ГОСТ 33200-2014
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ОСИ КОЛЕСНЫХ ПАР ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
Общие технические условия
Axles for wheelsets of railway rolling stock. General specifications
МКС 45.060
Дата введения 2015-11-01
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2009 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта (ОАО "ВНИИЖТ"), Открытым акционерным обществом "Уральский институт металлов" (ОАО "УИМ"), Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский институт вагоностроения" (ОАО "НИИ вагоностроения")
2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 524 "Железнодорожный транспорт"
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 22 декабря 2014 г. N 73-П)
За принятие стандарта проголосовали:
|
|
|
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Азербайджан | AZ | Азстандарт |
Армения | AM | Минэкономики Республики Армения |
Беларусь | BY | Госстандарт Республики Беларусь |
Казахстан | KZ | Госстандарт Республики Казахстан |
Киргизия | KG | Кыргызстандарт |
Молдова | MD | Молдова-Стандарт |
Россия | RU | Росстандарт |
Таджикистан | TJ | Таджикстандарт |
Туркменистан | TM | Главгосслужба "Туркменстандартлары" |
Узбекистан | UZ | Узстандарт |
Украина | UA | Минэкономразвития Украины |
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 5 июня 2015 г. N 564-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33200-2014 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 ноября 2015 г.
5 Настоящий стандарт соответствует следующим европейскому и международному стандартам: EN 13261:2009* Railway applications - Wheelsets and bogies - Axles - Product requirements (Железнодорожный транспорт. Колесные пары и тележки. Оси. Требования к продукции, NEQ); ISO 1005-3:1982 Railway rolling stock material - Part 3: Axles for tractive and trailing stock - Quality requirements (Подвижной состав железных дорог. Часть 3. Оси для тяговых и прицепных вагонов. Требования к качеству, NEQ)
6 Настоящий стандарт может быть применен на добровольной основе для соблюдения требований технических регламентов "О безопасности железнодорожного подвижного состава" и "О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта"
7 ВЗАМЕН ГОСТ 31334-2007, ГОСТ 22780-93
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты" (по состоянию на 1 января текущего года), а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 10, 2017 год
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на черновые оси и чистовые оси исполнения УХЛ по ГОСТ 15150 для колесных пар грузовых вагонов, пассажирских вагонов локомотивной тяги, локомотивов, моторвагонного подвижного состава (далее - МВПС), специального железнодорожного подвижного состава (далее - СПС) и подвижного состава метрополитена.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 9.014-78 Единая система защиты от коррозии и старения. Временная противокоррозионная защита изделий. Общие требования
ГОСТ 15.309-98 Система разработки и постановки продукции на производство. Испытания и приемка выпускаемой продукции. Основные положения
ГОСТ 1497-84 (ИСО 6892-84) Металлы. Методы испытаний на растяжение
ГОСТ 1778-70 (ИСО 4967-79) Сталь. Металлографические методы определения неметаллических включений
ГОСТ 2789-73 Шероховатость поверхности. Параметры и характеристики
ГОСТ 2999-75 Металлы и сплавы. Метод измерения твердости по Виккерсу
ГОСТ 4728-2010 Заготовки осевые для железнодорожного подвижного состава. Технические условия
ГОСТ 5639-82 Стали и сплавы. Методы выявления и определения величины зерна
ГОСТ 7565-81 (ИСО 377-2-89) Чугун, сталь и сплавы. Метод отбора проб для определения химического состава
ГОСТ 7566-94 Металлопродукция. Приемка, маркировка, упаковка, транспортирование и хранение
ГОСТ 8233-56 Сталь. Эталоны Микроструктуры
ГОСТ 9378-93 (ИСО 2632-1-85, ИСО 2632-2-85) Образцы шероховатости поверхности (сравнения). Общие технические условия
ГОСТ 9454-78 Металлы. Метод испытания на ударный изгиб при пониженных, комнатной и повышенных температурах
ГОСТ 10243-75 Сталь. Методы испытаний и оценки макроструктуры
ГОСТ 11018-2011 Колесные пары тягового подвижного состава железных дорог колеи 1520 мм. Общие технические условия
ГОСТ 14192-96 Маркировка грузов
ГОСТ 14782-86 Контроль неразрушающий. Соединения сварные. Методы ультразвуковые
ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды
