прогнозируемые значения вибрации превышают допустимые значения, т.е. имеет место нарушение условий (5.3), следует предусматривать специальные виброзащитные мероприятия и устройства:
- виброизоляция верхнего строения пути в соответствии с разделом 7;
- виброизоляция зданий и сооружений, в том числе устройство систем акустической защиты, в соответствии с разделом 8;
- изменение скорости, интенсивности движения и категории подвижных составов;
- иные организационные мероприятия (ограничение движения подвижных составов в ночное время, выбор для перемещения грузовых поездов, наиболее удаленных относительно приемника воздействия путей, обточка колесных пар, устройство бесстыковых участков пути напротив приемника воздействия, смазка головки рельса, увеличение расстояния между источником и приемником вибрации).
Выбор средств защиты от вибрации и переизлучаемого структурного шума проводят с учетом их эффективности и экономической целесообразности.
Примечания
1 Перечисленные мероприятия следует предусматривать в случае превышения требований по структурному шуму.
2 В соответствии с ГОСТ Р ИСО 14837-1 наиболее эффективным способом виброизоляции является виброизоляция "в источнике", т.е. применение виброзащитной конструкции верхнего строения пути.
3 В качестве дополнительных мероприятий по снижению вибрации в зданиях и сооружениях, попадающих в зону влияния железнодорожной линии, допускается рассматривать изменение свойств грунта и устройство барьерных ограждений (например, по технологии "стена в грунте"). Обоснование их эффективности по снижению динамического воздействия выполняют в рамках научно-технического сопровождения проектирования и строительства.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
5.1.9 Прогноз вибрации в зданиях и сооружениях, попадающих в зону влияния железной дороги, осуществляют в два этапа.
5.1.9.1 Этап I. При оценке воздействия вибрации, создаваемой железнодорожным транспортом, на здания и сооружения, располагаемые в зоне влияния путей, на этапе разработки проектной документации (или в случае разработки тома обоснования инвестиций) следует пользоваться требованиями 5.2.
В этом случае определяют уровни вибрации в помещениях зданий и сооружений и проводят их оценку на соответствие разделу 4.
5.1.9.2 Этап II. В случае наличия по результатам расчета по 5.1.9.1 незначительных (до 1 дБ в низкочастотной области (ниже октавной полосы со среднегеометрической частотой 31,5 Гц) нормируемого диапазона), существенных (свыше 20 дБ в октавной полосе со среднегеометрической частотой 16 Гц) превышений уровней вибрации, полученных по результатам расчета по методике 5.2, а также для более детального проектирования систем виброизоляции пути или здания следует руководствоваться требованиями 5.3.
Примечание - Расчет по этапу II (5.1.9.2) выполняют после выполнения расчета по этапу I (5.1.9.1), если иное не указано в техническом задании (или задании на проектирование).
Пункт 5.1.9 (Измененная редакция, Изм. N 2).
5.1.10 Динамические характеристики грунтов, необходимые для расчета величин вибрации в зданиях, определяют в процессе геологических изысканий или на основе лабораторных динамических испытаний по ГОСТ 12248.3, ГОСТ 12248.9, ГОСТ 12248.10, ГОСТ Р 56353 или прямых измерений на месте (методика приведена в [6]).
К динамическим параметрам грунтов относят:
В рамках технического задания может быть внесено требование о предоставлении графика деградации модуля сдвига и коэффициента демпфирования.
Испытания для определения параметров а)-г) следует вести параллельно на приборе трехосного сжатия (диаметр образцов не менее 70 мм) и резонансной колонке (диаметр образцов не менее 50 мм) по ГОСТ Р 56353. Используемое оборудование должно иметь свидетельства об утверждении типа средств измерений, утвержденное в установленном порядке, а также свидетельство о поверке. У организации, выполняющей испытания для определения динамических параметров, должна быть лицензия на осуществление деятельности, составляющей предмет технического задания, а также аттестат аккредитации грунтовой лаборатории с областью аккредитации, включающей ГОСТ Р 56353.
Ориентировочные значения параметров различных типов грунтов приведены в приложении А.
Примечания
1 В рамках технического задания (или задания на проектирование) может быть внесено требование о предоставлении параметров динамического модуля упругости и модуля сдвига на других частотах из ряда 1, 2, 5, 10, 15, 20, 25, 30, 40, 50, 100 Гц в случае, если доминирующие частоты динамического воздействия для данных категорий подвижного состава и типа ВСП выделяются для более низких частот. При этом динамические параметры грунтов должны быть определены для минимум двух частот из указанного ряда.