ГОСТ 17745-90 Стали и сплавы. Методы определения газов
ГОСТ 18321-73 Статистический контроль качества. Методы случайного отбора выборок штучной продукции
ГОСТ 18895-97 Сталь. Метод фотоэлектрического спектрального анализа
ГОСТ 19300-86 Средства измерений шероховатости поверхности профильным методом. Профилографы-профилометры контактные. Типы и основные параметры
ГОСТ 21014-88 Прокат черных металлов. Термины и определения дефектов поверхности
ГОСТ 21105-87 Контроль неразрушающий. Магнитопорошковый метод
ГОСТ 21120-75 Прутки и заготовки круглого и прямоугольного сечения. Методы ультразвуковой дефектоскопии
ГОСТ 21650-76 Средства скрепления тарно-штучных грузов в транспортных пакетах. Общие требования
ГОСТ 22536.0-87 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Общие требования к методам анализа
ГОСТ 22536.1-88 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения общего углерода и графита
ГОСТ 22536.2-87 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения серы
ГОСТ 22536.3-88 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения фосфора
ГОСТ 22536.4-88 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения кремния
ГОСТ 22536.5-87 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения марганца
ГОСТ 22536.7-88 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения хрома
ГОСТ 22536.8-87 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения меди
ГОСТ 22536.9-88 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения никеля
ГОСТ 28033-89 Сталь. Метод рентгенофлюоресцентного анализа
ГОСТ 30552-98 Заготовки профильные (необработанные оси) для подвижного состава железных дорог колеи 1520 мм. Припуски и допуски
ГОСТ 31373-2008 Колесные пары локомотивов и моторвагонного подвижного состава. Расчеты и испытания на прочность
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 21014, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 заготовка осевая: Заготовка квадратного или круглого сечения, подвергаемая горячему деформированию и предназначенная для изготовления черновой оси.
3.2 ось: Элемент колесной пары подвижного состава, представляющий собой цельную деталь круглого поперечного сечения, имеющую разные диаметры по длине в зависимости от частей и усилий, возникающих в них.
3.3 черновая ось (профильная заготовка): Ось, полученная методом горячего деформирования из осевой заготовки, подвергнутая термической обработке, имеющая припуски для окончательной механической обработки и прошедшая неразрушающий контроль.
3.4 чистовая ось: Ось, прошедшая окончательную механическую обработку, подвергнутая упрочнению поверхности накатыванием роликами и прошедшая неразрушающий контроль.
3.5 чистовая ось полая: Чистовая ось с центральным сквозным отверстием, проходящим через всю ось в продольном направлении.
3.6 окончательная механическая обработка: Обработка черновой оси при помощи механического воздействия с целью придания оси формы, размеров и параметров шероховатости, предусмотренных конструкторской документацией на чистовую ось.
3.7 прозвучиваемость: Проницаемость оси для продольных ультразвуковых волн в осевом направлении, оцениваемая отношением амплитуды эхо-сигнала от противоположного торца оси к амплитуде эхо-сигнала от плоской (донной) поверхности на глубине 59 мм в стандартном образце СО-2 по ГОСТ 14782.
3.8 заказчик: Предприятие, организация или объединение, по заявке и договору с которым осуществляются разработка, производство и/или поставка осей.
3.9 потребитель: Организация или иное юридическое лицо, приобретающее и/или использующее оси по назначению.
4 Классификация
4.1 Оси классифицируют:
- по точности изготовления - на классы 1 и 2 (требования к осям классов 1 и 2 по допускам формы и расположения поверхностей - в соответствии с 5.2.1.1, по параметрам шероховатости поверхностей - в соответствии с 6.2.9);
- по металлургическому качеству - на категории А и В (требования к осям категорий А и В по уровню загрязненности стали неметаллическими включениями - в соответствии с 6.1.11).
4.2 Рекомендуемая область применения осей для железнодорожного подвижного состава с учетом классификации и в зависимости от конструкции осей, максимальной расчетной статической нагрузки от колесной пары на рельсы (далее - осевой нагрузки), типа и конструкционной скорости железнодорожного подвижного состава - в соответствии с таблицей 1.
Таблица 1 - Рекомендуемая область применения осей для железнодорожного подвижного состава и подвижного состава метрополитена
|
|
|
|
|
|
|
Макси- мальная расчетная осевая нагрузка, кН (тс) | Тип, конструкционная скорость подвижного состава, км/ч | |||||
| Грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги, подвижной состав метрополитена | МВПС, СПС 160 | Локомотивы, 160 | Локомо- тивы, МВПС, СПС >160 | ||
| 120 | 120< 160*** | 160< 200**** |
|
|
|
230,5 (23,5) | РУ1Ш(А.1)** В, 2 | РУ1Ш(А.1), РВ1Ш(А.4), РВЗШ(А.5)** В, 2 | РВ1Ш(А.4)** В, 2 | РУ1Ш(А.1), РМ(А.3)** В, 2 | (А.6, А.7, А.8)** В, 2 | * А,1 |
245,2 (25,0) | РВ2Ш(А.2)** В, 2 | - | * В, 2 | (А.6, А.7, А.8)** В, 2 | * А, 1 | |
264,8 (27,0) | РВ2Ш(А.2)** В, 2 | - | - | (А.6, А.7, А.8)** В, 2 | * А, 1 | |
294,2 (30,0) | * В, 2 | - | - | - | - | |
* Конструкция осей - по конструкторской документации, согласованной с заказчиком и с владельцем инфраструктуры.
**Допускается применение осей других конструкций по конструкторской документации, согласованной с заказчиком и с владельцем инфраструктуры.
*** Для осей колесных пар пассажирских вагонов локомотивной тяги максимальная расчетная осевая нагрузка - 176,6 кН (18,0 тс).
**** Для осей колесных пар пассажирских вагонов локомотивной тяги максимальная расчетная осевая нагрузка - 166,8 кН (17,0 тс).
Примечания
1 В числителе приведен тип оси и в скобках - номер рисунка приложения А, в знаменателе - категория по неметаллическим включениям и класс точности изготовления.
2 Буквы, указанные в наименовании типов осей (в скобках), обозначают: Р - ось с роликовыми подшипниками, М - моторная ось, В - вагонная ось, У - унифицированная ось, Ш - ось с креплением подшипников буксового узла при помощи шайбы.
|
5 Конструкция и размеры
5.1 Черновые оси
5.1.1 Размеры, допуски формы и расположения поверхностей, припуски на механическую обработку черновых осей должны соответствовать ГОСТ 30552.
5.2 Чистовые оси
5.2.1 Чистовые оси могут быть сплошными и полыми.
5.2.1.1 Основные размеры, допуски формы и расположения поверхностей чистовых осей класса точности изготовления 2 для колесных пар грузовых вагонов, пассажирских вагонов локомотивной тяги, МВПС, СПС и подвижного состава метрополитена должны соответствовать рисункам А.1-А.5 и таблице А.1 (приложение А), а для колесных пар локомотивов - рисункам А.6-А.8 (приложение А).
Допуски формы и расположения поверхностей чистовых осей класса точности изготовления 2, не указанных в приложении А, и чистовых осей класса точности изготовления 1 для колесных пар грузовых вагонов, пассажирских вагонов локомотивной тяги, СПС, подвижного состава метрополитена - в соответствии с таблицей 2, а чистовых осей для колесных пар локомотивов, МВПС - по ГОСТ 11018.
Конструкторская документация на оси должна быть согласована с владельцем инфраструктуры*.
________________
* В Российской Федерации владелец инфраструктуры определяется федеральным законом в сфере железнодорожного транспорта, в остальных странах СНГ и Балтии его роль выполняют соответствующие национальные органы управления железнодорожным транспортом.
Таблица 2 - Допуски формы и расположения поверхностей чистовых осей для колесных пар грузовых вагонов, пассажирских вагонов локомотивной тяги, СПС и подвижного состава метрополитена
|
|
|
|
Часть оси | Наименование показателя | Допуски формы и расположения поверхностей (мм, не более) для осей класса точности изготовления | |
|
| 1 | 2 |
Шейка | Круглость | 0,015 | 0,015 |
| Радиальное биение | 0,03 | 0,3 |
Предподступичная часть | Круглость | 0,015 | 0,015 |
| Радиальное биение | 0,03 | 0,3 |
Подступичная часть | Круглость | 0,015 | 0,025 |
| Радиальное биение | 0,03 | 0,3 |
Шейка под посадку дискового тормоза | Круглость | 0,015 | 0,025 |
| Радиальное биение | 0,03 | 0,03 |
Средняя часть | Радиальное биение | 0,3 | 1,0 |
Центральное отверстие полой оси | Соосность | 0,5 | 0,5 |
5.2.2 Зазор между профилем галтелей чистовых осей и шаблонами должен быть не более 0,4 мм.