2 Динамические параметры по д), е) могут быть получены из а), б) и, наоборот, по методике [6]. Достаточным для расчетов является задание каких-либо двух параметров: а), б) либо д), е).
(Измененная редакция, Изм. N 2).
Влияние вибрации на осадки здания допускается оценивать с учетом таблицы Г.1 настоящего свода правил и подраздела 6.14 СП 22.13330.2016.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
5.2 Расчет для этапа I*
________________
* Измененная редакция, Изм. N 2.
5.2.1 Общие положения
5.2.1.1 Прогнозирование значений виброскорости в зданиях и сооружениях и подбор виброзащитных мероприятий проводят в такой последовательности:
а) оценивают значения вибрации верхнего строения пути (ВСП) железной дороги, при наличии соответствующих экспериментальных данных, или поверхности грунта на расстоянии 8 м от оси железной дороги в соответствии с 5.2.2, с учетом текущего состояния железнодорожного пути (оценка текущего состояния приведена в [2]) и скорости обращения подвижного состава в соответствии с 5.2.2.4 и 5.2.2.5;
в) определяют массовые, динамические упругие и диссипативные параметры слагающих грунтов: плотность, скорости продольных и поперечных волн и коэффициент потерь в каждом слое по 5.1.10;
г) определяют ожидаемые значения виброскорости на поверхности грунта в соответствии с 5.2.3;
д) определяют ожидаемые значения виброскорости поверхности фундамента здания в соответствии с 5.2.4;
е) определяют ожидаемые значения виброскорости несущих элементов здания (перекрытий и стен) в соответствии с 5.2.5;
ж) выполняют проверку условий (подраздел 5.3);
з) в случае нарушения условий (5.3) осуществляют подбор и проектирование виброзащитных мероприятий по 5.1.8;
и) оценивают эффективность спроектированных виброзащитных мероприятий, повторно выполняя расчет по перечислениям г)-ж) настоящего пункта и проверку соответствия 5.1.7.
Расчет выполняют с учетом требований ГОСТ 27751.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
Указанные коэффициенты и частотно-зависимые функции допускается определять, как путем расчета, так и на основании статистических данных натурных измерений. При применении результатов натурных измерений следует учитывать положения 5.2.2.2.
Формула (5.4) справедлива при вычислении нормируемых разделом 4 параметров как для вертикальной, так и для горизонтальной составляющих колебаний с учетом замены соответствующих частотно-зависимых функций в зависимости от направления воздействия.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
5.2.1.4 При движении поездов в тоннелях расчет допускается выполнять по методике СП 465.1325800, установленной при наличии исходной информации: скорости колебаний лотка и обделки тоннеля для категорий поездов, движущихся по данной линии. Исходные данные определяют на основе прямых измерений на объекте или объекте-аналоге по ГОСТ 31185 с учетом 5.2.2.2.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
5.2.2 Определение параметров исходного динамического воздействия
5.2.2.1 Определение параметров исходного динамического воздействия проводят в соответствии с приложением Б для каждой категории поездов (таблица 4.1), движущихся по исследуемому участку линии железной дороги. При этом должен быть получен спектр исходного динамического воздействия в третьоктавных полосах со среднегеометрическими частотами 1-250 Гц, выделяющихся над уровнем фона (при условии превышения значений параметров вибрации в указанных полосах над соответствующими параметрами фоновой вибрации более чем в два раза (на 6 дБ)).
(Измененная редакция, Изм. N 2).
5.2.2.2 На стадии разработки технико-экономического обоснования (ТЭО) или предпроектных проработок величины исходного динамического воздействия (виброскорость верхнего строения пути, поверхности грунта на расстоянии от оси пути) допускается оценивать на основе результатов натурных измерений, проведенных на эксплуатируемых участках линий железной дороги (объект-аналог), имеющих аналогичную конструкцию верхнего строения пути, аналогичный парк подвижного состава, двигающегося на схожих с исследуемым участком скоростях, а также находящегося в аналогичных, как и проектируемый участок, инженерно-геологических условиях. При этом различие (между объектом-аналогом и исследуемым участком) свойств грунта, скорости движения поездов и осевой нагрузки не должно превышать 15%.
Для получения доступа к полной версии без ограничений вы можете выбрать подходящий тариф или активировать демо-доступ.