5.2.3 Для обеспечения плавного захода оси в ступицу колеса при запрессовке наружный конец подступичной части чистовой оси должен иметь заходный конус длиной от 7 до 15 мм с разностью наибольшего и наименьшего диаметров не более 2 мм. Заходный конус должен быть выполнен до упрочнения накатыванием роликами.
Допускается изготовление заходного конуса после накатывания с последующим сглаживанием роликом.
Параметр шероховатости поверхности Ra на переходе от конусной части оси к цилиндрической части не должен превышать 1,25 мкм по ГОСТ 2789.
5.2.4 Допуск профиля продольного сечения чистовых осей относится ко всей длине поверхности шейки, предподступичной и подступичной частей. При наличии конусообразности предподступичной и подступичной частей оси больший диаметр должен находиться со стороны, ближайшей к середине оси.
Допуск профиля продольного сечения и допуск крутости допускается выдерживать на подступичной части на длине ее сопряжения со ступицами колеса и тормозного диска, а на предподступичной части - на длине ее сопряжения с деталями буксового узла.
5.3 Условное обозначение осей при заказе
5.3.1 Схема и пример условного обозначения черновых осей:
|
Пример условного обозначения оси из стали марки ОС, категории уровня загрязненности стали неметаллическими включениями В, изготовленной по ГОСТ 31334 и по чертежу:
Ось ОС - В - ГОСТ 31334 - номер чертежа.
5.3.2 Схема и пример условного обозначения чистовых осей:
|
Пример условного обозначения оси типа РУ1Ш, из стали марки ОС, категории уровня загрязненности стали неметаллическими включениями В, класса точности изготовления 2, изготовленной по ГОСТ 31334 и по чертежу:
Ось РУ1Ш - ОС - В - 2 - ГОСТ 31334 - номер чертежа.
6 Технические требования
6.1 Черновые оси
6.1.1 Черновые оси изготавливают из осевых заготовок по ГОСТ 4728, непосредственно из слитков или непрерывнолитых заготовок.
6.1.2 Черновые оси изготавливают методами горячего формообразования: свободной ковкой, штамповкой, винтовой прокаткой и радиально-ротационной ковкой.
6.1.3 Степень укова или обжатия металла при изготовлении черновых осей для колесных пар железнодорожного подвижного состава должна быть не менее 3, для колесных пар подвижного состава метрополитена - не менее 5.
6.1.4 Черновые оси допускается изготавливать с технологическим припуском для изготовления образцов, при этом диаметр припуска должен быть не менее диаметра шейки оси.
6.1.5 После формообразования черновые оси должны быть подвергнуты термической обработке - нормализации или нормализации с последующим отпуском. Все операции термической обработки следует осуществлять при автоматической регистрации ее режимов.
6.1.6 Механические свойства термообработанных черновых осей из стали по ГОСТ 4728 должны соответствовать значениям, указанным в таблице 3.
Таблица 3 - Механические свойства стали черновых осей
|
|
|
|
|
Временное сопротивление разрыву , Н/мм | Предел текучести , Н/мм | Относительное удлинение ,% | Ударная вязкость KCU при 20°С, Дж/см | |
| не менее | Среднее значение, не менее | Минимальное значение, не менее | |
Образцы из шейки или технологического припуска | ||||
600-625 | 310 | 20,0 | 54 | 39 |
630 и более | 330 | 19,0 | 44 | 34 |
Образцы из подступичной части | ||||
580-615 | 300 | 20,0 | 49 | 34 |
620-645 | 310 | 19,0 | 39 | 29 |
650 и более | 325 | 18,0 | 34 | 29 |
Примечания
1 Испытания на образцах из подступичной части проводят при получении отрицательных результатов испытаний на образцах из шейки или технологического припуска.
2 При изготовлении черновых осей методами винтовой прокатки или свободной ковки нормы для образцов из шейки или технологического припуска такие же, как и для образцов из подступичной части. |
6.1.7 Допускается изготавливать черновые оси, в том числе оси для колесных пар подвижного состава с конструкционной скоростью более 200 км/ч, из сталей других марок и с другими механическими свойствами не ниже приведенных в таблице 3 по техническим условиям, согласованным с владельцем инфраструктуры.
6.1.8 Правку черновых осей проводят в горячем состоянии после нагрева под нормализацию или после отдельного нагрева до температуры не выше 700°С без последующей термообработки. Температура осей в конце процесса правки должна быть не ниже 600°С.
6.1.9 Поверхность черновых осей должна быть очищена от окалины, глубина залегания дефектов не должна превышать 75% одностороннего фактического припуска на механическую обработку осей. Для определения глубины залегания видимых дефектов предприятие-изготовитель должно выполнять контрольные местные вырубки (зачистки).
Допускается по согласованию с заказчиком не производить очистку от окалины черновых осей при их изготовлении методами винтовой прокатки и радиально-ротационной ковки. Глубина залегания наружных дефектов при этом не должна превышать 85% одностороннего фактического припуска на механическую обработку.
В случае изготовления черновых и чистовых осей на одном предприятии, допускается не очищать черновые оси от окалины.
На поверхности черновых осей, изготовленных методом винтовой прокатки, допускается след от валков, высота которого не входит в поле предельных отклонений по диаметру, установленных в конструкторской документации.
6.1.10 Макроструктура черновых осей должна соответствовать ГОСТ 4728.
6.1.11 Загрязненность стали черновых осей неметаллическими включениями по ГОСТ 1778 не должна превышать значений, указанных в таблице 4.
Таблица 4 - Загрязненность стали черновых осей неметаллическими включениями
|
|
|
|
|
Тип включений | Условное обозначение включений | Средний балл, не более, для осей категорий | ||
|
| А | В | |
|
|
| из непрерывнолитых заготовок | из слитков |
Сульфиды | С | 1,5 | 2,5 | 3,5 |
Оксиды строчечные | ОС | 1,5 | 2,5 | 3,5 |
Силикаты пластичные | СП | 1,5 | 2,5 | 3,5 |
Силикаты хрупкие | СХ | 1,5 | 2,5 | 3,5 |
Силикаты недеформирующиеся | СН | 1,5 | 2,5 | 3,5 |
6.1.12 Микроструктура металла черновых осей, изготовленных из стали по ГОСТ 4728 и прошедших термическую обработку, должна быть однородной перлитно-ферритной.
Величина действительного зерна металла осей из стали по ГОСТ 4728 должна быть не менее номера 5 по ГОСТ 5639.
6.1.13 Черновые оси должны быть подвергнуты ультразвуковому контролю на прозвучиваемость с одного торца и ультразвуковому контролю на отсутствие внутренних дефектов с обоих торцов.
6.1.13.1 При контроле осей на прозвучиваемость на частоте от 2 до 2,5 МГц разница между амплитудой эхо-сигнала от противоположного торца оси и амплитудой эхо-сигнала от плоской (донной) поверхности на глубине 59 мм в СО-2 по ГОСТ 14782 не должна превышать 46 дБ.
Параметр шероховатости поверхности Ra торца оси, предназначенной для контроля прозвучиваемости, не должен превышать 6,3 мкм по ГОСТ 2789.
6.1.13.2 При контроле осей на внутренние дефекты с торца продольными волнами в осевом направлении не допускаются дефекты, амплитуда эхо-сигналов от которых равна или превышает амплитуду эхо-сигнала от эталонного плоскодонного отражателя, залегающего на той же глубине относительно ультразвукового преобразователя, что и дефект, и имеющего диаметр:
6.1.14 На каждой черновой оси на средней части или на шейке должны быть нанесены методом горячего деформирования отчетливо читаемые знаки маркировки высотой от 10 до 15 мм и глубиной от 1 до 3 мм через тире или с промежутками.
Для обеспечения читаемости маркировки при хранении черновых осей "навалом" допускается наносить дублирующую маркировку на торцы осей.
6.1.14.1 На черновые оси, изготовленные из осевых заготовок, наносят арабскими цифрами маркировку, включающую:
- две последние цифры года изготовления;
- номер плавки;
- порядковый номер оси по системе нумерации предприятия-изготовителя, начинающийся с условного номера предприятия-изготовителя по [1].
Перед однозначным условным номером предприятия-изготовителя ставят три нуля, перед двузначным - два нуля, перед трехзначным - один нуль. Для черновых осей, изготовленных методом винтовой прокатки, нули перед условным номером предприятия-изготовителя не ставят.
Черновым осям для подвижного состава метрополитена присваивают условный номер плавки по системе нумерации предприятия-изготовителя.
Повторение порядкового номера осей у одного предприятия-изготовителя в течение календарного года не допускается.
Допускается оставлять промежуток между условным номером предприятия-изготовителя и порядковым номером оси.
Пример маркировки черновой оси, изготовленной в 2011 году из плавки с номером 17248 на предприятии с условным номером 5, имеющей порядковый номер 30085:
11 17248 00
05 30085.
6.1.14.2 На черновые оси, изготовленные непосредственно из слитков или из непрерывнолитых заготовок, наносят арабскими цифрами маркировку, включающую:
- две последние цифры года изготовления;
- номер плавки;
- порядковый номер оси по системе нумерации предприятия-изготовителя, начинающийся с условного номера предприятия-изготовителя по [1].
Пример маркировки черновой оси, изготовленной в 2011 году из плавки с номером 17248 на предприятии с условным номером 5, имеющей порядковый номер 30085:
11 17248 5 30085.
Дополнительно на головных концах черновых осей, изготовленных из слитков, наносят в холодном состоянии литеры:
- A - на осях, изготовленных из головной (верхней) части слитка;
- B - на осях, изготовленных из части слитка, следующей за головной.
6.1.14.3 Каждая черновая ось должна иметь клейма службы технического контроля предприятия-изготовителя и представителя заказчика или владельца инфраструктуры, для нанесения которых должно быть оставлено место или площадка на цилиндрической части или на торце оси.
6.2 Чистовые оси
6.2.1 Чистовые оси изготавливают из черновых осей.
6.2.2 На поверхности чистовых осей не допускаются дефекты в виде черновин, трещин, раскатанных газовых пузырей.
Требования к недопустимым и допустимым размерам и количеству волосовин на поверхности чистовых осей для колесных пар железнодорожного подвижного состава с конструкционной скоростью до 160 км/ч указаны в таблице 5.
На осях для колесных пар железнодорожного подвижного состава с конструкционной скоростью более 160 км/ч поперечные волосовины не допускаются, а продольные волосовины допускаются длиной не более 6 мм на всех частях осей за исключением галтелей.
Таблица 5 - Требования к недопустимым и допустимым размерам и количеству волосовин на поверхности чистовых осей
|
|
|
Часть чистовой оси | Тип железнодорожного подвижного состава | |
| Грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги* | Локомотивы, МВПС, СПС** |
Галтель | Не допускаются | Не допускаются |
Цилиндрическая часть шейки *** | Допускаются, если: | Допускаются, если: |
| - длина отдельной волосовины не более 10 мм; | - длина отдельной волосовины не более 10 мм; |
| - не более 3 волосовин в любом поперечном сечении; | - не более 2 волосовин в любом поперечном сечении; |
| - не более 5 волосовин на всей поверхности шейки | - не более 4 волосовин на всей поверхности шейки |
Предподступичная и подступичная часть*** | Допускаются, если: | Допускаются, если: |
| - длина отдельной волосовины не более 25 мм; | - длина отдельной волосовины не более 15 мм; |
| - не более 3 волосовин в любом поперечном сечении | - не более 2 волосовин в любом поперечном сечении |
Средняя часть*** | Допускаются, если: | Допускаются, если: |
| - длина отдельной волосовины не более 50 мм; | - длина отдельной волосовины не более 25 мм; |
| - не более 3 волосовин в любом поперечном сечении | - не более 2 волосовин в любом поперечном сечении |
* При нескученном и нестрочечном расположении допускаются без ограничения количества волосовины длиной не более 3 мм на всех частях осей, за исключением галтелей.
** При нескученном и нестрочечном расположении допускаются без ограничения количества волосовины длиной не более 2 мм на шейке и не более 3 мм на всех остальных частях осей, за исключением галтелей.
*** При нестрочечном расположении допускаются без ограничения количества волосовины длиной до 1 мм на всех частях осей, за исключением галтелей. При нескученном расположении допускаются без ограничения количества волосовины длиной не более 1 мм на шейке и не более 2 мм на всех остальных частях осей, за исключением галтелей.
Примечания
1 Скученным считают расположение волосовин, при котором их количество на площадке размером 50 50 мм на любой части оси превышает 5 шт. 2 Строчечным считают последовательное расположение волосовин на поверхности оси вдоль ее образующей. Волосовины, составляющие одну строчку и имеющие длину на шейке менее 10 мм, на подступичной или предподступичной части - менее 15 мм и на средней части оси - менее 20 мм, принимают за одну волосовину длиной, равной общей длине отрезка, на котором они расположены. |
Для получения доступа к полной версии без ограничений вы можете выбрать подходящий тариф или активировать демо-доступ.